Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 5:48
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Орловская область — Россия Февраль 2017

Три с половиной часа на «Ласточке» — и мы уже в Мценске. На вокзале нас уже ожидал гид с микроавтобусом.

Мценск встретил нас прекрасной солнечной погодой, лёгким морозцем. Наша длинная зима, особенно в этом году, солнышком не баловала, поэтому яркий снег, блестящий на солнце, и ярко-голубое небо вызвали прямо-таки щенячий восторг.

Масленица в Спасском-Лутовинове

А эта картина напомнила «Февральскую лазурь» Игоря Грабаря.

Не останавливаясь в городе, за полчаса мы доехали до Спасского.

Спасское-Лутовиново принадлежало матери Ивана Сергеевича Тургенева, и он провёл здесь детство и юность, не раз возвращался в зрелые годы, жил здесь подолгу, ходил на охоту, писал, в том числе известные всем романы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Сюжеты «Записок охотника», «Муму» и многих других произедений тоже родом из Спасского. Сюда к Тургеневу приезжали Некрасов, Фет, Аксаков, Лев Толстой, актёр Михаил Щепкин.

От прежде богатой усадьбы, к сожалению, мало что осталось: дом дважды горел, после смерти Тургенева наследники вывезли в Орёл всю мебель и картины. Усадьба в 1921 году была объявлена государственным заповедником, благодаря чему постройки и парк были сохранены, а государство периодически выделяло деньги на реставрацию. Во время Великой Отечественной войны здесь были немцы, которые при отступлении всё заминировали. После освобождения Спасского в усадебных постройках располагался госпиталь для раненых, умерших от ран хоронили прямо в парке, под деревьями недалеко от дома.

Село Спасское было названо по церкви, которая в нём находилась. Упоминание о ней относится к 1780-м годам. Однако хозяин усадьбы помещик Иван Иванович Лутовинов, двоюродный дед Тургенева (дядя матери писателя), в 1808 году распорядился построить каменный храм Спаса Преображения на въезде в усадьбу.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Каменная церковь была освящена 26 июня 1809 года. В храме устроены 2 придела: первый — в честь Николая-чудотворца, второй — во имя великомученика Никиты. В 1816 году здесь обвенчались родители Тургенева, здесь же был похоронен его младший брат Сергей, умерший в 1837 году.

Место прежней деревянной церкви, над родовым склепом, в центре старого кладбища, заняла фамильная часовня.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Дорожка от церкви ведёт прямо к усадебному дому.

Барский дом представляет собой, на мой взгляд, довольно странное сооружение. Это восстановленные и объединённые остатки двух домов: первый был построен Лутовиновым по всем правилам классицизма, с колоннами и двумя полукруглыми флигелями, библиотекой и театром (он сгорел в 1839 году), второй, не имея возможности или желания восстанавливать прежний, Варвара Петровна обустроила вокруг старого помещения, где ранее жили музыканты. Получилось широкое в плане здание с одним полукруглым крылом.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Поразил цвет стен, не характерных для того времени — сиреневый. Однако экскурсовод привела цитату из документов, где указан именно этот цвет. Ну что ж, Варвара Петровна была дама своенравная, может быть, не хотела как у всех.

В Спасском-Лутовинове сохранены многие усадебные постройки. Прежде всего это флигель, построенный в 40-х годах XIX века для управляющих, в котором Тургенев жил во время ссылки в 1852–1853 годах. В главный дом были возвращены подлинные вещи, вывезенные после смерти Тургенева его наследниками.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Старый парк великолепен. Зимой не видно цветов, которые по традиции высаживают в усадьбе. Но впечатляют огромные старые деревья, и прежде всего дуб, который помнит Тургенева.

Старые липовые аллеи ведут к прудам, которые зимой совсем неинтересны, но летом, должно быть, очень красивы.

Масленица в Спасском-Лутовинове

За парком ухаживают, и это видно по тому, как он выглядит, как заботятся о его обитателях.

Наша поездка совпала масленой неделей. Наверно, при Варваре Петровне Масленицу праздновали по всем правилам, вот и для туристов в усадьбе устроили праздник.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Построили снежную крепость и приготовили чучело Масленицы, чтобы сжечь его в Прощёное воскресенье.

Ребятишки катались с горки.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Возле старой конюшни их ждала лошадка, чтобы покатать в санках по парку.

Всех угощали горячими блинами, чаем и сбитнем.

Но самое большое удовольствие я получила от замечательного действа, которое показали артисты. В течение часа они рассказывали о Масленице, о значении каждого её дня, демонстрировали обряды, танцевали и пели.

Масленица в Спасском-Лутовинове

Я не любитель всяческой обрядности, но они выступали так весело и задорно, что зрелище захватывало и поднимало настроение.

Послушайте одну из обрядовых песен.

Постепенно в круг вовлекали зрителей, и они с удовольствием отплясывали под замечательное пение артистов.

Масленица в Спасском-Лутовинове

В этот день было много солнца, свежего воздуха, музыки, песен, интересных рассказов. Чуть-чуть замёрзли, проголодались, поэтому с удовольствием отправилсь мимо села Спасское дальше, в Орёл.

Цикл материалов "Орловская область"