Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Сием Рип — Камбоджа Декабрь 2016

Перелет Пхукет — Сием Реап был недолог и запомнился лишь тем, что на борту мы крепко спали. Прибыли. Пришлось как-то просыпаться и активизироваться. Это первая страна в нашем путешествии, куда нужна виза. Ее покупаем в аэропорту. Стоимость 30 американских долларов. Еще в самолете раздали анкеты, мы заполнили их и, переместившись внутрь здания, встали в очередь. Нужна фотография, но мы предварительно запаслись (остатки прошлых фото на всяческие документы и визы). Если фото нет, то сделают на месте за (5 долларов). В Камбодже за все можно расплачиваться долларами, а для иностранцев в долларах сразу все счета и цены. Местная валюта, риель, используется в туристических местах лишь в качестве сдачи при дроблении доллара.

Итак, аэропорт Сием Реап. Вполне современное здание, аэропорт как аэропорт, не лучше и не хуже среднемирового. Процедура прохождения всех контролей налажена четко, при получении визы отдаешь паспорт и далее конвейер — паспорт проходит через множество работников, каждый делает какую-то отведенную ему мелочь, спустя 10 минут получаешь документ с визой. На выходе из аэропорта подходит мужичок с вопросом — куда ехать? Поначалу решил, что это первый из тук-тукеров, заманивающий клиентов, но нет, это служащий, подводит к какой-то стойке и называет цену до отеля, 7 долларов на такси и 6 долларов на тук-туке. Мы выбираем такси, тут же возникает парень, представляется — Сопхон (мы его потом между собой называли Сафрон, о чем и ему рассказали, он попытался запомнить), усаживает нас в минивэн, едем. Сопхон хорошо говорит по-английски, под словом хорошо я подразумеваю четкое произношение, порой в Азии трудно понять даже знакомые слова. Мы прибыли в город утром, что-то около десяти вышли из аэропорта, вселение в отель — с 14:00, о чем прекрасно осведомлен Сопхон. Поэтому он интересуется, каковы наши планы. План пока единственный — острая необходимость в чашке кофе, о чем сообщаем ему, дальнейшие действия — потом. Парень везет нас в кафе, где мы берем кофе и какие-то необычайно вкусные плюшки, садимся за столик и обсуждаем планы. Сопхон рассказывает, что работает в туристической компании, его начальная цель — стать гидом, следующая — создать свою компанию. Он говорит по-английски, неплохо знает историю и географию своей страны, достопримечательности и маршруты. Его предложение на сегодняшнюю первую половину дня — Пном Кулен, готов нас отвезти туда, выступить там в качестве гида, потом забросить в отель. Цену за свои услуги назвал — 85 долларов. Кулен находится в 50 км от Сием Реапа, еще надо будет купить входные билеты, по $20 с человека. Въезд на гору открыт только до 12:00, поэтому посещение во второй половине дня отпадает. Изначально на Камбоджу у нас отведено 3 дня, из которых два не совсем полные (дни утреннего прилета и вечернего отлета). На Ангкор я отвел два дня, сегодня предполагал отправиться на озеро Тонлесап, но без особой охоты, по той информации, что изучил, озеро меня не очень вдохновляло. Про гору Кулен (пном — гора по-кхмерски) читал краем глаза, подробностей не изучал, т. к. посещать не планировал. Сопхон рассказывал увлекательно, перечислил много интересностей горы Кулен, короче, уговорил. Впоследствии из интернета узнали — цена была действительно хорошей, поездка с гидом обошлась бы ощутимо дороже, а без гида там сложно. Итак, допиваем по второй чашке кофе и едем, сначала на минуту заехав в офис за билетами.

По пути Сопхон много рассказывает о местности, о стране, о красных кхмерах (Кмер руж). Заодно предлагает и свои услуги на следующие два дня (Ангкор). Тут я уже ориентируюсь, цены и маршруты знаю. Стоимость тук-тука на два дня на большой и малый круги будет примерно 35–40 долларов. Сопхон предлагает автомобиль (Тойота Камри с кондиционером) и себя в качестве англоговорящего спутника (но без сопровождения по храмам, т. к. нужна лицензия гида, там строгий контроль) за 70 долларов. Причем, в стоимость он включил и последний день, после выселения из отеля мы оставляем вещи в его машине, гуляем по городу, ужинаем, а вечером встречаемся в оговоренном месте, и он отвозит нас в аэропорт. Что ж, я счел его предложение вполне адекватным, соглашаемся.

Едем, дорогу не назовешь отличной, но и плохой тоже, скорость 60–80, активно общаемся. Кулен — это невысокая гора, имеющая большое историческое значение, былое кхмерское величие идет именно отсюда. Здесь король Джаяварман II и основал Кхмерскую империю (Ангкорское королевство). Здесь, в прилегающей местности, добывался камень для всех храмов Ангкора. Здесь находится самая большая в Камбодже статуя лежащего Будды, буддистский храм, «река тысячи лингамов», и, ко всему, еще и красивый водопад. На подъезде к горе стоит шлагбаум, проверяют билеты. Здесь Сопхон встретил друга, здороваясь, представил его и нам (потом в машине упомянул, что равняется на него, тот идет чуть впереди — уже имеет лицензию гида и собственную фирму). Почему я упомянул об этом, станет ясно чуть позднее. Подъем на гору медленный, дорога грунтовая, узкая, иногда останавливаемся, я делаю снимки.

Камни у дороги (увы, против солнца):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Прибыли. Сопхон запарковал машину, раздал бутылки с ледяной водой (я забыл упомянуть, вода включена в стоимость, в машине холодильник). Дальше пешком.

Подъем к храму:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Также он предупредил, что принято везде давать деньги, очень немного, но часто, для чего выдал пачку купюр по 100 риелей (уточнил, что это всего пара долларов, курс — примерно 4000 риелей за 1 долл). Сразу рядом с нами нарисовался мальчишка — он будет охранником вашей обуви, пояснил Сопхон. Я молча смирился, охранник так охранник, что бы это ни значило. Надо сказать, здесь тесно переплетаются святыни и символы двух религий — буддизма и индуизма. Порой трудно отличить одну от другой, особенно навскидку — рядом с Буддой стоят статуэтки Шивы и наоборот.

В христианстве это называлось бы часовенка:

Неподалеку — след («отпечаток» ноги) Будды:

Размер ноги легко представить, соотнося с размером купюр. Поднимаемся по ступеням к Лежащему Будде (Сопхон его называет спящим). Будда лежит на левом боку в тесном помещении, вход со стороны ног, выход — у головы. Перед входом надо разуваться (вот зачем охранник обуви).

Фигура вытесана из цельного куска скалы и имеет длину 9 метров:

Так я и знал — Будда не спит, глаза приоткрыты:

Над фигурой нависает золотой шатер:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Выйдя из помещения, можно тут же зайти вновь, позади Будды имеется еще один проход, по которому уже идем к выходу.

По тыловой части наглядно видно, что статуя вырублена в цельной скале:

Буддисты несут сюда цветы лотоса, причем, то, что издалека кажется одним цветком, на самом деле букетик, центральный цветок в нем оставлен с цельной серединой, а лепестки других цветков прихотливо завернуты. Если центральный цветок красный, то обрамление будет белым и наоборот.

Букетики вставляют в отверстия на глыбе, из которой вырублен Будда:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Судя по всему, этот храм — высшая точка горы Кулен.

Окружающий пейзаж:

Сопхон говорит, что одно время на горе никто не жил, но в последнее время стали поселяться люди, причем не только монахи. Спускаемся и идем дальше.

Корни, камень и лампадка:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Повсюду множество практикующих священников.

Благословение:

Под скалой:

Что такое лингам? Не вдаваясь в излишние подробности — это фаллический символ Шивы (мужское начало). А символ женского начала — йони (шакти, женская сущность Шивы) Лингам и йони. Монах поливает лингам, вода стекает в йони, этой водой умываются (и мы умылись, хотя по понятиям это вроде бы лишь для мужиков).

Лицо с клювом:

Здесь, на вершине горы, множество камней разного, чаще большого, размера. Тропы петляют среди них, если сторона камня имеет отрицательный наклон, под ним обязательно будут статуэтки, лампадки или благовония.

Здесь наблюдаем исключение — просто скамейки в тени камней:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Впрочем, в соседней скале таки имеется молельный уголок:

Вскоре Сопхон подвел нас к ничем с первого взгляда непримечательной скале, показал на зеленоватое пятно. «Видите что-либо?» …Хм, пятно как пятно. «А теперь посмотрите через камеру мобильника» — достал свой смартфон и, слегка поискав лучший угол, продемонстрировал «Лик Будды» — действительно, очень похоже на лицо. Я навел свой фотоаппарат, пытаясь задать тот же угол — странно, но лик не проступал. Сопхон загадочно улыбался. Что ж, я сделал пару снимков, дома разберусь. Разбираясь впоследствии, удалил совсем уж невнятные, пожалуй, вот этот наиболее релевантный.

Лик Будды (смотреть нужно на зеленоватое пятно):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Но, повторю, на его смартфоне (вроде бы Самсунг) лицо проступало куда явственнее. Пятно это никем не нарисовано, просто какое-то отложение на камне.

Далее проходим мимо камня, которое Сопхон назвал слон-камень:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Опять же, воочию камень похож на слона в гораздо большей степени, чем на снимке… или виноват мистический дух местности? Затем подошли к небольшой площадке, тут Сопхон рассказал легенду о двух змеях и монахе, суть которой от меня уже ускользнула, но сюжет был реализован в камне и представляет из себя комплекс вот таких изображений:

На очереди еще одно интересное место. Это камень, монолит, высота от уровня моря примерно 1000 метров, в камне есть естественная емкость с водой, глубина которой полтора метра. Вода чистая, питьевая. Загадка в том, что ее постоянно черпают, но уровень остается неизменным уже много веков.

Неиссякаемый источник (воду черпают из щели в центре снимка):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Воспользовавшись лежащим здесь черпаком, Сопхон добыл воды, я выпил — нормальная, прохладная вода. На свете много, друг Горацио, вещей, что и не снились нашим мудрецам… Нет, понятно, конечно, что это своеобразный источник, коих миллионы на Земле, но здесь удивительно то, что он в цельном скальном монолите. Идем дальше. Учитывая практически бессонную ночь, окружающая действительность воспринимается в неком сюрреалистическом ключе.

В тени сидят то ли монахи, то ли простые кхмеры-торговцы, уже не различаю.

Дорожка змеится среди джунглей:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

На пути встречаются какие-то мистические камни:

Камни и корни:

Внезапно из мистики джунглей вышли к цивилизации, Сопхон назад вел нас другим путем. Здесь выпили холодной воды у машины, слегка стряхнули полудрёму, теперь надо немного переехать к реке. Там осматриваем тысячу лингамов и водопад.

Берег реки:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Что такое «тысяча лингамов»? Это высеченные в скалистом дне реки те самые символы мужского начала (впрочем, символы Йони высечены также, но почему-то не удостоились упоминания в названии). Классический вид символа — квадрат с торчащим в центре полукруглым циллиндриком. Все лингамы имеют разные размеры.

Мы подошли к самому большому, (размер квадрата примерно 1.5 метра):

Дальше идут лингамы поменьше, но зато их много:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Сопхон печально рассказывал о безумствах красных кхмеров, если я правильно понял, при них значительная часть лингамов была разрушена или повреждена. Не уверен, что лингамов ровно тысяча, наверняка, этот эпитет применен для красного словца, но их однозначно очень много, идешь вдоль реки, и видишь их повсюду.

— А как это все высекали? Прямо в воде?

— Нет, на несколько лет (жена сейчас утверждает, что на 30, но я не помню) русло отвели в сторону, потом вернули на старое место.

Все это время мы движемся вверх по реке, вскоре подошли к источнику. Это ниша в земле размером метра 3×2, на дне виден бурлящий слой песка — собственно источник:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Вода чище, чем кажется на фото, просто блики не дают снять именно дно. Отсюда берет начало один из рукавов реки. Все это напомнило мне летнее посещение места под названием Голубой глаз в Албании. Там вода намного чище, источник крупнее и красивее, однако, там нет всех здешних прелестей (храмы, водопад, лингамы и т. п.) Здесь дно реки покрыто уже не лингамами, а изображениями Шивы и Лакшми (или Кали? уже забыл…) Увы, снимки не смогли передать изображение, которое невооруженным глазом наблюдается вполне явственно.

Почти все. Остался последний пункт осмотра — водопад, вернее, водопады, их тут два.

Первый — совсем небольшой, подходим к нему с верхней стороны:

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Забыл сказать, перед началом поездки Сопхон предложил взять на всякий случай купальные принадлежности — многие купаются в этих водах. Я взял (поначалу думал, что тут будет некий экстрим, типа прыжки в водопад). Однако, попробовав воду, купаться расхотел, для меня слишком прохладная, да и скучно тут купаться, просто зайти-выйти… Тем не менее, внизу вижу купальщиков. Дальше путь лежит в неком отдалении от реки, минут пять идем по дорожке, потом спускаемся по крутой лестнице в джунглях, и вот мы на месте, у большого водопада.

В джунглях:

Здесь очень красиво, однако, падающая вода, разбиваясь в водяную пыль, создает облако тумана

39. Водопад и купальщики (некоторые таки прыгают в воду с камня под водопадом):

Вода, хоть и прозрачная, имеет красноватый оттенок.

Здесь можно отвлечься. Когда кхмер-коммунист Салот Сар, впоследствии взявший псевдоним Пол Пот, в середине прошлого века начинал войну против правительства, отряды бунтовщиков называли красными кхмерами не только за коммунистическую символику. Дело в том, что костяк этих групп составляли крестьяне из северных регионов Камбоджи, где преобладают красные оттенки грунта. Возможно, именно этот красный оттенок и представлен в местной воде.

Гора Кулен очень любима всеми кхмерами, сюда приезжают на пикники большими семьями, для этого наверху над водопадом устроены специальные помосты.

Спустился чуть ниже по реке:

Перекаты ниже водопада:

Здесь очень легко дышится, воздух относительно прохладен, много зелени и тени. Провели тут минут 20–30, пора и в дорогу. Когда спускались с горы, у Сопхона зазвонил телефон, он поговорил, и вдруг стал молчаливым. Остановились у придорожной «часовенки», пока я снимал окрестности, Сопхон по-буддистски сложил руки и что-то шептал, стоя возле миниалтаря.

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Именно в этих местах добывали строительный камень:

На спуске остановились еще раз. Здесь крестьяне продают красные бананы — оригинальный местный продукт (говорят, что растет только на горе Кулен).

Купили небольшую гроздь, жена сняла на планшет в машине (не в фокусе, т. к. уже ехали, тряска)

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Солнце, так нещадно палившее на горе, куда-то спряталось, набежали тучи. Сопхон успокоил — дождя не будет на 100%. Посмотрим.

На дороге к городу мы еще останавливались — заинтересовали традиционные кхмерские дома. Они стоят на полутораметровых сваях. Дело в том, что в сезон дождей всю эту местность обильно заливает, приходится строить на сваях. И вторая причина — змеи.

Традиционный кхмерский сельский дом:

Перевозка поросят:

Камбоджийская лесостепь:

Азиатский водяной буйвол:

Рисовые поля (основа местного сельского хозяйства и основная статья экспорта страны):

Самостоятельное путешествие в Азию. Часть 4. Камбоджа, Пном Кулен

Уже на подъезде к городу Сопхон сказал, что у его друга, того, что встретили на пути к Кулену, утонула четырехлетняя дочь. Мы вежливо переспросили — давно ли? Только что, ответил Сопхон. Тот самый звонок и был сообщением о происшествии. Друг с женой живут на озере Тонлесап, то ли в самой плавучей деревне, то ли рядом. Дочь упала в реку, впадающую в озеро, нашли ее только спустя час. Мы выразили искреннее сочувствие…

Сопхон сказал, что, скорее всего, завтра заедет за нами в отель, как и договаривались, но если ситуация потребует его участия, то он пришлет вместо себя кого-то другого, естественно, все оговоренные параметры в силе. Когда он уехал, мы обдумали ситуацию. В принципе, немного похоже на начало какой-то аферы. Но чем мы рискуем? Пофантазировали на тему возможных продолжений гипотетической аферы, самый большой риск виделся в потере нескольких десятков долларов. В любом случае, дальнейшее должен был показать завтрашний день, наверняка мы были чрезмерно подозрительны.

Отель оказался большим, выполнен в колониальном стиле, есть все необходимое, в том числе бассейн. Однако, сантехника в номере могла бы быть и поновее. Бассейн с дороги был очень кстати, поплавали в нем с полчасика, освежились. Увы, в дальнейшем этого не делали — уж очень сильно хлорирована вода, запах хлорки остается даже после мытья в душе. Уже в сумерках выбрались в город (кхмеры произносят его название Сием Рип, означает это — «победа над Сиамом», т. е. над Таиландом). Центр оказался хоть и близко, но чуть дальше, чем мы предполагали, пешком до улицы Паб стрит (самая известная улица) примерно 10–15 минут. Наверное, об ужинах и кхмерской кухне расскажу в продолжении.