Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Чичен-Ица — Мексика Март 2014

Чичен-Ица расположена на главной магистрали между Канкуном и Меридой. Как мы узнали заранее, автобусы в Чичен-Ицу идут с самого раннего утра, билеты можно взять перед отъездом. Приехали мы на автовокзал ранним утром. Без труда купили билеты на 6-ти часовой рейс. Правда, кассир пыталась нам продать билеты на более поздний рейс, при этом эмоционально аргументировала свое предложение, но увы! на испанском языке. И так как мы не дружны с испанским, естественно ничего в тот момент не поняли. Поняли потом, когда бесконечно долго ехали по мексиканским дорогам: кассир уговаривала нас взять билеты на автобус ADO, который позже уходит с Канкуна, но быстрее приезжает в Чичен-Ицу и идет по платной дороге, практически без остановок. Мы же сели в автобус Orient, который тащился по дороге, идущей параллельно платной, при этом останавливаясь в каждой деревне, везде, где попросят пассажиры, которые естественно, были местными жителями. Мы и на базар подвозили индейцев с какими-то мешками, и детей в школу, и жителей одной деревеньки в соседнюю, километров 10 расстояние между ними, но не пешком же идти, ведь есть автобус Orient!

Таинственный город майя

Представляете, какое мы получили представление о Мексике! Потом мы шутили, еще бы раз съездить в Чичен-Ицу на Oriente, и мы точно заговорили бы на испанском, да еще и на местном диалекте. Вообщем, поездка была переполнена местным колоритом. Да, длинная дорога, да бесконечные остановки, да битком набитый автобус, но и плюсов в поездке на Oriente немало. Видимый плюс — это дешевый билет, что для бюджетной поездки крайне немаловажно. Много интересных мест, через которые мы проезжали, возможность увидеть мексиканцев в их родной среде — ну разве этого мало? И еще об одной особенности мексиканских автобусов — это зверский холод в салоне. На улице +35, а в салоне +15, а может и меньше. Мерзнут ноги, руки, нос, а мексиканцам хоть бы что. Наученная опытом поездки в Чичен-Ицу, в поездку в Тулум я взяла шарф, ну, а по пути в Чичен-Ицу и обратно пришлось мерзнуть, поэтому при любой возможности мы выскакивали на остановках из автобуса, чтобы и новые места увидеть, и заодно погреться.

Перед входом в сам археологический комплекс — индейцы в театрализованных костюмах, изображающие воинов майя. Бесплатно можно смотреть на них, можно их фотографировать, но если захочешь сфотографироваться с ними, плати 50 песо. Кстати, в Чичен-Ицу лучше приезжать с песо, в кассах, правда, принимают доллары, но переводят их в песо по крайне невыгодному для нас курсу. Да и за сувениры лучше раплачиваться песо.

Таинственный город майя

Кстати о сувенирах. Чичен-Ица перенагружена сувенирной продукцией. Торговые ряды начинаются от входа и располагаются по всему комплексу. Плюс в том, что можно торговаться, причем уступают быстро и на приличную сумму. Нигде больше в Мексике я не видела такого разнообразия сувенирной продукции. Многие пишут, что торговля сувенирами мешает осмотру пирамид и храмов, а по мне так никакие отвлекающие факторы не могут прервать общение с глубоким прошлым, если оно тебя действительно интересует. Ну, а сувениры — так это обязательное приложение к любому путешествию. Без их покупки и путешествие — не путешествие, по крайней мере, для меня.

Еще пишут о навязчивости торговцев в Чичен-Ице. По-моему, продавцы как продавцы. «Нolа!!!» — звучит со всех сторон. Правда, в некоторых местах, в основном на выходе из комплекса, слышны какие-то необычные громкие звуки, то ли рев, то ли рык, это так торговцы привлекают туристов специальными свистульками в форме ягуара, попугаев… И привлекают успешно, несмотря на то, что я купила и то, и это, пройти мимо нарядных и прикольных свистулек не смогла.

Таинственный город майя

Перед поездкой в Мексику я очень много читала про эту интереснейшую страну, а уж Чичен-Ицу изучила как свои пять пальцев, так что экскурсовод нам не понадобился. Древние сооружения я узнавала без труда, но в интернете — картинки, и не более, а тут — все наяву, вот оно великое наследие цивилизации майя! Впечатления от близкого знакомства с древними сооружениями непередаваемы. Прогулка среди каменных храмов, пирамид, полей для игры в мяч дает возможность ощутить по-настоящему величие древнего города.

Приехали мы в Чичен-Ицу около 11 часов, несмотря на то, что это вроде бы не раннее время, людей здесь было немного, зато попозже — яблоку упасть негде было. А почему так — об этом попозже…

Город делится на две части: старую — южную и новую -северную. В старой части — сооружения 500 — 900 годо в. н. э., которые были построены майя, прекрасно разбирающимися в астрономии и перенесшими свои знания на построенные сооружения. В новой части сооружения возведены в 900–1200 годах н. э. — сооружения тольтекского периода, которые практиковали жертвоприношения и служили культу Пернатого Змея.

Первое, что мы увидели — пирамида Кукулькана или Эль-Кастильо. Высота пирамиды 24 метра. Пирамида находится в самом сердце поселения. Это центральная лестница пирамиды, а всего их четыре. И каждая лестница состоит из 91 ступени. Если 91 умножить на 4 — количество лестниц — и прибавить единицу — верхнюю платформу, получим 365 — число дней в году! Возможно, в основу пирамиды положен принцип календаря и построена она, несомненно, с учетом точных математических расчетов. Ну разве это не чудо, что гениальные древние строители обладали такими знаниями! Пирамида поражает размерами, в основании ее квадрат со стороной 55,5 метров. Внизу по краям центральная лестница оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана. Змеиные головы мы еще не раз увидим на других сооружениях Чичен-Ицы.

Таинственный город майя

На вершине этого массивного сооружения находится храм с четырьмя входами. Храм посвящен тольтекскому богу Кукулькану, которого тольтеки называли Пернатым змеем. Для майя это была платформа для общения с богом. Здесь проводились культовые обряды и жертвоприношения. Древние люди майя свято верили, что лучший способ договориться с богами о будущем благополучии — это жертоприношения. И в угоду богам жрецы убивали людей и животных. Но вместе с тем, майя были высокодуховными людьми, обладали особыми знаниями, которые использовали при строительстве пирамид и храмов.

К сожалению, с начала 2006 года подъем на сооружения заперещен. Но, наверное, это оправдано, ведь столько туристов ежедневно посещают Чичен-Ицу, так что навряд ли подъемы на сооружения способствовали бы их сохранности.

Таинственный город майя

Храм Ягуара включает в себя два святилища — нижнее и верхнее, которые называют иногда Верхний и Нижний храм Ягуара. Нижнее святилище, стояшее лицом на большую площадь, имеет вход на поле для игры в мяч. При входе в нижнее святилище стоит фигура ягуара. Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку и выходит на поле, представляя собой своеобразную ложу. Очевидно высокопоставленные лица наблюдали за игрой с этой площадки. У входа в верхний храм — две колонны, украшенными все теми же змеиными мотивами, которые часто встречаются в Чичен-Ице.

Это стадион — самый большой в городах майя, поле длиной 166 метров и шириной 63 метра, а стены высотой 8 метров.

Майя играли в мяч на протяжении всей своей истории. Для майя игра в мяч вовсе не была просто забавой, она имела большое ритуальное значение. Правила игры таковы: нужно было закинуть мяч из каучука в обруч, подвешенный на высоту около 8-ми метров над землей, при этом отбивать его можно было только плечом или бедром. Задача не из легких, тем более, что мячик-то весил около 4 кг. С трудом могу представить, как можно было забросить мяч в обруч, закрепленный так высоко. Как предполагается, игра заканчивалась жертвоприношением. Вот только кого приносили в жертву — победителей или побежденных? Единого мнения на этот счет нет. По логике в жертву должны приносит проигравших, но майя считали, что богам нужно отдавать лучшее и еще считалось, что стать жертвой — это высокая честь, возможно такой высокой чести и удостаивались выигравшие.

Таинственный город майя

Храм бородатого Человека — небольшое здание каменной кладки — находится в северной части площадки. Внутри на стенах много резных фигурок, а центральная фигура — человек с бородой, или это рельеф создает иллюзию бороды? Но назвали храм так именно из-за этого. В храме замечательная акустика, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала.

Подножия стен украшают рельефы с изображением эпизодов игры и сцен ритуального жертвоприношения: один из игроков держит голову соперника из другой команды, скорей всего это капитан комады, но выигравшей или проигравшей?

Что еще интересно, стадион обладает уникальными свойствами, стоя на одном краю площадки, можно беседовать с человеком, находящимся на другом краю на расстоянии более 100 метров, причем разговор никто не услышит, кроме находящихся рядом с разговаривающими. И это действует и сейчас, мы пробовали, все так и получилось.

Таинственный город майя

Платформа Венеры находится севернее Эль-Кастильо. Высота платформы небольшая, всего 4 метра. Лестницы, которых здесь четыре, украшены змеиными головами. Венера была для майя самой важной из планет на небесах древней Мезоамерики.

Платформа, или храм Орлов и Ягуаров имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. На стенах выгравированы изображения ягуаров и орлов, пожирающих человеческие сердца — тема, привычная для Чичен-Ицы. Очевидно платформы использовались для жертвоприношений, и сцены этого зловещего ритуала запечатлены на их стенах в виде различных рельефов.

Таинственный город майя

В Чичен-Ице есть такие места, где, несмотря на совершество сооружений, возведенных с использование грандиозных и таинственных знаний майя, бывает не очень уютно. Наверное, от того, что эти сооружения видели много крови и смертей.

Одним из таких мест и является Цомпантли или храм черепов. На первый взгляд, вроде бы просто Т-образная платформа, но посмотрев на стены, видишь там изображение черепов и понимаешь, что неспроста они тут изображены.

В древние времена каменная стена являлась основанием для деревянных рам, на которые вешались черепа убитых врагов и принесенных в жертву. Чем мучительнее была смерть жертвы, тем больше благ должны были получить майя от своих богов, вера в которых у майя была незыблимой и всеохватывающей. Возникает справедливый вопрос: древние майя, владеющие знаниями математики, астрономии, и вдруг — жестокие жертвоприношения! Как могло все это совмещаться?!

Таинственный город майя

В северной части центральной площади находится храм Воинов. Это монументальнвя пирамида высотой 11,5 метров. На ее вершине находится храм, к которому ведет внушительная лестница, окруженная балюстрадами. Храм Воинов — одно из самых красивых и величественных, богато украшенных сооружений в Чичен-Ице. Интерьер внутренних помещений храма украшен скульптурами и фресками. На верхней платформе пирамиды сидят и стоят высеченные из камня мужские фигуры. А в святилище храма на открытой площадке стоит каменный Чак-Мооль, он держит в руках пустое блюдо, предполагают, что некогда жрецы тольтеков бросали на это блюдо вырванные из жертв сердца. А может, это блюдо использовалось совсем не так, а просто, как поднос, для подношений. Точно никто не знает, а документов о жизни майя и тольтеков не сохранилось.

Перед храмом находится ряд колонн с изображением воинов тольтеков. Колонны придают храму особую величественность. Определенно, что без этих колонн, хотя и полуразрушенных, храм как бы стал попроще и потерял бы свою мощь и грандиозность.

Таинственный город майя

Группа тысячи колонн расположена с южной стороны храма. Колонны окаймляют с трех сторон довольно большую площадку. Западная колоннада тянется на юг на 125 метров при ширине 11 метров.

Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется на 125 метров, в ней 156 колонн, расположенных в 10 рядов.

Таинственный город майя

Но все-таки прикоснуться, в полном смысле этого слова, к истории можно! Представляете, какие испытываешь чувства, зная, что этой колонне более тысячи лет?!

Гулять между колонн можно бесконечно. Вот зацепили они меня. Вроде бы колонны как колонны, но здесь какая-то особая энергетика, от колонн веет такой мощью, такой грандиозностью и, конечно же, таинственностью и загадочностью. Никто точно не знает, для чего построены эти колонны, что они значили для майя…

Остатки древнего рынка

Таинственный город майя

Еще одна платформа Венеры, в честь планеты, которая была важным объектом для майя.

Каса-Колорадо или Красный Дом — одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий в Чичен-Ице. Его крыша украшена изображением бога дождя Чака. На стенах — иероглифы, которые описывают разных правителей Чичен-Ицы. Скорей всего, в этом доме жили представители местной элиты.

Таинственный город майя

В Старом городе на небольшой площадке возвышается Малая пирамида, высота ее всего-навсего 10 метров. На вершине ее были обнаружены захоронения, и поэтому пирамиду назвали Осарио или могила Верховного Жреца.

На вершине пирамиде обнаружено вертикальное отверствие, которое ведет к природной пещере, где были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, находящихся сейчас в музеях.

Таинственный город майя

Далее дорога выводит к обширной лужайке. Слева находится одно из самых запоминающихся зданий Чичен-Ицы — Эль Караколь или Обсерватория. Общая высота постройки — 22 метра, а сама башня возвышается над основанием на 13 метров. Считается, что Эль-Караколь использовалась майя для астрономических наблюдений.

Таинственный город майя

В крыше и на стенах обсерватории проделаны отверстия таким образом, что позволяли майя наблюдать за движение небесных тел, особенно Венеры, которой поклонялись майя. Удивляет и восхищает тот факт, что Эль-Караколь имеет сходство с современными астрономическими обсерваториями.

Древние майя обладали грандиозными знаниями о звездах и о вселенной. Майя по звездам определяли время начала сельскохозяйствнных работ, расчитывали периодичность религиозных ритуалов. Майя просчитали цикл Венеры из 584 дней. Майя предсказывали с удивительной точностью солнечные и лунные затмения. И еще много чего знали и умели эти удивительные люди — майя. Как они могли этому научиться?! Кто их этому научил?! Ответов, к сожалению, нет.

Таинственный город майя

Сооружение в 20 метров высотой с множеством комнат, которое испанцы назвали Женским монастырем. Надо заметить, что названия многим соружениям давали испанцы, вот по каким-то причинам это сооружение напомнило испанцам, впервые увидившим его, монастырь, так они его и назвали. А на самом деле скорей всего в эпоху майя здесь был дворец правителей.

Это не только самое большое сооружение Старого города, но и самое красивое. Оно состоит из 3-х зданий с фасадом, ориентированным на север.

Таинственный город майя

Монастырь украшен рельефными узорами и масками бога Чака.

Таинственный город майя

Иглесия — в перводе с испанского «церковь». Здание стоит почти вплотную к Монастырю. Это здание не имеет никакого отношения к церкви. Ну раз стоит близко к монастырю, значит будет называться церковью — так решили испанцы.

Таинственный город майя

Иглесия — очень красивое сооружение, щедро украшенное орнаментами. При этом, оно одно из самых старых в Чичен-Ице.

И самое главное — мы были в Чичен-Ица 23 марта — в день весеннего равноденствия.

Таинственный город майя

Для того, чтобы увидеть таинственное, чарующее зрелище — возвращение к людям Пернатого Змея, которое бывает два раза в год: в день весеннего и осеннего равноденствия — к трем часам здесь собрались тысячи людей из разных стран мира.

Приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают главную лестницу пирамиды таким образом, что кажется, по лестнице ползет тело огромной змеи к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. Опускается солнце, змей сползает все ниже… Можно только удивляться гениальности древних строителей, которые смогли расположить стены пирамиды строго по сторонам света и добиться такого удивительного эффекта, если бы пирамида была бы повернута хотя бы на один градус в сторону удивительная игра света и тенейникогда бы не проявилась.

Таинственный город майя

Майя верили, что бог Кукулькан из царства мертвых возвращается на землю. И мы, живущие в 21 веке, поверили, что Пернатый Змей спускается к людям. Уж очень удивительное зрелище, поверьте.