Турист Lene (Lene)
Lene — был вчера 10:54
???

Соловецкие острова — Россия Июль 2015

Вчера вечером на небе стали сгущаться дождевые тучи, а сегодня утром за окном всё в дымке. Это не туман, это морось — моросящий дождь. Выйдешь из дома и одежда мгновенно станет мокрой при такой погоде. Поэтому, мы одев дождевики, пошли к месту начала экскурсии на Секирную гору.

Прошли мимо мыса лабиринтов и подошли к Филипповским садкам. Неугомонный, рачительный и талантливый игумен Филипп Колычев придумал и воплотил одно из чудес своей гидротехнической мысли — садки для рыбы. Мелководный морской залив отделён от моря с помощью каменных дамб. Монахи ловили живую рыбу и помещали её в садки. Ведь, как известно в море частые шторма, поэтому плавание и рыболовство в такие дни опасно. Благодаря садкам у иноков всегда была свежая рыба.

Филипповские садки предстали нам за стеной моросящего дождичка, как в густом тумане.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Здесь мы сели на автобус и приехали к Секирной горе. В атобусе мы услышали рассказ экскурсовода о том, почему Секирную гору назвали Секирной. Поселившийся здесь рыбак — корел с женой, мешали уединённому житию монахов. Однажды жена рыбака пошла в лес на гору, где её выпороли, высекли два ангела. В дореволюционные годы деятельности монастыря женщинам было запрещено пониматься на Секирную гору.

Секирная гора — страшное место, здесь находился изолятор СЛОНа. В изолятор попадали мужчины, женщины, дети. У подножия горы установлен красный поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Крест дополнен орудиями страстей Господних: слева — копьём Лонгина, справа — копьём с губкой.

На Секирной горе есть церковь — маяк. В неё мы зашли и заказали молебны.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Церковь с разных сторон выглядит по разному. С одной дерево, с другой штукатурка. Здесь установлены солнечные батареи. Они бы, наверное, понравились Филиппу Колычеву.

Со смотровой площадки на Секирной горе открывается вид на родное Белое море и на Савватьевскую пустынь — место где шесть лет жили преподобные Савватий и Герман — основатели монастыря.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Мы спустились по скользкой от дождя лестнице с 294 ступеньками. Если поднимается православный человек по этой лестнице, то ему прощаются 294 греха. Во времена богоборчества ГУЛАГа, связанного человека сбрасывали с неё, к подножию он падал уже бездыханным. Будучи на Соловках, я думала, как Бог допустил на острове, где много веков молились иноки, допустить такие чудовищные преступления! Внизу нас встретил ещё один поклонный крест. Где-то я нашла, что он один из крестов, которые не были уничтожены. Не знаю правда это или нет, но верить хочется.

Вот с такими невесёлыми думами, я и семья сели в ожидавший автобус и мы поехали на озера и каналы. Там мы погрузились в лодки. Наш папа был капитан нашей лодочки. Плыли мы по малому кругу из-за дождя. Есть ещё большой круг. Если плыть по большому кругу, то увидишь больше каналов и озёр. Система озёр, соединённая каналами — это гениальная идея незабвенного Филиппа Колычева.

После нашей приятной прогулки во время дождя по каналам, мы поехали в Ботанический сад. Хочу сказать, что нам этот сад так понравился, что мы здесь побывали ещё раз в хорошую погоду. Поэтому фотографии будут дождливые и солнечные. В Ботаническом саду много очень красивых растений.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Из хвойных преобладают лиственницы и пихты. Пихту посадил и принц Чарльз, побывав на Соловецких островах в 2003 году. Его Высочество решил совершить на Соловках подвиг — дойти пешком до Секирной горы, но не дойдя до Филипповских садков попросил транспортное средство.

В дождливый день мы увидели двух девушек, которые несли землю. Оказалось, что они ежегодно высаживают новые растения и с такой любовью рассказали о прижившемся рододендроне. Достойные продолжатели дел соловецких деятелей- энтузиастов.

Новые посадки.

В Ботаническом саду я впервые увидела калину «Снежный шар».Какая она красивая.

В Ботаническом саду находится дача архимандрита, построена из лиственницы. Сейчас здесь работают люди, ухаживающие за садом. У них мы попили чай из листьев Иван — чая и немного согрелись.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Мне показалось, что кроме Филиппа Колычева в Соловецком монастыре был еще один деятельный человек — это архимандрит Александр. Это тот архимандрит, который вёл беседу с английским офицером Антоном о провианте и всё запечатлел на переговорном камне. На Александровской горе расположена Александровская часовня. А ещё о нём у меня сложилось мнение, что он любитель писать на камнях.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года (продолжение)

Вернулись мы к вечеру и прошли по улицам Соловков к дому. Небо всё еще было затянуто тучами. Завтра наверное снова будет дождь.