Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Самарканд — Узбекистан Август 2016

Самарканд. Город, основанный более двух тысячлет назад и возвеличенный Тамерланом в средние века. Вот уж никогда не думал что попаду сюда.

Самарканд наряду с Бухарой является, наверное, самым знаменитым городом Узбекистана. Наше знакомство с городом началось с величественной мечети Биби-Ханум, названной по легенде в честь любимой жены Тимура.

В столице великой империи. Самарканд

Смотрится, конечно, впечатляюще. Трудно представить с каким благоговением на это строение смотрели в 1400 году. Входной билет не имеет фиксированной цены как и все в Узбекистане. Для местных цена официальная и составляет 1000 сум(0.20 $). В то время как нам цену написали на каком-то невнятном клочке бумаги. Изначальная цена составила 15 тыс. сум (2.5 $), после 15 минут торгов мы зашли внутрь за 9000(1.5 $). Дело тут, конечно, не в деньгах. По европейским, и даже белорусским меркам это гроши) Но принципы прежде всего! Вообще где-то к середине путешествия эта бесконечная торговля уже порядком надоела)

Внутреннее пространство мечети еще не до конца отреставрировано и выглядит не так величественно. Но зайти однозначно стоит! Хотя бы для того, чтобы увидеть гигантскую подставку для корана, размещенную в центре дворика. Которая, кстати, является очередной «исполнялкой желаний». Только тут дают детей. Если хочешь мальчика проползи через один проход, если девочку — через другой)

В столице великой империи. Самарканд

Тут первый и последний раз воспользовались услугами «помогательницы») На входе миловидная старушка попросила какую-то символическую сумму, вроде бы около 8000сум за экскурсию по мечети. Ну мы и повелись. Рассказ о сооружении которому уже 600 лет свелся к 5-минутной болтовне о куче жен Тимура и пожеланиям нам счастья, здоровья, детей и т. д. Предостерегаю, гиды из этих «помогателей» никакие.

После мечети мы двинулись по направлению к знаменитому ансамблю Шахи-Зинда. По пути посетив довольно симпатичную мечеть Хазрет Хызр.

В столице великой империи. Самарканд

Где нас натурально обложили привратники за попытку поторговаться. Было неприятно, все-таки многому еще учиться людям в сфере туризма.

Теперь расскажу о случайно обнаруженном лайфхаке касательно комплекса Шахи Зинда. Цена входного билета туда составляет, насколько я помню, около 20000сум (3.3 $), что по местным меркам все-таки немало. Но мы, пока плутали в поисках входа, обошли комплекс с обратной стороны и зашли через современное кладбище. Которое плавно перешло в древние захоронения и мавзолеи. Естественно никакой платы с нас не взимали, а наличие билетерши мы обнаружили только на выходе.

Шахи Зинда впечатлил. Очень красиво.

В столице великой империи. Самарканд

Туристов не много. И основная часть опять же местные. Зайдя внутрь одного из мавзолеев увидели такую картину: группа туристов (местные из других частей страны) садятся вокруг мемориального саркафага и молятся. Как нам потом объяснили, такие паломнические поездки у них очень популярны.

В столице великой империи. Самарканд

Выйдя из комплекса мы совершили непростительную ошибку и пошли к обсерватории Улугбека пешком. Наверное, сказалась привычка путешествий по Европе, где проезд стоит больших денег. И вот мы плелись, наверное, около часа по пыльной жаркой дороге вдоль холма Афросиаб. Не стоит это повторять. Лучше за 6000сум(1 $) взять машину в любой точке города и съездить к обсерватории. Интересно, но весь холм изрезан какими-то пещерками, домиками и т. д. Что это такое так и не поняли. Потом спрашивали у местной знакомой, она сказала, что это археологические раскопки… Хотя по мне — типичные жилища различного рода бомжей.

В столице великой империи. Самарканд

Чем еще «приятна» такая прогулка, так это запахом. Вдоль всего холма тянется арык, который буквально заполнен гниющими коровьими и бараньими головами. И так 2–3 км. Зрелище такое себе, а запах еще «лучше». Зачем так гадить буквально в городе, портить воду, которой потом поливают овощи и фрукты я не знаю… Фотки не выкладываю чтобы не пугать впечатлительных)

Сама обсерватория, которая являлась в свое время очень передовой и олицетворяла Самарканд как центр науки, сейчас откровенно не впечатляет. Перед посещением лучше почитать что-нибудь, чтобы осознать важность этого места и представить каким оно когда-то было.

В столице великой империи. Самарканд

К сожалению, из всего средневекового оборудования сохранился только гигантский секстант на который гордо взирает бронзовый Мирзо Улугбек.

В столице великой империи. Самарканд

Стоимость входного билета составляет 18000 сум (3 $), т. е. столько же, сколько и в комплекс Шахи Зинда. С ценообразованием у них явно что-то не так.

Пообедав на рынке(!) замечательными мантами,

В столице великой империи. Самарканд

мы отправились отдыхать, ибо жара в дневное время в августе была неслабая. Даже животные спасались как могли. Павлин реально все время пока мы кушали сидел под вентилятором.

Ну, а на вечер были запланированы, наверное, главные достопримечательности Самканда — мавзолей Гур Эмир и площадь Регистан.

Гур Эмир является усыпальницей Тамерлана и всего рода Тимуридов. Именно там был вскрыт знаменитый нефритовый гроб Тамерлана, что явилось причиной мировой войны. Ну это, конечно, для любителей мистики. Мавзолей впечатляет, как снаружи, так и внутри.

В столице великой империи. Самарканд

Внутри вокруг царских захоронений снова читала молитвы группа местных туристов. Для них это тоже святыня. Как-то даже неудобно было щелкать фотиком в такой торжественной атмосфере.

В столице великой империи. Самарканд

Забавная история приключилась с нами на заднем дворе Гур Эмир. Нас окликнул местный дядька и говорит:

— Хотите посетить древние катакомбы времен Тамерлана?

Учитывая специфику страны, сразу же уточнили о цене такой экскурсии. На что обиженный привратник ответил, что все бесплатно. И вот он берет ключ и спускается вниз одного из зданий мавзолея. Окрывает старинную дверь и мы оказываемся в обыкновенной сувенирной лавке. Мы ждали чего угодно, но только не сувенирного, блин, магазина. Прямо внутри древнейшего мавзолея. Причем с ценами, рассчитаными явно на представителей царского рода.

В столице великой империи. Самарканд

Ночью мы еще раз вернулись к мавзолею и посмотрели на прекрасную подсветку.

Ну и на «закуску» мы оставили самое крутое. Площадь Регистан. До посещения читал на множестве форумов что в жизни Регистан не впечатляет так, как на фото. Ну я не знаю, может быть мы были в другом Регистане, но мы были в восторге. По обоюдному согласию, площадь стала крутейшим местом из всех виденных нами.

В столице великой империи. Самарканд

Три прекрасных медресе. Медресе Улугбека, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор составляют потрясающий ансамбль.

В столице великой империи. Самарканд

С жемчужиной в виде Джума-мечети, совмещенной с медресе Тилля-Кари. Золото, золото и еще раз золото. Это то, что видишь внутри мечети.

В столице великой империи. Самарканд

По вечерам включается подсветка. Немного странная внутри.

В столице великой империи. Самарканд

И просто сказочная снаружи.

Каждый из трех вечеров, проведенных в Самарканде, мы провели на площади Регистан, наслождаясь просто невероятным видом.

Глобальной проблемой во время пребывания в Самарканде стал поиск машины до Шахрисабза, родного города Тамерлана. Точнее предложений было много, но они нас не устраивали. В основном предлагаемая цена составляет 200 тыс. сум(35 $), что очень много. И когда мы уже отчаялись найти подходящую цену, во дворике медресе Тилля-Кари мы познакомились с потрясающим человеком, о котором не могу не упомянуть. Преподаватель местного ВУЗа, он во время каникул приводил сюда несколько студентов, чтобы те попрактиковались в английском языке, общаясь с туристами. И эти ребята бегали вокруг рассказывая туристам из разных стран об истории комплекса, особенностях, на которые стоит обратить внимание и т. д. Всем бы таких учителей! Разговорившись, он пообещал нам найти машину с водителем до Шахрисабза за 120тыс. (20 $). В итоге с утра за нами заехал на новенькой машине его друг, оказавшийся работником местного министерства, прекрасным собеседником и потрясающе позитивным и интересным человеком. Но об этом в следующем рассказе.

Попробовать знаменитый самаркандский плов нам, к сожалению, так и не удалось. Распиареная и популярная у туристов чайхана Лябигор нам откровенно не понравилось. Хамское обслуживание, паршивая и дорогущая еда… Не знаю, может нам просто не повезло. Поэтому мы поймали местную машину и попросили отвезти в хорошее место покушать шашлык. Я не знаю ни названия ни улицы на котором находится это чудесное место, но это был, наверное, лучший шашлык в моей жизни.

В столице великой империи. Самарканд

Здесь ели исключительно местные, которые с любопытством посматривали на нас. Явно туристы тут бывают не часто. Система такова. На столе лежат сырые нанизанные шашлыки, ты набираешь сколько и чего хочешь и тебе это жарят. Мясо на столе улетало мгновенно. Стоимость одного шампура 6000сум(1 $).

По фото не видно, но сидело там человек 50, полицейские, рабочие, семьи с детьми. Кстати, водка в мусульманском Узбекистане заказывается на каждый столик, и пьют ее местные мужики с пепси… Ислам тут в лайт-версии.

Как можно подытожить? Самарканд — прекрасный город, очень красивый и самобытный. Регистан, Гур Эмир, Шахи Зинда — must see! Шашлыки — must eat! Мы были в самом Самарканде 3 дня, из которых 1 день потратили на поездку в Шахрисабз и этого вполне достаточно для комфортного осмотра города. Туристов немного, в основном узбеки и европейцы. Русских мы не видели вообще, как и вездесущих азиатов. А погулять по таким сказочным улочкам без кучи китайцев с фотиками, разве это не туристический рай?