Турист Евгений Макаров (Evgenijj_Makarov)
Евгений Макаров — был 8 января 10:40
instagram: makeo89

Гавана, Тринидад — Куба Февраль 2017

Решение посетить остров свободы было для меня достаточно спонтанным, ведь Кубой я никогда ранее не грезил и, к сожалению, был мало знаком с этим государством, так как из моего окружения никто там не бывал. Но, однажды вдохновившись снимками колоритных кубинских улочек, я твёрдо решил для себя, что совершу это путешествие.

Сразу стоит предупредить, что мой рассказ больше подойдет тем, кто своё путешествие планирует самостоятельно от и до, не прибегая к помощи турагентств.

Итак, поехали…

Подготовка

Авиабилеты и проживание

Авиабилеты я приобрел задолго до самого путешествия, чтобы в случае возникновения непредвиденных ситуаций (вроде отмены рейса, как это случилось со мной), осталось время на реализацию запасного варианта.

Тоже самое касается и жилья — чем раньше — тем лучше, так как самые выигрышные местечки расходятся как горячие пирожки!

Чтобы в полной мере ощутить кубинский колорит я не стал бронировать номер в отеле, а зарезервировал касу в самом центре Гаваны (casa particular — «отель на дому», хозяева которого приобрели у государства дорогостоящую лицензию на размещение туристов. Они сдают комнаты в доме, в котором проживают сами). Во-первых — это намного дешевле отеля на Кубе, а во-вторых — проживая в доме кубинца, вы получаете богатый опыт общения с коренным населением.

Свою касу я бронировал через интернет-сервис, название которого в связи с политикой сайта указать не могу. Скажу только, что у них 100% предоплата, также взимается небольшой сервисный сбор. Сервис выступает посредником между вами и хозяином жилья, который получит деньги только на следующий день после вашего заселения, что помогает обезопасить себя в случае непредвиденных ситуаций. Кому интересно - пишите в ЛС (ВК, Instagram), расскажу подробнее об этой системе бронирования. Сразу решите, нужен ли вам тихий и спокойный район (Vedado и Miramar) или же вы хотите окунуться с головой в местный ритм жизни (Central Havana и Old Havana), как это сделал я (но с тишиной в таком случае придётся распрощаться).

Теперь немного конкретики:

— авиабилеты в обе стороны (Екатеринбург — Москва — Париж — Гавана) — 43 000р. - за одного

— комната в центральной части Гаваны на 13 ночей (завтраки включены) — 20 000р. - за одного

Что касается затрат на питание, то для своих скромных нужд я отвел по 30 евро/CUC в день. За 2 недели пребывания вышло 26 500р. на еду - за одного

Саквояж

Что касается вещей в дорогу, то помимо очевидных предметов первой необходимости в свой саквояж я добавил следующее:

— Переходник для розетки типа «А» (двухконтактный штепсельный разъём) (розетка именно такого типа очень часто встречается на Кубе, так что переходник для неё был самой полезной вещью!)

— Мятная жевательная резинка (не прогадал, так как в Гаване жвачку редко где встретишь)

— Лейкопластырь (планируете много передвигаться пешим ходом? Незаменимая вещь!)

— Одноразовые плотные целлофановые пакеты (когда порция в кафе оказалась слишком большой)

— Блокнот и яркий маркер (иногда сложно сходу что-то объяснить, но всегда можно нарисовать)

— Медицинская страховка (после одного неприятного инцидента в Тае вопрос о том «брать или не брать страховку» отпал сам собой)

— Подарки местным жителям. Про этот пункт следует рассказать чуть подробнее. Долго думал, чем же порадовать кубинцев (помимо денег конечно). В итоге хозяину квартиры я захватил раритетные механические часы, а для местных кубинских детишек набрал фишек (кэпсы) из своего детства. Подарки в итоге зашли на ура! Но ради интереса перед самим отъездом из Гаваны я решил уточнить у Карлоса (хозяин квартиры), какие презенты в следующий раз везти кубинцам? И вот что он мне ответил:

• Дезодорант в виде спрея (в Гаване их нет в продаже)
  • Духи (местные вынуждены пользоваться самым дешевым парфюмом)
  • Гель для душа
  • Зажигалка (на улицах Гаваны встречал даже ларек по заправке газовых зажигалок)
  • Ручка (письменная)
  • Спрей от комаров
  • Флешка (один из лучших подарков для кубинца, имеющего компьютер)

Карта

Я конечно распечатал карту Гаваны на бумажном носителе, но в итоге так ни разу её и не достал, а вот программа «MAPS.ME» оказалась незаменимым помощником в передвижении по улочкам Кубы. Она прекрасно работает в режиме оффлайн (на Кубе иначе нельзя) и помогает быстро сориентироваться на местности. Для себя я заранее отметил на карте:

— популярные бюджетные рестораны и кафе (руководствуясь многочисленными отзывами и оценками)

— интересные незаезженные туристами места Гаваны (пришлось хорошенько покопаться в недрах интернета, чтобы найти особенные нетуристические локации)

— руфтопы (смотровые площадки отелей и высотных зданий, с которых открывается прекрасный вид на город)

— wi-fi точки доступа и самые бюджетные места продажи интернет-карт (подробнее об этом расскажу в следующих частях)

В программе MAPS.ME есть возможность делиться персональными картами, по этому любой желающий может обратиться ко мне лично (ВК, Instagram) и получить мою карту Гаваны со всеми отметками на ней.

Перелёт

Перелет дался не просто (более 15 часов лёту с тремя пересадками: Екатеринбург — Москва, Москва — Париж, Париж — Гавана).

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

Вообще из Екатеринбурга не представляется возможным долететь прямым рейсом, потому что их попросту нет.

Но зато французскими авиалиниями (Air France) летать одно удовольствие. В экономе настолько комфортно, что порой кажется, что ты летишь бизнес-классом) — еда в изобилии (горячее, салаты, мороженое, фрукты, шоколад…), безлимитные напитки (в т. ч. алкоголь) — все абсолютно бесплатно. Чего не скажешь о наших местных чартерах:)

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

Но каким бы длительным не был перелёт до Кубы — она того стоит!

День 1 (среда, 01.02.17):

Аэропорт Гаваны

Международный аэропорт имени Хосе Марти встретил меня суетливо. Толпа туристов из моего самолета ринулась в разных направлениях: одни отправились искать свой багаж, а другие — проходить таможенный контроль. Я даже растерялся по началу, но потом всё встало на свои места и я занял место в длинной очереди на получение штампа в свой загранпаспорт. О том, что на Кубе спешить не любят, я ещё не раз упомяну в своём рассказе.

Заветный въездной штамп

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

Следующим этапом было получение багажа. И я уже знал, что меня ждёт:) Все рассказы о том, что багаж по прилету на Кубу вы получите далеко не сразу — правда. Но не стоит переживать! Ваш чемодан обязательно появится на ленте, стоит лишь подождать. В моём случае ожидание заняло 1 час.

Так это выглядит со стороны

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

А это «радостные» кубинцы встречают вновь прибывшие кошельки… кхем…то есть туристов

Осознание того, что я на Кубе, пришло ко мне лишь после выхода из здания аэропрорта: толпы местных жителей, тусующихся среди новоприбывших туристов, таксисты с их ретро-карами, пальмы и запах кубинских улиц… Всё это резко бросается в глаза.

Если вы решите обменять евро прямо в аэропорту (а это правильное решение), то придется отстоять ещё одну небольшую очередь из таких же продуманных туристов, что я и сделал. Обменные пункты находятся по обе стороны от центрального входа в аэропорт (увидите очередь — вам туда). Менял всю валюту сразу, чтобы потом не бегать по банкам и не стоять больше в очередях (а это неизбежно в Гаване, если вы собираетесь менять валюту в городе, а не в аэропорту).

Совет по обмену валюты: евро лучше менять на купюры по 10 CUC — они наиболее удобны для расчёта в заведениях и на улицах. Также имеет смысл поменять 10 евро на местные песо (MN — moneda nacional), чтобы проще было рассчитываться в тех местах, где цены в песо (в основном это ларьки с едой, продуктовые для местных, рынки).

Так выглядят куки (CUC)

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

А вот так выглядят местные песо (MN)

Курс в аэропорту Гаваны меня вполне устроил. В моем случае с 640 евро я получил 663.85 CUC

Такси из аэропорта и заселение в касу

Сразу советы — никогда не платите больше 20 кук за такси из аэропорта до города! Даже если вам откажут, то уже через 5 метров найдется таксист, который с удовольствием возьмется вас подвезти. Платите сразу, иначе в конце пути вас может ждать сюрприз в виде совершенно другой цены за поездку. Адрес называйте чётко! (лучше с визуальным сопровождением в виде точки на карте).

Вы лютите петь? А вот кубинцы очень любят! И не стесняются это прилюдно демонстрировать. По дороге из аэропорта домой (далее буду называть «домом» свою комнатку в квартире) водитель с выражением распевал романсы на испанском, как бы доказывая мне, что его баритон будет покруче, чем у любого тенора. Утомленный долгим перелетом и длительными ожиданиями я тем не менее не без интереса слушал его всю дорогу до дома:)

Стоит сразу сказать, что касу я снял в центральной части Гаваны на перекрестке улиц San-Nicolas — Zanja в райончике под названием Barrio chino, он же — «Гаванский чайна-таун». Место хорошо тем, что находится в 5-минутной шаговой доступности от Капитолия, Центрального парка и основных отелей Гаваны (то есть wi-fi точек)

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

Наконец-то доехал до нужного места. Время 20:00 (капитально стемнело). Вход в свою касу нашёл не сразу, так как никаких указателей на дверях не было… да и сами двери не особо заметны, так как находятся за металлической решёткой (меры безопасности видимо).

Так выглядит место, где я ночевал эти 2 недели (не считая поездку в Тринидад). Смогли бы вы сразу найти вход в квартирку на 2 этаже? Вот и я нашёл не сразу:)

А это вид с балкончика

Мне достался очень оживленный перекресток, и это связано не только с тем, что на 1-ом этаже находится очень популярное среди местного населения кафе La Juliana (сами испанцы называют Ульяна). Позже заметил, что это место занесено в мою личную карту MAPS.ME как «бюджетное кафе, где вкусно готовят» (место себя полностью оправдало, вот только ввиду постоянной загруженности посидеть там негде, так что приходилось брать еду навынос).

Карлос (хозяин касы) встретил меня очень душевно и сразу предложил бесплатно накормить вкусным ужином, но всё, чего мне в тот момент хотелось — это сходить в душ! Благо с этим повезло, и в моей комнате оказалась рабочая душевая кабинка с горячей водой. Сам Карлос совершенно не говорит по английски, по этому мне пришлось усиленно начать штудировать свой русско-испанский словарик. К слову об испанском! Советую к поездке выучить не только ключевые фразы вроде «Hola!» «Por favor» и «Gracias!», но и запомнить несколько нетипичных фраз-благодарностей, таких как «эстА ррикИсимо» (очень вкусно) или «эс устЭ муй амАбле» (вы очень любезны). Вот увидите, как кубинцы расцветают в лице, когда слышат от иностранца что-то нетипичное на испанском.

Карлос справа если что:D

Ромовый дневник авантюриста (ч.1)

До встречи в следующих частях моего дневника!