Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:31

Кастория, Каламбака — Греция Октябрь 2016

Поездка в Грецию никогда не была в моих планах, потому что на пляжный отдых мне жалко было тратить отпуск, развалины, при всем уважении к векам, я не люблю, а греческая современная архитектура интереса не вызывала. Но, как говорят: не зарекайся! Прошедший 2016 год стал для меня, как и было объявлено в России, годом Греции.

Поскольку отпуск у меня теперь безразмерный, решила пересмотреть свое отношение к пляжу, захотелось солнца и моря. Для поездки выбрали Крит: отпуск у подруги в октябре, 2016 год в России был объявлен годом Греции, а добрые греки, по слухам, давали трехлетние визы. Но доброта греков имела границы, мне визу дали только на год, несмотря на годовые предыдущие, а подруге, у которой были только короткие визы, на три. Видимо, решили, что мне и еще раз дойти недалеко до визового центра, местная.

Но, как только мы получили визы, на форуме Андрей (arxitektor) предложил желающим свой сертификат на недельный тур по материковой части Греции, доплатить нужно было только перелет от Москвы, трансфер от аэропорта и дополнительные экскурсии (по желанию). Подумала, что это хорошее предложение: сразу представила, как мы перелетаем с Крита в Салоники, посмотрела наличие билетов, сроки туров… Такой шанс разом завершить знакомство с Грецией! Договорилась с Андреем и забрала сертификат!

О поездке на Крит я уже рассказала вот здесь: Крит в конце сезона. Все прошло отлично, и я полюбила Грецию.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

О второй половине нашего путешествия расскажу подробнее.

Итак, тур «Живописная Фессалия».

Что же такое Фессалия? Это историко-географическая область на востоке Центральной Греции, располагающаяся в основном на территории Фессалийской долины. От остальной Греции она отделена горными хребтами со всех сторон, кроме востока, где узкая береговая полоса омывается Эгейским морем. Именно в Фессалии происходили события многих греческих мифов.

Начинаем путешествие!

В Салоники прилетели поздно. Здесь нас встретили представители турфирмы «Ambotis Holidays» — гид Евгения и водитель Стефанос, с которыми мы провели замечательную неделю в поездке по Фессалии.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Первая ночь, поскольку мы прилетели досрочно, была дополнительной. Провели мы её в ста километрах от Салоников в отеле Anastasia Resort & Spa 5* на первом, самом западном малом полуострове, который входит в состав более крупного греческого полуострова Халкидики. Он называется Кассандра в честь македонского царя Кассандра. Отель у моря среди оливковых деревьев нам понравился, не буду повторяться, отзыв о нём можно прочитать здесь.

День первый. Как не приятно было гулять вдоль моря под оливами, но вскоре после завтрака нужно было отправляться в путь. В соответствии с программой этого дня мы просто переехали в начальную точку нашего маршрута, в отель Loggas рядом с городом Кастория. Группа небольшая, всего тринадцать человек, автобус комфортный, переезд был совершенно неутомительным.

Заселившись, пошли знакомиться с отелем и осматривать территорию. Горный отель Loggas интересен сам по себе, но об этом я уже рассказала в отзыве о нем. Но главное — великолепные виды на озеро Орестиада, которые открываются с территории отеля.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Озеро Орестиада находится на высоте 630 метров над уровнем море, в него впадает девять небольших горных рек. Считается, что оно образовалось 10 миллионов лет назад, а названо в честь горных нимф орестиад. В озеро вдается полуостров, на котором расположен город Кастория, с трех сторон окруженный водами озера.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

В озере водится рыба и бобры, в честь которых и назван город Кастория. Говорят, что еще там обитает много разных птиц, но мы видели только лебедей.

В первый день мы просто отдыхали, кто-то устроил фотосессию с видами на озеро, кто-то купался в небольшом бассейне. А вечером публика, угостившись приветственным бокалом вина, добавив ципуро или узо, в зависимости от предпочтения, лихо отплясывала под греческие и российские мелодии.

День второй. Утром погода не радовала: моросил дождь, а вчерашние великолепные виды скрыл туман. Программное знакомство с городом Кастория состоялось через стекло автобуса. Этот небольшой город — один из древнейших городов Западной Македонии, основанный в 840 году до нашей эры. Хотя есть сведения, что первые его жители появились здесь ещё в XX веке до нашей эры.

Знаменита Кастория своими церквями византийской эпохи, их в городе более семидесяти, многие находятся под охраной государства. Мы посетили одну из них — церковь Панагии Мавриотисы на берегу озера Орестиада.

Эта церковь была главным храмом монастыря с таким же названием, построенного в конце XI века во время правления византийского императора Алексея Комнина. Снимать внутри церкви нам не разрешили. Но там можно увидеть фрески начала XII века. У многих святых на фресках повреждены глаза, это сделано во время турецкого владычества. В конце XIV века регион захватили турки-османы, их власть продлилась более пяти столетий. Освободили Касторию только в 1912 году.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Церковь имеет наружную роспись, здесь находится самая поздняя работа мастеров по украшению храма, датируемая серединой XIII века. Там изображены два византийских императора — Михаил VIII Палеолог, основатель династии Палеологов, и Алексей I Комнин.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Церковь стоит рядом с озером Орестиада, а вдоль озера растут вековые платаны. Вот этому, что на снимке в центре, около тысячи лет.

Странно было бы, если бы я не вспомнила о том, что Кастория — это «королевство шуб», древнейшая столица меховщиков и скорняков. Сейчас — это международный выставочный центр меховых изделий. По программе тура мы посетили две большие фабрики, а всего в Кастории их несколько сотен самого разного размера. Шубу покупать я не собиралась, поэтому к экскурсии отнеслась скептически, но пошла вместе со всеми. Могу сказать, что экскурсия мне понравилась. Я не все, оказывается, знала о том, какой путь проходит шуба от шкурки до красивого изделия. И чего с ними только не делают! Удивительно, что шуба после всех процедур жива остается.

После посещения фабрик мы поехали дальше. Следующим пунктом нашей программы были озера Преспа: Малое и Большое, самые высоко расположенные тектонические озёра на Балканах. Озера расположены на высоте 850 метров на границе трех государств: Греции, Албании и бывшей Югославской Республики Македония и разделены между ними. В этом районе в изобилии находится редкая природа и фауна, поэтому в 2000 году здесь создали транснациональный природный парк Преспа.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Озеро Большая Преспа мы увидели только из окна автобуса, а вот с озером Малая Преспа познакомились поближе. Большая часть этого озера принадлежит Греции, и только небольшая часть Албании. На озере есть остров Агиос Ахиллиос, соединенный с берегом пешеходным мостом.

Остров носит имя Святителя Ахиллиоса, христианского епископа, служившего в городе Лариса в первой трети IV века. Ахиллиос был известен высокой религиозностью и скромностью жизни, умел исцелять болезни и совершил много чудес. Умер естественной смертью и был похоронен в городе Лариса. В 978 году Фессаллию завоевал болгарский царь Самуил. На острове Агиос Ахиллиос рядом со своей крепостью он выстроил базилику для поклонения чрезвычайно почитаемому им святому и перенес туда его мощи. Только около 1015 года часть мощей была возвращена в Ларису.

На острове сохранились руины базилики Святого Ахиллиоса X века.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Есть там еще руины нескольких храмов византийского и поствизантийского периода XI–XVI веков. У тропы стоит щит со схемой их расположения, но от остальных сохранилось совсем немного. На холме — современная церковь Ахиллиоса.

А с холма великолепные виды на озеро и окрестности. Пасмурно, но хоть дождя нет, и то радует. Читала, что на протяжении многих лет греческая часть в районе озёр Преспа была малонаселенной, полувоенной зоной, куда требовалось для въезда специальное разрешение. Во время гражданской войны 1944–1949 годов здесь шли ожесточенные бои, большая часть населения отсюда уехала, чтобы избежать нищеты и политических репрессий. До 1970-х годов район мало осваивался, а потом сюда стали привлекать туристов.

Постоянного населения на острове немного. Есть несколько жилых домов, видимо, живет обслуживающий персонал кафе, расположенного рядом. В меню свежая рыба и фасолевый суп. А фасоль в Греции знатная! Во дворе ходят гуси и нагло требуют еду. Говорят, что желающие убежать от городской суеты могут снять здесь жилье.

Флора в районе озёр Преспа представлена более чем полутора тысячами растений, из которых порядка сорока — эндемики. А еще на озере Малая Преспа самая большая в мире гнездовая колония кудрявых пеликанов. Похоже, что это один из представителей сидит на причале. В озере водится 11 видов рыб и 9 из них также эндемики. А по озеру плавают симпатичные дикие уточки.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

День прошел интересно! А вот наш маршрут за два предыдущих дня.

День третий. На этот день возлагались большие надежды. Ведь именно в Фессалии находятся известные во всем мире «парящие в воздухе» православные монастыри — Метеоры. Но день был, как и предыдущий, пасмурный и мрачный. Моросил дождь и, самое ужасное, горы скрылись в тумане. Выбора не было, поехали на экскурсию!

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Метеоры встретили туманом. А как же виды волшебной красоты, экзотические ракурсы и великолепные точки для съемки? Хотелось сесть и заплакать.

История монастырей началась в XIV веке, когда монах Афанасий, изгнанный из разоренного захватчиками Афона, прибыл в эти места вместе с духовным наставником Григорием с желанием создать общину, подобную Афонской. В период расцвета в Метеорах было около 25 монастырей. Сейчас действует только шесть: четыре мужских и два женских. В составе экскурсии мы должны были посетить два монастыря из шести действующих.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Первый монастырь, в который мы поднялись, был Священный монастырь Всех Святых Варлаам. Этот монастырь построен на высоком утёсе на высоте 373 метра. Первым поселенцем этого утёса был иеромонах Варлаам, который в середине XIV века построил на его вершине несколько келий и храм. В монастырь ведут 195 ступенек лестницы, выбитой в скале в 1923 году. До этого посетители поднимались по веревочной лестнице или их поднимали в сетке.

Внутри церквей снимать нельзя, а снаружи все скрывал туман. Поэтому покажу только то, что смогла увидеть сама.

Скалы, на которых стоят монастыри, образовались более 60 миллионов лет назад и когда-то были дном доисторического моря, находившегося на месте равнины.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Даже вблизи ничего не было видно, а уж вдали…

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Вдали еле виднелся в тумане монастырь Святого Николая Успокоителя. Этот монастырь был построен в последние годы XV века на руинах более древнего монастыря. Поверхность скалы так мала, что помещения монастыря построены одни над другими: на первом этаже храм, а на втором — кельи монахов.

Второй монастырь, который мы посетили — монастырь Святой Варвары или Русану. Считают, что название Русану, происходит от того, что первый отшельник, поселившийся на утёсе, был из местечка Росану, что расположено здесь в Фессалии, либо от имени основателя храма, заложившего фундамент в XIV веке. Покровительница монастыря Русану — Праведница Варвара, она также покровительница всех людей, работа которых связана с повышенным риском. В нефе собора монастыря хранятся её мощи.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Туристы бродили по ступенькам, пытаясь что-то увидеть со смотровых площадок. А мы закончили экскурсию и должны были возвращаться, расстроенные и с чувством неудовлетворенности.

Нас отвезли пообедать в ресторан Palazzo в городок Каламбака у подножия гор. Встретили нас в национальных костюмах, в вот цены обеда не порадовали.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

После обеда успела добежать до церкви святых Константина и Елены, очень популярных в Греции.

Пока мы обедали, из тумана показались горы!

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Спасибо Стефаносу и Евгении, они снова повезли нас к монастырям, и мы смогли хоть что-то увидеть.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Вот женский монастырь Святого Стефана, когда-то самый богатый монастырь из общины Метеора. Говорят, что он и сейчас процветает. Храм этого монастыря построен в самом конце XVIII века.

На высокой скале стоит монастырь Святой Троицы, который считается третьим по возрасту среди монастырей Метеоры. Основной из двух храмов монастыря был построен в 1476 году.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

А с этой точки видны сразу четыре монастыря: слева монастырь Святой Варвары (Русану), вдали за ним монастырь Святого Николая, справа — монастырь Варлаама, в который мы заезжали первым. А на самой высокой скале — 613 метров над уровнем моря, — монастырь Великий Метеор или Преображения Господня.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

Смогли увидеть монастыри, в которые поднимались утром, но их не видели, а тут поближе рассмотрели монастырь Святой Варвары

и монастырь Святого Варлаама.

Мой год Греции или «Живописная Фессалия»

В свой горный отель Loggas на последнюю ночевку ехали счастливые: мы увидели Великие Метеоры!

На этой радостной ноте прервемся.