Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:20

Минск — Беларусь Январь 2016

На белорусской земле было множество сражений. И, конечно, осталось много рукотворных и нерукотворных памятников былым ратным подвигам народа. В Минске, как в столице, сберегается память и о самых грандиозных, и о почти безвестных.

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны когда-то стоял на проспекте Независимости, 25, но в 2014 году переехал в новое здание — на проспекте Победителей.

Мемориалы Минска

Он располагается неподалеку — в 1–1.5 км — от станций метро Немига или Фрунзенская, что на красной ветке. По пути от метро тоже есть на что посмотреть.

Мы шли к музею ВОВ от метро Фрунзенская. На перекрестке улиц Заславской и Мельникайте проникновенный мемориальный комплекс «Яма», увековечивающий память о почти 100000 минских и гамбургских евреях, узниках Минского гетто, уничтоженных фашистами в 1941–1943 годах.

Мемориалы Минска

На дне широкого кратера-воронки установлен обелиск из черного гранита.

По ступеням лестницы, ведущей вниз, к центру мемориала, спускается бронзовая вереница изможденных фигур — обреченных мучеников — скульптурная композиция «Последний путь».

Мемориалы Минска

На проспекте Победителей, у Дома проектных организаций, сохранился интересный артефакт времен войны — ДОТ (долговременная огневая точка). До поездки я о нем не знала, поэтому мы не подошли ближе. Отвлекла наше внимание любопытная бронзовая скульптура у офиса банка БелВЭБ. Называется она «Диалог» и, соответственно, символизирует диалог банка и клиента.

Мемориалы Минска

Но на фотографии ДОТ, все-таки, виден — это объект в форме конуса на заднем плане. На первый взгляд он воспринимается как некое коммунально-хозяйственное строение. Однако, именно такие бетонные оборонительные сооружения — ДОТы — стояли по всему Минску вдоль дорог. Рассказывают, что при строительстве здания «Белгоспроект», ДОТ хотели убрать, но перфоратор не смог справиться с бетоном. А взрывать побоялись из-за близости других строений.

На холме у пересечения проспектов Победителей и Машерова воздвигнут обелиск «Минск — город-герой» — стела в виде знамени Победы и скульптура женщины, взметнувшей в высоко поднятой руке фанфары — тревожный сигнал уже прозвучал. Мемориальный комплекс был открыт в 1985 году в честь 40-летия Победы.

Мемориалы Минска

В 2014 году рядом было построено новое здание Музея истории Великой Отечественной войны. Внутри под куполом расположен зал Победы, а снаружи фасад здания выполнен в виде лучей «салюта».

Важно отметить, что музей истории ВОВ был открыт непосредственно во время войны. Это уникальный пример такого рода в республике. В 1942 г. ЦК КП(б) Белоруссии, действовавший в то время в Москве, принял решение о создании Комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. Результатом работы комиссии стала выставка «Белоруссия живёт, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской», включающая документы, фотографии, книги, вещи и др. До освобождения Белоруссии выставка работала помещениях Исторического музея в Москве. В августе 1944 года экспонаты были перевезены в Минск и составили основу нового музея.

Мемориалы Минска

В фондах музея — подлинные образцы вооружений и боевой техники, предметы военного быта, фотоматериалы и документы времен ВОВ.

Пройдемся по его залам.

Начало экспозиции посвящено событиям предвоенного периода (1933—1941 гг.).

Мемориалы Минска

В следующих, наиболее обширных, залах выставлены боевые машины и орудия.

Мемориалы Минска

Всем основным этапам ВОВ посвящены свои разделы — начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои в Беларуси1941 г., Смоленское сражение, битва под Москвой 1941−1942 г.г., коренной перелом в ходе войны, Сталинградская и Курская битвы…

Мемориалы Минска

Параллельно идет рассказ о нацистском оккупационном режиме на территории Беларуси в 1941—1944 гг.

Мемориалы Минска

Несмотря на обещания не трогать гражданское население, фашисты, под предлогом борьбы с партизанами, проводят масштабные карательные операции, сжигают деревни, убивают беззащитных жителей. Многие экспонаты, так же как эти обгорелые бревна, привезенные из Хатыни, не нуждаются в комментариях…

Несколько залов музея рассказывают, как в Белоруссии разворачивалось легендарное партизанское движение и подпольная антифашистская деятельность.

Мемориалы Минска

Освобождение Белоруссии. В ходе наступательной операции летом 1944 года республика была полностью освобождена и началась завершающая фаза ВОВ.

Верхний этаж — торжественный Зал Победы. Здесь увековечены имена Героев Советского Союза — тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле.

Мемориалы Минска

В музее довольно много посетителей: семьи с детьми, экскурсионные группы, и неорганизованные туристы — вроде нас.

Мемориалы Минска

Музей истории ВОВ и весь архитектурно-мемориальный комплекс объединяются с Парком Победы. Его открытие было приурочено ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.

После реконструкции 2008–2011 годов парк преобразился, став одним из любимых городских уголков. Рядом река Свислочь и Комсомольское водохранилище. Конечно, наиболее живописно здесь в теплое время года- фонтаны, цветники, ландшафтные композиции…; но и зимой парк остается ухоженным и притягательным для прогулок.

Мемориалы Минска

Обратно мы двигались по проспекту Победителей в сторону метро Немига.

В районе Немиги расположены известные исторические достопримечательности Минска: Нижний и Верхний город, Троицкое предместье, площадь Свободы. Но об этом отдельный рассказ: История и настоящее Минска.

Здесь же я задержусь у мемориала, который тоже относится к военным памятникам.

Мемориалы Минска

Это — Остров слез — искусственный остров, построенный в излучине реки Свислочь, недалеко от Троицкого предместья. Другое его название — Остров мужества и скорби. Мемориал посвящен памяти воинов-интернационалистов, участвовавших в войне с Афганистаном 1979–1989 годов.

На остров ведет арочный мост. В центре комплекса — памятная часовня Сыновьям Отчизны, погибшим за ее пределами.

Мемориалы Минска

Очень трогательная бронзовая скульптура плачущего ангела. Ангел на Острове слез плачет, так как не смог исполнить свое предназначение — уберечь воинов от смерти.

Поодаль стоит символический поминальный стол, где в памятные дни собираются, родные и друзья воинов, погибших в Афганистане. А вокруг стола вросли в землю камни-валуны с названиями афганских провинций, где воевали советские войска.