Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Бангкок — Таиланд Апрель 2016

Мои рассказы о Бангкоке:

Бангкок. Город тысячи Будд...

Продолжу о Бангкоке…

Ступы.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Буддисты верят, что ступа — источник мира, счастья и благополучия. Вроде бы вокруг ступы ощущается ее аура даже не буддистом и проникнуться счастьем в таких местах проще простого. Когда-то Будда сказал своему ученику: «У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут и вольется в них радость». Будде можно верить, он много чего знает такого, что нам не ведомо. Но у меня проникнуться не получилось. Солнце палило нещадно, ступы раскалились от бангкокской жары и зноя, хотелось пить, спрятаться в тень, сбежать под кондиционер… Сиюминутное не давало настроиться на великое и высокое.

Но ступы, как предмет искусства, меня поразили. И бродя вокруг них, я изучала пестроту орнамента, восхищалась сияющими цветами и красками, и если я не смогла проникнуться главным, то редкостное изящество ступ вознесло меня в состояние умиротворенного созерцания. Вряд ли найдется кто-то еще, нафотографировавший несчитанное количество фоток фрагментов ступ. Вернувшись домой, я все разглядывала и разглядывала их диковинную красоту, пытаясь понять, проникнуться и увидеть что-то особенное…

Золотые ступы тоже полны величия и даже производят куда большее впечатление. Рядом с такими точно ощущаешь что-то эдакое, чего никогда не переживала. Объяснить толком не могу, наверное слов мало или то, что поняла душа, не может быть облечено в слова…

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Буддисты верят, что ступы вносят гармонию в жизнь, очищают ум от жадности и корысти и наполняют сердца любовью. Покопавшись в обновленной душе, одно поняла точно, жадности и корысти в ней нет. Впрочем, и до магического вмешательства ступ жадной я не была, да и корыстной тоже. А гармония… В отпуске у меня всегда в душе царит гармония, даже без вмешательства ступ…

Прочитав много чего интересного про ступы и буквально продравшись сквозь новое и местами не очень понятное для меня (ну, никогда я не интересовалась буддизмом), я поняла главное. Если ступы — символ просветленного ума Будды и несут гармонию мира всем живым существам, давайте построим их везде, много, чтобы хватило победить вселенское зло. Ради мира во всем мире я первая побегу их возводить!

Когда-то, еще до эры путешествий в своей жизни, я очень хотела увидеть ступы, буддийские храмы, самих Будд, все это величие и красоту парадного, туристического Бангкока. Тогда я не очень-то и верила, что наступит в моей жизни день, и я смогу похлопать рукой по раскаленному боку ступы и задрав голову смотреть Будде прямо в глаза, ни о чем не прося. Именно в Бангкоке я вдруг поняла, что в день, когда исполняются мечты, ни о чем просить не надо, чтобы не искушать судьбу.

И мудрый Будда подмигнул, уловив мои мысли. Все-таки мы с ним смогли понять друг друга!

Храмы.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Знакомство с Бангкоком надо начинать с храмов. Может это будет и не самое оригинальное решение и кто-то скажет, что все идут в храмы, что туристов там бродят толпы, что есть и другой Бангкок, намного интереснее, но я буду настаивать на храмах. Что подсовывает память, услышав слово «Бангкок»? Храмы и Будд! Что украшает рекламные постеры и плакаты Бангкока? Храмы и Будды! Что самое известное в этом городе? Опять же, храмы и Будды! А еще здесь очень красиво и переходя от храма к храму начинаешь немножко понимать этот непостижимый город, принимать его противоречивость и проще относиться к его контрастам.

И если совсем не хочется тратить время на созерцание храмов (так тоже бывает, я думаю), надо побывать хотя бы в каком-то одном.

Первоначальное количество храмов, набросанное в план одного нашего дня, не вошло в окончательный вариант маршрута. Дело не в лени, просто по времени не получалось никак, если только заказать персональный вертолет, но это уж совсем нахально с моей стороны…

Пришлось вести торг с совестью, жадностью и скоростью передвижения, которую вообще невозможно предугадать. Посомневавшись и тяжело повздыхав, остановились на четырех, наверное, самых главных и самых популярных храмах. У меня получился свой пристрастный рейтинг, совершенно не объективный, исходящий из того, как храмы легли на душу, и удалось ли мне проникнуться там атмосферой места. Знаете, как бывает, заходишь и вдруг отчетливо понимаешь — как здесь хорошо и спокойно. Объяснить, что такого хорошего снизошло на тебя, абсолютно не можешь, но эта «хорошесть» ощущается каждой клеточкой организма, каждым движением души…

— Wat Pho — Храм Лежащего Будды или Храм Будды, ожидающего достижения нирваны.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Будда здесь улыбается! Все Будды улыбаются в этом храме, кто чуть заметно, кто явно от души, не скрывая своей улыбки. Это было неожиданно, но расположило к себе сразу.

Это самый древний храм Бангкока — одного этого факта мне достаточно, чтобы храм сразу стал любимчиком. И именно в этом храме некий генерал провозгласил себя королем Рамой Первым и основателем династии, что и ныне правит Таиландом. Красота этого храма настолько впечатляет, что там так и тянет провозгласить себя кем-нибудь и вернуться на родину в обновленном статусе. Но мелькнувшая вовремя мысль о скромности, пусть и не самом шикарном, но все же украшении женщины, как-то приглушила мои монархические мысли.

Сам Будда, хоть и позитивен, страшно неудобен в плане фотографирования. Отбежишь подальше — головы туристов мешают. подойдешь ближе — вообще ерунда получается, а не фотография. Станешь у головы Будды — голова и будет в кадре, остальное туловище потеряется в жаркой перспективе. Побежишь к ступням — голова пропадает. Да еще колонны мешают, за которыми Будда и ждет свою нирвану. Не знаю, как Будда, но я в таких нервах давно не фотографировала, тут не до нирваны. В общем, сняла я Будду фрагментами, с заваленными стенами и покосившимся потолком, а в качестве извинения купила плошку монеток и раскидала со звоном по всем 108 чашам, ничего такого особенного не загадывая и на очистку своей кармы ни разу не претендуя — лишь бы все было хорошо в нашем беспокойном мире. Улыбался Будда, на меня посматривая. Может наладится все на Земле?

Разобравшись с Буддой, я двинула к ступам. И я вам скажу, нигде таких красивых я не видела! Вроде бы их там 95, но проверить и пересчитать времени не хватило, да и как-то не сочла я нужным проверять эту информацию — не это ж главное…

Четыре, самых больших ступы, — в честь правителей Таиланда. Какие они красивые и какие они изящные!

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Я бродила и бродила, временами забывая о жаре и солнце, рассматривала детали, используя фотоаппарат вместо бинокля и забывая фотографировать всю эту красоту. Нет, есть что-то в этих ступах, что не дает мазнуть взглядом и бежать дальше. Хочется их потрогать, постоять рядом в тишине и услышать что-то… Не услышала. А если и слышала, то не поняла. Или, если и поняла, то пока не разобралась. Но ступы не отпускали.

Есть здесь и другие Будды, количеством 400 штук, замерших в разных позах, внимательно выслушивающих просьбы и исполняющих желания. Как и положено, сияют они золотом, снабжены подробной информацией для туристов и живут в таком обилии красного, что глазам становится больно.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

И пока я вертела головой во все стороны сразу, стараясь ничего не упустить и все разглядеть, тайцы приходили в храм со своими заботами и так искренне, так проникновенно просили Будду о своем, о важном, что я боялась дышать рядом с ними, чтобы не помешать достучаться до небес…

По хорошему, бродить там и бродить, любуясь ступами и Буддами, слушая тишину и перезвон монеток, падающих в чаши, отдыхая у фонтана, изучая статуи хранителей храма и замечая между делом фантастические деревца и пышные цветы (без цветов в Бангкоке никак!). Тайцы приходили, раскуривали благовония, укладывали свои лотосы вокруг Будды, что-то шептали, бормотали, спешили рассказать свои просьбы и мольбы и уходили, унося в душе надежду. В храмах они совсем другие, не такие, как на шумных улицах или душных рынках. Здесь все намного серьезней. Наверное, это и называется «обнаженная душа», когда разговоры излишни и все понятно без слов.

А вот монахов в этом храме я практически не встретила. И удивилась этому очень — в остальных храмах их было очень много и они все время попадали в кадр.

Храм Лежащего Будды совершенно особенный храм, побывать в нем обязательно надо и кто знает, может вы достигните нирваны, любуясь улыбающимися Буддами…

— Wat Arun — Храм Утренней Зари.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Предвкушая Бангкок, я была убеждена, что этот храм поразит меня сильнее всего и станет самым незабываемым. Действительность внесла свои поправки и храм встретил вялотекущим ремонтом, строительным шумом и небольшим хаосом, свойственным всем ремонтам в мире.

Переправляясь на другой берег Чао Прайя, я о ремонте не догадывалась и печалилась лишь о том, что не могу полюбоваться храмом во время восхода или заката солнца. Ведь не напрасно храм получил имя именно в честь бога утренней зари — Аруна. Я видела фотографии храма на рассвете — и это было совершенное чудо! Мне пришлось довольствоваться полуднем, это было конечно сильно «не то», но выбирать и капризничать не приходилось…

Главная пагода, олицетворяющая священную гору Меру, была в лесах и полюбоваться ею с воды не получилось. Вернее, любоваться-то можно было, но о мечтах сделать красивое фото, можно было забыть. Забраться на пагоду, чтобы посмотреть сверху на Бангкок, тоже было нельзя, а я так рассчитывала на это…

Вокруг этой пагоды есть еще четыре, ростом поменьше, символизирующие четыре материка и, огорченная ремонтом, лесами и испорченным видом, я пошла рассматривать изящество пагод поменьше. Честное слово, это невероятнейшая красота! Маленькие фрагменты китайского фарфора, разноцветных стеклышек, ракушек и еще чего-то непонятного, но красивого, сливались в изящный мозаичный рисунок, струились, вились, перетекали, складывались в узоры, манили идти и смотреть, смотреть, смотреть. Отойдешь чуть дальше — фрагменты сливаются в одну огромную картину, поражающую пестрой красотой. Подойдешь слишком близко, уткнешься почти носом — рассыпается картина, теряется смысл и суть, распадается на обломки. Так я и играла с мозаиками, приближаясь и отходя подальше, собирая картину и рассыпая ее. Что хотел мне поведать этот храм, я так и не смогла понять…

Погуляла между китайских стражников, истуканами застывших во дворе и закрывающих дорогу злым духам — сидят молчаливо, укоризненно поглядывают на шумных рабочих, только что не чихая от поднимаемой ими пыли и всем своим каменным обликом выражая нелюбовь к ремонтам. И к Будде заглянула, интересно же посмотреть, какой Будда сидит в такой красоте…

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Храм Утренней зари сам по себе достаточно скромный, золота в нем поменьше, Будда попроще, монахи поприветливее, обстановка подушевнее и уж точно, лишена всякого пафоса. Но то, что храм считается самым красивым храмом Бангкока — вполне заслуженно. И дело даже не в том, что главная пагода — самая высокая в Таиланде. Красота храма видна на рассвете, и в ночи, когда включается подсветка, и в его отражении в водах реки. Все это мне было не суждено увидеть. Но к тому моменту, когда я перешагнула порог этого храма, я уже твердо решила — в Бангкок надо вернуться! И хорошо бы не один раз… Ну должна же я полюбоваться Утренней Зарей на фоне утренней зари!

— Wat Trimit — Храм Золотого Будды.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Золотой Будда. В нем весь Бангкок — роскошный, сияющий, помпезный. И рядом Китайский квартал, как противоположность спокойствию Будды — громкий, бестолковый, суетливый, шумящий-кричащий, спешащий. Так и в самом городе намешано разное: противоположное и несовместимое. И роскошь золота через пару шагов превращается в тесную подворотню, где чистоты не было последние лет семьсот…

Говорят, что Будда золотой. Количество золота варьирует от одного автора к другому автору. В одном все сходятся — золото есть, золота много, Будда золотой. Но меня терзают сомнения, что пять с лишним тонн чистого золота (это не считая черных сапфиров и жемчуга, пошедшего на глаза Будды) вот так вот запросто, без охраны, сигнализации и пуленепробиваемого колпака будут сидеть на виду у всех желающих, да еще и без запрета на фотографирование. Монахов там много, это надо признать, но не похожи они на тех, кто охраняет народное достояние от лихих людей, вот ни разу не похожи!

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Бродила-бродила я вокруг Будды, в глаза ему пыталась посмотреть, может он сам расскажет свой главный секрет. Молчит Будда, словно подписку дал о неразглашении. И на каком-то витке, заложенном у постамента Будды, я подумала — а пусть золотым будет. Людям нужны легенды! И если в Таиланде хотят, чтобы все считали Будду самой большой в мире статуей, выполненной из золота, я постараюсь в это поверить.

…Тут глаза Будды блеснули, по губам скользнула улыбка и он кивнул мне головой… Не верите? Ну вы же верите в Золотого Будду!

Народа здесь — тьма тьмущая! Туристов толпы, завихряющиеся в совершенно броуновском движении, идущих поперек, вдоль, по диагонали, спотыкающихся о сброшенную обувь, замирающих для фото на фоне, снимающих Будду, себя и Будду, Будду и весь коллектив друзей-товарищей. Монахи даже не пытаются внести лепту порядка в этот хаос, понимая всю бесполезность такого желания.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Тайцы тоже стараются. Правда, приходят они по делу, чтобы при посредничестве монахов испросить у Будды что-то страшно нужное и важное. Монахи внимательно слушают, гневно косятся на туристов, принимают дары для Будды (берут, как я заметила все, включая и деньги) и обещают исполнение мечты.

Не знаю, как остальным туристам, но мне было жутко неловко мешать тайцам. Мысль, что из-за меня, такой неосторожной и из-за клацанья моего фотоаппарата, Будда не услышит просьбу и не сможет помочь бедняге, преследовала все время, пока я любовалась сиянием Будды. Не ухмыляйтесь, я совершенно серьезна. Бывают в жизни моменты, когда понимаешь, что помочь тебе могут только высшие силы, да и то не факт, что смогут, если к тому же еще и захотят.

Золотой Будда произвел на меня впечатление, это бесспорно. Но это был скорее исследовательский интерес, заставивший по возвращению домой покопаться в секрете Будды, перелопатить кучу литературы, перечитать совершенно разные версии и предположения, дойти до тупика и понять, что правды, из чего все-таки сделан Будда, толком не знает никто, да и не узнает никогда.

А ведь я должна была сесть у его золотых ног, замереть в восхищении и ждать, когда на мою душу снизойдет умиротворение… Нестыковочка вышла.

— Wat Phra Kaeo — Храм Изумрудного Будды.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Храм находится на территории королевского дворца и отправляясь в гости к Изумрудному Будде можно заскочить и к королю на минутку-другую. Но главное чудо — это Будда, и с этим согласится даже король, взбреди ему в голову прочитать мои впечатления о Бангкоке (Ваше Величество, если Вы все же прочитали, напишите что-нибудь, меня короли еще не читали…).

Подкатив лихо на бренчащем тук-туке к дворцовому комплексу, мы попали в самый эпицентр то ли погрузки на ковчег старины Ноя, то ли на пересменку у строителей Вавилонской башни, то ли массовый исход тайцев с исконных земель. Ничего другого мне в ту минуту в голову не пришло, и такую толпу народа я, пожалуй, видела впервые в жизни. К воротам пришлось продираться, нежно прижимая к груди фотоаппарат и судорожно вертя головой, чтобы не потерять в этом хаосе мужа, мелькавшего то справа, то слева своей яркой рубашкой (хорошо, что я утром настояла именно на этой расцветке!).

Виляя по всем изгибам турникета вдоль длинной загородки, призванной организовать неуправляемый хаос в культурную очередь, под палящим солнцем, зависшим в самом зените, мы малюсенькими шажками продвигались к вожделенному Будде. Преодолев полосу препятствий и почти получив в награду пропуск в рай, меня на последнем рывке к заветной цели тормознули древние старцы, выполняющие работу наших бабулек у наших же храмов:

— В таких портах тебе, девка, тудыть низзя! — на чистом тайском, без примеси английского запели старцы, тыча пальцами в прорехи на моих джинсах.

— Я с вами совершенно солидарна, но прорехи прикрыты заплатками, всю ночь напролет нашивала, чтобы вам понравилось! — пыталась наладить диалог наивная я.

Старцы бухтели, как заведенные про «низзя» и тыкали в мои ноги, может и не самые длинные, но ничего так, совсем не старые еще ноги. Идти обратно, сквозь строй туристов, я отказалась и готова была принести Будду в жертву своему несоответствующему дресс-коду, но не выдержавший трудностей диалога под палящим солнцем муж, рванул за прокатным саронгом, характерно артикулируя губами в адрес старцев и их фанаберий.

Я как знала, одевая утром блузку, прикрывающую плечи! Но кто ж мог подумать, что прорехи и заплатки так заведут пенсионеров…

Наскоро замотав меня в саронг от строптивой головы до ничего так ног, муж ускорился, придав ускорение и мне, пока старцы ошеломленно молчали, засмотревшись на процесс пеленания. Зимний, пардон, Королевский дворец мы брали штурмом…

Что я вам скажу… Золото слепило. Усиленное сиянием в конец потерявшего совесть и скромность бангкокского солнца, золото королевских хором потрясало, окружало, наваливалось, подавляло и брало в плен. Пагоды тянулись к солнцу, то ли укоряя его за неистовство, то ли требуя поддать жару. Замысловатые узоры, пестрые, но удивительно гармоничные, рассказывали бесконечные истории, не зная, что я тайского не понимаю даже на интуитивном уровне. Дворцы скрывали еще большую роскошь, статуи пугали неожиданными выражениями лиц (или морд?) и крепче сжимали грозное оружие в своих огромных руках. Королевские палаты навалились на меня со всех сторон и… И неожиданно я поняла, что мне здесь нравится. Ну короли, ну дворцы… Я и до Будды дойду!

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

Но боже ж ты мой, сколько же здесь народа! Плотность толпы совершенно не оставляла возможности для неспешного созерцания и вдумчивой прогулки. Толпа подхватила меня и понесла в своем темпе, игнорируя слабые попытки бунта. Фотографировать было чудовищно сложно! Стоило сделать шаг назад, в поисках ракурса получше, как тут же вырастала чья-то голова, а то и коллектив голов, норовящих сделать селфи на фоне. Чертыхаясь и выражаясь совсем не по-королевски, я потихоньку приближалась к главному — к Храму Изумрудного Будды, чтобы скинув почтительно обувь пройти мимо бронзовых львов и перехватив фотоаппарат поудобнее, прочитать, что фотосъемка в храме категорически запрещена.

— Ну спасибо! Пришла радость откуда не ждали…

Внутри было невероятно. Кичливая роскошь убранства тонула в полумраке, чтобы не заглушить сияние Будды. Маленький (всего 45 сантиметров!) Будда выступал из этого полумрака и от него исходило фантастически красивое сияние. Не знаю, было это результатом разыгравшейся фантазии, искусно выставленного света или Будда сиял сам, своей божественной волей, но свет этот завораживал, звал за собой, манил, не отпускал и заставлял смотреть, смотреть, смотреть. Казалось, все, что окружало Будду, исчезло в один миг, замолкли все звуки и в оглушительной тишине тихонечко звенел исходящий от Будды свет. Мир пропал… Остались я и Будда.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

А потом сияние исчезло, гомон голосов и шарканье ног навалились оглушающе громко, монахи, не церемонясь, кому то запрещали фотографировать, приговаривая «No photo! Nо photo!», что окончательно вернуло меня в реальность.

Уже на выходе, обернувшись посмотреть еще раз на маленького нефритового Будду, я набралась окаянства на партизанский кадр «от колена», совершенно не надеясь, что получится хоть что-то. Дома я пыталась проникнуть в тайну света, идущего от Будды, что так заворожил меня, но так ничего и не разглядела. Изумрудный Будда тщательно хранит свой главный секрет…

Тайцы говорят: «Если вы были в Бангкоке и не видели Храм Изумрудного Будды, вы не были в Бангкоке!» И я с ними совершенно согласна…

А потом силы закончились. Вот как-то так сразу и все. То ли Будда тому причиной, то ли еще что, но гулять по территории дворца вдруг стало совсем не интересно. Ничего сильнее в эмоциональном плане, чем Изумрудный Будда, я здесь так и не встретила. И погуляв немножко для приличия, мы удрали туда, где много ледяной воды и кондиционер щедро делится вожделенной прохладой.

Советы.

Ну, а теперь от лирики самое время перейти к конкретике и поделиться советами, как мы попытались втиснуть в один день огромный Бангкок.

Правда, в Бангкок мы пришли морем, а не как все нормальные туристы, самолетами, но и этот вариант имеет право на жизнь. Если вы сомневаетесь, нужно ли вам отправиться в Бангкок, будет ли вам в этом городе интересно, сможет ли организм пережить климат (очень сложный, особенно когда ты не лежишь под пальмой, а бегаешь, закусив удила), то круиз очень неплохой вариант для первой встречи. Понравилось — бегаешь по городу, любуешься, проникаешься и осознаешь, что зря так долго откладывал счастье первой встречи. Не понравилось, взбунтовался организм, угрожая обезвоживанием и тепловым ударом — прохлаждаешься у корабельного бассейна, восполняя в ресторанах дефицит калорий или отправляешься на ближайший пляж и ловишь нирвану на всю потраченную на круиз сумму.

Варианты есть всегда, главное понять, что хочется больше — отдыхать или познавать. Понятно, что я из тех, кому познавать хочется, а реакция организма на бангкокскую жару меня не сильно волнует — приспособится, коль жить хочет. И мы начали искать варианты маршрутов…

Все осложнялось тем, что мы прибывали не в бангкокский порт, куда такая громадина, как «Принцесс» просто не помещается (самый крупный корабль, заходящий в порт Бангкока — «Азамара»), а в Лаем Чабанг, от которого еще надо добраться, потратив пару часов (да и пробки могут быть серьезные, что совсем уж грустно). Помониторив тему такси до города-по городу-в порт, мы поняли, что этот вариант не вариант. Выход один — экскурсия.

Корабельные были чудовищно дороги, бесстыдно коротки и заканчивались возлежанием на пляже (пляж занимал львиную долю времени, выделенного на стоянку).

Береговые экскурсии были уже заняты, мы слишком поздно приняли решение об этом круизе, к этому времени все приличное за симпатичные деньги было расхватано шустрыми круизерами.

Оставался один выход — попытаться сколотить свою экскурсию, а чтобы облегчить финансовое бремя, найти единомышленников из таких же запоздавших. Пришлось выходить на англоязычный круизный форум, создавать ветку беседы на тему экскурсии в Бангкоке и одновременно списываться с берегом.

Не скажу, что это было просто и решилось быстро. Береговые фирмы в этот день были загружены по максимуму, найти пустую машину было очень непросто, но нам повезло и уж не припомню на какое по счету письмо пришел ответ — да!

«Bangkok Asia Travel» написал, что готов показать нам город за 90 долларов США, если мы соберем группу из 8 — 9 человек. Если группу собрать не получится, то экскурсия выйдет нам в 188 долларов США (цена указана на одного человека, естественно). Жаба воспрянула, наполнилась энтузиазмом и начала активную переписку на форуме, в качестве заманихи предлагая собственные варианты маршрута, которые можно было согласовать с береговой фирмой.

В результате группа собралась довольно быстро и была очень международная: пара из Канады (милейшие и приятнейшие люди), пара из США (очень бодрые и приятные пенсионеры, ведущие активный образ жизни), пара китайцев (уехавших в США, да так там и оставшихся) и мы двое.

Переписка с берегом по поводу маршрута тоже порадовала. По нашей просьбе привычный маршрут был скорректирован и в конечном итоге выглядел так:

— Сбор в порту, в 7 утра (швартовка была очень ранней)

— Храм Золотого Будды

— Китайский квартал

— Цветочный рынок

— Храм Лежащего Будды

— Покатушки по Чао-Прайя

— Храм Утренней Зари

— Королевский дворец и храм Изумрудного Будды

— Возвращение в порт в 17 часов (вся экскурсия заняла 10 часов)

Кроме того, нам обещали нелимитированный запас воды, обед в национальном ресторанчике с обязательным супом, фрукты (манго, поскольку пик сезона их созревания) и обстоятельный рассказ о жизни в Бангкоке.

На почту нам пришел ваучер, который надо было предъявить в порту. Наш мини-вэн был украшен табличкой с фамилией, чтобы мы не проскочили мимо. Думаю, про кондиционер можно не уточнять, он само собой был и позволил прийти в чувство по дороге в порт.

Бангкок. Город тысячи Будд... (окончание)

С гидом нам очень повезло! Я люблю гидов, знающих про свой город больше, чем кто-либо, умеющих ответить на любой из вопросов и рассказывающих без пауз и остановок. Бангкок становился понятнее, обретал цвета и краски, оживал и начинал раскрываться страница за страницей, увлекая и провоцируя на новые вопросы.

Чаевые гид получил заслуженные, а «спасибо» звучало очень искренне. Гиду с нами тоже было нескучно — вопросами его завалили.

Но больше всего подкупил тот факт, что фирма не стала настаивать на своем варианте маршрута и откликнулась на наши предложения — с таким не часто сталкиваешься и обычно приходится брать, что дают, сожалея о невозможности нормального диалога. Мало того, обязательный шопинг мы тоже попросили убрать и в этом нам тоже не отказали. Самые лучшие рекомендации от всей нашей небольшой группы и нашему гиду, и этой фирме! Можете смело иметь с ними дело.

Вот, пожалуй, и все, что мне так хотелось рассказать о Бангкоке, городе не простом, противоречивом, но невероятно притягательном, остающимся в душе и памяти, оседающем занозой и тихонько зовущим вернуться…

Бангкок был для меня загадкой. Я оценивала его чисто по-женски: нравится — не нравится, красиво — не красиво, притягивает — отталкивает… Это был первый опыт интуитивной оценки города, основанный больше на сиюминутных чувствах и не подпитанный ворохами прочитанных книг.

В Бангкоке я поняла главное. Ты никогда не вернешься из этого города прежней. Тебе придется измениться самой, изменить привычное, укоренившееся, устоявшееся, закостеневшее, ставшее вторым «я», если ты, конечно, захочешь понять, а поняв, принять этот город, эту страну, этот народ.

Здесь надо произвести переоценку ценностей: перестать кривить губы и брезгливо морщиться, увидев не подобающую, с нашей точки зрения, картинку…

Смотреть чуть выше мусора, обильно валяющегося под ногами. Красота и чудеса расположены намного выше, даже в привычной нам жизни, а мусор, он найдется везде, зачем на нем зацикливаться…

Надо научиться проще воспринимать адское пекло, безжалостное солнце, отсутствие бодрящего ветерка, не самые нежные ароматы, суровую жизнь простых бангкокцев, все то, что не помещается в привычные рамки восприятия…

И тогда откроется совершенно удивительный мир, полный неведомых чудес, бесконечных историй, длинных, как полное имя Бангкока и таких же непонятных, но чарующе красивых, звучащих неведомой песней для нашего, непривычного, уха…

Бангкок надо исходить ногами, посмотреть душой, принять сердцем, запомнить обожженной солнцем кожей…

Бангкок не только для глаз. Он для пытливых, непоседливых, неугомонных и немножко авантюристических душ…

Бангкок открыт для всех. Но понравится ли он, зависит только от тебя.