Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 20:32
Как интересно изучать собственное Отечество!

Лаппеенранта — Финляндия Декабрь 2016

Вот уже и день начал пребывать! И пусть в календаре совсем малые значения, но понимание, что день, свет победил ночь на целую минуту, кажется нам обещанием не только грядущей радости, но и добрым знаком, в который мы верим каждый год — тьма не вечна и она лишь для того, чтобы напомнить о ценности света и добра.

Самый короткий день в уходящем 2016 году я провела в Финляндии. Во-первых, пришло время получить свой заслуженный бонус от турфирмы, с которой в последнее время стала ездить в Финляндию. Во-вторых — это была хорошая возможность купить подарки к Новому Году. В-третьих, все же самый короткий день в году — веха на дороге Времени, а поскольку эта дорога кольцевая, полезно отметить такой день чем-то запоминающимся — тогда и останется в памяти…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Теперь могу сказать, что этот день и это путешествие на автобусе непременно запомнятся… Можно было бы здесь добавить и восклицание «увы», однако, такого желания почему-то нет. Видимо поездка была все же не напрасной и достаточно интересной — ведь каждый ищет в путешествии что-то свое…

Мне интересны люди, а эта поездка подарила как раз множество наблюдений «из жизни отдыхающих». Шучу, конечно, цитируя название знакомого фильма — какой уж тут отдых, но судите сами…

Мы отъехали как всегда, от улицы Восстания ровно в 7.00, темным, зимним утром, забывшим про снег и зябко кутающимся в питерскую, еще подслеповатую ночную хмарь.

В отличие от моей последней октябрьской поездки, когда большой автобус был заполнен лишь на треть, теперь все места были заняты, причем в значительной мере пенсионерами и пожилыми семейными парами. Нет, были, конечно же, и молодые люди, и активные женщины неопределенного возраста, с «шоповым» блеском в глазах. В общем, социальный состав отъезжающих был разнообразен. Видимо, таким же разнообразием отличались группы и в других автобусах, которые один за другим отправлялись со стоянки, и было этих автобусов аж одиннадцать! (В прошлый раз автобусов было только два), но предрождественская и предновогодняя «шоповая горячка», вполне оправдываемая добрыми намерениями порадовать близких и любимых, все объясняла.

Этот длинный-длинный самый короткий день

Следует заметить, что в последнее время турпоток в Финляндию не только увеличился, но превратился в «бурный поток».

Оценив ситуацию, как неблагоприятную для спокойной поездки, народ все же залез в автобус и отдал себя во власть нашего замечательного российского «авось».

Лично у меня было даже два «авось» — одно по поводу прохожения границы из-за великого количества жаждущих, второе в связи с уже приоткрывающимся «качеством» пассажиров.

Во время ожидания посадки в автобус ко мне подошел молодой мужчина в легкомысленной шапочке с большим помпоном и стал выражать свое недовольство «по политической линии». Мысли его были «короткими и деревянными», как у Буратино, но, видимо эти расползающиеся мысли как-то связывал и организовывал помпон, поэтому, человек все же имел возможность выражать свое «большое недовольство» всем, что его окружает. На границе он собирался объявить финнам, что едет только «обкатать визу», потому что ему «эта Финляндия и не нужна»… Осторожно объяснив Помпону, что это некорректное заявление делать не следует, я получила отпор, хотя почти без перехода, он стал доказывать мне и окружающим, что дружить надо именно с Западом, а не с… Не будем транслировать чужие глупости, потому что, как когда-то сказал известный схоласт XIII века Фома Аквинский — «глупость есть грех».

Я отошла от Помпона, опасаясь находиться рядом с человеком, больным на голову, и с грустью предполагая, что если эта дискуссия развернется на таможне, то стоять нам на пропускном пункте придется долго…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Путь был дрёмный, тёмный и все бы славно, да вот пожилая соседка справа заскучав от бессонницы, затеяла телефонный разговор со своей коллегой по кафедре (ныне в вузах есть такие преподаватели…). Вскоре я уже знала все о семье говорливой старушки, о ее детях, внуках, правнуках, коллегах по работе, соседях по даче, о кулинарных рецептах, урожае на приусадебном участке и прочих важных вещах. Голос был старческий, как говорят вокалисты — «с песочком» поэтому слушать этот монолог мне было неприятно. Если бы голос был мелодичный, я бы хоть наслаждалась тембром — так бывает, но здесь меня порадовало лишь одно радостное известие: старушка объявила своей коллеге, что этот год — последний в ее многолетней вузовской практике и она уходит на отдых. Вздохнув облегченно за неведомых студентов, я стала смотреть в окно и с удивлением обнаружила, что автобус направляется совсем не Лаппеэнранту, где мне нужно было получить в определенных магазинах свои деньги по инвойсам, а в Иматру.

В окно смотрела не только я, поэтому у народа возникли естественные вопросы, на которые две наших сопровождающих ответили вполне определенно: на «Брусничном», что ближе всего находится к Лаппеэнранте сейчас столпотворение, поэтому мы, как «хитрые… люди севера» поехали через таможенный пункт «Светогорск», чтобы, несмотря на объезд (от Иматры до Лаппеэнранты 30 км), все же оказаться у цели быстрее наших со-путников и конкурентов из других автобусов.

Российскую границу прошли довольно быстро. А вот на финской стояли долго, потому что паспорт ехавшего с нами гражданина Молдовы, чем-то не устроил проверяющих.

Помпон стал разглагольствовать о угрозе «таких вот террористов», но его урезонили.

Ждали долго, так как молодого человека пускать в Финляндию все же не хотели, но потом решение изменили, и мы облегченно вздохнули.

Этот длинный-длинный самый короткий день

Первая остановка в незнакомом частном «рыбном магазине» была дорогой и ненужной. Запомнилось, что пространство перед магазином было ледяным (и где эта знаменитая финская гранитная крошка!) Но наш народ был целеустремленный, бывалый, так что никто категорически не стал падать! Можно сказать, вопреки обстоятельствам.

Перед супермаркетом сопровождающая предупредила, чтобы мы внимательно охраняли свои вещи и если багажное отделение будет открыто, то и не отходили бы от вещей, так как теперь в Финляндии много мигрантов и участились случаи, когда сумки просто выхватывают из багажников.

Мы с мужем не собирались заходить в супермаркет, а пошли есть финскую знаменитую Сярю. Собственно это и было нашей целью — почувствовать предрождественское финское настроение, приятно посидеть за приятной трапезой, ну и попутно купить что-то приятное к новогоднему столу.

«Свободное время», ввиду сложности перехода границы у нас сократилось, поэтому не буду останавливаться на этом светлом периоде пребывания, хотя, как я уже сказала, это был самый короткий день в году, поэтому темнело стремительно.

Пофотографировов украшенные огнями рекламы витрины магазинов, и немного погуляв по довольно пустым улицам, мы вовремя подошли к остановке, на которой наш автобус должен был подсадить всех находившихся «в свободном плавании».

Этот длинный-длинный самый короткий день

Остальные пассажиры, нагулявшиеся в супермаркетах, уже сидели на своих местах. Стоять более пяти минут на обычной остановке городского транспорта, по финским законам, автобус не мог, однако тут выяснилось, что две молодые девушки (тоже в шапочках с помпонами!) почему-то отсутствуют.

Автобус сделал «круг почета» по улицам городка, потом еще один, но девушек не было, а их телефоны не отвечали.

Поехали дальше… У бабушек и дедушек, у мам и пап, в должностях которых состояли почти все «жители автобуса», на сердце было тяжело. Лично мне представлялось, как эти несчастные девчонки, без копейки (т. е. без евро) в кармане, приходят на пустынную остановку и бездомные, тоскливо смотрят в надвигающуюся ночь.

Этот длинный-длинный самый короткий день

Седовласый человек, объявивший, что он бывший полковник, объявил сопровождающим, что они совершают должностное преступление, но что они могли сделать в этой ситуации!

Мы заехали еще в один «рыбный супермаркет» и где-то через полтора часа, когда автобус направлялся в наше последнее место заезда — супермакет «Лапландия», одна из сопровождающих все же получила весточку от пропавших девушек. Они сообщили, что перепутали время, но непременно прибудут в «Лапландию» где мы и встретимся.

Этот длинный-длинный самый короткий день

У «Лапландии» мы стояли долго — девушек не было. Все туристы разбрелись по магазину, но в основном грелись за тарелкой вкусной лососевой ухи. Багажники были открыты настеж, а вот автобус закрыт. У многочисленных пакетов и сумок, что в беззащитности были расставлены в багажном отделении, стоял полковник, забывший в автобусе куртку.

— Вы замерзните! — Сказала я, идите погрейтесь в кафе!

— Ничего… — ответил он совершенно добродушно. — Я привык.

— Вы охраняете свои вещи?

— Нет, моя сумка в автобусе.

— Вы охраняете чужие…

— Да, все разбежались, и кто-то должен…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Подошла еще одна женщина, потом «подкатился» помпон и вновь стал нести свою околесицу на политические темы, однако в этот раз он уже не стеснялся и помогал себе нецензурными выражениями.

Тут я не выдержала, подойдя к нему в плотную и гневно глядя в его белесые глаза, неожиданно даже для самой себя объявила, чеканя каждое слово: «А ну, прекратите! Чтобы я здесь мата не слышала!»

Он опешил и, решив обидеть меня тем, что я ему глубоко безразлична заявил: «Я вообще не с вами разговариваю!»

— Но у меня есть уши! При мне мужчины нигде и никогда матом не разговаривали и не разговаривают!!!

Не знаю, какими искрами гнева я его осыпала в тот момент, но он отошел в сторонку и далее смотрел на меня, кажется, с некоторой опаской, ибо мое поведение, с его точки зрения, было не вполне адекватным.

Этот длинный-длинный самый короткий день

Девушки вновь не появились, их телефон снова молчал, но уже по веселому соглашению пассажиров автобуса, было решено, что незадачливые путешественницы видимо, отправились не в магазин «Лапландия», а в настоящую Лапландию, к оленям. Долго же им возвращаться!

Подъехали к финской таможне. Паспортный контроль прошли быстро. Однако нашего молдаванина на этот раз уже решили не выпускать из страны… И чем он им на этот раз так понравился!

Мы ждали долго, не менее часа…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. На часах было уже то время, когда мы должны были бы подъезжать к Питеру и все понимали, что на метро никто не успевает.

Из развлечений нам досталось лишь одно: неожиданно в автобус заглянули наши пропавшие девушки и, посочувствовав нам в наших ожиданиях, объяснили, что у них-то все хорошо… Они весело провели время в городе, а теперь их на границе встретили друзья — примчались из Питера на машине (класса люкс), так что они с нами прощаются…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Вспомнились мои страхи за «бедных, бездомных, одиноких, без гроша, (то есть евро) в кармане…»

От «нечегоделать» народ стал звонить по телефону, так как многих уже встречали питерские родственники, жаждущие гостинцев.

Говорливая старушка тоже начала обзванивать своих родственников. Из ее подробного объяснения, я поняла, что самая достойная кандидатура для встречи в Питере их с мужем, некий Константин.

Она и не надеялась, что Константин сможет встретить ее с покупками, потому что он живет в Америке (!) Но пока мы добираемся из Финляндии в Питер, он уже успел прилететь…

Да уж! Парадоксы логистики. Так уж получилось.

— И что вы хотите! — щебетала старушка, кажется, на привычную тему. — Наши всегда перегибают палку!

Я снова возмутилась.

— Ничего себе, наши! Мы еще на финской границе стоим!

Этот длинный-длинный самый короткий день

Старушка посмотрела в окно: «Бологое иль Поповка» и смирившись под игом истины, замолчала, потому что ругать «наших» было как-то привычно, в вот «не наших» просто неинтересно.

Наконец, молдаванина выпустили из Финляндии и мы заехали в Такс Фри. Здесь «героями дня», а скорее уже «героями ночи» стали две «Торговки», с которых стали требовать демонстрацию живой рыбы, которая была указана в чеках, но к провозу через границу запрещалась.

Поскольку все пакеты были одинаковые, а их было большинство и они исчислялись многими десятками, смелые женщины, не долго думая, стали выбрасывать все пакеты на грязный снег, даже в лужи, в поисках своего, столь необходимого.

Народ побежал спасать свои вещи, чтобы пытаться их идентифицировать и далее уже беречь. Никто не возмущался — и не к такому привыкли, просто каждый спасал свои кульки.

Я сидела в автобусе и довольно отстраненно наблюдала за суетой. Наконец мы поехали.

Молдаванина уже все полюбили, Помпон дремал, Старушка вновь договаривалась о встрече, — за окном проносились леса и огни бензоколонок… Финляндия была уже позади.

Этот длинный-длинный самый короткий день

Последнее событие случилось уже в Петербурге. Пожилая семейная пара, тихая интеллигентная, выходя у «Черной речки» не обнаружила своих пакетов. В автобусе тут же возникло предположение, что пакеты, вместе со своими захватила Торговка, которая вышла раньше, в Сестрорецке. Телефон женщины, что на глазах автобуса выгрузила с товаркой не менее двадцати похожих пакетов не отвечал. Пожилая пара печально ушла в ночь. Чувствуется, что это были небогатые люди, которых не встречали дети на «крутых машинах», возможно, они копили деньги с пенсий, копили не один месяц и вот, все потеряли.

Наши сопровождающие не могли с этим смириться, они все звонили и звонили, пока, наконец, Торговка ни ответила.

— Да, они уже дома. Чужие пакеты? Да, обнаружили. Конечно, отдадут! Чужого не надо! Пусть хозяева пакетов приедут за ними в Сестрорецк…

Такие вот разные люди, характеры которых так ясно проявились в необычных, не комфортных, можно сказать сложных ситуациях, однодневной туристической поездки…

Этот длинный-длинный самый короткий день

Это был длинный-длинный, самый короткий день в году. Что ж, и так бывает. Ведь празднуем же мы Старый Новый Год! А без приключений жить не интересно.