Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 11:26

Варна — Болгария Июнь 2016

В середине нынешнего июня супруг вовлек меня в отдых на побережье Черного моря — на болгарском берегу.

Курорт с монастырской историей

Правда, всего на пять дней — на время проходившей там научной конференции, в которой он участвовал. Примерно в 10 километрах от Варны раскинулся старейший морской курорт Болгарии — «Святые Константин и Елена». В 2008 году этот комплекс отметил свое столетие. Название «Святые Константин и Елена» заимствовано от одноименного монастыря, располагающегося в центре курорта. И не только название. Еще в начале прошлого века монастырь занялся курортным делом — сдавал комнаты первым поборникам курортного отдыха.

Сначала расскажу о монастыре…

Курорт с монастырской историей

В настоящее время от монастыря сохранилась лишь небольшая церковь-часовня, как бы вросшая в подножие скалы — не знаю, было ли так задумано при строительстве, или часовня веками понемножку погружалась в земную твердь. Территория монастыря крошечная. Но он очень уютен, вокруг разбиты цветники, сверху спадают кроны вековых деревьев, и шумит приморский парк. Оттуда же проистекает название монастыря? Как выяснилось, римский император Константин Великий и его мать Елена — святые, очень почитаемые в Болгарии. По воспоминаниям жителей Варны, до середины ХХ века в храме хранилась икона с образами этих двух святых.

Об истории этой православной обители известно немного. Принято считать, что возникла она в XVI веке. Согласно преданиям, монахи, искавшие спасения от преследовавших их турок, обнаружили чудотворную икону Святых Константина и Елены в лесу, около ручья с целебной водой. Там и решили основать монастырь. Но, однако, имеются некоторые сведения, что православный храм возник здесь еще в XIV веке, во времена болгарского царя Ивана Асена.

Курорт с монастырской историей

В первой половине XIX веке монастырь пережил упадок, но стараниями иеромонахов Теодосия и Агапия из Велико-Тырново его удалось возродить к новой жизни.

В эпоху социализма в монастырском комплексе размещался музей. А в 1999 году судьба опять переменилась — комплекс вновь обрел статус монашеской обители.

Часовня «Святых Константина и Елены» уникальна — это единственный храм в мире, где непосредственно под алтарем бьет источник Святой воды. Рассказывают, что вода из источника помогает справиться с болезнями, и в частности, известны случаи исцеления от глазных недугов. Возле алтаря для желающих выставлены небольшие бутылочки с целебной водой.

Кроме того, в храме находится частица мощей святого Валентина — покровителя влюбленных.

…и об истории курорта.

Море, скалы, чистейший воздух и множество минеральных источников сделали данную местность весьма привлекательной в плане отдыха и поправки здоровья. На морские пляжи потянулись богатые люди из Варны. Поначалу отдыхающие арендовали комнаты в монастыре Святых Константина и Елены.

Курорт с монастырской историей

В 1905 году на средства царицы Элеоноры — жены болгарского царя Фердинанда — был построен первый бальнеологический санаторий для лечения детей, больных костным туберкулезом. Согласно фактам, после отдыха на курорте дети выписывались со значительным улучшением здоровья.

Первая гостиница появилась здесь в 1908 году. Она получила название «Прага», поскольку первыми ее постояльцами стали чешские туристы. И хотя поначалу гостиница представляла собой просто перестроенное крыло монастыря, но именно со дня её открытия начинается отчет истории старейшего болгарского курорта — «Святых Константина и Елены». Таково было начало.

Курорт с монастырской историей

Вскоре, наряду с комнатами для отдыхающих, на курорте появляются кухня с пекарней, и начинает работать буфет, предлагающий еду и напитки.

В 30-х годах курорт становится известен как центр виноградолечения — единственный такой на всю Болгарию. Ежегодно в августе отдыхающим на курорте предоставлялась возможность испробовать целебную силу знаменитого винограда сорта «Димят». Каждому гостю в день полагалось для лечения 3 кг свежайшего винограда.

Курорт с монастырской историей

В социалистические времена курорт становится здравницей общеболгарского значения. А позднее сюда стали приезжать и зарубежные туристы. В эти годы ведется масштабное строительство новых пансионатов, отелей и ресторанов.

Первоначально социалистический курорт получил название «Варна» (интересно, что сам город Варна тогда носил имя — Сталин). Затем, «Варну» переименовали в «Дружбу». И, наконец, с 1992 года курорт известен под нынешним названием «Святых Константина и Елены».

Курорт с монастырской историей

В 1977 году курорт обзавелся первым пятизвездочным отелем — «Гранд отель Варна» — его построили шведы. Сейчас в комплекс «Гранд отель Варна» входят также отели «Лебедь» 4*, «Рубин» 4*, «Дельфин» 4*, «Дельфин-Марина» 4*. В одном из этих отелей мы и жили.

Я не являюсь почитателем организованного пляжного отдыха. И виды зонтиков и шезлонгов не вызывают у меня энтузиазма. Но сам курорт мне очень понравился. Берег моря здесь изрезан живописными утесами и уютными бухточками и заливами.

Курорт с монастырской историей

Отели располагаются на территории роскошного парка.

Курорт с монастырской историей

Широколиственные клены, каштаны, инжиры и липы дают живительную прохладу в знойный полдень. А воздух буквально напоен ароматом хвойников: сосен, кипарисов, можжевельников. Приятно прогуляться среди ухоженных газонов и цветников.

Курорт с монастырской историей

В 1913–1918 годах на курорте была заложена сосновая роща — из семян сосны, привезенных из Франции.

Монастырский парк существует с 1925 года. Его создал, также как и Приморский парк в Варне, чех Антон Новак. По его указаниям были посажены липы, платаны, клены, тополя. В 1931 году ученики Варненского земледельческого училища вместе со своим преподавателем оборудовали дорожки-аллеи и устроили цветники.

Курорт с монастырской историей

Естественно, наряду с достопримечательностями, пляжными удовольствиями и режимом «все включено», на обширной территории курорта есть, на что посмотреть и что попробовать. Через всю курортную территорию протянулась живописная и длиннющая сувенирная улочка (и вина, и одежда, и игрушки, и магниты-кружки-колокольчики с открытками…). В разных уголках курорта приютилось множество турфирм, готовых свозить отдыхающих в любой уголок Болгарии, Турции, Румынии, Венгрии и т. п.).

По вечерам со всех сторон доносятся сказочные и привычные ароматы — болгарская кухня способна удовлетворить любого гурмана. Ну конечно, болгарские кафешки и ресторанчики не обходятся без музыки (нередко — советской), танцев и … даже танцев на раскаленных углях. У всех многочисленных отелей, входящих в курортную зону «Святых Константина и Елены» есть всевозможные спортивные и детско-развлекательные площадки. Далеко ходить не придется — нужно только не лениться и изучить окрестности.

Курорт с монастырской историей

Конечно, не стоит забывать о «монастырском» происхождении курорта. Разухабисто-залихватского отдыха с молодецкими кульбитами и экзерсисами здесь может не получиться — для такого отдыха лучше выбрать Золотые Пески или Солнечный Берег. А отдых у «Святых Константина и Елены» больше подойдет для степенных курортников (особенно с детьми), ценящих комфорт, мягкое гостеприимство, пейзажный уют и умеренный эмоционально-звуковой антураж.