Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 15:14

Екатеринбург — Россия Сентябрь 2016

В Екатеринбурге я не была много лет — со времен, когда он был еще Свердловском. Но вот осенью прошлого года довелось приехать снова, причем в прекрасную пору золотой осени. Неумолимое время выветрило давние впечатления о Свердловске. Да и сам город сильно изменился. Пришлось знакомиться заново — теперь уже, с Екатеринбургом.

Возвращение в Екатеринбург

Зарисовка первая. От городской усадьбы до хай-тека.

Екатеринбург вовсе не утратил былых губернских аксессуаров, но приобрел много новых — современных. Стили и причуды давнего зодчества здесь органично переплетаются с архитектурными новинками. Это бросается в глаза и производит весомо-приятное впечатление. Гуляя по центральным улицам города, будто бы совершаешь путешествие во времени.

Возвращение в Екатеринбург

Черты города-завода XVIII–XIX веков просматривается благодаря сохранившимся фабричным корпусам, многие из которых выполняют сегодня почетную музейную функцию.

О богатом градостроительном наследии XIX столетия напоминают празднично- торжественные усадьбы воротил горнозаводского бизнеса, уютные жилые особнячки и солидные купеческие торговые дома.

Возвращение в Екатеринбург

Сквозь фабрично-купеческую классику твердо прорастает советский авангард, когда вместе с пылкой верой в светлые социалистические идеалы рождались лаконизм и функциональность. Сохранились конструктивистские Городки с многоквартирными домами, магазинами, клубами, больницами.

Возвращение в Екатеринбург

XXI век, взрастивший новую моду и новые строительные технологии, также нашел свои достойные ниши. Сегодняшний город неудержимо рвется ввысь. Исторический центр окружают сверкающие громады в стиле хай-тек, в которых расположились банки, бизнес-центры, отели и т. п.

Высотные строения предоставили новую возможность — увидеть городскую панораму с высоты птичьего полета. Например, со смотровой площадки небоскреба «Высоцкий». И эти высотные виды вовсе не во вред городу — Екатеринбург предстает добротным, патриархально-кряжистым и, одновременно, заботливо обустроенным городом, где историческая застройка неотделима и немыслима без современного антуража.

Зарисовка вторая. От Плотинки к … Вашингтону.

Центральная часть города расположена на холмах и плавно спускается к роскошно-обустроенному уютному водохранилищу — Городскому Пруду. Уровень воды в пруду регулируется Плотинкой. Именно так, ласково, горожане именуют плотину, когда-то перегородившую русло реки Исеть. На склонах вокруг Плотинки и был заложен Екатеринбург — 18 ноября 1723 года. Гидроэнергия дала жизнь Горному Заводу — пришли в действие, задышали, заработали станки и механизмы — «…В одной молотовой пошли в ход два молота…».

Возвращение в Екатеринбург

Рядом с Плотинкой располагается Исторический сквер — с музеями и памятником основателям города.

Возвращение в Екатеринбург

В череде прибрежных строений есть Музей изобразительных искусств. Здесь экспонируется знаменитый Каслинский чугунный павильон — непременный герой телепередач об истории Екатеринбурга. Музей находится в здании бывшего горного госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода, 1749 года постройки. Уникальное ажурное творение — шедевр уральских мастеров — было создано на Каслинском литейном заводе для Всемирной парижской выставки 1900 года по проекту петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена.

Есть два чугунных павильона-беседки Каслинского литья и на краях самой Плотинки — но они попроще и помоложе.

В 1983 году в Свердловске начали строить телебашню, но как-то замешкались — не успели. Последующие экономические пертурбации превратили башню в самый высокий долгострой Урала. Сейчас заброшенная вышка уже стала привычной частью городского пейзажа.

Upd: Недостроенную, почти 220-метровую телебашню, которая была самым высоким сооружением в Екатеринбурге, в субботу 24.03.18 г. взорвали. Теперь эта фотография уже историческая.

Возвращение в Екатеринбург

Со временем горожане не просто притерпелись к ней, а даже пришли к заключению о её несомненном американском обличье — уж больно вид башни смахивает на вид монумента Дж. Вашингтону, расположенному в американской столице.

Зарисовка третья. От Вознесенской церкви к Храму на Крови.

Возвращение в Екатеринбург

В центральной части Екатеринбурга нетрудно найти тихие уголки для отдыха — и вдоль набережной, и в дореволюционных усадьбах, и в советских скверах. Вот, например, в усадебном парке Расторгуева-Харитонова, что на Вознесенской горке, царит настоящая золотая осень — тихо, золотисто, безмятежно и безлюдно. Даже не верится, что рядом за сенью деревьев шумит мегаполис.

Неподалеку, возле Вознесенской церкви, к осенней палитре добавляются более яркие — карминовые, багряные и красные — оттенки. Церковь Вознесения Господня — старейшая в городе. Она была построена в конце XVIII века.

Возвращение в Екатеринбург

На площади перед храмом есть примечательный памятник — по дорожке между двумя храмами шествуют гранитные юноша и девушка со знаменем — будто бы несут красное полотнище из одной церкви в другую. Этот памятник Уральским комсомольцам был установлен в 1959 году.

А рядом в 2003 году, на месте расстрела семьи последнего российского императора, был возведен Храм на Крови. Так памятник эпохи социализма оказался между двумя храмами — вместе сошлись три разные исторические эпохи…

Зарисовка четвертая. От 19 сентября 1987 года до 31 декабря 1999 года или Семь дней, которые изменили Россию.

В ноябре 2015 года в Екатеринбурге открылся большой комплекс в память о Борисе Ельцине — Ельцин-центр.

Возвращение в Екатеринбург

И горожане, и приезжие расценивают его по-разному. Конечно, взвешенная оценка «ельцинской» эпохи и исторической роли первого российского президента появится когда-нибудь позже. Если же абстрагироваться от политической составляющей — музейная экспозиция Ельцин-центра дает трепетную возможность окунуться в обычную, порой непростую, жизнь 90-х, вспомнить события, вещи, обстановку, которые нас тогда окружали.

Например: советская квартира с обстановкой того времени…звонок простого дискового телефона и взволнованный голос из него «Ты слышал?!« — это про баррикады. На баррикадах, кстати, тоже можно при желании побывать…Троллейбус…Скучающие продавщицы у прилавков с березовым соком и морской капустой…Талоны на продукты, ваучеры…Телепередача «Куклы»… Яростная речевка «Да-да-нет-да»… Первые персональные компьютеры с увесисто-объемными мониторами, с MS DOS и Norton Commander — если, кто помнит…

Наконец, реальный кабинет Ельцина, новогодняя елка, и «…Я устал, я ухожу…»

Зарисовка пятая. От стоянки древних до революционных маевок.

Если хочется посмотреть уральскую природу, но времени выехать за город не предвидится — как быть? Оказывается, внутри города есть и природные памятники. В частности, удивительные «Каменные палатки».

Возвращение в Екатеринбург

Они расположены в Шарташском лесопарке — в 20 минутах езды (на трамвае) от центрального железнодорожного вокзала. «Каменные палатки» — это несколько исполинских гранитных глыб высотой до 12 метров, вытянутых с запада на восток. Глыбы состоят из округлых каменных плит, будто небрежно набросанных стопкой друг на друга.

Говорят, что в этих местах когда-то были стоянки древнего человека. Доказательством этому служат обнаруженные здесь осколки доисторической керамики, каменные орудия, наконечники для стрел и т. п.… А сто лет назад здесь — на тогдашней окраине города — проводились нелегальные маевки горнозаводских рабочих, где неоднократно выступал Яков Свердлов.

Зарисовка шестая. От Пушкина до пассажиров.

Екатеринбург богат памятниками. Традиционными и необычными. Есть памятники местным героям и всенародным кумирам. Некоторые скульптуры отражают исторические события и факты из городской жизни. Встречаются и забавные инсталляции. Тенденция освежать улицы и скверы скульптурными композициями проявилась особенно сильно в последние годы, и Екатеринбург в этом смысле не уступает другим городам. Если перефотографировать все памятники в городе, то получится громадный альбом.

В моем рассказе уже фигурировали памятники основателям города (Татищеву и де Геннину), Борису Ельцину, Уральским комсомольцам. Покажу еще несколько.

Рядом с Литературным кварталом в 1999 году был установлен Памятник А. С. Пушкину. По замыслу, скульптора (Г. А. Геворкян) это памятник не просто великому поэту, это памятник «Поэзии и Вдохновению». Пушкин получился необычный — в ночной сорочке, с босыми ногами, и с мечтательным взглядом — наверное, как раз сейчас к нему пришла муза…

Два бюста уральским писателям Мамину-Сибиряку и Бажову установлены на набережной городского пруда — на Плотинке.

Возвращение в Екатеринбург

Памятник царской семье у Храма на Крови.

Памятник А. С. Попову — в Екатеринбурге будущий изобретатель радио учился.

Возвращение в Екатеринбург

«The Beatles» — памятник знаменитой ливерпульской четверке.

Бетонная «Клавиатура».

Возвращение в Екатеринбург

Памятник братьям Люмьер у киноконцертного театра «Космос».

Завершить эту небольшую галерею я хочу очень понравившейся мне скульптурной композицией, расположенной у старого здания железнодорожного вокзала.

Возвращение в Екатеринбург

Путейские рабочие, начальник станции, проводница с чаем. В центре — сценка «Пассажиры» — семейство и пассажирка на чемоданах.

И все скульптуры размещены не просто так, а в реальном железнодорожном антураже — тут имеются семафор, шлагбаум, шпалы, тележка.

Возвращение в Екатеринбург

Для любого туриста-путешественника это тема очень близка, ведь впереди — новые дороги…

Хочу выразить благодарность Ольге (manola) за встречу и прогулку по городу. Спасибо!