Турист Lene (Lene)
Lene — был 21 марта 12:04
???

Соловецкие острова — Россия Июль 2015

Наш северный край богат на живописные места. По Архангельской области мы путешествуем ежегодно. В июле 2015 года мы семьёй посетили Соловецкие острова, одно из знаковых мест России. Острова находятся в 165 километрах от Полярного круга. На островах уникальный климат. Поехали мы через Карелию, так как в Кеми я хотела посмотреть Успенский собор с шатровыми кровлями. Шатровые храмы сохранились на Севере, но их немного. Таксист, который нас вёз в Рабочеостровск, откуда мы должны были ехать на Соловки, сообщил, что собор на реставрации. Из Рабочеостровска ходят теплоходы, расписание можно посмотреть в Интернете. Расписание удобно для приезжающих из Санкт-Петербурга, так как рейсы теплоходов «Дон» и «Магдалина» «Василий Косяков» и «Метель — 4» приурочены к прибытию их поезда. До Соловецких островов ехать три часа по Белому морю.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Рабочеостровск. На берегу Белого моря. (Церковь из кинофильма «Остров»)

Дует холодный ветер, на море волны. Мы погрузились на теплоход и поплыли по неспокойному серому морю. Нас всю дорогу сопровождали чайки. Одна из чаек была очень артистичная птичка. Пританцовывала и позировала, такая птицефотомодель.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Приплыли мы на «ТамарИн» причал-так мы его называли. ТамарИн -так красиво, романтично, почему его так назвали? Остановились мы в частной двухкомнатной квартире, так дешевле в два раза, да и получше. Хозяин квартиры выписао нам чек и принёс нам обогреватель и, вообще, всячески проявлял заботливое участие в нашем отдыхе. Этот человек и ответил на наш второй вопрос: «Почему „ТамарИн“ причал так называют?» Первый вопрос, кстати, был: «Где переговорный камень? Оказалось, что причал не ТамрИн, а просто ТамАрин. Звали какую-то женщину Тамара, вот в честь её и назвали. А мы ТамрИн, ТамрИн… Ошиблись.

Отдохнув, мы пошли к Переговорному камню. Шли довольно долго, мимо домов, мимо танцующих берёз. «Танцующие берёзы» причудливо изогнутые деревья под силой северных ветров. Наконец мы увидели спуск к камню.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Переговорный камень расположен на памятном месте, где прошли переговоры между настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Александром и английским офицером Антоном. Хочется отметить, что перед поездкой я скачала аудиогид по Соловкам, который нам лаконично рассказывал про все достопримечательности. Так вот что на этом месте произошло.

22 июня 1855 года, в среду, в 11 часов встретились на мысе Печак архимандрит Александр и английский офицер.

Английский офицер Антон требовал волов. Архимандрит Александр отвечал, что волов в монастыре нет (и в помине не было), а есть коровы, но коров отдавать нельзя, ведь бурёнки дают молоко, а молоком и молочными продуктами питаются монахи (когда дни не постные) Тогда английский офицер решил припугнуть архимандрита и сказал ему, что скоро здесь будет сильный наш (английский) флот, наш командир, которого вы испугаетесь и прибудете с белым флагом для прошения милости для монастыря. Не на такого напал Антон! Архимандрит стоял на своём и сообщил в свою очередь, что если флот со страшным командиром прибудет, то он прикажет перестрелять без вины виноватых бурёнок и сбросить их в море. Вот так! Так переговоры и закончились. Архимандрит Александр в 13 часов дня вернулся в монастырь и молился Богу до 16 часов в благодарность за то, что никто не нарушил покой иноков. Английские корабли уплыли ни с чем.

Зри сие… выбито на камне, остальной текст нечитаем гражданами с плохим зрением.

От Переговорного камня мы пошли к мысу Лабиринтов.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Мыс Лабиринтов. Это современная реконструкция. Мы снова включили аудиогид. Возле нас собралась небольшое количество людей, которые тоже слушали рассказ. Приближалось вечернее время. Мы зашли в экскурсионное бюро и купили экскурсию на Секирную гору и в Кремль.

Мы хотели посмотреть на бараки в которых жили заключённые. Оказалось, что в этих барках сейчас живут люди, в одном из них открыт музей ГУЛАга, есть магазины, кафе.

На следующий день мы отправились в Соловецкий Кремль.

Проходя через мостик посмотрели на лодку — долблёнку. Изготавливается из ствола дерева.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Начало монастырю на Соловецких островах дала мечта монаха Валаамского монастыря Савватия об уединённом месте для моления. Монах слышал от рыбаков — поморов, что есть в Белом море необитаемые острова. История Соловецкого монастыря началась в 15 веке, когда Савватий и монах Герман собрали припасы, смастерили лодку и отправились в путь к Соловецким островам. Здесь они поставили крест и соорудили келью. Савватий когда пришло его время, умер. К Герману присоединился монах Зосима. Когда Зосима прибыл на Соловки, в первую же ночь его пребывания, он увидел видение великолепного храма. Зосима и Герман построили первую деревянную церковь Преображения Господня. Рыбаки — поморы, плавающие по морям рассказывали о двух монахах, живущих на островах и к ним потянулись люди, ищущие уединения и спокойствия, здесь они принимали монашеский сан и строили монастырь. Монах Зосима стал первым игуменом монастыря. Сюда он перевёз нетленные мощи Савватия.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

В конце 16 века монастырь превратился в неприступную крепость. Он в течение 8 лет держал осаду правительственных войск. В монастыре находились староверы, несогласные с реформами Никона. В истории эти годы называют «Соловецким сидением».Когда Россия участвовала в Крымской войне, на Соловках пытались высадится англичане. Монастырь стал набирать силу. Появившийся здесь Филипп Колычев работал в монастыре, затем построил скит, «Филиппову пустынь».Он осваивает ресурсы Соловецких островов, строит каналы.прокладывает дороги. Деятельный Игумен Филипп сделал Соловецкий монастырь религиозным и экономическим центром на Севере. Крепость из валунов построили за два года. Это вам не Стаханов, это Колычев.

Святые ворота — главный вход в монастырь

Мы зашли внутрь монастыря. Чувствуется, что монастырь был готов обороняться. Пушки. Бойницы.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Сегодня 12 июля — день святых Петра и Павла. Народ собирается, чтобы совершить крестный ход по острову, вокруг монастыря.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Колокола: большой русский и маленький финский. Большой колокол был расстрелян охранниками в богоборческие времена. Эхо ГУЛАГа.

В монастыре деревянные галереи — переходы. Видны хозяйственные постройки. Мы идём в Белую башню.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Вид из Белой башни на Сельдяной мыс и Бухту Благополучия Двухэтажное здание — морской музей. Часовня Александра Невского реставрируется.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Водяная мельница. Здание, в котором она расположена, нарядно украшено. Раньше воду подавали по деревянным трубам. Был прорыт мельничный канал, проводящий воду из Святого озера в море. На нём и были построены две мельницы. До наших дней сохранилась только одна.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородице внутри украшена росписью, имеет красивый иконостас.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Монастырская тюрьма. Самым знаменитым узником был Пётр Кальнишевский. Он прожил более ста лет и решил остаться на Соловках, после освобождения.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Покинув территорию монастыря мы пошли в морской музей.

В морском Музее интересная экспозиция, собранные людьми, которые любят Север, любят море. Здесь и морские инструменты, компасы, макеты судов…

Это названия ветров, которые дуют на Поморье.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Центральным экспонатом является реконструированная поморская шняка.

Здесь доделывают яхту «Святой Пётр».Она чуть позднее приплывёт в Архангельск и мы встретимся с ней на набережной.

На такой яхте Пётр I посещал Соловки. Теперь же яхта пойдёт по обратному маршруту Соловецкие острова — Архангельск.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Уже вечерело и мы отправились к дому.

Нам понравился поклонный крест в Бухте Благополучия. Мы его заметили сразу, как приплыли. Он всегда встречал и провожал прибывающих на Соловецкие острова. Этот крест восстановлен. Почти все кресты на Соловецких островах были уничтожены. В настоящее время Соловецких островах живёт человек, занимающийся восстановлением крестов, есть кресторезная мастерская. Человек, скромно делающий богоугодное и значимое для культуры дело.

Большой Соловецкий остров. Июль 2015 года

Так закончился второй день пребывания на Соловецких островах. Продолжение здесь.