Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Калуга — Россия Июль 2016

Про Калугу я знала до обидного мало.

Помнилось, еще со школьных времен, что это город космический, что жил здесь Циолковский (русский гений, величают его почтительно иностранцы, и я с ними совершенно согласна), что в Калуге он и похоронен. Что самый первый в мире музей Истории Космонавтики был открыт в той же Калуге, и я до сих пор помню силуэт здания, изображаемый на спичечных коробках. Если очень постараться, то всплывет в памяти (правда очень смутно всплывет), школьная экскурсия в Калугу, где запомнились птичьи трели и широкая улыбка Гагарина на портрете в музее Истории Космонавтики. Поэтому за предложение отправится по делам в Калугу я ухватилась с тщательно скрываемой радостью, дабы не умалять этой радостью подвига, но столь явственно посверкивая плохо скрываемым энтузиазмом, что претендовать на подвиг не удалось.

Не имея времени на сборы и изучение карты, даже про фотоаппарат я вспомнила только в поезде, когда перрон тихо поплыл перед окном вагона. Маленький фотоаппарат, прописавшийся в моей сумке на постоянное жительство и запас аккумуляторов к нему утешили меня, время в пути позволяло вникнуть в карту города, чтобы не идти уж совсем куда глаза глядят, и я с вдохновением начала готовиться к встрече с космической Калугой.

Калуга. Самый космический город России

Калуга встретила солнцем, жарой, тишиной, птичьими трелями и приветливыми улыбками местных жителей. С первого взгляда город мне определенно понравился!

Улыбчивый таксист по дороге в отель настоятельно советовал погулять по «Гантели», посмотреть местные памятники, полюбоваться старинными храмами, дойти до уникального Каменного моста, завернуть на местный Арбат, отведать пастилы, отдохнуть на берегу Оки, полежать на траве у «Шарика» и посмотреть старинные купеческие особняки, коих в Калуге сохранилось немало. Потыкав в карту города, подсунутую ему на планшете, он посоветовал не стесняться спрашивать у местных жителей, как куда пойти, и где что найти и пожелав мне удачи, высадил у симпатичного отеля, где мне предстояло провести всего одну ночь.

Быстро провернув порученные мне дела я отправилась знакомиться с Калугой, неспешно гуляя по маршрутам «куда ноги ведут» и «авось люди выведут».

Не знаю, что думают о родном городе жители Калуги, но мне город понравился. Старинные здания, трогательные в своей недореставрированности храмы, пышная зелень, густо населенная щебечущими и чирикающими птичками, ветер, пахнущий рекой и травами, ярко-голубое небо с росчерками самолетов и размазанными облаками, журчащие фонтаны, бабушки, дремлющие на скамейках в парке, детишки, гоняющие на своих велосипедах, приветливые продавщицы мороженого — в Калуге улыбалось все! И все с такой готовностью подсказывали, куда я забрела и как называется храм, выросший на моем пути, что карту города я в конце концов убрала, осознав, что заблудиться мне здесь не дадут.

Главная улица Калуги — улица Кирова, самая историческая, очень симпатичная и прозванная в народе «Гантелей» из-за того, что расположена между двумя площадями — Мира и Победы. Наверное сверху и правда улица похожа на гантель, но об этом надо спросить у птичек, мне полетать не удалось.

Улица Кирова изобилует торговыми центрами, пестрит рекламой, шумит автомобилями, толпится народом и затянута в такую плотную паутину проводов, что теперь мне неловко сетовать на их обилие в родном Воронеже, делая тщетные попытки найти ракурс, не перечеркнутый проводами. Какой взбесившийся электрик закутал Калугу в провода, я не знаю, наверное ему хотелось посрамить электриков Юго-Восточной Азии и Центральной Америки, вместе взятых. Но если откинуть паутину проводов, то главная улица не может не понравиться — то явно купеческая постройка, то сталинский ампир, то привет из Советского Союза. Если начать рассматривать детали, которыми так богата улица Кирова, дня не хватит, одних барельефов здесь видимо-не видимо.

Не знаю, по случаю жаркого дня или в Калуге всегда так, но машин на улице было намного меньше, чем людей и это радовало особо. Машины не рычали, не шуршали колесами, не крякали, не клаксонили — ехали и ехали себе деликатно, стараясь не заглушать звуки лета и гомон веселых школьников, топавших по важным делам чуть впереди меня. Как давно я не видела таких уютных городов, подумалось мне…

Калуга. Самый космический город России

А между тем ноги вывели меня к памятнику очень необычному. Оказалась я в сквере Медсестер, у памятника женщинам-медицинским работникам, в память их служению Отчизне в годы Великой Отечественной войны (спасибо калужским школьникам, хорошо знающим свой город и свою историю, за мини-экскурсию!)

Калуга. Самый космический город России

Ребята даже рассказали, что позировала скульптору калужанка, военный врач, участница Великой Отечественной. Памятник медсестрам я встречаю впервые (у нас в городе есть памятный камень, но это совсем не то!), а про их ежедневный и ежечасный подвиг на войне я слышала много рассказов практически из первых уст. Молодцы, калужане, правильный памятник поставили!

В сквере народ гуляет, у памятника цветы аккуратно возложены, голуби по-хозяйски воркуют, березы тихонько шумят на ветру — и не поверишь, что в Калуге немцы были, людей расстреливали и даже еврейское гетто было устроено в таком тихом и спокойном городе…

А люди отдыхают, наслаждаясь летним деньком, мороженым лакомится, дети шалят, парочки за руки держатся, солнечные зайчики по бортикам фонтана прыгают, вода шумит, падая струями, деревья тень кидают — как же хорошо!

Калуга. Самый космический город России

Как ни заманивали меня тенистые аллеи, надо было идти дальше. Говорят, раньше в Калуге было много церквей, купола высились над городом, колокольный звон по праздникам и в воскресенье разносился по улицам, добираясь до самого берега Оки и любили калужане свои церкви, берегли их. Теперь все иначе, от прежнего изобилия осталось от силы два десятка храмов, да и те требуют реставрации. Но мне понравились они в том виде, в каком уцелели, пережив годы забвения. Сберегли эти церкви главное — душевность, намоленность и приветливость, а это покраской стен и куполов не вернешь…

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, первая из увиденных мной храмов Калуги, очень старинная и очень красивая.

Калуга. Самый космический город России

Первые упоминания о церкви датируются концом 17 века, когда построили ее в дереве, окончательный же вариант, в камне, был возведен в 18 веке. Любезнейший служитель храма, явно настроенный на длинный и обстоятельный разговор, поведал мне много интересного о церкви, за что ему отдельное огромное спасибо! Боясь забыть его рассказ, я пристроилась рядом с храмом и быстро записала услышанное. Оказывается, церковь была построена на дубовых сваях и валунах, потому что в те времена много проблем доставляли грунтовые воды. Долгое время хранился в церкви образ Иоанна Крестителя, почитаемый калужанами за чудотворное исцеление от головных болей, но революция икону не пощадила и ныне судьба ее никому не ведома. Внутри храма можно полюбоваться росписями — копиями росписей Храма Христа Спасителя и Владимирского Собора в Киеве (я не рискнула заходить в храм из-за очень сильного несоответствия в одежде православным канонам, жалко, конечно, но…). В храме служит один из самых лучших звонарей России и колокольный звон собираются специально послушать завернувшие в Калугу туристы. Тут я могу подтвердить — редкостный талант дарован создателем звонарю! В церкви хранится частица мощей Иоанна Предтечи, а такой реликвией может похвастаться редкий храм, и помимо этого есть ковчеги с мощами многих православных святых. Говорят, люди идут за чудесами и получают их…

Каждое утро монахини высаживают на клумбе возле храма новое число — цветочная дата регулярно обновляется и клумба выглядит очень ухоженной. Очень жалею, что не спросила, как выглядит это зимой или ранней весной, но думаю, монахини что-то придумают, симпатичное и красивое, под стать своему храму.

Расставаясь со служителем, я благодарила его за подробный рассказ, а он приглашал меня навестить храм еще раз, в подобающей одежде и обещал провести экскурсию лично, чтобы познакомить со всеми реликвиями храма. Вернуться я не обещала, но заглянуть внутрь очень хочется…

Решив, что надо бы дойти и посмотреть другие храмы, попытавшись и там с кем-нибудь поговорить, и узнать что-нибудь интересное, я пошла дальше, по симпатичной аллее, сначала притормозив у памятника Городовому.

Калуга. Самый космический город России

О чем пытался втолковать Городовой внимательно слушавшей его собачке, спросить мне было не у кого, оставалось снимать памятник со всех сторон, пытаясь увернуться от солнца, норовящего ослепить и занять главное место в кадре. Говорят, если потереть пряжку на ремне, то загаданное желание сбудется. Пряжку я не терла, над желаниями привыкла сама работать, но собачку по носу погладила и с городовым ростом померилась, я ему до жетона еле-еле достаю макушкой — высокий дядечка! Зато заметила номер на жетоне и кокарде — 40, наверное, что-то да значит, жаль, что спросить было не у кого…

Дальше симпатичная аллея обещала вывести к площади Победы, по ней я и пошла, думая, как красиво должно быть здесь снежной зимой. И арки, наверное, гирляндами увивают, и елку где-нибудь непременно ставят…

Калуга. Самый космический город России

Набрела по дороге на очень симпатичный домик, почему-то напомнивший рассказы Чехова и отправивший в век девятнадцатый своим деревянным вторым этажом. Оказалось, что это музей ремесла, архитектуры и быта и единственное уцелевшее здание с мансардой, признанное памятником архитектуры.

Домик понравился своим очарованием и контрастом с высящимся рядом современным коробком, без души и без фантазии, нахально норовящим влезть в кадр и испортить его. Вот только вывеску убрать бы, никак она не гармонирует с обликом этого дома. А вывесок в Калуге очень много и частенько они мешают разглядеть главное за навязчивой рекламой, простите мою критику, жители Калуги…

То, что площадь Победы близко, я поняла, дойдя до памятника Ветерану.

Калуга. Самый космический город России

Медали натерты и сияют, как новые, собачка лежит у ног и кажется, что встанет ветеран и пойдет к площади Победы, чтобы постоять тихонечко, вспоминая тех, кто воевал с ним, и тех, кто не вернулся с той войны. Медали я тоже потерла — пусть сияют! Вроде бы ветеран — реальный человек и награды на его груди самые настоящие, и даже фамилия его известна калужанам, но утверждать не берусь. И знаете, вспоминались мне в Калуге те времена, когда живы были ветераны, оставались у них силы и для парадных маршей на День Победы, и для походов в школу, чтобы рассказать юным пионерам о той войне, с которой им повезло вернуться живыми. Ностальгический город Калуга, в самом хорошем смысле этого слова ностальгический. И памятники здесь правильные!

Так, поглядывая по сторонам, то забывая фотографировать, то вспоминая время от времени, что фотоаппарат я все-таки не зря тащу с собой, я дошла до площади Победы.

Калуга. Самый космический город России

На первый взгляд показалось, что памятников здесь многовато — и стела, и Вечный Огонь, и маршал Победы Жуков на своенравном коне. А с другой стороны, где еще быть памятнику Жукову, который к тому же сам родом из Калуги? Памятник новый, установлен недавно и споров вызвал он немало. Походила я вокруг, посмотрела — нет, все-таки хорошо, что помнят, кто и какой ценой подарил нам мирную жизнь. А Жукова меня еще в детстве научили уважать, для меня он самый настоящий маршал Победы и есть!

Одной Великой Отечественной войной дело не закончилось. Есть в Калуге памятник и тем, кто погиб в локальных войнах и конфликтах. Очень трогательный монумент воинам-калужанам называется «Журавли» и с определенного ракурса смотреть на него без слез нельзя.

Калуга. Самый космический город России

В силуэтах летящих журавлей видно чистое и такое мирное небо, с неспешно плывущими облаками, что сами собой всплывают строчки песни «Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»…

Калужане называют скверик Афганским, на карте он обозначен как сквер Защитников Отечества, и есть здесь еще один памятник — воинам-интернационалистам.

Калуга. Самый космический город России

В сквере тихо-тихо, очень безлюдно и грустно. И церковь Косьмы и Дамиана, что просматривается от памятника воинам-интернационалистам совершенно естественно вписывается в этот сквер, заставляя о многом задуматься и на многое посмотреть иначе.

Церковь Косьмы и Дамиана совершенно не портит отсутствие реставрации. Проектировал ее один из учеников Растрелли, построена она была в конце 18 века. Церковь обошлась в баснословные деньги и была одним из самых богатых храмов Калуги. Святой Косьма и Дамиан покровительствовали семейным узам, способствовали их крепости, врачевали любые хвори у людей и скота, и праздник этих святых отмечался широко и раздольно. Все было хорошо до революции, дальше судьба храма ничем не отличалась от несметного количества других православных храмов, с той лишь разницей, что храм избежал сноса и дожил до лучших времен, когда его объявили памятником архитектуры.

Калуга. Самый космический город России

Не будучи слишком религиозной, я с большим уважением отношусь к Святым Косьме и Дамиану, которые почитаемы врачами особо, как коллеги и, не побоюсь этого эпитета, лучшие в профессии врачевателей. Потому и подошла к их храму. Жалко, что попасть внутрь не удалось, хотя церковь действующая и службы проводятся регулярно. Очень хотелось полюбоваться мозаиками необычайной красоты (наслышана, но не видела), но не сложилось. На мой взгляд, церковь Косьмы и Дамиана самая красивая в Калуге и тот факт, что до конца реставрационных работ еще очень долгий путь, ее совершенно не портит, видишь не обветшалые стены, а необычные формы, не темные купола, а красивейшие башни. И даже пластиковые окна не испортили воздушности и изящества этого храма. Хочется только когда-нибудь увидеть его в окончательно отреставрированном виде.

В Калугу стоит поехать хотя бы для того, чтобы увидеть своими глазами этот храм, настоящую жемчужину, оброненную на калужской земле, да так и оставшуюся здесь на века, чтобы противостоять безжалостному времени и притягивать непостижимо-мистическим образом всех, кого судьба забросит в Калугу…

Если свернуть с главной улицы города, то перемещение во времени ощущается особенно сильно. Затихает шум главной магистрали города, сникает суета, притормаживают вечно спешащие прохожие и само время замедляет свой бег, вспоминая, как неспешно и степенно оно шло в веке двадцатом, когда моя Родина называлась СССР.

Калуга. Самый космический город России

Есть в Калуге свой Арбат — не Арбат, но пешеходный участок, где машинам нет места, а пешеходам очень даже вольготно. Памятники там тоже присутствуют, вернее, городские скульптуры. Есть непонятные, есть очень даже симпатичные. Нужна удача? Берите, вот вам целый мешок!

И не обращайте внимания на назойливую рекламу дарителя этой самой удачи городу, вы же пришли за удачей, а не почитать надписи.

Или вот еще памятник. Мнения калужан, опрошенных лично мною, разошлись диаметрально противоположно. Представители пожилого поколения уверяли, что это сам Циолковский, с надеждой всматривающийся в небо и видящий там то, что люди чуть приземленнее увидеть никак не могли. Молодежь настаивала, что это просто велосипедист.

Калуга. Самый космический город России

Выслушав мнения сторон, всмотревшись в лицо скульптуре, проследив внимательно, куда же все-таки устремлены глаза памятника и совершенно случайно заметив растяжку за памятником (Tsiolkovsky), я решила объединить мнения в одно неделимое целое — пусть это будет Циолковский, он ведь тоже мог кататься на велосипеде и обязательно вглядывался в далекие небеса, иначе его мечты не улетели бы так высоко…

А еще я нашла нулевой километр Калуги, начало всех дорог в окружении старинной брусчатки 19 века, самой настоящей и очень исторической, как меня уверяли местные жители. А еще посоветовали стать на самый центр знака, посмотреть в небеса и… Ну конечно, загадать заветное! Теперь вот жду и активно приближаю исполнение одной маленькой, но очень давно лелеемой мечты. Не подведи, Калуга, на тебя вся надежда!

Калуга. Самый космический город России

На Театральной площади можно задержаться чуть подольше: посмотреть сувениры, а то и купить парочку самых симпатичных, поддержав финансово местных умельцев, завязать ненавязчиво беседу с продавцами, поинтересовавшись у них, чтобы еще интересного посмотреть приезжему в их красивом городе. И ответят ведь! Искренне, заинтересованно, от души советуя куда двинуться дальше и что увидеть надо непременно. Да еще и подскажут, где вкусно и не дорого перекусить. Перекусить, кстати, можно здесь же, забравшись на веранду второго этажа симпатичной кафешки, и попивая ледяной мохито, любоваться видами Калуги, на сколько глаз хватит.

А потом, приняв как руководство к действию, совет калужан: «Улыбнись встречному!», отправиться дальше, скорректировав направление согласно полученным советам. И в ответ улыбаться непременно будут, иногда даже бросая приветливое «Здрасссте!», словно старой знакомой, как часто бывает в небольших городах…

Калуга. Самый космический город России

Только с подсказки калужан я нашла памятник Петру и Февронии, что установлен совсем недавно, у храма Рождества Пресвятой Богородицы. Объясняя мне дорогу, веселый дедушка хихикая, советовал найти необычное в этом памятнике, наотрез отказываясь давать подсказку. Обойдя памятник кругами и изучая его чуть ли не с лупой, я решила, что необычное — это маленький зайчишка, пристроившийся с тыльной стороны памятника, у ног Февронии. Ничего необычнее я так и не нашла, спросить тоже не у кого было и что обозначает зайчишка, я, честно говоря, так и не узнала. Хотя покоя он мне до сих пор не дает, подскажите, кто в теме!

По соседству с церковью Рождества Пресвятой Богородицы расположена площадь Старый Торг — я одним названием упивалась, произнося его на все лады, ну какая же прелесть, это вам не улица Какого-нибудь октября или площадь Очередного революционера-бомбометателя, тут сама добрая и старая история в названии!

Калуга. Самый космический город России

На площади есть Гостиный двор, идеальнейше отреставрированный и невероятно красивый, напоминающий то ли царские, то ли богато-купеческие палаты. Строили его долго, на деньги купцов, прижимистых, как все купцы и не желавших тратить кровные на новострой. Кто б купцов слушал — велено было перестроить палаты деревянные на каменные, вот купцы пороптали-пороптали, увязывая покрепче мошну, да и расщедрились, очевидно припертые к стене каким-то неопровержимым аргументом. Как бы то ни было, Гостиный двор уже триста лет украшает Калугу, а рассматривать его фасады хочется никуда не торопясь и желательно с тем, кто знает все эти детали древнерусского зодчества в лицо и по именам, чтобы прочувствовать всю прелесть этих палат осознанно, а не просто охая и ахая от красоты.

Хитрые ноги, устав бродить по солнечным улицам, привели меня в Центральный парк Культуры и Отдыха, это если величать его официально, а неофициально — Владимирский сквер.

Калуга. Самый космический город России

В стародавние времена стояла здесь древняя крепость, позволявшая издалека замечать набеги неприятелей и оборонять город от незваных гостей. Очевидно именно с этого стратегически-важного места и начиналась когда-то Калуга.

Парк симпатичный, очень зеленый, с аккуратными дорожками, фонтанами, скамейками, памятниками. Народа гуляло немало, но это совершенно не мешало слушать, как поют в густой листве птички, как журчит вода в фонтане, как ветер шуршит листвой.

Калуга. Самый космический город России

В таком парке можно весь день провести, наблюдая, как плывут облака и наслаждаясь природой. А если не полениться и пройти на смотровую площадку, то можно полюбоваться окрестностями и видами на правый берег Оки с высоты холма, на котором разбит этот парк.

Есть в парке и Свято-Троицкий Кафедральный собор, очень аккуратно отреставрированный. Именно вокруг этого собора и был организован парк в 19 веке. Внутрь зайти можно, но посмотрев на часы, расположенные на колокольне собора, я поняла, что надо бы ускориться и шевелить ногами чуточку быстрее, чтобы увидеть чуточку больше задуманного…

Калуга. Самый космический город России

Уходя из парка я с удовольствием сфотографировала знак «Я люблю Калугу», посетовав, что делать селфи я так и не научилась, а приставать с просьбой к отдыхающим в парке людям было неловко.

Есть в Калуге одна достопримечательность, которую я никак не могла обойти стороной — один из старейших в мире виадуков или Каменный мост через Березуевский овраг, где протекал ручей Березуйка.

Калуга. Самый космический город России

У нас в городе есть свой Каменный мост и тоже через овраг, правда теперь вместо оврага проложена дорога, но сути это не меняет, и мне очень хотелось увидеть «коллегу» нашего Каменного моста. Считается, что калужский мост уникальный, старейший и очень знаменитый. Подсчитано у него все: сколько кирпича ушло на строительство, сколько денег пришлось потратить, сколько времени шла стройка, какова длина, ширина и высота моста, сколько арок всего и сколько из них двухэтажных. Есть даже легенда, что мастер, строивший этот мост, любил слушать рассказы соотечественника, много лет прожившего в Риме и уговорил его нарисовать схематично, как там строят мосты. Не знаю, правда это или нет, но рассказать рассказала, а то как же без легенд в таком старинном городе. И конечно, развешивают на мосту замочки, переносят невест — это судьба всех мостов, а тем более старинных и каменных.

Ручья под мостом сейчас не разглядеть, вроде убрали его в трубы, а жаль. Было бы намного красивее! Ждать на мосту заката, любуясь Окой, времени у меня не было и это мое огромное упущение…

В планах у меня было еще и посещение музея Космонавтики и понимая, что там за пару минут ничего не увидишь и хотя бы пару часов выкроить как-то надо, я немножко ускорилась. Хотя ускоряться в Калуге получается плохо — не любит город всей этой суеты, ему по душе неспешные прогулки, обстоятельное любование красотами и длинные паузы, когда хочется просто смотреть, думать и никуда не торопиться. Пару раз я ловила себя на мысли, что нарядные купчихи и степенные купцы на улицах Калуги смотрелись бы куда естественней девушек в джинсах и фыркающих бензином машин с лихими водителями. Купеческая Калуга и в этом ее главная прелесть! А ведь в школе я точно знала, что Калуга — город космический…

Калуга. Самый космический город России

К слову о купцах… В Калуге много домов, которые иначе как купеческими и не назовешь. Но один из них — точно купеческий. Это палаты Коробова.

Купцы Коробовы — имя известное в Калуге и делами своими славными, и палатами добротными, и капиталами крепкими. Говорят, что и Свято-Георгиевский собор, находящийся неподалеку от палат, построен на деньги Коробовых.

Дом очень хорош! Настоящие палаты, впору фильмы исторические снимать, а лучше документальные, чтобы вранья поменьше было. Про дом Коробова ходило немало легенд — то ли в ходах подземных сокровища несметные сложены, то ли тайники, хитро спрятанные в стенах, хранят купеческие клады, то ли сама Марина Мнишек здесь жила — что здесь вымысел, разобрать трудно. Историки, правда, уверяют, что про Мнишек домыслы досужие, а вот остальное никто пока не опроверг, хотя и не доказал. Хорошо Коробовы спрятали свои секреты…

Сейчас палаты занимает краеведческий музей, а сам дом признан памятником гражданского зодчества 17 века и самым старым домом Калуги, построенным в стиле нарышкинского барокко.

Потихоньку гуляя я добралась из Калуги купеческой и старинной в Калугу космическую. Ранним утром, выходя из вагона поезда, я думала, что посмотрю музей Космонавтики, побываю в местах, связанных с Циолковским, а потом смотреть будет и нечего. Но Калуга решила иначе и к космическим достопримечательностям я добралась, когда солнце хорошо перевалило через зенит, начиная торопить день к вечеру. Ай да Калуга!!!

К 600-летию образования Калуги, поставили на въезде в город монумент, хорошо заметный со всех сторон, и если бы я въезжала в город на машине, начала я бы знакомство именно с этой достопримечательности, нежно называемой калужанами «Шарик». Правда, слышала я еще одно прозвище этот памятника, но промолчу деликатно…

Калуга. Самый космический город России

Попрыгав вокруг прикрепленного к стеле портрета, я было решила, что это никто иной, как Гагарин. Использовав фотоаппарат вместо бинокля, чтобы уж разглядеть, так разглядеть, я убедилась в этом окончательно — Гагарин! Отдыхавшие на травке студенты, после допроса с пристрастием, поведали мне, что никто наверняка не скажет, Гагарин это или нет, но официально считается, что это просто космонавт, образ собирательный. А вот огромный шар символизирует нашу землю, тут двух мнений быть не может.

И еще кое-что поведали мне студенты, сделав хитрющие глаза и с трудом удерживая смешки, что вроде бы достоверно им известно, как во время реконструкции «Шарика» было вынуто секретное послание от Циолковского потомкам и спрятано в надежном месте. Нашедших предупредили о неразглашении, со всеми вытекающими последствиями. А в послании было такое, что изменило бы не только нашу жизнь, но и жизнь всей планеты… Верить студентам или нет — дело ваше. А Циолковский еще и не такое мог предвидеть!

Надо было идти дальше…

А вот уходить как раз и не хотелось. Народ отдыхал на травке, словно в Центральном парке Нью-Йорка, читал книги, смотрел на Оку, трапезничал бутербродами, обнимался-целовался, просто дремал, и над всей этой картиной царила такая нега и такой релакс, что я поняла, за душевным расслабоном надобно ехать в Калугу и не искать счастья за семью морями.

Калуга. Самый космический город России

Дальше опять была легенда, кто же знал, что в Калуге их так много!

Правда это или нет, достоверно никто не знает, но споры о том, встречались ли Королев с Циолковским или все это выдумки, не умолкают по сей день. В Калуге точно знают, что встреча состоялась в далеком 1929 году, когда молодой Королев встретился с пожилым, но не потерявшим ясность ума и бодрость духа Циолковским. В качестве аргумента выдвигают тот факт, что в Калуге не просто так пересекаются улицы названные в честь Циолковского и Королева, а имеется в этом свой смысл и неприкрытый символизм. Ну и памятник тоже подтверждает эту встречу. А то, что библиографы Королева ничего не знают об этой встрече, так это из-за засекреченности Главного Конструктора и многих белых пятен в его биографии, неизвестных широкой публики до сих пор.

Памятник выглядит правдоподобно, калужане в эту встречу верят, ну и я с ними соглашусь — а почему бы и нет?

Калуга. Самый космический город России

А потом я подошла к могиле Циолковского… Даже после смерти он не перестал всматриваться в небеса, то ли продолжая мечтать о неведомых космических далях, то ли пытаясь что-то подсказать тем, кто живет на земле. Скромная стела посверкивает на летнем солнце, вокруг пахнут липы, дорожки уводят куда-то далеко, и одиночество этого места нарушала только парочка пожилых иностранцев, почтительно склонивших головы у последнего пристанища Циолковского.

— Здесь покоится русский гений, — тихо сказал пожилой джентльмен своей даме. И мне к этому совершенно нечего добавить…

В парке Циолковского я и закончу свой рассказ о чудесном городе Калуге, где все напоминает о космосе, где так много воспоминаний о том времени, когда наша страна называлась СССР, где до сих пор жив старинный купеческий дух, где катит свои воды красивая русская река Ока, где так хорошо мечтать о космических далях, любуясь зелеными берегами и слушая тихий колокольный звон.

Калуга заслуживает того, чтобы подарить городу один день, неспешно погулять по ее улочкам и паркам и, уезжая, увезти самые приятные воспоминания о чудесном русском городе…