Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24

Ингушетия — Россия Февраль 2017

Еще осенью я задумалась о коротковременной туристической поездке на Кавказ, в те места, которые до сих пор в моем послужном туристическом списке отмечены белыми пятнами. Бесформенная мысль, блуждающая в голове и не находящая там конкретики, посоветовала помучить инет на предмет туристических агентств, исполняющих любые желания любознательных туристов. Но этот номер не прошел-к концу года агентства выдохлись, выполнив все программы, и затаились. Хотя у меня и маловато терпения, но каким-то образом удалось на пару-тройку месяцев занять выжидательную позицию.

Почему я решила воспользоваться турагентством? Вопрос прост — хотелось посетить места, где не ступала нога человека сложные по доступности и не особо раскрученные. А в такие, конечно редкие поездки, я без проблем езжу с туроператорами, полагаюсь на их знания и доверяю себя опытным гидам.

Начавшийся Новый год слишком медленно отсчитывал дни, но наконец-то в середине января в очередной раз терзая комп, я натолкнулась на перечень предлагаемых программ! Ну наконец-то, теперь не менее важный этап-выбрать подходящий вариант.

Списавшись с менеджером одной компании, я получила перечень программ интересующих меня направлений, а их было всего лишь три. Не густо, скорее даже маловато! Две из них отпали сразу, потому как в каждой из них были места, где уже бывала. Конечно, я не прочь вновь посетить и их, тем более, что в разные времена года даже посещенные и уже виденные места выглядят иначе, но пока решила держать курс в совершенно новом направлении, а именно: в Ингушетию

и Чечню.

Сразу уточню и успокою вас: тур выбирала и покупала отнюдь не вслепую, я четко знала, что именно хочу увидеть и, прочитав перечень мест, предполагаемых к посещению, мгновенно нажала кнопку и с радостью сделала свой выбор. Затем позвонила другу подруге и предложила насыщенные выходные взамен дивана, на что получила радостное согласие: экипаж был готов и ждал отправления.

Для всех вас, думаю, не в диковинку узнать, что как и вся страна, туриндустрия переживает кризис, и менеджерам туристических агентств, чтобы держаться на плаву и хоть как-то заинтересовать искушенного туриста, приходится изучать спрос и разрабатывать новые направления. В этой непродолжительной поездке я вплотную соприкоснулась с деталями и результатом таковых, с недоработками, косяками и что не мало важно-человеческим фактором, хотя я и не люблю списывать на этот счет элементарную безответственность.

Ингушское и чеченское направления ранее были представлены отдельными программами, собственно в Ингушетию туристов вывозили всего лишь три раза. В эту поездку был предложен пробный вариант объединенного маршрута с упором на Ингушетию: поздний выезд 22 февраля и раннее возвращение 26 февраля, чуть больше трех суток. Очень удобно-выехать после рабочего дня, а вернуться утром в воскресенье: есть возможность отдохнуть после насыщенного тура и почти двух ночей, проведенных в так называемом комфортабельном автобусе. Гладко пишется, да совсем не так все происходит в реальности…

Итак, поехали: в 22–00 рассаживаемся по местам, утрамбовываемся и отчаливаем в ночь. Дорога, пролегающая через два края (Краснодарский и Ставропольский), мимо Карачаево-Черкессии, через три республики (Кабардино-Балкарию, Северную Осетию-Аланию и Ингушетию) асфальтированная, расстояние 650 км и указанное в программе время в пути с учетом остановок на отдых- около 9 часов.

Я посчитала: 72, 2 км в час — нереально, особенно с количеством так называемых санитарных остановок и далее текст из программы: «Ориентировочное прибытие в поселок Армхи (Джейрахский район) и размещение на курорте Армхи в гостинице „Армхи“ в 9 часов». А куда подевались еще 2 часа?

Но пора послушать гида: слово «вайнах» в переводе с чеченского языка, «вейнах»-с ингушского состоит из двух частей: «вай»- наш, свой; «нах»- люди, народ, в дословном переводе — «наш народ». Самый важный фактор, послуживший единению ингушей и чеченцев — это религия. Ислам стал той нитью, которая породнила эти народы. Вайнахи — это, в первую очередь, религиозное сообщество с близкими диалектами нахского языка, и принадлежат они к древнейшему коренному населению Кавказа. Ингушетия — это самый маленький регион России. Ингуши — русское название народа, сами себя они называют гIалгIай (халхай).

Презентация новой программы, знакомство с туром и опытным гидом, а далее монотонное и размеренное раскачивание автобуса убаюкало и хотелось уже поспать, но нет: прошло два часа и пора делать остановку! А что вы обычно делаете по ночам, а если ночь выпадает на путь в путешествии? Думаю то же, что и я- спите или пытаетесь это делать. А в нашем случае вся ночь ушла на бесконечные санитарные остановки: убаюканные и провалившиеся в сон, мы с подругой вновь и вновь просыпались от галдящих и покидающих автобус туристов, потом возвращающихся и с трудом замолкающих. Другой напастью, чередующейся с первой, были многочисленные блок-посты!

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Только все тело провалилось в сон, Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко автобус опять тормозил, водитель включал свет, бодрые громогласые пограничники с автоматами приветствовали нас и в лучшем случае просто проверяли документы у водителя, в худшем-проходили по салону и пытались идентифицировать картинки в паспортах с сонной реальностью. Ну, а совсем из ряда вон был единственный случай, когда нас пригласили на проверку документов лично каждого к окошку и важный пограничник не только сверял данные паспортов с компьютером, а некоторых из нас для пущей важности еще и записывал в амбарную книгу. Меня, кстати, записал!))

В очередной раз я проснулась, когда автобус стоял на большом блок-посту, добрый пограничник тихонько проверил документы у водителя, пожелал счастливого пути и испарился: сглазил, никак позавидовал туристам, паразит! Автобус не успел тронуться, как другой военный подбежал со стороны водителя и вызвал его наружу, через минуту водитель вернулся и позвал напарника: все исчезли в ночи. А я сидела, смотрела в окно, наблюдала, как быстро темная ночь сменялась утром и удивлялась: что же там так долго делают с нашими водителями? А с ними ничего никто и не собирался делать, это они пытались устранить поломку автобуса. Минуты превратились в полчаса, 40 минут, 50 и наконец вздох облегчния-мы опять едем, но не долго. На очередной санитарной остановке после ряда манипуляций сзади автобуса, водители уже вообще не смогли его завести. Выйдя на трассу пытались остановить аналогичный транспорт, но, увы! Добренький водитель аналогичного автобуса все же нашелся да и то, только после того, когда один из наших туристов, взял в руки порванный «ремень» и им как флагом для пущей достоверности маячил перед собой! Автобус подъехал к нашему вплотную, произошло какое-то взаимодействие, наш, подумав -завелся, в салоне вздох облегчения и мы опять поехали. Но, как вы понимаете, общее счастье длилось не долго: в дальнейшем автобус останавливался когда и где одному ему было угодно. Вот он-горемыка!

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Мы все, проснувшиеся, озябшие (водители меньше всего думали о туристах и открытые двери автобуса впускали в салон порции бодрящего холодного утреннего воздуха), возмущающиеся, уже и голодные, пытавшиеся еще шутить, просили автобус в следующий раз сломаться где-нибудь, где есть еда или хотя бы кофе. А у меня в это голодное время в чемодане, в багажнике преспокойненько лежал пустой термос, взятый на всякий случай, но исключительно для внутренних переездов.

Пара остановок практически в степи дала возможность поснимать шикарный вид Кавказских гор

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

с хорошо видневшейся шапкой Казбека! Вот он-по центру фото.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Пару раз нас останавливали обычные ДПСники, в салоне уже начался опрос с пристрастием на тему: кто же грешен? Что за день такой и не лучше ли повернуть назад, ведь время приближалось уже к 11!

Но однажды автобус сжалился и сломался у заправочной станции сразу за Владикавказом, рядом с которой стоял автомат с кофе, который выбежавшие и радостные туристы облепили как мухи и выжали с него все, что в нем было! А наш несчастный замученный автобус больше вообще не заводился… Через полчаса приехал другой, взятый в наем, перегрузившись мы отправились далее и оставшиеся 40 км я как прынцесса сидела напротив огромного переднего окна, имея возможность видеть весь обзор и даже снимать! Вправо дорога ушла к пограничному посту Верхнему Ларсу, через который я уезжала в Грузию, как давно это было…

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Автобус поворачивает налево, опять блок-пост,

проезжает по мосту через горную реку Терек, спокойную в это время года и немноговодную. Есть несколько вариантов и предположений о происхождении названия реки, но мне больше всего нравится мнение физикогеографа Мурзаева, который объясняет, что в основе названия лежит тюркское терек — «тополь», — Терек-су — «тополиная река», красиво-не правда ли? Автобус уперся в последнюю преграду отделяющую нас от Ингушетии-красивые ворота и последний блок-пост,

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

но сначала проверка паспортов у всех без исключения, но как назло у нового водителя такового не оказалось, думали-все, приехали! Но как-то обошлось, вздох облегчения и мы уже едем по серпантину дорог Джейрахского района,

а с обеих сторон чудесные картинки, сменяющие одна другую, как кинолента: слева бархатные, песочного цвета горы,

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

справа -горный массив покрытый лесом, а по другую сторону-Грузия! Настроение, упавшее было ниже некуда-медленно, но уверенно поднимается вверх, радость накатывает, яркое солнце щекочет через стекло и заставляет жмурить глаза! Боже, а ведь не все так и плохо, как казалось последние полдня! Да, да, в наш отель, находящийся вон там, на самом верху с покатой яркой крышей мы попали в час дня!

Подведем итоги: 15 часов вместо якобы 9, как же это выдержали((и мы на горном курорте «Армхи», считающемся одним из самых крупных горных курортов, находящемся на высоте 1200 м над уровнем моря,

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

и здесь в среднем за год 140 солнечных дней и это мы уже чувствуем на себе!

Заселение прошло практически мгновенно, хоть и пришлось минут 10 тащить свою поклажу в гору, огромный автобус на виражах просто бы застрял!

Виды с террасы отеля шикарные!

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Нам безумно повезло-достался обычной, но главное-теплый номер, в то время как другие мерзли, особенно ночью, одевая на себя все, что было в рюкзаках и чемоданах.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Правда окнами номер выходил не на шикарную панораму гор, а на противоположную сторону-на канатно-кресельную дорогу, на которой позднее мы и поднялись до высоты 1520 метров над уровнем моря. Билет в одну сторону стоит 150 рублей.

На верху находится оригинальный ресторан «Эрзи», где нас должно было ждать приветственное национальное чаепитие.

Но увы-нас никто или уже не ждал, или не ждал вообще в принципе! Но время ожидания кроме фотографирования окрестностей

нам скрасил гид, достав из рюкзака бутылку коньяка, пару бутылок шампанского и кучу пластиковых стаканчиков. Прозвучали поздравительные дифирамбы защитникам Отечества, коих в нашей группе из 31 туриста было аж три человека!

А тут и угощение подоспело в виде травяного чая и горячих, только что с пылу-жару очень вкусных лепешек «чапильгаш», сделанных из тонкого теста на кефире с начинкой из творога, являющихся визитной карточкой вайнахской кухни.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Насытившиеся запоздалым чаепитием, согревшиеся и подобревшие мы теперь могли провести свое свободное время весьма интересно и разнообразно. Нам предлагалось несколько вариантов на выбор: покупаться в самом высокогорном в России подогреваемом закрытом бассейне,

заказать баню-сауну с бассейном, попариться в баньке

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

или покататься на лыжах-сноубордах, санках по оборудованным снежными пушками трассам.

Купальники мы брали, но бассейн к сожалению не работал, остальные прелести курорта нас не заинтересовали и тогда мы с подругой решили самостоятельно организовать свой досуг: совершили длительный спуск к отелю пешком по самой длинной в России «лестнице Здоровья» с 1780-ю деревянными ступеньками,

а потом пошли прогуляться вниз по склону к реке.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Мы были на месте, дорожные невзгоды позабыты, а красота природы, окружающая нас в сочетании с местным колоритом превзошли все ожидания. В приближающихся сумерках краски немного приглушились, стали мягче и нежнее.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Тишина ошеломила! Мы проходили мимо крошечных усадеб, приютившихся на склонах горы, каждая с отдельным заездом, а иначе никак.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

На склонах гор были видны небольшие селения с знаменитыми родовыми башнями, в стороне крошечным квадратиком просматривалось местное кладбище с длинными, стоящими столбиками надгробными плитами,

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

на самом верху хребта по центру фото едва различимо культовое сооружение.

Промчавшийся мимо автомобиль резко затормозил метрах в 50 от нас, развернулся и молодые улыбчивые парни спросили, куда нас надо подвести? «Спасибо, мы просто гуляем!» Проходившие мимо две местные девчушки-подростки совершенно обескуражили просьбой: «Может быть зайдете к нам?» Так что же это за народ такой-ингуши, доброжелательный, медлительный, не пунктуальный, но старающийся сделать приятное незнакомым туристам? Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. По укоренившемуся мнению, кто не привечает гостей, того и Бог не полюбит. В каждом ингушском доме есть комната для гостя-гостевая и в момент отсутствия гостей хозяева не могут в ней жить. Приехавшему гостю 3 дня не задают никаких вопросов и только после этого срока ненавязчиво и деликатно могут спросить о цели визита.

А мы тем временем дошли до реки Армхи и решительно повернули в ущелье

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

имея твердое намерение дойти к водопаду Ляжгинский, о котором ранее говорил гид, а сейчас мы увидели табличку с точной картой и расстоянием-1350 метров, которое по началу нас ничуть не испугало. Название водопада произошло от названия крошечного поселка Ляжги, примостившегося на склоне горы. Его фото с башнями чуть выше.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

По пути встретилось какое-то заброшенное и разрушенное строение, коих в Ингушетии очень много.

Дорога была не сложная, тропа хорошо утоптана и пройдя примерно половину пути, нам с грустью пришлось реально взглянуть на сгущающиеся сумерки.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Полюбовавшись тем, что имели-крошечным замерзшим водопадиком, сосульками и бегущей водой

мы с сожалением повернули назад. А вторая часть тропы к водопаду высотой 20 метров и шириной 5 уходила резко вверх и забраться туда можно было с помощью лесенок и ступенек. Грустно было осознавать, что из-за поломки автобуса мы потеряли четыре часа драгоценного времени и не смогли увидеть замерзший водопад Ляжгинский.

Возвращались назад к отелю мы уже практически в темноте, повсюду загорались огоньки и своими яркими точками мелькали то тут, то там вдали на склонах гор.

Вайнахская сага: сутки первые-бесконечные.

Заявленного по программе праздничного ужина тоже не было, что-то пошло не так, кто-то где-то решил пошалить. Но спешу вас успокоить-этот трудный день мы пережили, а следующий был наградой за все наши сегодняшние так называемые испытания и невзгоды!

День второй: перевал и башни

День третий, Чечня-знакомство с Грозным.