Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был сегодня 9:13

Траверс

Киргизия, Таджикистан Август 1993
Над облаками. Вид на Алайскую долину с пика Ленина.

«Лезешь, потому что лезешь». (сэр Эдмунд Хиллари, первовосходитель на Эверест)

Едва дождавшись отпуска, эти люди набивают огромные рюкзаки, едут с ними куда-нибудь на край света, там навьючиваются и начинают двигаться к намеченной цели. Причём в таких условиях, что в иной день преодолевают всего лишь несколько сотен метров. И обратный путь не намного легче. В разгар лета они могут запросто обморозиться. О физических нагрузках и говорить не приходится. Бывает, что к вечеру накапливается такая усталость, что человек с трудом ботинки расшнуровывает. Ночевать же иногда приходится в страшной тесноте, а то и сидя, грея на собственном теле мокрые носки.

Очень, конечно, своеобразный вид отдыха. И что самое интересное, он, в конце концов, придаёт людям силы. А уж что касается впечатлений и острых ощущений — их хоть отбавляй. Ведь люди, о которых идёт речь, — альпинисты. Их цель — горы, покорение вершин и преодоление самих себя. Такого рода путешествия и трудны, и опасны, но они приносят ни с чем несравнимое моральное удовлетворение. А картины, которые открываются перед глазами восходителей! А мысль о том, что здесь выше тебя ничего и никого нет! А дружеские беседы на привале, когда основные опасности позади, и самые драматические моменты можно уже вспоминать с юмором…Как всегда удачнее всех сказал поэт: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».

Здесь не бывает победителей или проигравших, нет ограничений и рамок, потому что главный противник - это ты сам, твое желание достигнуть вершины против усталости, жажды и голода, тяжелого рюкзака и непогоды. Это с самого начала и до конца приключение со многими неизвестными, которые не зависят от тебя. Стихия гор диктует свои правила, с которыми не поспоришь. Но соприкасаясь с ней, чувствуешь себя немного сильнее и чуточку свободнее. (из дневника)

Наша компания в том или ином составе в общей сложности с десяток отпусков провела в горах: прохождение сложных маршрутов в горах Тянь-Шаня, Саян, Алтая и Памира, восхождения на семитысячники. На них уже побывали десятки, если не сотни команд и одиночных восходителей. Все основные маршруты давно исследованы, опробованы и детально описаны. И, тем не менее, восхождение по скалам, снежникам и ледникам на семь километров вверх было и остаётся сложнейшей задачей. Те, кто шёл до нас и после нас, достойны уважения.

К середине 60-х годов человек смог побывать на всех основных вершинах планеты. Дальнейший прогресс альпинизма проявился в том, что восхождения совершаются по новым маршрутам, которые первоначально отвергались из-за предельной или даже запредельной сложности. Смельчакам стали покоряться чуть ли не километровые отвесные стены. Но такие горные экспедиции требуют очень сложного альпинистского снаряжения, длительной подготовки и помощи спонсоров.

Само собой разумеется, что до высокогорных маршрутов нам надо было ещё дорасти. Сначала были загородные походы, потом — во время отпускных поездок в Крым — прогулки по Яйле. Несколько лет ушло на увлечение горным туризмом: это уже были достаточно сложные походы с преодолением некоторых памирских и тянь-шанских перевалов. Со временем приелось и это. Во-первых, надоели затоптанные маршруты, которые хотя и выводили к таким жемчужинам, как озеро Иссык — Куль, всё равно были чересчур регламентированы и цивилизованы. Во-вторых, надоело возиться с многостраничной документацией при подготовке к походу. В-третьих, почувствовали, что нам по силам нечто более сложное. И в самом деле, сколько же можно шагать по тропам в обход вершин?

Переключение на восхождения перевело команду совсем в иную категорию. В первовосходители было трудно пробиться, а вот внести что-то новое в варианты подъёма и спуска подготовленные люди вполне могут.

И в нашей экспедиции 1993 года была своя «изюминка». Тогда мы, поднявшись на пик Ленина по одной стороне (через ледник Ленина) стали спускаться по другой (на ледник Саук — Дарья) и совершили так называемый траверс. Причём любопытно, что заходили мы со стороны Киргизии, а спускались уже в Таджикистан, так как пик Ленина стоит на границе этих двух государств.

От Москвы до Ферганской долины, до Андижана, добирались поездом. Оттуда автомобилем до Оша, откуда начинается Памирский тракт. По нему на попутных машинах поднялись до очень обширной Алайской долины.

Тогда вдоль неё один-два раза в сутки ходил рейсовый автобус. Заночевав в юрте киргиза-чабана близ посёлка Могол, на следующее утро на «газике» геологов добрались до международного базового альплагеря на Луковой поляне (3600 метров над уровнем моря).

Короткая справка:

Пик Ленина (в Таджикистане переименован в пик имени Абу Али ибн Сины) — горная вершина, расположенная на границе Киргизии и Таджикистана. Один из «семитысячников» — высочайших вершин бывшего СССР. Одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира. На данный момент на вершину существует более 16 альпинистских маршрутов. Девять по южному склону и семь по северному, но классическим считается маршрут по северной стороне через вершину Раздельная. Для наглядности привожу схему основных вариантов подъёма на пик Ленина анфас (со стороны Киргизии).

Нам предстояло пройти красным маршрутом через вершину Раздельная.

Классический маршрут не требует каких-то специальных технических подготовок и огромного альпинистского опыта, но необходим комплекс мер по акклиматизации, а также хорошая физическая подготовка и выносливость. Классификация по сложности — 5-А. Во время восхождений случаются различные инциденты, в ходе которых гибнут люди. 13 июля 1990 года с пика Ленина сорвался гигантский ледник, лавина уничтожила альпинистскую стоянку. Во времена СССР это была самая масштабная трагедия по числу погибших в истории альпинизма, погибли 43 человека.

Сегодня хорошо припекало. После обеда с Горы сошли две лавины и разбились о скалы Липкина. Грандиозное зрелище. И после этого – абсолютная тишина. (из дневника)

Надо сказать, что за всё время восхождений у нас не было серьёзных инцидентов за исключением одного случая, когда один из нас в связке провалился в ледниковую трещину. В последствие он опишет восхождение на пик Коммунизма в журнале «Вокруг Света».

Летом альплагерь — многолюдное место. Вокруг постоянной базы со столовой и сауной выстраивается целое скопище разномастных палаток. На флагштоках — флаги представленных государств.

Первые дни посвятили акклиматизации. Надо привыкнуть к новому месту, к режиму, к высоте и нагрузкам. (из дневника)

Первый ходовой день весь пришёлся на ледник, по «языку» которого удалось подняться с высоты 3600 на 4400. Ночевали на камнях, принесённых ледником. И там уже было несколько чужих палаток. Дальше, по мере подъёма, число попутчиков сокращалось. Но не надо думать, что альпинисты всё время движутся только вперёд и вверх. Нет, тактика серьёзных восхождений предполагает зубчатый график движения с возвращением на уже пройденные высоты. И заброска грузов требует челночных ходок. Так организм легче приспосабливается к кислородной недостаточности.

Кончики пальцев на руках и ногах кололи от относительно лёгкого обморожения. Кисти руки покрылись «гусиной кожей», губы в трещинах, лицо обветрилось и приобрело темный загар. (из дневника)

Доставив основную часть груза в лагерь на отметке 5300 метров, мы решили спуститься до самой Луковой поляны и отдохнуть в сауне. Оставленные наверху продукты, часть снаряжения были попросту зарыты в снег и помечены небольшой вешкой. Когда через несколько дней снова туда поднялись, никакой вешки под скалами не было. Снегопад изменил всю картину. После часовых поисков я нашёл то место, от которого в момент закладки тайника «привязался» глазами к ближайшим выступам рельефа. Закладка была найдена, в противном случае нам бы пришлось сильно менять наши планы. Радость находки омрачилась начавшейся непогодой. Пришлось срочно рыть в снежном склоне пещеру. А утром из неё откапывались целых два часа. Такая потеря времени в горах не очень-то желательна, так как впустую уходит наиболее благоприятное для движения время. Ведь после обеда снег начинает размягчаться, и далеко по нему не уйдёшь.

Исключение сделали только ради финишного броска. Переночевав на высоте 6100 в палатке, обложенной снежными кирпичами (накануне вечером был сильнейший ветер), мы выступили в путь в 4 утра и, не делая больше долгих привалов до самой вершины, достигли её в 17 часов 10 минут.

Навстречу идут восходители, у которых вершина позади. Они уже поднялись на неё. Но они поднимались налегке, оставив рюкзаки в штурмовом лагере. Нам же предстояло подняться с полным весом, поэтому шлось очень тяжело. Делали остановки для отдыха, но не длительные. (из дневника)

Пик Ленина на самом деле пиком не является. Он представляет собой нечто вроде неровной снежной поляны размером с половину футбольного поля. На ней несколько скальных выходов, из которых не так-то легко выделить визуально самый высокий. На одном из них памятная табличка, установленная альпинистами-предшественниками.

Собрал последние силы, в глазах темно, в висках стучит и … все. Вот он, пик Ленина… Особого ликования не было, но был рад, что в итоге дошел. Ощущения пика нет. Это скорее большое плато. На вершине на скальном выступе вымпелы. Какие-то чудики затащили сюда маленький металлический бюст Ленина, что обычно  в советские времена ставили на письменные столы с зелёным сукном. (из дневника)
Собрал последние силы, в глазах темно, в висках стучит и … все. Вот он, пик Ленина… Особого ликования не было, но был рад, что в итоге дошел. Ощущения пика нет. Это скорее большое плато. На вершине на скальном выступе вымпелы. Какие-то чудики затащили сюда маленький металлический бюст Ленина, что обычно в советские времена ставили на письменные столы с зелёным сукном. (из дневника)

Пока мы счастливые, но измотанные осматривали достигнутую вершину, погода быстро испортилась, начавшаяся метель резко ухудшила видимость. Исчезла из глаз Алайская долина. Уже трудно было определиться, с какой стороны намечался спуск. И капитан нашей команды принял решение: ночевать на самом верху. Надо сказать, что демократия в горах исключена абсолютно. Все ключевые решения принимает старший, и полностью отвечает за принятые решения.

Больше всех пугало то, что ветром сорвёт палатку. Натянули её на ледорубы, привязали из последних сил. И все мы прекрасно понимали, что ночуем мы в «зоне смерти». Если до определённой высоты есть шанс, что организм может хотя бы частично восстановить свои силы, то после пороговой высоты организм уже не может восстанавливаться, и силы просто уходят. А потому надо либо максимально быстро заходить на вершину и спускаться вниз, либо просто сразу идти вниз. Оставаться долго на высоте рискованно. Организм человека попросту не приспособлен к жизни на таких высотах.

Но всё обошлось! Следующее утро было солнечным. Видимость была изумительной!

В какую сторону ни наведу объектив везде прекрасные виды, один другого лучше. На востоке за синей полоской озера Каракуль, возвышались семитысячники китайского Памира, на юго-западе пик Революции (6940 м.), правее пик Гармо (6595 м.), пик Коммунизма (7495 м.) и пик Корженевской (7105 м.), на который мы поднялись годом ранее.

Спуск был долгим, но совсем не скучным. Иногда останавливался, чтобы отдохнуть и сделать фотографии. Виды стоят того! Чувствую, как возвращаются силы. Пришло осознание того, что Мы Там Были! Ведь человек, стоящий на вершине горы, не упал же туда с неба! Как сказал бы Эдмунд Хиллари – мы туда залезли! (из дневника)

На подъём, считая от альплагеря, ушло 18 дней. Спуск до тракта Ош — Хорог ещё 5 дней. Продуктов хватило в обрез — остался «НЗ» только на одни сутки. Но если бы в начале пути мы где-нибудь замешкались дня на два, непогода могла бы сорвать восхождение вообще. Расчёт сроков в горах — вопрос первостепенной важности. Даты восхождений сверяли с отчётами предшественников, а уже на месте вносили коррективы с учётом погоды.

Вот мы уже внизу. Эйфория от того, что мы сделали это! Все опасения остались позади. Я был просто счастлив, потому что был на пике Ленина! Было ощущение, что сделал то, что буду помнить всегда, и чем будут гордиться. (из дневника)
Вот мы уже внизу. Эйфория от того, что "мы сделали это"! Все опасения остались позади. Я был просто счастлив, потому что был на пике Ленина! Было ощущение, что сделал то, что буду помнить всегда, и чем будут гордиться. (из дневника)

Мы вышли в горную пустыню в районе озера Каракуль. Эта местность не приспособлена к жизни вообще. Мы знали, что там есть погранзаставы (до Китая рукой подать), но не встретили никаких признаков жизни. Дошли до старого Памирского тракта. Первая машина в сторону Душанбе проехала лишь через два с половиной часа.

…А через два года нас ждало ещё одно восхождение, на пик Коммунизма. Но это уже совсем другая история.

Мы шли по горной пустыне, и нам казалось, что наши двадцатикилограммовые рюкзаки уже ничего не весят. И уже начал мучить вопрос А куда в следующий раз? (из дневника)
Мы шли по горной пустыне, и нам казалось, что наши двадцатикилограммовые рюкзаки уже ничего не весят. И уже начал мучить вопрос "А куда в следующий раз?" (из дневника)

P. S.

Как же полезно иной раз в доме наводить порядок! Ну, хотя бы в архивах (улыбаюсь). Решил тут немножко разобраться в старых фотоальбомах (а у меня тут их обнаружилось приличное количество) и наткнулся на нечто интересное, что повергло меня в приятные воспоминания. И я вдруг обнаружил, что моему увлечению горами — четверть века! Я неожиданно для себя (думал, что утерял) нашёл дюжину выцветших цветных фотографий, дневниковые записи, и старые, уже пожелтевшие газеты и журналы, рассказывающие о наших приключениях. Все они легли в основу этого рассказа.