Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Путешествие по Кольскому полуострову «Навстречу Левиафану». День четвёртый (Кандалакша, Кашкаранцы, Терский берег)

Кандалакша, Умба, Кашкаранцы — Россия Июль 2016

День четвёртый: Кандалакша, Кашкаранцы, Терский берег.

Прочитать о предыдущем дне путешествия можно по ссылке День третий.

День четвёртый.

Несмотря на постоянный гул пролетающих недалеко машин, ночёвка была спокойной: медведи к нам не ломились, новые комары не пробрались. Утром перед отъездом сложили сейд на большом камне у нашей полянки. С дороги его должно быть хорошо видно — рассчитывали посмотреть на него на обратном пути несколькими днями позже, но на обратной дороге как-то очень незаметно пролетели это место.

Кандалакша. Знакомство с городом начали с вокзала. Небольшой деревянный домик бордового цвета. Сама станция показалась достаточно большой: на фоне гор протянулись многочисленные грузовые составы.

Далее отправились в центр. Центральная площадь пропитана советским духом: танк на постаменте и здания правительства, гостиница «Беломорье».

Город запомнился тем, что, между домами то тут, то там мелькают горы.

Не теряя времени, отправились на окраину города в местечко под названием Монастырский наволок. По дороге переехали через очень интересную речку — воды в ней было немного (бурные потоки тут, скорее всего, можно наблюдать в период таяния снега), но всё русло было заполнено довольно крупными светлыми камнями.

Монастырский наволок расположен на небольшом мысу, вдающемся в Белое море (Кандалакшский залив). Место это имеет историческую ценность. Здесь была обнаружена стоянка первобытного человека периода неолита. В XVI веке здесь располагался монастырь, который неоднократно уничтожался, но вновь восстанавливался. Сейчас от монастыря остался только фундамент. Также здесь расположено старое поморское кладбище.

Место красивое, с видом на Белое море. Утверждается, что здесь можно встретить множество растений, занесённых в Красную книгу.

В интернете мы вычитали, что недалеко от Монастырского наволока был обнаружен древний лабиринт. В некоторых источниках утверждалось, что от этого места, идя вдоль берега, можно выйти к лабиринту. Это мы и попытались сделать.

Накрапывал дождь, но это нас не смущало. Тропинка вдоль берега действительно обнаружилась. Вначале она была вполне проходимая. Мы частенько выходили на полянки, на которых были кострища — по всей видимости местные жителю любят отдыхать в этих местах. В некоторых местах было удобно выходить на берег и идти по дну отступившего моря. Временами попадались не успевшие спастись от отлива медузы. Но по большей части всё-таки пришлось идти по лесной тропе, которая становилась всё более непроходимой.

Появились скалы, дорога от дождя стала скользкой.

Вышли на поляну с огромным камнем. Пока фотографировали, я потеряла очки. Около получаса безрезультатно пытались их найти. обследовали каждый сантиметр, но безуспешно. Когда надежда пропала окончательно, я вдруг нащупала очки в кармане куртки. Было очень жаль потерянного времени.

Продолжили путь, но после поляны тропинка практически пропала. Мы просто карабкались по скалистому берегу, рискуя соскользнуть. В какой-то момент решили, что идти дальше слишком опасно. Повернули обратно, так и не дойдя до лабиринта.

Мокрые и уставшие вернулись в машину.

Наш путь лежал вдоль терского берега в сторону Варзуги. Дорога обещала быть плохой, поэтому нужно было поторапливаться. Однако мы сделали остановку в окрестностях Крестовой горы и Саша предпринял ещё одну попытку выйти к лабиринту, заходя уже с другой стороны. Я идти отказалась, ждала его в машине больше часа. Лабиринт был найден. Как оказалась, с этой точки дорога хоть и петляющая и многократно разветвляющаяся, но вполне проходимая.

Пока ждала в машине, обнаружила, что с фотоаппаратом происходят странные вещи — мигала кнопка аккумулятора, перестал работать фокус. В завершении всего форматнулась карта памяти. И весь отснятый за предыдущие дни фотоматериал был утерян. Настроение было на нуле. В какой-то момент я даже поверила в магическую силу лабиринта, не желавшего, чтобы я его увидела. С этим чувством, что часть фоторепортажа безвозвратно утеряна, я жила на протяжении всего нашего путешествия. Но оставалась маленькая надежда, что, вернувшись домой, удастся восстановить данные на отформатированной карте (забегая вперёд, скажу, да вы и сами это заметили, фотографии частично восстановить удалось).

Заправившись под завязку у посёлка Умба, едем к Терскому берегу (ближайшие 130 км рассчитывать на заправку не стоит). В какой-то момент выезжаем за пределы Полярного круга. У дороги также установлен соответствующий знак.

Хорошая заасфальтированная трасса обрывается примерно на середине пути. Далее начинается грейдер, подсыпанный песчаником.

Временами едем вдоль берега Белого моря. У воды стоят вот такие дощатые сооружения. Может быть кто-то знает их предназначение?

По пути встречается село Кашкаранцы — одно из немногих поселений на Терском берегу. Решаем ненадолго заскочить. Это небольшой рыбацкий посёлок. Все домики деревянные. Серые, высушенные на ветру и солнце доски. На берегу сушатся лодки. И даже есть библиотека. Товарищ Ленин смотрит на прохожих с высоты чердака.

Посёлок оказался очень даже обитаем. Когда вышли из машины, нас приветствовала местная дворняга, и сопровождала во время прогулки.

В центре посёлка деревянная церковь с яркими вставками под куполом. Чуть дальше на окраине маяк.

Надоедать своим присутствием местным жителям было неловко. Поэтому мы не стали задерживаться, поехали дальше.

Следующая остановка у метки на карте «Часовня инока Терского». Километражный столбик также помечен в этом месте всевозможными засечками. Оставляем машину на дороге, а сами через лесок идём в сторону моря. Под ногами мягкий мох. Вскоре открывается морская гладь и широкая полоса берега. На берегу виднеется заветная часовня.

И ни одной живой души. Тишина. Только шум волн и крики чаек. И даже как-то немного страшно, пугает такая тишина.

Время остановилось — полярный день отрубает всякое чувство временнОй ориентации. День становится бесконечным. И это потрясающее чувство хочется сейчас пережить вновь.

Спустя несколько минут из влажного мха вылетает стая комаров. Не теряя ни секунды, они принимаются за дело. Поэтому мы отступаем обратно к машине. По дороге нахожу первый за своё путешествие гриб. Его ждёт участь быть высушенным под стеклом автомобиля.

Едем дальше. Дорога очень плохая, засыпана острыми камнями (это плотный песчаник, встречающийся на Терском берегу). Наша скорость примерно 30 км/ч. Редкие встречные автомобили пролетают значительно быстрее, оставляя за собой облака пыли. Но они-то местные, им всё нипочём. А нам нельзя проколоть шины. Заказать эвакуатор в эти места — удовольствие не из дешёвых, а шиномонтажа и подавно тут быть не может.

Начинаем задумываться о ночлеге. А для этого нужно пробраться к берегу. Ещё одной точкой для посещения у нас на карте отмечена Чаячья скала и мыс Корабль. К ним-то и пытаемся как-то подобраться. Вскоре обнаруживается съезд. По нему пытаемся проехать к берегу. Вначале дорога более-менее сносная. Но вскоре начинается широкая полоса острых камней песчаника. Машина покрупнее проехала бы без труда, но мы ехать дальше не решаемся.

Оставляем машину и идём на разведку пешком. Расстояние от трассы до берега примерно километр. Выходим чётко к Чаячьей скале.

Белое море, зелёный берег, серое небо, волны, и одна единственная каменная глыба Чаячья скала. Чайки облепили её со всех сторон и сидят парочками, нос к носу, клюв к клюву. После недолгого наблюдения становится понятно, что это чайки-дети с чайками-родителями. Пока один родитель отправился на рыбалку, второй строжит детёныша. И смотрится всё это очень романтично. А крику-то сколько, шума!

Белое море — Терский берег — Чаячья скала

Спускаемся к воде. Мы наслышаны, что на этом берегу находят множество аместистов. Голубые кристаллы выбрасывает волнами на берег. Почти сразу находим несколько красивых узорчатых камушков. Конечно это не сами аметисты, а только тонкие отложения, которые, возможно, когда-нибудь станут драгоценными камнями.

Берег каменистый, весь покрыт спресованным красным песчаником, так хорошо нам знакомым за всё время в пути.

На берег выброшено много деревьев, веток.

Мыс Корабль расположен чуть дальше по берегу. Решаем до него дойти. Слабый ветер с моря сдувает большую массу комаров, но самые мускулистые крепко вцепились в ткань одежды.

Времени, наверное, уже около 22 часов, но приближающаяся ночь совершенно не чувствуется, даже не смотря на пасмурную погоду.

Трава и мох на берегу сочного зелёного цвета. Краски яркие и насыщенные. Вдоль берега идёт дорога с электрическими столбами.

В какой-то момент я начинаю подозревать, что шагаем мы по чабрецу. Мелкие фиолетовые цветочки и распространяемый ими аромат — заставляют меня поверить, что я нашла чабрец. Приступаю к его сбору. Набираю целую охапку. Во время всего последующего путешествия бережно сушу собранную траву. Но уже дома понимаю, что аромата никакого нет, а собранная трава — вовсе и не чабрец. И как я могла ошибиться?! Не понимаю. Может быть знатоки-биологи смогут распознать в этих травинках чабрец или же признают мою ошибку?

Одинокие скрюченные деревца на высоком берегу создают причудливые композиции.

Вскоре выходим к мысу Корабль. Оказываемся наверху мыса, на высоком берегу. Сверху открывается вид на полоску берега с несколькими домиками. Виден дым от костра, у берега стоят несколько машин.

Спустились вниз, познакомились с ребятами из Москвы. Они приехали в такую даль на 5 дней. Планируют пожить в тишине на берегу, порыбачить. Увидев собранный мною чабрец ребята сразу же выразили сомнение в его подлинности, но я на тот момент была слишком рада своему открытию, что не поверила их словам. Зато нас научили собирать и заваривать иван-чай, который я до того момента принимала за обычный сорняк.

В надежде, что у мыса Корабль можно найти больше аметистов, побродили вдоль берега. Но ничего стоящего не нашли. Вскорабкались на высокий берег и отправились в обратную дорогу.

Вернулись в машину, выгрузили палатку, спальники и всё необходимое для вечернего ужина. Дотащили всё это на себе до берега. Лагерь расположили напротив чаячьей скалы. Комары почуяли приближающийся пир, поэтому нашего мужества хватило только на то, чтобы вскипятить чайник. Заваривали лапшу быстрого приготовления и вскрывали тушёнку уже в палатке.

Вокруг палатки была ночь, но светло, как пасмурным днём. Кричали чайки, плескалось море, было немного не по себе от того, что в округе нет ни одной живой души. Но мы, уставшие от приключений дня, уснули очень быстро.

Продолжение по ссылке День пятый.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия