Турист Елена (Alena747Sorokina)
Елена
была 11 апреля 13:59

Санкт-Петербург — Россия Ноябрь 2016

Не планировала я возвращаться так скоро в этот замечательный город, не гадала и не думала. Но неожиданно в середине ноября приходит мне сообщение от знакомой: «У авиакомпании „Победа“ появились билеты в Питер по 2000 руб. туда/назад, едем с 26 по 28?». А надо отметить, что у неё день Рождения 27 ноября. Отметить своё 29-летие в Санкт-Петербурге, что может быть прекраснее? Ну, конечно, много чего, но и такой вариант вполне симпатично выглядит.

В результате опроса круга знакомых у нас сформировалась компания из пяти человек. Пока все думали, билеты разлетались как пирожки, и в итоге приобрели мы их за 3 200 руб. На сайте Airbnb среди многочисленных вариантов мною была выбрана вполне приличная квартира на Малой Морской улице, которая обошлась нам в 5500 руб. за 2 ночи. Правда, за поздний заезд пришлось доплатить еще 600 руб., но это уже мелочи. Тем более расположение было превосходным: до Дворцовой площади идти 5 минут неспешным шагом, до Исаакиевского собора минут 10, метро «Адмиралтейская» напротив, на углу (хотя нам оно пригодилось только в день отлета).

И вот, встретившись вечером 26 ноября в здании аэропорта, начали наше маленькое путешествие. Настроение у всех было приподнятое. Тем более что вот уже через несколько часов у двух ребят день Рождения, а еще через полчаса мы приземлимся в аэропорту Северной столицы.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Немного об авиакомпании «Победа». Как известно, это лоукостер, предлагающий довольно интересные цены на билеты. В чем же подвох? А в случае низкой цены не может не быть подвоха.

Во-первых, у компании особые правила провоза багажа, с которыми мы внимательно ознакомились. Ручная кладь ограничена, допускаются сумки, не превышающие 75! см в трех измерениях (все мои зимние сумки не подходят), багаж до 10 кг и тоже есть ограничения в размерах (тут я читала не внимательно, т. к. собиралась брать небольшую сумку). В салон помимо вышеозначенной сумки можно взять книгу, зонтик, букет цветов, трость, папку для документов, протплед (но ничего кроме костюма в него помещать не рекомендуют). Ноутбуки, фотоаппараты и видеокамеры без чехла. За любой багаж сверх нормы придется заплатить, причем лучше сразу на сайте авиакомпании, в аэропорту это будет стоить дороже, а при посадке (там тоже проверяют габариты и наличие квитанций) — еще дороже.

У меня в качестве ручной клади был только фотоаппарат в чехле, на стойке регистрации заранее поинтересовалась, сказали, пустят. А вот друзьям, пришлось чехол сдавать вместе с багажом, т. к. у них помимо этого были свои сумки.

Во-вторых, выбрать конкретное место в салоне — услуга платная. Тут доходит до маразма. Самое интересное наступило, когда все получили посадочные — принципиально не дают места рядом, будь ты хоть с семьей, хоть с другом. У нас места были в разных рядах у всех D. Исключение составляют пассажиры, летящие с детьми. Но и в этом случае, ребенка сажают только с одним из родителей, другого же, снова принципиально, подальше. Видимо, расчет заключается, в стимуляции доплаты за данную опцию при дальнейших полетах с этой авиакомпанией.

Понятно, что питание на борту не предусмотрено, причем даже за деньги.

И, наконец, спинки кресел заблокированы и не откидываются. Казалось бы, ну, можно потерпеть каких-то два с половиной часа, чего уж там. Но лично для меня это было реальное мучение: всё тело затекает, уснуть в таком положении достаточно проблематично, а отвлечься чтением тоже было сложно — свет в течение полета был приглушен.

В общем, авиакомпания «Победа» — больше унижений. Но, справедливости ради, надо отметить, что самолет вполне приличный, чистый, персонал, несмотря ни на что, вежливый, так что за предлагаемую цену действительно можно потерпеть.

Приземлились в Пулково мы в 00–35, до квартиры добирались на такси, воспользовавшись приложением Uber. Так как нас было пятеро, пришлось вызывать минивэн. В итоге поездка обошлась нам в 1100, с водителем повезло: по пути провел нам экскурсию с углублением в историю. Хотя возможно все петербуржцы так любят свой город, что спешат рассказать о нём каждому приезжающему.

С заселением пришлось немного понервничать. Хоть я и предупредила о позднем приезде и накануне списывались с хозяином объявления о времени прибытия, но на месте довольно долго дозванивались, потом ждали, пока нас встретят. Квартира была в «колодце» и вместо арендодателя сначала случайно наткнулись на старшего по дому, который был крайне удивлен и недоволен тем, что одна из квартир (а может и не одна) сдается. Надеюсь, у ребят все будет в порядке после этого.

Жилье нам понравилось — за вполне приемлемые деньги просторная двухкомнатная, полностью оборудованная квартира, теплая и вполне уютная, в которой можно прожить не одну неделю (имелось даже джакузи). Немного посидели, отметили приезд и легли спать в предвкушении следующего дня.

Заранее обговорили, что возьмем обзорную экскурсию по городу, т. к. трое ребят впервые в нём, а потом оправимся гулять. Из обязательной программы еще наметили посещение Исаакиевского собора.

Я любитель ранних прогулок по пустынным улицам, так что утром отправилась здороваться с Петербургом.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Еще семи не было, а я уже стояла на Дворцовой площади.

Погода была самая Петербургская: то ли моросил дождь, то ли туман был настолько плотный, что вскоре моё пальто изрядно напиталось влагой. Но, как ни странно, меня это ничуть не напрягало.

Просто вспоминаю свои впечатления от летнего Петербурга, когда температура редко поднималась выше 19 градусов (ниже — пожалуйста), да к тому же эти резкие перепады от дождя стеной к солнцу.

А сейчас была готова к тому, что конец ноября — это в любом случае конец ноября и никаких иллюзий тут не стоит строить, да и времени и желания раздражаться на погоду абсолютно не было.

Насладившись великолепным ансамблем Дворцовой площади, оценив мощь гранитных атлантов, поддерживающих свод портика у входа в здание Нового Эрмитажа. Вышла на Дворцовую набережную, никуда не спешила, времени было достаточно, просто гуляла и радовалась возможности побыть наедине с городом и старалась получить от этого максимальное удовольствие.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Спустилась к Неве, немного огорчилась отсутствию льда — моя давняя мечта была увидеть ледостав и заснеженный Петербург как в известном, популярном в былые времена сериале, да под меланхоличную музыку Андрея Сигле, эх! Ну, значит, оставим исполнение желаний на потом.

Вдоль Набережной дошла до Сенатской площади.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Погода немного определилась, и зарядил дождь, временами переходящий в снег (ну точно как в песне из еще одного знаменитого сериала). Поприветствовала бронзовое изваяние Великого Петра Алексеевичем, попутно отдав дань восхищения этому необыкновенно красивому памятнику.

Наконец вышла к творению Монферрна — Исаакиевскому собору. На фоне предрассветного петербургского неба он выглядит еще более величаво и царственно. Обойдя его, направилась к месту нашего пристанища, по пути зайдя в магазин пополнить обедневшие вчера запасы провианта для завтрака туриста.

Народ еще только просыпался, позавтракали, стали собираться на знакомство с городом. Я в это время феном сушила пальто, хорошо хоть ноги не промокли.

Вот в чем минус дружеских массовых поездок — у всех свои интересы и свой темп жизни, так что собраться и организоваться воедино — дело весьма затратное эмоционально, а порой и физически, так что приходится запастись терпением и относиться ко всему философски.

Наконец, покинули наши уютные и теплые апартаменты и вышли на разграбление широких питерских улиц. Для начала решили сразу же купить билет на обзорку и проехаться кружок по городу. Приобретали билеты на Невском в офисе компании «Сити тур». Можно было купить непосредственно у водителя автобуса, но на сайте было написано, что при покупке в офисе делают скидку аж 10%. Грех не воспользоваться, тем более наша поездка проходила под эгидой экономии.

В воскресенье офис открывался только в 10 часов, так что вместо ожидания пошли посмотреть на два шедевра — Казанский собор и Спас на Крови.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

От их вида душа наполнилась восторгом, представляю, ощущения тех, кто увидел их впервые.

Во время моего прошлого визита в Петербург колонны Казанского собора были все в лесах, так что тоже с удовольствием любовалась на прекрасный образец ампира. Мне кажется, что если бы я и в сотый раз приехала в культурную столицу, ощущения были бы те же — приесться такое не может, просто обращаешь внимание на какие-то другие детали, открываешь что-то новое для себя. Наверное, это как пересматривать фильмы Э.Рязанова и Л.Гайдая, вот, не понимаю, как они могут надоесть.

Вернувшись в старое здание на Невском и, наконец, купив билеты, направились к стоянке автобусов, которая находилась на Островской площади неподалеку от Екатерининского сквера.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

На первый автобус мы уже не успели, так что решили посвятить свободное время до следующего прогулке по Невскому проспекту. По пути попалась лапшичная и выяснилось, что двое ребят не насытились во время не такого уж и давнего завтрака и желают устроить себе ленч, остальные тоже были бы не прочь перекусить, но всё же тяга к новому и прекрасному победила.

Восхищаясь архитектурой модерна дошли до шедевров Клодта — чудесных скульптур Аничкого моста.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Кстати, мост назван именем инженера-полковника Аничкова, батальон которого во времена Петра I располагался неподалеку, хотя существуют легенды, что название связано с трагичной историей любви некой загадочной Анечки. Больше верится в первую версию, особенно учитывая, что на берегу Фонтанки в непосредственной близости к мосту находится Аничков дворец.

Вернулись по противоположной стороне, и успешно сели на туристический автобус, причем были пока что первыми и единственными его пассажирами. Однако буквально на следующей же остановке подсели новые туристы (угадайте кто? ну, естественно, китайцы). Постепенно салон заполнился. Маршрут включает все основные достопримечательности города, содержание сопроводительной экскурсии полезное и хорошо воспринимается. Для первого знакомства с городом считаю этот способ, вполне уместным, особенно туристам с детками. Хотя, с другой стороны, если хорошо учились в школе, а тем более, если интересуетесь историей и культурой своей страны, пожалуй, ничего нового не узнаете, так что можно использовать это время на что-то более полезное, а обойти весь «обязательный» маршрут вполне реально за день.

Я же получала удовольствие, была наполнена воспоминаниями. Автобус движется по Невскому, сначала до площади Восстания, затем обратно к Дворцовой, мимо Спаса на Крови, Михайловского замка и ничем не примечательного зимой Летнего сада, по красивейшему Троицкому мосту переезжает на Петроградскую сторону к Петропавловской крепости,

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

затем к месту вечной стоянки вернувшейся из ремонта Авроры,

возвращается на противоположный берег Невы по Дворцовому мосту к Исаакиевскому собору и снова на Невский проспект. Полный круг занимает около полутора часов в зависимости от трафика в городе. Кстати, из окон автобуса удобнее оценить всю красоту великолепных фасадов домов на Невском проспекте.

Мы закончили свою экскурсию возле Исаакия. Прошлись вокруг, но прежде, чем идти внутрь решили, что неплохо бы перекусить. Не мудрствуя лукаво, решили отобедать в Бургер-Кинге (который на Невском), тем более, что это как нельзя кстати вписывалось в нашу концепцию бюджетной поездки, к тому же ребята расплачивались бонусами «Спасибо» от Сбербанка.

В Бургер-Кинге интернационал, так как это всем известная мировая сеть, иностранцы предпочитают есть в проверенных и знакомых местах, в частности, напротив нас сидели вездесущие китайцы. Конечно, чтобы сохранить то волшебное настроение путешествия, я бы выбрала что-нибудь более атмосферное (а скорее всего вообще обошлась бы без обеда, предпочтя еде осмотр красот).

Тут с нами случился забавный случай. К нам подошел мужчина, еще довольно молодой, с виду похожий на индуса, спросил, говорим ли мы по-английски и сможем ли ему помочь купить еду. Мы, наивные, решили, что требуется помощь в общении с кассирами, а выяснилось, что гость культурной столицы хотел от нас денег. Причем, никак не меньше 200 рублей, и был крайне возмущен, когда ему предложили купюру достоинством 50 рублей. «Вы что? Я сказал же, мне нужно ту хангрит!». Не отстал, пока не добился своего.

Заморив червячка фаст-фудом снова отправились на прогулку, вышли на Дворцовую площадь через Арку Главного Штаба. Смешно, но за две недели, проведенные в Петербурге, мы с мамой ни разу не прошли через них (не удивительно, учитывая темп и насыщенность той поездки).

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

А посмотреть тут есть на что, и самое главное — вид, который открывается на Зимний дворец и еще одно творение Монферрана — Александровскую колонну.

Перепархивал снежок, покрывал тонким слоем брусчатку. Ощущения всегда сложно выразить словами, я бы описала свои в тот момент, как лёгкую эйфорию и пьянящий восторг. Здорово вот так, среди рабочих будней и серого ноября, вырваться куда-нибудь, пусть и всего на денёк.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Восторгались и самой площадью и фасадом Зимнего по полной программе.

Зашли во внутренний дворик. В Эрмитаж не пошли, отводить на него пару часов бессмысленно (по моему мнению, может кому-то хватит и этого, чтобы увидеть основное, просто я подхожу к вопросу самостоятельного осмотра музеев обстоятельно).

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Вместо этого отправились на прогулку (по моему утреннему маршруту). Немного осмотрели здание Адмиралтейства, затем перешли на другую сторону набережной. И, о, чудо! По Неве медленно и неспешно двигались глыбины льда!

Прекрасные пейзажи, пусть не до конца то, что я хотела бы увидеть, но всё равно очень близко к этому. Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, отправились вдоль реки к Сенатской площади.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Снова такой гордый и могучий бронзовый Медный всадник, снова по тому же скверу к Исаакиевскому собору.

У стен собора наша группа разделилась: замерзшие отправились греться в квартиру, до которой там было рукой подать. Остальные же пошли осматривать великое сооружение Монферрана. Возле касс никаких очередей, билеты стоят также 400 рублей посещение собора и колоннады, бонус студентам (в том числе и аспирантам, среди нас имевшимся) — половина стоимости, так же как и пенсионерам. Внутри проводят групповые экскурсии — набирают 15–20 человек желающих. В этот раз экскурсия мне не очень понравилась, думаю, не повезло с экскурсоводом, рассказывал не очень интересно, сухие факты, не зажег он сердца людей глаголом. Возможно, это из-за времени: сказалась усталость — попробуй-ка весь день на ногах, еще и рассказывать одно и то же.

Часть собора была закрыта на реставрацию, но центр и основная красота — алтарная часть были доступны.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Это один из моих любимых соборов, делит первую строчку с посещенными Кафедралом в Толедо и Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Он невероятен как снаружи так и внутри. Колонны, выполненные из монолитных гранитных блоков. Внутреннее убранство поражает, разные сорта мрамора, яшма, порфир, малахит, лазурит. Ну и, конечно же, плафон, расписанный великим Брюлловым, подорвавшим здесь своё здоровье, и законченный Басиным. И первый в России витраж в православной церкви, для установки которого было получено разрешение Синода. А вот поразившая меня в прошлый раз скульптура голубя при искусственном освещении смотрится не так волшебно завораживающе, какой показалась мне при естественном свете из окон собора. Но все равно ощущается невесомой и лёгкой, не верится, что размах крыльев достигает 165 метров.

И как же больно думать о том, что было с этим собором в годы советской власти, и видеть следы снарядов на стенах, могучих колоннах и ступенях собора, образовавшиеся в результате артобстрелов во время Великой Отечественной войны.

Особое внимание в этот раз уделила массивным дверям собора.

Поднялись к куполу, многие пишут, что подъем тяжелый, но мне он почему то таким ни в прошлый раз, ни в этот не показался. Ступени вполне удобные, да и высота не такая уж и невероятная. Гораздо больше опасений вызвали скользкие металлические лестницы, ведущие к куполу, несмотря на то, что они были покрыты антискользящими ковриками, на которые налип снег, еще и накатанный туристами за. На улице тем временем начали сгущаться сумерки, город покрывала лёгкая снежная дымка, которая размягчала свет от фонарей и подсветок зданий.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Передать всю красоту вечернего Петербурга с помощью камеры обычной зеркалки, да еще и в руках непрофессионала, ну очень, сложно, поэтому бросила я это гиблое дело и просто наслаждалась, лелея бабочек внутри себя.

А еще очень интересно было заглянуть в окна — благодаря свету можно частично рассмотреть детали росписи купола вблизи.

Спустившись вниз, хотелось немного перевести дух — прогулялись в скверике перед собором.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Отдали должное памятнику Николаю I, кстати, выполнен он скульптором Клодтом по проекту того же Огюста Монферрана.

Отправились к Спасу на Крови малолюдными улицами. Пошли по Набережной Мойки, а надо было ребят повести сразу вдоль канала Грибоедова, так удалось бы увидеть великолепный Банковский мост. Зато мы увидели огромную «сосулю», упавшую с крыши одного из зданий. Теперь понимаю Матвиенко, по-другому их не назовёшь — в диаметре она была добрых сантиметров 15, а то и больше. Решили, что лучше пойдем вдоль реки, от греха подальше.

Перед Храмом ребята затоварились сувенирами на разбитом тут небольшом рыночке, который, кстати, несколько портит не то, что вид, а скорее атмосферу (подъезжающие машины с товаром, шумные разноголосые покупатели). Времени было начало шестого, решили, что еще успеем посетить Храм изнутри.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Еще одно название собора — Собор Воскресения Христова на Крови. Он выполнен в русском стиле, точнее как его еще называют «псевдорусском», поэтому невольно начинаешь проводить аналогию с Собором Василия блаженного на Красной площади. Фасад выполнен, как мне кажется, более детально и искусно, оно и понятно, все-таки три столетия разделяют их. Но, несмотря на всю его красоту и шедевральность, мне Спас на крови кажется несколько тёмным и мрачным (не внешне, конечно, а в духовном понимании — личное восприятие), тем более учитывая причину его возведения именно на этом месте.

Весь внутренний интерьер, выполненный мозаикой, конечно же покоряет.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Сначала мы прослушали заключительную на этот день экскурсию с утомленной женщиной-экскурсоводом. Отлично рассказала про мраморный иконостас и киоты, работы по реставрации которых ведутся до сих пор. После экскурсии нам дали несколько минут на самостоятельный осмотр, после чего начали постепенно выключать освещение, но никого насильно не выгоняли, так что мы еще некоторое время любовались мозаичными фресками, куполом и великолепными полами.

После собора мои компаньоны выразили желание взглянуть на Чижика-пыжика, тем более, что я пообещала им показать Михайловский замок (мне нравится его фасад), до которого рукой подать от Собора. Но тут мой встроенный в память навигатор дал сбой и вместо того, чтобы пойти направо от Храма, повела их вдоль длинного здания Конюшенного двора, которое закрыто на реставрацию (вдоль всего комплекса висит растяжка). Потом брели вдоль Набережной Мойки, в итоге вновь увиделив Собор.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Зато видели Генконсульство Нидерландов)) Оттуда уже взяли верный курс, и вышли прямо к бронзовой птичке.

Потратив немного мелочи в попытках попасть на постамент, стали думать, чем займемся дальше. В ходе обсуждений было принято решение приземлиться в каком-нибудь местном заведении, дабы чинно выпить за наших именинников (в Питере же надо не только гулять, но и пить). Гуляя днем, приметили бар «Рок стар» в подвальном помещении по пути к Дворцовой, решили посмотреть как там дела обстоят с контингентом и ценами.

Ребята устали и хотели поехать на общественном транспорте, я же была готова ходить и ходить много-много километров (к поездке я подготовилась серьезно: одета была тепло, обувь удобная). В итоге горячо убеждала их, что пешком дойти до Дворцовой, ну ничегошеньки не стоит, и гораздо дольше мы будем разбираться, как до нее доехать. И убедила-таки!

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Прошли мы все же мимо фасада Инженерного дворца, потом по Марсову полю с мемориалом жертвам Февральской революции и мимо длинного здания бывших Казарм Павловского полка. Взглянули одним глазком на памятник великому полководцу Александру Васильевичу. Кстати, то, что это казарменные учреждения догадались сами, все просто: Марсово поле в любой стране во все времена было полем для построений, строевой и проведения парадов, ну, а здания вокруг вполне естественно должны иметь отношение к этому действу. Да, кроме того, их внешний вид тоже весьма красноречив, и наконец, цвет фасада. Логика — страшная сила, жаль, иногда подводит.

Во двор Мраморного дворца, где стоит памятник императору Александру III, ребята заглядывать наотрез отказались.

По Миллионной улице подошли к главной площади города, а некогда и целой империи. Покрытая снегом Дворцовая площадь прекрасно освящена и выглядела просто восхитительно.

Место, где мы собирались на торжественный ужин нам чрезвычайно понравилось. Тут царит своя атмосфера. Цены если и не совсем демократичные, то вполне приемлемые: салат в предела 300 руб, горячее до 500 руб., пиво 250 руб. за пол-литра. В подобного уровня заведениях Ростова-на-Дону такие же. Я оценила глинтвейн и какое-то чудное питье наподобие пунша. Чудесная наливка. И сюрприз именинникам — бесплатный коктейль.

Вдоволь насидевшись вышли на Большую Морскую уже ближе к десяти, снег продолжал кружить, настроение у всех было прекрасное, но ввиду завтрашнего отъезда было решено пойти домой. Сил и духовных и физических у меня было достаточно для дальнейших прогулок, но пошла со всеми (помню я эти ночные питерские улицы, утром наверстаю). Спать в этот раз легли пораньше (еще и двух не было).

Утром пошла прощаться с Питером. На этот раз пришлось встать немного раньше. Снег кружил, не прекращаясь, ветра ноль — чудесная погода.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Пошла мимо Мойки к Набережной канала Грибоедова, по нему к чудесному Банковскому мосту.

Позже в интернете прочитала, что фигуры крылатых львов собираются в ноябре снимать на реставрацию (видимо, не успели тогда еще, но реставрация им не помешает).

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Далее направилась к Казанскому собору. Это действующий храм и попасть в него можно совершенно бесплатно.

Творение русского бывшего крепостного семейства Строгановых Воронихина великолепно, монументально и достойно множества других подобных эпитетов. Колонны, в прошлый раз были на реставрации, так что сейчас не упустила возможности оценить их мощь.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

По задумке собор должен был походить на Собор Святого Петра в Ватикане — достойный подражатель. Вчера мне так и не удалось затащить ребят внутрь, хотя, считаю, что он также обязателен к посещению. Уже и не рассчитывала в этот раз попасть внутрь в столь ранний час, однако оказалось, что уже шла служба. Большая часть была темной и отгорожена для посетителей, но был открыт доступ к чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Очень рада, что всё же получилось посетить это чудо.

Затем по Невскому пошла бросить прощальный взгляд на Дворцовую площадь и отправилась домой.

«Где Европа в сером камне приютила Русь»

Ребята уже встали и собирали оставшиеся вещи. Свою скромную сумку я подготовила еще вчера, оставалось лишь затянуть пленкой.

До аэропорта добирались на метро. Мои попутчики, оказавшиеся здесь впервые, оценили его, удивились глубине, но отметили, что московское красивее. А вот герметичные двери на некоторых станциях сразили их наповал. Доехали до «Московской», там спросили у людей насчет транспорта в «Пулково» и на автобусе 39 прекрасно без пробок доехали до аэропорта.

Тут еще немного о «Победе». Рейс наш был стыковочный с Баку, так что было много пассажиров с восточным темпераментом. Абсолютное большинство было крайне недовольно принципом распределения посадочных талонов, но еще больше возмущений вызвали ограничения провоза багажа и ручной клади. Вследствие чего очередь очень медленно двигалась, вылет задержался, плюс еще проводили предполетную обработку самолета. Условия на борту остались прежними. Добавился моральный фактор: экспрессивные молодые люди после нескольких неудачных попыток пересесть, трепали нервы стюардессам, а заодно доставляли множество неудобств пассажирам, постоянно перекрикиваясь и перемещаясь по салону.

В целом, поездкой я осталась очень довольна. У ребят получился незабываемый день Рождения. Я же снова встретилась с этим чудесным, волшебным, неповторимым и много-много еще каким городом. Не спеша насладилась его торжественностью, неспешностью и мудростью. Очень полезно иногда выпадать из серых будней, пусть и всего на один день.