Турист Сергей Волков (Serg_Volk)
Сергей Волков
был 14 февраля 2023 19:52

Туркестан — Казахстан Май 2016

Город Туркестан, в древности Яссы, был первой столицей Казахского ханства. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом Шёлковом пути. Особую известность он приобрёл в начале ХІІ века, когда здесь поселился Х. А. Яссауи. Ныне Туркестан — это крупный туристический и паломнический центр, притягивающий к себе внимание людей своей древней культурой, святынями среднеазиатской истории и культуры.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

В течении часа нашли жильё — остановились в отеле для паломников, прямо возле комплекса историко-культурного заповедника-музея «Азрет Султан», в который входит и знаменитый мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи — первый памятник Казахстана, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоимость ночёвки в отеле за сутки нас приятно удивила — 1500 тг / 300 РР /чел. Номера в целом аккуратны и функциональны. Всё самое необходимое в них имеется. Очень удобно, что на первом этаже этого отеля находится столовая. Кормят вкусно и недорого. Мы отлично выспались, и рано утром уже были готовы к экскурсии. Первый и основной объект посещения — это, конечно же, сам мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

Туристов и паломников с утра уже было немало. Купили билеты по 200 тг / 40 РР с человека, и начали погружаться в этот редкий и удивительный мир, окруживший нас со всех сторон.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

В комплексе есть на что посмотреть, чему удивиться, что запечатлеть. И паломники, и обычные туристы, найдут здесь для себя всё, что вполне удовлетворит их чаяния и надежды, интересы и любознательность, напоит их ароматом благоухающих роз, утешит пересказами гидов древних легенд и сказаний.

Туристу остаётся лишь впитывать и внимать, получать эстетическое и культурное наслаждение от созерцания потрясающей и завораживающей красоты великолепной и неповторимой отделки мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи!

Это восхищение продолжится и при входе в сам мавзолей, где в центре зала стоит необыкновенный ритуальный котел Тайказан, отлитый в селе Карнак из сплава семи редких благородных металлов. Его диаметр 2,2 м, а вес — 2 тонны!

Преувеличенные размеры Тайказана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется. Поверхность Тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмете Яссауи. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399, и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.

Сама усыпальница Ходжа Ахмета Яссауи так же отличается высоким мастерством композиции, тонким художественным вкусом и филигранностью исполнения. Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!». Стоит отметить, что к осмотру надгробия в усыпальнице никого не пускают. Имейте это ввиду. А ведь именно в этом, и только в этом! помещении каменный резной цоколь покрыт панелью из шестигранных зелёных плиток, расписанных золотом, и оригинальным цветочным орнаментом! Причём, в середине плитки, прямо по центру, под глазурью, находится интересный сложносоставной орнамент — шестилепесковый цветок. Такой орнамент есть лишь на нескольких десятках плиток, расположенных в зале-усыпальнице, и этим плиткам многие сотни лет!

После посещения мавзолея туристов так же приглашают посмотреть и подземную мечеть.

А вся панорама комплекса, его необычайная красота и величественность, открываются с высоты крепостной стены цитадели. Рекомендую обязательно подняться на стену и пройтись по всей её длине, увидеть и запечатлеть весь комплекс и мавзолей с разных сторон.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

Лучше делать это пораньше, пока солнце красиво освещает грандиозный фасад и ярко-голубые купола мавзолея. У меня эти потрясающие картины, своей масштабностью, гармонией и изящностью форм, великолепием отделки и красотой орнаментов, величественностью и совершенством, вызывают восторг и благоговейный трепет.

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, на мой взгляд, является примером выдающегося замысла, гения, и мастерства человека-творца, заслуженно притягивающего к себе внимание людей со всех концов света!

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

Прошло несколько часов нашей экскурсии, и мы, потрясённые и восхищённые, ослеплённые красотой и величием, с глубокой радостью и благодарностью покинули пределы этого благословенного места.

Наша туристическая копилка ярких и незабываемых впечатлений многократно пополнилась от всего увиденного в этом регионе.

На просторах Великого Шёлкового Пути. Часть 3 — главная святыня Туркестана

А мы отправляемся дальше по маршруту, где нас ожидают новые дороги и открытия.