Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Вологда — Россия Январь 2017

Последним пунктом нашего небольшого новогоднего путешествия стала Вологда. Основанный в 1147 году старинный город, ровесник Москвы и Великого Устюга, не постеснялся напомнить нам о том, что путешествуем мы всё-таки в самый разгар зимы по северу России и гостеприимно принял в свои холодные объятия в минус 33 градуса по Цельсию. Конечно, суровыми морозами нас не удивишь, но и желание подолгу находиться на улице как-то быстро отпало…

Прибыли...
Новогодние каникулы. Вологда

Началось знакомство с Вологдой с обзорной автобусной экскурсии. Интересно было узнать, что название города происходит от слова «волок», именно так, волоком, в древности люди перемещали свои ладьи в бассейн реки Сухоны и Северной Двины, в волоках измеряли и расстояния.

На высоком правом берегу реки в Вологде, расположена так называемая Ленивая площадка, здесь горожане издревле вели торг, совершали сделки, покупали и продавали. Необычное название за этим местом закрепилось потому, что в старину торговля не считалась работой, и так как люди ничего не производили, а только торговали, значит — не работали, а иначе говоря, ленились… Логика железная… С Ленивой площадки открываются великолепные виды на реку и окрестности.

Вид с Ленивой площадки

Возможно, из-за низкой температуры воздуха фото-стопов во время экскурсии было очень мало, даже гордость Вологды — памятники деревянного зодчество с великолепными резными наличниками пришлось фотографировать только через окно автобуса.

Дом Засецких  — деревянный особняк с мезонином и портиком, памятник архитектуры федерального значения. Здание построено в 1790-е годы. Старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде.
Дом Засецких — деревянный особняк с мезонином и портиком, памятник архитектуры федерального значения. Здание построено в 1790-е годы. Старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде.
Дом Соковикова

Одна из самых интересных страниц Вологды связана с именем Ивана Грозного. Иван Грозный, опасающийся измены со стороны бояр, решил обустроить новую столицу на севере в Вологде. Под личным наблюдением царя в 1570 году был построен Софийский собор, повторяющий очертаниями Успенский собор в Москве. Однако, именно Софийскому собору, а точнее осколку кирпича, упавшему с потолка прямо на голову царя и чуть-чуть не убившему его, приписывают разрушение планов Ивана Грозного в отношении Вологды, как будущей столицы. Царь воспринял этот случай не иначе как знак свыше и отказался от своих планов.

Архитектурный ансамбль вологодского кремля
Новогодние каникулы. Вологда

По территории вологодского кремля мы, конечно же, прогулялись и к памятнику букве «О» добежали. Памятник находится в городском сквере на Соборной горке, он является символом специфического вологодского говора и призван увековечить самую любимую букву алфавита.

Прописная буква «О» высотой около 2,5 метров установлена на металлическом постаменте и украшена витиеватым орнаментом. Вологодское «оканье» теперь можно не только услышать, но даже с ним сфотографироваться!

Памятник букве О. Посидим, поокаем...
Памятник букве "О". Посидим, поокаем...

Во время экскурсии кое-что новое мы услышали и о знаменитых вологодских брендах: кружеве и масле. Например, первоначально, идея кружевного промысла была заимствована у иностранцев, но попав на вологодскую землю, прочно здесь укоренилась и преобразилась. Сейчас в технике кружева в Вологде можно заказать даже кобуру для пистолета…

Потомственный дворянин Николай Васильевич Верещагин разработал рецепт знаменитого вологодского масла, изготовляемого из кипяченых сливок и имеющего ореховый вкус. Необычный вкус масла достигается за счет кормов — травостоя кипрея, зверобоя и сотни других особых трав, которые растут на заливных лугах Сухоны.

Новогодние каникулы. Вологда

Насыщенная фольклорная программа нас ожидала в музее-деревне «Вологодская слобода». «Вологодская слобода» — это долгосрочная выставочная композиция, состоящая из двух десятков домов, выполненных по технологии деревянного домостроения. А также здесь можно увидеть традиционные русские бани, беседки, резные палисады, деревянную мебель, малые архитектурные формы, товары для оформления интерьера и ландшафтного дизайна.

Вологодская слобода
"Вологодская слобода"
Весело, но очень холодно...
За оградой Вологодской слободы
За оградой "Вологодской слободы"

После сильно сокращенных, по понятным причинам, уличных игр и хороводов, мы отправились в один из домов «Вологодской слободы», где веселье продолжилось в лучших русских народных традициях.

Гармонист
Русские забавы
Полюбившееся гадание на поленьях

Увидели мы и представление кукольного театра Петрушки. Начиная с XVII века, театр Петрушки был очень популярен, его можно было повсеместно увидеть во время ярмарок и праздников. До сих пор не совсем ясно, почему физиономии Петрушки традиционно придавали «нерусские» черты. В частности, у него чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, огромные миндалевидные глаза и нос с горбинкой. Скорее всего, внешность Петрушки связана с тем, что его создавали по образу и подобию итальянского Пульчинеллы. Что касается характера персонажа, то это плут и мошенник, которому не писаны никакие законы. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов. Чтобы голос кукловода был более писклявым и громким в настоящее время как и раньше используется свисток-пищик, кроме того, кукловод старается очень быстро говорить и противно смеяться своим же шуткам.

Новогодние каникулы. Вологда

В старину обязательным атрибутом, без которого нельзя было представить театр Петрушки, являлась шарманка. Мы уже увидели представление в сопровождении балалайки, очень по-русски…

Понравился детям и мастер-класс по росписи традиционного пряника — козули.

На мастер-классе по росписи пряника

Проведя в Вологде один, но такой интересный и насыщенный день, я с уверенностью могу сказать, что город обладает своей уникальной атмосферой, он западает в душу. Наш короткий визит в Вологду вызвал стойкое желание вернуться сюда еще раз. Гештальт должен быть завершен!

На этой восторженной ноте я и завершу серию своих материалов о наших замечательных новогодних каникулах.

А начиналось всё так:

Новогодние каникулы. Остановка первая: Москва.

КидБург — город, где живут дети.

Полярный уголок Подмосковья.

Николо-Угрешский монастырь.«Сия вся угреша мое сердце»…

Новогодние каникулы. Остановка вторая: Великий Устюг.