Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Мадейра, Фуншал — Португалия Октябрь 2016

Рассказывать про Мадейру и легко и сложно. Легко, потому что удивительной красоты остров у каждого вызывет массу положительных эмоций. А сложно именно в этом стройном общем восторге сказать свое слово, которое не потонет в банальных эпитетах. Но все же попробую.

Мадейра

С Мадейрой у меня отношения особые. Первое знакомство произошло 5 лет назад. Будучи обычным пляжным туристом, я и не подозревала тогда, что где-то во мне, подспудно зреет страсть к активному горному туризму. И первая же случайная прогулка по горным тропам и эвкалиптовому лесу изменила мои приоритеты. Потом было много походов, без которых я сегодня не представляю себе отдыха. А Мадейра позвала снова, хотя бы ненадолго, окунуться в свой чудесный мир.

Мадейра

Но Мадейра — это не только горы. Вулканическое происхождение острова объясняет удивительной красоты горы и побережье, унизанное причудливыми скалами.

Мадейра

Собственно, поэтому здесь практически нет пляжей, зато есть уникальные природные бассейны, плескаясь в которых можно не опасаться, что тебя отнесет далеко в океан и беспечно наблюдать за бушующими волнами. Незабываемое ощущение!

(Это я вас приветствую))

А как все начиналось?

Мадейра

Мадейра была известна еще финикийцам, древним грекам и римлянам, но официально первооткрывателем считается португальский мореплаватель Жуан Зарку, памятник которому установлен в столице на главной улице.

Есть и его музей, но об этом позже.

В начале 15 века Португалия озабочена поиском собственных торговых путей в Индию, страну пряностей, а также завоеванием новых земель. Принц Генрих (Энрике) Мореплаватель, будучи по совместительству Великим Магистром рыцарско-монашеского ордена Христа, финансирует ряд крестовых походов против арабов Северной Африки.

Мадейра

Как обычно, за высокими целями стояли вполне земные. Генрих был хорошо осведомлён о прибыльности Транссахарской торговли. Торговые пути, по которым везли рабов и золото, контролировались мусульманами и были закрыты для Португалии. Энрике мечтал обойти арабов с юга. Начиная с 1419 года и вплоть до своей смерти, Генрих одну за другой снаряжал экспедиции, которые привозили золото с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты. Сразу после появления первых партий рабов, Генрих ввёл государственную монополию на торговлю рабами.

Так вот, по пути в Гвинею в 1419 году судно капитана Зарку во время шторма прибило к одному из островов незаселенного архипелага. Остров Зарку нарек Порто-Санто (Священный порт), это остров-спутник Мадейры. Через год он вернулся с экспедицией, организованной Генрихом Мореплавателем, и обнаружил еще один, самый крупный остров архипелага — Мадейру, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь». За обилие лесов остров называют Мадейра, что означает «древесина» или «леса». Здесь же, по счастью, в изобилии была пресная вода.

Первые португальцы-колонисты стали осваивать Мадейру — выжигали леса под поля и застройку. С помощью рабов проложили левады — каналы для отвода пресной воды с горных источников. Система оросительных каналов была создана на протяжении нескольких веков для доставки воды из горной местности к южному засушливому побережью острова. Левады стали одной из главной достопримечательностью Мадейры. Это не только чудо инженерной мысли — опоясывающие весь остров каналы, сооруженные в 15 веке, функционируют до сих пор. Сегодня левады притягивают огромное количество туристов. Дело в том, что вдоль них проложено более 100 туристических маршрутов любого уровня сложности.

Мадейра

Приключения не для слабонервных, зато незабываемые ощущения и потрясающие виды гарантированы.

Мадейра
О своем опыте прогулок горными тропами Мадейры я обязательно расскажу подробнее))

А в 1456 году португальцы завезли с Сицилии сахарный тростник и рабов для его выращивания. Производство сахара стало важной отраслью местной экономики. Сахарный бум закончился после появления на европейском рынке более дешевого сахара из Бразилии. В результате местная экономика пришла в упадок, Мадейра частично обезлюдила, а в 1566 году подверглась нападению пиратов, убивших несколько сотен местных жителей. Но от этого колониального прошлого каким-то чудом выжила еще одна достопримечательность Мадейры. Это известный всем напиток с одноименным названием, вино Мадера. И не всем известные Понша, всевозможные фруктовые ликеры на основе рома и сам ром.

Мадейра

С 1580 по 1640 гг. архипелаг оказался под властью Испании, даровавшей Мадейре привилегии в торговле с Новым Светом. Получает развитие виноделие. Архипелаг был расположен на морских путях из Европы в Латинскую Америку и Африку и столица Мадейры — Фуншал стал местом торговли для европейских купцов. В мировой торговле местным вином (мадерой) доминировали британские купцы. Среди крупных импортеров мадеры были Россия и позже Германия.

Столица Мадейры, Фуншал, удивительной красоты город, полный роскошных вилл, крепостей и церквей. Было время, когда Мадейра занимала исключительно важное место в церковной иерархии католического Ватикана. В 16 веке в столице Мадейры была основана резиденция архиепископа, которому подчинялись приходы в Новом Свете, Африке и Индии — Ангра, Сан-Томе (Бразилия), Кабо-Верди (острова Зеленого мыса, Африка), Гоа (Индия). Этим объясняется наличие сразу нескольких роскошных соборов в небольшом Фуншале где-то в океане.

Мадейра

Англичане на пути в заморские колонии останавливались для акклиматизации на Мадейре, и остров получил славу климатологического курорта. С 19 века Мадейра наряду с французской Ривьерой становится модным европейским курортом с исключительно благоприятным температурным режимом (от плюс 16°C до 25°C). Мадейру посещали австрийская императрица Елизавета (Сисси), английская королева Аделаида, португальские монархи. Здесь поселился изгнанный последний император Австро-Венгрии Карл Габсбург, российский живописец Карл Брюллов, писатель Гончаров. В начале 50-х годов на Мадейре отдыхал сэр Уинстон Черчилль, местные пейзажи вдохновили его на несколько акварелей.

В Фуншале, в котором сегодня проживает свыше 120 тыс. жителей (с окрестностями), заходят океанские лайнеры, выполняющие круизы из Европы в Карибский бассейн и Южную Америку.

Мадейра

Но и чудесным Фуншалем не исчерпывается Мадейра. Нас ждут водопады и туннели, пики и пещеры, разноцветные деревенские домики, цветы и всякая вкуснятина… Обо всем по-порядку в следующий раз))

Путешествовать по Мадейре можно и на машине (здесь множество арендных фирм, правда бронировать лучше заранее по интернету, так и дешевле, и надёжнее), и с помощью общественного транспорта (почти в любую точку острова можно добраться на автобусе).

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Автобус дешевле. Но если вы передвигаетесь на автобусе, вы зависимы от времени его отправления. Иногда это критично, пропустив последний автобус, рискуешь тут и заночевать. А «последний» может отправляться в 15 часов. К тому же автобус очень долго едет, останавливались в каждом населенном пункте.

На автомобиле вы свободны как птица, но иногда надо иметь железные нервы для преодоления бесконечных серпантинов.

Мы передвигались в основном на автобусе. Иногда на такси. Но теряешь реально уйму времени. В последний день взяли автомобиль, прекрасно, но очень дорого. Теперь научены, о транспорте заботиться заблаговременно))

И еще одно замечание. Конечно, Мадейру называют островом вечной весны, но это не совсем так. Наверное, смотря с чем сравнивать. Словом, несмотря на тёплый субтропический климат, на Мадейре тоже есть своя зима. Период с конца октября по апрель - сезон дождей. Дожди, понятно, тёплые, но очень частые, и тучи надолго закрывают небо. Хотя, как повезет)) Но учитывать этот факт стоит. У нас в связи с погодой не все мероприятия состоялись. Но Мадейра прекрасна в любое время года!))

Мадейра. Два хайка, 10 водопадов, 4 тоннеля и разноцветные домики

Мадейра. Остров - вулкан.

Мадейра. Остров цветов и рома

Мадейра. Над облаками и с рыбаками

Мадейра. Несбывшееся восхождение и сбывшееся погружение.

Мадейра. Монте, хайк, сады и сани.