Турист Наталья Кузнецова (PolliannaNata)
Наталья Кузнецова

Визит в мертвый город

Все дороги ведут в Рим

Сиенский «зоопарк»

Сиена, возможно, не так знаменита, как Венеция, Флоренция или Неаполь, но она самобытна и имеет свою уникальную изюминку. Со стороны может показаться, что ее обитатели живут в какой-то виртуальной компьютерной игре. Дело в том, что город разделен на 17 контрад (кварталов). У каждой из них свои законы, границы, органы самоуправления, церковь и святые покровители и даже символы государства — герб, флаг, цвета.

Прогулка по Сиене и Пизе

Кроме того, каждая контрада носит имя какого-то животного: улитка, дельфин, жираф, носорог, дикобраз, пантера, дракон, единорог, сова, черепаха, баран, гусь, орел, слон, волчица, гусеница, раковина.

Некоторые контрады состоят в дружеских отношениях, другие — непримиримые враги. Этот устой сохранился в Сиене еще со Средневековья.

Победителя определяет лошадь

Особенно ярко соперничество контрад можно наблюдать во время Палио — популярного сиенского праздника, который так привлекает туристов со всего мира. Он проходит дважды в год — 2 июля и 16 августа. К сожалению, мы не попали на сам праздник, поэтому знаем о нем лишь со слов экскурсовода.

Прогулка по Сиене и Пизе

Палио — это конные скачки. Они проходят на центральной площади города — Пьяцца дель Кампо, предварительно засыпанной толстым слоем песка. Участники готовятся к этому мероприятию заранее: шьют старинные костюмы, придумывают оригинальные танцы и кричалки, долго репетируют, заказывают жокеев из Сардинии.

Из 17 контрад в бегах 2 июля принимают участие только 10, остальные семь состязаются 16 августа. На фасаде Дворца Коммунале вывешивают флаги и гербы контрад. Перед забегом на площади происходит традиционный ритуал — шествие представителей контрад в средневековых костюмах, выступления барабанщиков и танцоров.

Когда напряжение зрителей и участников достигает апогея, начинаются состязания. Дистанцию в один километр (три круга по площади) наездники преодолевают за 90 секунд. Они не используют седла, а кнутом стегают не только коней, но и соперников. Всадникам разрешено толкаться и даже скидывать друг друга с лошадей. Однако участникам не стоит нарушать правила Палио. В противном случае контрада, которую они представляют, будет отлучена от скачек на несколько лет. А это самое страшное наказания для горожан.

Победителем становится контрада, чей конь (даже без наездника) пришел первым к финишу. Животное в данном случае гораздо важнее человека. Лидер скачек становится национальным героем, а его контрада — самой крутой в городе. А вот завершить гонку вторым (не последним!) считается страшным позором.

После забега в Сиене начинаются праздничные гуляния, которые продолжаются всю ночь. Жители города, около половины населения которого студенты, чествуют победителя и высмеивают проигравшего.

На сегодняшний день лидером первенства является контрада Гусь — 66 побед в Палио, меньше всех — у Пантеры (29 побед).

Исторический центр

Площадь Пьяцца дель Кампо — излюбленное место отдыха туристов и местной молодежи. Здесь много кафе, ресторанов, магазинов и торговых лавок. С этой площадью связана еще одна примета. Если посидеть на ней и загадать заветное желание, то оно обязательно исполнится. Что мы и сделали, отведав заодно ароматного сиенского мороженого.

Прогулка по Сиене и Пизе

Главной достопримечательностью центральной площади Сиены является Дворец Пубблико, или Палаццо Коммунале, в котором сейчас находится городская ратуша, музей и театр. К нему примыкает Торре дель Манджа («башня обжоры»). Такое забавное название ей дали жители города. Дело в том, что ее первый смотритель Джованни ди Балдучо любил вкусно покушать и не жалел денег на эту свою слабость. Башня являлась символом могущества, величия и независимости средневековой Сиены.

Прогулка по Сиене и Пизе

А напротив нее расположен фонтан «Источник радости».

Особой достопримечательностью и гордостью города является Сиенский Кафедральный собор (Дуомо). Создание храма было посвящено Успению Пресвятой Девы Марии. За ним можно увидеть еще одно культовое сооружение — Баптистерий. В центре него находится скульптура Иоанна Крестителя.

Прогулка по Сиене и Пизе

Конечно, одного дня недостаточно, чтобы посмотреть все достопримечательности Сиены, но у нас вояж, и нам нужно было ехать дальше.

Город с падающей башней

В этот же день мы посетили еще один известный итальянский городок — Пизу. Правда, приехали мы туда уже ближе к вечеру, когда солнце клонилось к горизонту, и женщина-гид явно торопилась домой, поэтому экскурсия получилась короткой и скомканной.

На пустой автостоянке наш автобус сразу окружили темнокожие торговцы, навязчиво предлагая купить ненужные безделушки «Задарма! Задарма!».

Прогулка по Сиене и Пизе

Путь до исторического центра в незнакомом городе показался длинным и скучным.

Наконец мы вышли на легко узнаваемую туристами площадь Чудес. Именно здесь находится всемирно известный архитектурный ансамбль Пизы: Баптистерий Сан Джованни, выглядывающая из-за него падающая башня, которая является колокольней церкви Святого Павла алл’Орта Пизанского Кафедрального собора, расположенного рядом.

Прогулка по Сиене и Пизе

Вокруг площади сохранились фрагменты крепостной стены с двумя башнями — Санта-Мария и дель Леоне, которую охраняет сверху скульптура грозного льва с разинутой пастью.

Прогулка по Сиене и Пизе

А за стеной находится крытое старинное кладбище Кампосанто. Здесь собрана уникальная коллекция античной скульптуры и фресок.

Прогулка по Сиене и Пизе

Такое соседство архитектурных сооружений не случайно, а очень символично. Баптистерий олицетворяет рождение, церковь — жизнь, а кладбище — смерть.

Вдоль по набережной

По пути к набережной мы проходим мимо огромного количества прекрасных дворцов, церквей и башен.

Прогулка по Сиене и Пизе

Делаем небольшую остановку на площади Кавальери, где расположен Рыцарский дворец (Карована). Сейчас в нем размещается Высшая нормальная школа — государственное образовательное учреждение.

Рядом с ней находится церковь Святого Стефана, а с другой стороны — Дворец Часов.

Прогулка по Сиене и Пизе

С берега открывается потрясающий вид на реку Арно, грациозный мост Меццо (длиной почти 90 метров) и Преторианский дворец, в котором сейчас находится городская библиотека, с Часовой башней.

Прогулка по Сиене и Пизе

А если посмотреть направо, то можно увидеть великолепное здание церкви Святой Марии деле Спина, построенное в готическом стиле. Правда, расположение у самой реки оказалось не самым удачным для храма. Его уже неоднократно затапливало во время наводнений.

Каменные джунгли

Города Италии обычно окружены парками и садами и утопают в зелени, однако на улицах некоторых исторических центров практически нет насаждений, даже газонов. Поэтому жители часто украшают окна и балконы цветущими растениями, а иногда выносят к входным дверям горшки и ведра с зеленью. Деревья же можно увидеть лишь в уютных внутренних двориках.

Прогулка по Сиене и Пизе

Особенно нас поразило необычное растение — пурпурная бугенвиллея. Издалека кажется, что дерево усыпано яркими сиреневыми цветами. На самом деле это листья, в центре которых находятся соцветия — маленькие, невзрачные желтые цветочки.

Прогулка по Сиене и Пизе

Несмотря на отсутствие газонов, в Италии мы часто встречали прогуливающихся людей с собаками. Возможно, это не местные жители, а туристы. Вопреки сложившемуся мнению, все четвероногие питомцы гуляли без намордников, правда, на поводках. Кроме того, за всю поездку мы не увидели ни одной бродячей псины!

Продолжение путешествия:

Чем запомнилась Флоренция

Самый романтический город

Теги: Событийный туризм, Культурно-познавательный туризм, Круиз, Автобусные туры