Турист World Traveler (TheWorldTraveler)
World Traveler
был 25 декабря 2023 13:26

Тель-Авив, Иерусалим — Израиль Ноябрь 2014

Вступление

Долгое время мы игнорировали Израиль из-за периодических сообщений о террористических угрозах, атаках, бомбёжках и прочих кошмарах. Спецслужбы вроде неплохо с проблемами справлялись, но психологически сложно перебороть себя и, что ещё сложнее, жену. Но однажды мы набрались смелости и купили два билета Москва — Тель-Авив.

Приготовление

Виза

Россияне получают визу на границе, она распечатывается в виде электронной бумажки. В паспорт ничего не клеят и даже штампы не ставят.

Транспорт

Для полёта выбрали прямой рейс «Трансаэро» с вылетом вечером в четверг и неудобным прилётом после полуночи в пятницу. Обратный вылет утром в воскресенье.

Внутри страны передвигались на автобусах и маршрутных такси.

Проживание

Для короткой ночёвки в Тель-Авиве выбрали простенький «Dizengoff Suites», который оказался паршивым даже для своей ценовой категории. В Иерусалиме остановились в семейной гостинице «Jerusalem Garden Home». Она находится не очень далеко от Старого города (около 2,5 км.), просторная, уютная, но завтраки по меню, готовит жена хозяина и за гигиеной не следит: было невесело обнаружить в омлете её волос.

Питание

Из-за шаббата выбор кафе и ресторанов был сильно ограничен. В Иерусалиме ужинали в ресторане «Adom» (4 David Remez), и он стал настоящим спасением, когда вокруг всё закрыто. Кормят неплохо, цены божеские. На следующий день перебились в «McDonald’s».

Деньги

Банковские карты пригодились для оплаты отелей, ресторанов и экспресса из аэропорта в Тель-Авив. Билеты на автобус и маршрутку приобретали за наличные.

Вещи

Много вещей не собирали, стараясь обойтись ручной кладью. Никаких особых запретов в отношении ввозимых предметов у Израиля нет.

Поездка

Список посещённых стран и мест

Израиль

Тель-Авив

Приземлившись в аэропорту Бен-Гуриона, мы были наслышаны о суровой и дотошной проверке пограничной службой, однако по факту прохождение контроля ничем не отличалось от любой другой страны. Никаких печатей в паспорта не ставят, выдают «талончики» с информацией о путешественнике и датами въезда и выезда.

Добирались до центра города на скоростной электричке, купили билет, спустились вниз на платформу — и через 10 минут подошёл двухэтажный состав. Пока ждали, я вспомнил, что не записал на телефон карту страны, к счастью, сюда добивал бесплатный wi-fi аэропорта. Экспресс идёт до центра примерно 20 минут, рядом с каждым местом есть розетки 220 В, можно немного подзарядить технику.

Расстояние в 4,5 км. от железнодорожной станции до отеля прошли пешком, не смотря на позднее время. Ночной город выглядел безопасным, не слишком тёмным, архитектурой напоминал арабские поселения, только без мусора на улицах. До гостиницы «Dizengoff Suites» дошли к 2:00, страшненькая, старенькая, у неё была одна задача — дать нам выспаться до утра, но этажом выше гуляла шумная компания, пришлось трижды звонить администратору, не желавшему заниматься проблемой, пока я не пригрозил вызвать полицию.

Утром, после завтрака, прогулялись пешком к набережной. Погода была тёплой, около 25°C, но купающихся на пляже немного. В основном люди предпочитали загорать, видимо, для израильтян такая температура считается холодной.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Мы тоже не были готовы к пляжному отдыху и сели на автобус до Старого Яффо, очень удобно, не нужно тратиться на такси. Карту маршрутов общественного транспорта взяли у администратора отеля.

Старый Яффо до того, как вошёл в состав Тель-Авива, являлся отдельным городом, одним из старейших в мире, упоминающимся ещё в XV веке до н. э. Поселение было захвачено египетским фараоном Тутмосом III, пославшим жителям караван верблюдов с подарками. Но вместо драгоценностей в корзинах сидели воины, захватившие город изнутри, так что идея с троянским конём оказалась не нова. О Яффо написано в Ветхом Завете, здесь стояли войска Александра Македонского, арабская армия и даже батальоны Наполеона в 1799 году.

Парк Абраша

От автобусной остановки, петляя по узким, извивающимся улочкам Яффо, мы дошли до парка Абраша. Это одна из самых знаменитых достопримечательностей старого порта, построенная в 1970-х гг. Уютное, с большим количеством зелени, традиционными растениями — финиковыми пальмами. Отсюда открывается чудесный панорамный вид на вторую столицу израильского государства.

Ворота Веры

На холме Ликования в парке установлены четырёхметровые «Врата Веры», изображающие смысл существования иудеев. Они воздвигнуты на двух крупных камнях, изъятых из «Стены плача» в Иерусалиме. Скульптура состоит из трёх элементов: сновидения Иакова, жертвоприношения Ицхака Авраама и взятия Иерихона. Местные жители верят, что, если загадать желание, закрыть глаза и пройти сквозь ворота, оно обязательно сбудется.

Утром перед выездом из отеля мы поинтересовались у администратора, как добраться до Иерусалима. Сотрудник ответил, что лучше всего на автобусе с центрального автовокзала, но упомянул при этом про «шаббат». Тогда мы ещё не знали, что это такое, и я долго выяснял, неужели действительно на целые сутки во всей стране всё останавливается и перестаёт работать. Оказалось, правда: с вечера пятницы до конца субботы закрываются большинство кафе и ресторанов, сходит с маршрутов общественный транспорт, не торгуют магазины и не оказывают услуг парикмахерские, дома быта, даже офисы банков не принимают клиентов. Такое вот средневековье, дожившее до наших дней.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Точного времени начала шаббата мы не знали и поспешили на центральный автовокзал. Вроде бы бывшая столица одного из самых развитых государств мира, но терминал старый, мрачный, тёмный. На этажах идёт хаотичная торговля как в России в 90-х гг. С трудом нашли окошко продажи билетов, расплатились карточкой и сели в грязный, видавший виды автобус. Как сказал водитель, нам очень повезло: это последний рейс на сегодня!

Иерусалим

Начало еженедельного праздника безделья мы встретили в Иерусалиме. Выйдя из автобуса, столкнулись с остановившимся трамваем. До отеля порядка четырёх километров. Шаббат и мусульманам приносит радость: они его не отмечают, зато взвинчивают цены на проезд. Арабские такси и маршрутки продолжают работать, но тарифы кусаются. Решаем идти в отель пешком, мы любим ходить, заодно посмотрим город.

Не работает в шаббат ни еврей, ни банкомат.

В отличие от Тель-Авива, Иерусалим производит приятное впечатление. Дома симпатичные, откровенной безвкусицы нет. На улицах чистота. Прогуляться до гостиницы — одно удовольствие. Рассматриваем архитектуру. Некоторые современные здания украшены превосходными граффити.

Израиль, 2014: кошерные выходные

В пути попадается местная синагога. В пятницу вечером все спешат на молитву, жители города стекаются целыми семьями. Ортодоксальные евреи выделяются рыжими волосами и длинными пейсами, торчащими из-под широкополых шляп. На фотоаппарат реагируют крайне недовольно, требуя не снимать ни их, ни культовые сооружения.

Хасиды не против воспользоваться услугами такси, идти пешком мало кто хочет. Вспомнился анекдот: «Еврей доехал на такси, выходит из него и шарит по карманам, бормоча: «Черт, кажется, в машине кошелёк выронил». Услышав это, таксист сматывается. Еврей, глядя ему вслед: «Рабинович не врёт, это правда работает!»

Израиль, 2014: кошерные выходные

К сумеркам подходим к нашему отелю «Jerusalem Garden Home». Хозяева живут через дорогу, получаем у них ключи и вселяемся в номер. Чувствуется, что дом старый, с лепниной, высоченными потолками. Но ремонт современный, уютно, комфортно, просторно. Интересуемся, где в шаббат можно поужинать. Владелец отеля рекомендует идти в сторону Старого города, в месте пересечения трамвайных путей свернуть направо и дойти по рельсам до небольшой туристической зоны. Там работает неплохой ресторан «Adom», где мы смогли наконец-то вкусно поесть.

Утром после завтрака пошли в Старый город. Это около 2 — 3 км., погода тёплая, солнечная. Места в Иерусалиме красивые. Как и во многих жарких странах, преобладают светлые, почти белые тона. Застройка плотная, свободного пространства почти нет.

Яффские ворота

В Старый город входим через Яффские ворота, построенные в 1538 году по приказу Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи. Они ведут в Армянский и Христианский кварталы древнего Иерусалима. Исторически ворота расположены на перекрёстке центральных артерий: дороги в порт Яффо и в Хеврон и Вифлеем.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Внутренняя территория напоминает центр какого-нибудь арабского поселения: бесконечные ряды торговых лавок и продавцов-зазывал, навязывающих одни и те же товары.

Храм Гроба Господня

Мы идём к основной достопримечательности города и главной святыне христиан — к Храму Гроба Господня. Верующие считают, что на этом месте был распят, погребён и затем воскрешён Иисус Христос. Здесь сражались крестоносцы, стены храма постоянно разрушались, переходили от христиан к мусульманам и обратно. Окончательный внешний вид строение приобрело лишь в 1810 году.

Снаружи храм выглядит не слишком помпезно, маленьким, зато внутри преображается. На входе установлен «Камень Миропомазания», важнейшая святыня. По преданию, на него было возложено тело Христа и совершено миропомазание. Не знаю, что означает этот термин, но многие верующие не только поклоняются святыне, но и кладут на неё личные вещи для благословения.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Внутри центральное место занимает Кувуклия, таящая в себе Гроб Господень, и в которой раз в год происходит схождение Благодатного Огня. Над ней простирается большой сводчатый купол с отверстием в центре, пропускающим внутрь солнечный свет. Людская очередь растягивается на полчаса и даже больше.

Я снимаю снаружи, через небольшое отверстие в стене замечаю молодую девушку, остановившуюся в лёгком поклоне. Никогда не специализировался на портретной съёмке, но здесь кадры превосходят любые ожидания.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Рядом, в небольшой пристройке, монах, похожий на Максима Горького, склонился над Писанием. Ненадолго оторвавшись, он бросает взгляд на сгорающие свечи.

В храме регулярно проходят службы. Тут же, насколько я понял, хранится камень с Голгофы, к которому не иссякает вереница посетителей для поклонения.

Израиль, 2014: кошерные выходные

С 1852 года храм разделён между всеми христианскими конфессиями: православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Поэтому внутри можно встретить людей самых разных национальностей.

Крайне необычно увидеть темнокожих девушек, молящихся христианским святыням. Привык за время путешествий, что чаще такой цвет кожи встречается у мусульманок.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Мы возвращаемся назад ко входу. Здесь всегда многолюдно, регулярно приходят новые экскурсионные группы со всех уголков света. В храме действительно очень красиво, и присутствует какая-то своя таинственная атмосфера.

Стена плача

В Старом городе есть особое для иудеев место — Стена плача, вызывающая трепет и мурашки, уж слишком давно она существует и слишком многое повидала на своём веку. Построенная при царе Ироде в 19 году до н. э., она обрамляла Храмовую гору вокруг Второго храма. Сейчас стена является символом веры и надежды еврейского народа, люди здесь отмаливают свои грехи и возносят просьбы.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Женская часть отделена от мужской, и дам ощутимо больше, чем джентльменов. Видимо, мы, мужики, грешим в жизни меньше.

Отходить от стены, согласно обычаю, можно строго спиной вперёд. На входе все посетители проходят досмотр и сканирование, как в аэропорту.

Мы возвращаемся на узкие улочки Старого города. Арабские продавцы не только оккупировали каждый ларёк, но и ведут себя словно откровенные дикари, протискиваясь на автомобилях по пешеходным зонам. Признаюсь, за подобное отсутствие элементарных норм культуры и морали я крайне недолюбливаю арабов.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Представители других национальностей не брезгуют идти пешком, выходя на проезжей части. И ведь с каким достоинством выходят!

Солнце постепенно садилось за горизонт. Мы шли по современному Иерусалиму, начинавшему оживать в предвкушении окончания шаббата.

Израиль, 2014: кошерные выходные

Впрочем, рестораны оставались закрытыми, и спасал от голода верный «McDonald’s», да и тот кошерный.

Вечером мы пришли в отель и уточнили, как утром лучше добраться до аэропорта в Тель-Авиве. Нам посоветовали воспользоваться маршруткой. Её необходимо заранее вызвать по телефону к нужному времени, она подхватит вас и ещё несколько человек — и отправится в деловую столицу страны. Заложите время с запасом на погрузку других пассажиров, на возможные пробки и на тщательный досмотр в аэропорту.

Наше небольшое приключение завершилось в воскресенье, мы вернулись домой, и казалось, что прошло не три дня, а целая вечность. Этим ценны короткие, но насыщенные поездки на выходные.

Заключение

Я слышал мнение, что у Израиля отсутствует качественная инфраструктура для пляжного отдыха, но страна крайне интересна для культурного и познавательного туризма, готовая своими достопримечательностями бросить вызов даже Риму. Но для этого необходимо приехать в Иерусалим, и ни в коем случае не забывать про еженедельный праздник «шаббат», когда все попросту отказываются работать.