Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Да Лат — Вьетнам Октябрь 2016
Парк Пренн

Двухдневная экскурсия Нья Чанг — Да Лат.

Часть вторая. Да Лат.

Назначенный на 5 утра отъезд слегка задержался из-за непроснувшихся туристов. Я воспользовался моментом для прогулки около отеля. Моё внимание привлекло некое «огненное действо». Молодая вьетнамка разожгла угли в подобии тигля и стала рассматривать содержимое пакета, как я думаю, с будущим завтраком.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат
Готовят ранний завтрак на улице

Дождаться процесса разогрева или готовки завтрака мне не удалось — все туристы собрались к отъезду.

В «родном туристическом Муй Не» я не встречал ничего подобного, там еду разогревали на передвижных лотках достаточно цивильно. При этом были явные намёки на соблюдение санитарных норм. У меня сценка «напольного приготовления еды» не вызвала отторжения утреннего чая, приготовленного в номере отеля. Тем более что гид обещал полноценный завтрак примерно через час после выезда из Ньячанга.

Из города мы выбирались по пустынным улицам около получаса. А затем дорога стала постепенно набирать высоту. К месту, где должен был проходить завтрак, мы доехали в рассветном полумраке. Назвать это место рестораном у меня язык не поворачивается. Дощатый настил, где располагалась часть столиков, над поймой быстрой речки, основной зал со сдвинутыми столами и очень большой торговый зал.

В торговом зале моё внимание привлекли большие стеклянные сосуды с настойками различных корней. Как заметил гид, среди них был и жень-шень.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат
Настойки корня Жень-шень и иже с ним

В нижней части сосудов имелся краник для отлива продукта. И даже небольшая чашка, видимо, для снятия пробы. Рисковать покупать «кота в мешке» я не стал, а отправился за общий стол.

Завтрак запомнился мне только… обильными слезами над большой тарелкой с традиционным вьетнамским супом Фо Бо.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат

Я, не помню уж, по какой причине, перепутал ложку, которой насыпал острый перец, непременно подаваемый к традиционному вьетнамскому блюду. И вместо маленькой чайной бухнул столовую ложку жгучего перца.

Жена еле успевала передавать мне салфетки для утирания слёз, брызнувших из глаз. Но я решил «проявить себя настоящим мужчиной» и мужественно доел всю порцию. Сотрапезники заинтересованно смотрели на меня, но от подначек тактично воздержались. В конце концов, чуть ли не треть населения нашей планеты употребляет острую пищу.

Постепенно облака на небе рассеялись, мы въехали на горный серпантин. И стали открываться виды один другого краше. На небольшой обзорной площадке мы остановились для фотосъёмок. Водопад, струящийся преимущественно по камням, был настолько живописен, что я с трудом остановился после второго десятка фотографий.

Ложе водопада

Наконец, мы въехали на плато, где расположился город Да Лат. И снова остановка — на этот раз около кофейной плантации, чтобы увидать «кофе на кустах вживую».

Вьетнамская Швейцария — Да Лат

До самого города оставалось ещё несколько десятков километров. И гид поведал историю его основания. Заодно остановился на сегодняшней программе экскурсии.

Первый пункт — спуск на тележках американских горок мне уже был знаком по экскурсии в Бао Лок. Здесь трасса была покороче, но для моей жены, впервые опробовавшей такое «транспортное средство», адреналина вполне хватило, для того, чтобы высказать своё мнение по поводу этого «якобы удовольствия».

Внизу мы влились в толпу жаждущих полюбоваться красотами водопада (название которого, к сожалению, я забыл). Гид Александр не подгонял, но заметил, что впереди нас ждёт ещё много интересного.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат

Следующим пунктом программы был действующий храм, запомнившийся мне обилием разноцветных и разнокалиберных цветов.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат

В сам храм я попал на церемонию поминовения. В детали я не вдавался, фотографий не делал. Запомнил только, что группа людей передала монаху корзину с фруктами и ещё что-то. От волнения, сопутствующего моменту я не рассмотрел, что происходило вблизи алтаря, а интересоваться подробностями счёл неэтичным.

В храме мы провели больше часа. И яркое солнце позволило мне вволю фотографировать всю эту экзотику. Цветы — конечно, вне конкуренции, но мне удался на мой взгляд фотографа с большим стажем, снимок жертвенных благовоний — ароматных палочек, зажженных на улице, рядом с входом в храм.

Запах их дыма настолько очаровал меня, что я уговорил Александра помочь приобрести пачку таких ароматных палочек. Возможно, в Муй Не я просто не знал, где их искать, но Саша сказал, что решит проблему чуть позже. И действительно сдержал слово. Но в следующем храме, который мы посетили после обеда.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат

А нам до обеда предстояло «вкусить высокого искусства» — мы направились в знаменитую на весь Вьетнам мастерскую вышивки на шёлке. Рассказывать об экспонатах этого, поистине, кропотливого титанического труда, дело неблагодарное. Любоваться картинами, созданными тончайшими шёлковыми нитями, можно часами.

Особое впечатление производили вышивки на прозрачном шёлке — двухсторонние картины.

Мимоза

Девушки, занимающиеся этим искусством (ремеслом не позволяет сказать вид этих шедевров), проходят долгую подготовку. Причём, это делается для достижения нужного уровня с заметными ограничениями в личной жизни.

Посещение знаменитости Да Лата — Crazy House не воодушевило меня на многочисленные фотографии. А на восторги и подавно. Лучшим считаю вид на город с одной из площадок этого недостроенного здания. И цветок, который называется (как я узнал позже) «коготь дракона». Этими цветками было усыпано всё под деревьями, растущими вблизи этой неоднозначной достопримечательности города.

Цветок коготь дракона

Перед самым обедом также был непродолжительный визит в «дом чая и кофе». В нём я очередной раз почувствовал себя миллионером. Жена после непродолжительной дегустации напитков стала тыкать пальцем в желаемое. Я же открыл кошелёк и широким жестом отвалил пару миллионов донгов за покупки преимущественно кофе. Жену, ярую кофеманку, прельстила возможность получить выбранный кофе не только небольшими упаковками в зёрнах. Но и по желанию, можно было упаковать свежемолотый кофе в герметичные пакетики по 200 грамм.

Наконец, мы отправились на долгожданный обед. Он проходил в довольно просторном ресторане. С большим выбором блюд, заметно превышающим меню завтрака. К тому же было подано знаменитое далатское вино. Я присоседился к желающим дегустировать красное, чтобы иметь хоть какое-то представление о вине, про которое столько читал в отзывах типа «обязательно попробуйте вино Да Лата». Не берусь давать оценку этому напитку, т. к. не являюсь особым знатоком вин. Но за столом нашей компании отрицательных отзывов не прозвучало.

В большей степени мне запомнился величественный вид вдаль, открывающийся с небольшого балкончика и из панорамных окон ресторана. Но небо уже затянула пелена облаков и фотосъёмки не удались. Те же самые тучки навели меня на мысль, что и в храме «золотого Будды» тоже не разгуляться моей «фотонатуре». Хотя в фотосъёмках при рассеянном освещении есть свои плюсы.

Тем не менее, я постарался больше поработать в помещениях храма. Там же Александр устроил мне пачку ароматных палочек за символическую плату в 20 тысяч донгов. Цвета и тонкость росписи храма заслуживают отдельного рассказа. Но я ограничусь лишь частью фотографий, грамотных пояснений к которым я вряд ли дам.

Алтарь храма Золотого Будды

Большинство туристов, завидев колоссальную и очень фотогеничную статую Будды, покрытую «золотой» краской, не могут устоять перед искусом «составить компанию» Будде. Поэтому сделать фотографию только «главного действующего лица» храма без туристок/туристов на переднем фоне мне не удалось.

Золотой Будда

Зато в самом храме и вокруг него я нафоткал много очень колоритных композиций. В том числе с одним из компонентов — свастикой. Как правосторонней, так и левосторонней.

Знаки солнцеворота в ставнях храма Золотого Будды

Гид дал нам пояснения по поводу очень древнего происхождения этого символа. И также его «многозначности», практически в положительном смысле. Нам же этот знак по большей части известен как символ нацизма, соответственно, с ярко отрицательным смыслом.

Очень колоритна композиция маленького Будды с матерью. Малыш, как гласит легенда, пошёл сразу после рождения. И в месте каждого шага Будды вырастал цветок лотоса.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат
Каждый шаг Будды рождал цветок лотоса

В здании, слева от основного храмового, большие композиции, выполненные из целого куска дерева. Деревянный дракон, наподобие тех, каких я видел во время экскурсии в Бао Лок. Замысловатой формы стол. И очень большая деревянная статуя Будды (справедливости ради замечу, что вдоль статуи хорошо заметен шов, говорящий о, как минимум, двух частях, пошедших на её изготовление).

Лежащий деревянный Будда

Также внимание привлекли «именные скамейки» на улице около храма, в том числе, выполненные на пожертвования граждан России. Мне, несмотря на всё уважение к этому святому месту, почему-то пришло на память пресловутое «здесь был Вася» (да простят мне все почитатели философии буддизма).

Последняя часть нашей экскурсии — парк Пренн тоже очень богат достопримечательностями. Но небо всё больше затягивало плотными облаками. Влажность воздуха возросла, к тому же по парку протекает река и это добавляло свой вклад в малоприятные ощущения при достаточно высокой температуре.

Нам дали около часа «на всё про всё». Но сначала несколько минут в быстром темпе осветили основные точки. Итак, водопад, за отвесными струями которого можно было пройти, вроде как по суху (я так в этом сильно засомневался и не полез).

Водопад парка Прен

Зоопарк со слонами и страусами, на которых можно было покататься. Обезьянка на цепи, ручные дикобразы, крокодилы, медведь в клетке.

В отдельную часть выделили зверьков, «производящих» кофе лювак — самое дорогое, как принято считать.

Производители кофе лювак

И торговую точку, где можно было приобрести кофейные товары. Меня же больше привлекли орхидеи разных, очень ярких расцветок. Там же на выставке этих чудных созданий природы можно было купить клубни понравившихся цветов по 50 тысяч донгов за клубень.

Орхидеи парка Прен

Слонов и страусов я не снимал, уж очень сумрачно было на их «рабочей площадке». Да и, честно говоря, после «слоносафари», имевшего место в Таиланде, здешний извоз совершенно не впечатлял. Ограничился фотосессией жены с обезьянкой и совершенно ручными дикобразами. И полетел в центральную часть парка, где за небольшим прудом уходила вверх площадка с дивными фигурками стрекозы и сверчка, композицией из деревенской жизни и очень красивыми цветочными клумбами.

Кузнечик парка Прен

За всеми этими фотосъёмками я оторвался от нашей группы. И, чтобы не рисковать с опозданием, вышел к нашему микроавтобусу. Народ только начинал подтягиваться, и я уделил оставшееся время фотографированию очень ярких цветов оранжевых тонов.

Вьетнамская Швейцария — Да Лат
Яркие краски в сумрачный день

Александр пересчитал всех «по головам» и мы отчалили в родное Муй Не.

Обратная дорога, не в пример утренней из Ньячанга, была заметно хуже, местами напоминая бездорожье глубинки родной страны. И временами начинал моросить дождь, хорошо, что тёплый (пожалуй, здесь других и не бывает). Когда выбрались из горного массива, небо смилостивилось, кое-где даже стали проглядывать звёзды. Так двухдневная экскурсия, начинавшаяся под звёздным небом в пути к Ньячангу, закончилась тоже «видом на звёздное небо».