Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 11:16

Россано, Сибари, Монтепаоне — Италия Июль 2009

У Россано уже всё давно позади. Вряд ли на карте Италии произойдёт какое-нибудь событие, которое позволит этому калабрийскому городку снова стать известным. Да и во времена Римской империи о городке Рошианум мало кто слышал до той поры, пока во II веке император Адриан не приказал здесь построить порт, который мог бы одновременно принять до 300 кораблей. Ну что ж, на то они и императоры, чтобы принимать судьбоносные решения, и для городов тоже. Уже через пару десятилетий город становится важнейшим форпостом Калабрии.

Готы Алариха I взять Россано не смогли. Как и готы могущественного Тотилы. Но зато жители Россано с воодушевлением встретили в VI веке войска Велизария, и с тех пор высказывали особую приверженность Византийской империи на протяжении пяти веков. Поэтому никто не сомневался, что византийский император именно в этом городе будет останавливаться во время своих визитов в Греческую Италию.

Уникальность Россано проявилась и в том, что после того, как Калабрия стала частью католического мира, здесь ещё очень долго сохранялись греческие корни и традиции. Например, в церквях ещё несколько веков византийские литургические обряды преобладали над латинскими. Эти привилегии сохранились до XV века, параллельно в Россано находилась кафедра католического архиепископа — два Папы Римских были уроженцами Россано.

В Россано была найдена очень ценная реликвия — «Россанский кодекс», написанный в VI веке. Это Евангелие, написанное «по-византийски» на 188 пергаментных листах было, скорее всего, привезено в Россано с востока во время бегства монахов от арабов. Манускрипт хранился долгие годы в тайнике в ризнице Кафедрального собора и был найден случайно в 1879 году. Кодекс содержит тексты, написанные золотом и серебром, украшенные пятнадцатью миниатюрами, иллюстирующими самые важные моменты жизни и проповедей Иисуса. Иллюстрация из интернета.

Вот он, этот собор

Был построен в XI веке на месте более древней церкви, был перестроен в XVIII веке, но колокольня и купель датируются XIV веком.

Внутри ещё одно сокровище, предмет поклонения паломников. Это икона Мадонны Акеропита (нерукотворной) VIII века, сделанная в стиле фрески. Глубоко почитаемая византийская реликвия прекрасно сохранилась. Интересно, как она выглядела и где была установлена, ибо инкрустированный алтарь для неё был изготовлен только в эпоху Возрождения.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Если в облике Кафедрального собора не осталось ничего византийского, то храм святого Марка X века, изначально посвященный святой Анастасии, самое старое здание Россано, прекрасно сохранился без всякой перестройки. Фрескам внутри повезло меньше — от них уже практически ничего не осталось.

На вершине холма над Россано мы нашли ещё одну византийскую жемчужину — аббатство Санта-Мария дель Патирион XI века, декорированное разноцветными кирпичами, черепицей и камнями.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Внутри, судя по описанию, сохранились старинные фрески и античные порталы… но пустить нас в интерьер не захотели…

VIII век — древность… Разве? А почему не перенестись ещё раньше, в VIII век до нашё эры и, например, не поговорить о сибаритах?

Сибарит — это всего-навсего житель Сибариса, но еще в древности понятие «сибарит» стало нарицательным. Слово, обозначающее избалованного человека, живущего в роскоши, удовольствиях и праздности, прошло через тысячелетия, наверное, не без основания.

Греки начали колонизировать Калабрию в VIII веке до нашей эры. Основали много городов, в том числе, в 710 году до н. э. и Сибарис. Собственно, тогда и появилось наименование — Калабрия, в древнегреческом варианте калон брион, что означает «плодородная земля». Греческие города на побережье Южной Италии и Сицилии настолько опередили по богатству и уровню развития своих собратьев из Эллады, что регион получил название «Великая Греция».
Сибарис, основанный ахейскими поселенцами, сразу был непохож на остальные колонии.

Оказывается, получить гражданство в греческих городах-государствах было непросто. А уж «негрекам» было вообще невозможно. Сибарис предоставлял гражданство всем желающим, откуда бы они не были родом. Буквально за несколько десятилетий население города увеличилось многократно, стены вокруг города тянулись на девять километров — больше, чем в Афинах в эпоху Перикла.

Жители Сибариса сразу создали «многопрофильную» экономику — город богател от доходов, связанных с продажей вина, пшеницы и меда, скота и лошадей. Добывали серебро. Устроили региональный центр торговли тканями, красителями, керамикой, медью, оловом и железом.

Устройство города и порядки в нем нигде до этого не встречались. В Сибарисе жители селились в разных районах в зависимости от степени богатства, местный Беверли-Хиллз — элитный пригород Мегара. В пределах городских стен запрещалось разводить петухов и открывать ремесленные лавки, производство в которых было связано с шумом и вредными запахами. Впервые люди придумали уличное освещение — здесь, в Сибарисе.

Появлялась новая мода, и греки стали не похожи на греков — вместо белых и серых одеяний — разноцветные, кричащие одежды, на руках носили много колец, женщины украшали платья жемчугом и впервые появилась обувь, пока ещё сандалии, на достаточно высоких каблуках, использовали много косметики. Появился этикет — браслеты и серьги, одежда и обувь, менялись несколько раз в день сообразно случаю.

Еда и развлечения стали культом, жители соревновались, кто даст самый роскошный и дорогой банкет. Не зря соревновались, был и приз — золотая корона. Богатых горожан на пиршествах развлекали танцовщицы, шуты, акробаты, обезьяны, карлики. Проводились и праздненства, которые сейчас назвали бы сексуальными оргиями. Такой образ жизни для других греков был шокирующим и неприличным. Известен экстравагантный нувориш Алкистен, одежда которого стоила 120 талантов. Если приравнять к покупательной способности денег, курс на сегодня несколько миллионов долларов. Греки говорили, что даже рабы в Сибарисе жили лучше афинян и, уж тем более, спартанцев. Общепринятая греческая этика была совсем другой, жители Сибариса преклонялись перед роскошью, чувственностью и красотой в противовес остальному миру. Жители Сибариса сделались высокомерными и перестали уважать даже своих богов.

… Считается, что современные археологические данные пока не подтверждают мнения о том, что сибариты жили богаче и роскошнее других греков или вели другой образ жизни… Раскопанные развалины и правда — ничего особенного.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Но почему тогда этот город просуществовал всего 200 лет, был полностью уничтожен с такой жестокостью, на которую греки не были перед этим способны?

Одним из инициаторов войны соседнего Кротона против Сибариса был знаменитый Пифагор, а поражение сибаритам нанёс ученик Пифагора — олимпийский чемпион Милон. Не потому ли случилась война, что Сибарис и Кротон, вместе с остальными городами Великой Греции, были антагонистическими политическими структурами. И Сибарис — символ зла, должен был быть уничтожен?

Повод для войны был благородный — 500 сибаритян попросили убежища у кротонцев, правители Сибариса требовали их вернуть, кротонцы послали послов в Сибарис, которых казнили… но это кротонская версия событий. Я ни на чьей стороне, много непонятного в этой истории, но почему-то надо было кротонцам не только взять Сибарис, но перерезать всех, кто не успел разбежаться, разрушить всё, что стояло, поджечь всё, что горело, а потом изменить русло реки Кратис, чтобы скрыть всё, что осталось от Сибариса, под толщей воды и ила. В стиле Чингис-хана, но не просвещённых греков. Зачем столько работы, чтобы отомстить за смерть нескольких послов? много странного, много…и мало что осталось от самого Сибариса, очень мало.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

… Правда, нашли вот часть золотого тельца…ещё разные побрякушки, немного пока…

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Только через 70 лет после трагедии недалеко от бывшего Сибариса основали новый город-колонию Фурию. Одним из колонистов-основателей Фурий был прославленный «отец истории» — Геродот Галикарнасский. Он написал очень много про Сибарис. Неужели сочинял? Ведь мог же и старичка какого-нибудь встретить, который 10-летним убежал из уничтожаемого Сибариса. Еще про город писали Страбон, Феокрит, Элиан — тоже уважаемые всеми господа.
А римлянин Сенека позже в своей рубрике, которую можно было бы назвать «анекдоты с бородой-бородищей» писал «- А вот был один сибарит, который на своём ложе из лепестков роз всё никак не мог уснуть, потому что один лепесток загнулся и царапал ему плечо»…кто знает, как оно всё было на самом деле…

Но зато уж точно знаем мы, как чудесно было в Калабрии отдыхать на море, а особенно в вилладжио Клуб-Эстелла.
Мы не большие любители, а вернее — совсем не любители пляжного отдыха, хотя посидеть пару часиков на берегу и поплавать немного приятно. Часто рассматриваются эти пара часов как «обязательные для поддержания здоровья»…и скорее вновь на экскурсию!

Но в Калабрии даже пляж был настолько вписан в общую концепцию отдыха, что две недели, проведённые в этой части Италии остались в памяти как незабываемые и уникальные. Калабрия сама по себе — необыкновенный мир с увлекательной древней историей, и в то же время — простота повседневных жестов и ритуалов. Здесь и великолепная гастрономия, и неповторимое искусство, и красочные фестивали, праздники, фольклор, народные традиции. Но и тяжёлый труд, особый уклад жизни, особая «семейственность» коммун, желание многих до сих пор эмигрировать из «отсталого» региона.

Благодаря географии в Калабрии насчитывают 750 км береговой линии. Конечно, не вся она приспособлена для купания, но вытянутых и полупустых пляжей здесь много, нигде мы потом в Италии не встречали даже частные пляжи всего с двумя-тремя вытянутыми линиями зонтов.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Разве что только адриатического песочка здесь маловато, в основном что-то переходное от мелкой гальки к макро-песку. Действует как наждачная бумага, резиновые тапки помогают. Дамы одевали, я ходил босиком, не особо напрягало.

Зато вода чистейшая, без песочной мути, а детям на таких пляжах просто рай.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

От рассвета и до времени, пока на пляж не потянулись отдыхающие, местные приходят сюда за рыбкой. В основном для себя.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Но есть и такие, которые рыбалкой подрабатывают. Такие на лодчонке выплывают ещё до рассвета, чтобы к утру быть на пляже, где отдыхающие окружают их и выбирают свежую рыбу или морепродукты. Многие живут в апартаментах с кухней, и готовят себе сами, у рыбаков есть всё, что водится недалеко от берега — рыба, кальмары, и за пару евро.

Улов быстро распродан, можно и домой отплыть, до следущей ночи.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

В Калабрии почти нет «люксовых» отелей, здесь отдыхает средний класс. Очень развиты «вилладжио» — апартаменты. Клуб-Эстелла — вилладжио с тремя звёздами. Это означает, что есть рецепшн, частный пляж, аниматоры и спасатели, бассейн, ресторан, пара баров, дискотека, прокат лодочек, частная автостоянка. Сами по себе домики простоваты, апартаменты скромны.

Но зато какая кухня и какой персонал, который превращает неделю пребывания в сплошной праздник!
Калабрийская кухня — столь же разнообразна, как и ее этническая культура, не надо забывать, что только здесь невообразимая смесь местных калабров, греков, норманнов, и даже албанцев. Про завтраки можно сказать — богатейшие. Ну, а вечерний обед… Сколько ни накладывай — вечером тоже был шведский стол — еды не убавляется. Почти не было спагетти или пиццы, местная особенность — много блюд из овощей и мелкой рыбы, моллюсков. Фаршированные баклажаны, перец, блюда с грибами, рыба тушёная, жареная, мелкие сардинки фри, маринованные микро-осьминожки и микро-кальмарчики в больших раковинах, просто нарезанное кусками масо. Когда всё это наложишь на тарелку, получается нефотогеничная смесь, но зато много и вкусно.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

В Эстелле был какой-то праздник Бахуса. Каждый встречал в отелях такие большие резервуары с краниками, где наливаешь сок, пепси или воду. Здесь же стояли два бака с надписями «красное», «белое». В ваучере было написано «…- и бокал вина к ужину»…но в первый же вечер итальянец (а отдыхают здесь в основном итальянцы) за соседним столиком поднялся «повторить». С опаской, а вдруг выскочит злобный вахтёр и закричит — низзя, я решил попробовать тоже «повторить»… что проделал под одобрительную улыбку замповара, раскладывавшего рядом десерты. Ошибочка получилась в ваучере — должно было быть написано «…- и вино к ужину, сколько выпьешь»

А молодой персонал вилладжио периодически устраивал настоящие банкеты — видать не совсем умерли традиции Сибариса))

О калабрийцах отдельно. Открытый и доброжелательный народ — это уже стало медиальным штампом. В общем-то согласен, но всё не так просто.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Калабрийцы меньше улыбаются на людях, сидя вдоль улочек в неизменных пиджаках и шляпах провожают равнодушным взглядом проезжающие авто.

Серьезные жители Калабрии не похожи на сверх-общительных, исполненных энтузиазма жителей Кампании, но не надо прижимать к груди сумочку, проходя по узким улочкам, как в Неаполе. Мафия запретила красть, и не крадут. Название мафии — Ндрангета используется только следователями и журналистами. Члены организации называют себя просто «семьей». Простые жители Калабрии как бы не имеют к ней отношения… Но в любой маленькой деревне после крещения ребенка выносят из церкви и омывают в местном фонтане — это уже гражданский ритуал и означает принятие в члены семьи…

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Хоть Калабрия и часть обьединённой Италии уже 150 лет, концепт «гражданства» в головах калабрийцев вообще не существует, как таковой. Каждый сам за себя, каждая коммуна-семья сама за себя…

Ещё встречается, когда дружные жители одного городка почти не общаются с жителями соседнего. Не со времён ли древнегреческих городов-государств сохранилось? Законы в Риме написаны для дураков. Нарушать их по-этому не только можно, но и нужно. Не говорю конечно о законах криминальных — это местной полицией расследуется со всей строгостью. Хотя опять же — кого и за что… Правила дорожного движения? Это что такое — ведь все знаки вдоль дороги и разметка носят только рекомендательный характер. На извилистой дороге с двойной разграничительной полосой при знаке 40, меня, едущего со скоростью 70, сзади догоняет фиатик и начинает нервно сигналить и подпрыгивать от нетерпения. Обогнав наконец, упирается в хвост… Карабинерам…которые в окно показывают рукой — обгоняй… Зачем закон, жить надо по понятиям…

Зато попраздновать калабрийцы не против и делают это от всей души. Своё «погулять» «навязывали» и нам в вилладжио, хотя никто не был и против.

Вот он, колоритный персонал, встречает гостей около ресторана вечером.

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

Рад сфотографироваться с каждым гостем

А с каким воодушевлением готовит она свои пончики!

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

С большим энтузиазмом поддерживают молодые люди процесс «продолжения банкета». При этом персонале, похоже, мы были первые русские в Эстелле. От нас научили несколько слов, хотя периодически путали спасибо и пожалуйста, или доброе утро и добрый вечер…

Калабрия вместила в себя целую страну — здесь живописные пляжи на одном из самых чистых в Италии морских побережий, горы, покрытые лесами, где зимой катаются на лыжах,

полупустые исторические городки,

греческие развалины и норманнские замки, горные реки и ущелья,

Калабрия — о золотом тельце и пляжном отдыхе

широкие долины, где выращивают виноград,

и калабрийский народ — сплетение многочисленных культур и разных цивилизаций, со своими особыми обычаями, религиозными обрядами, гастрономией и языком.

Наступил закат нашего последнего дня в Калабрии. … Прошло 8 лет… Так хочется вернуться!