Турист Марина Атаманчук (Marina_Atamanchuk)
Марина Атаманчук
была 28 ноября 2020 12:23

Сладкий Вильнюс сольного путешественника, или Пять причин отправится в столицу Литвы

Вильнюс — Литва Июль 2016

За 2015 год в Литве по данным статистического сборника «Беларусь в цифрах, 2016» побывали почти тридцать тысяч белорусов. В Вильнюс едут за покупками, из его аэропорта — так дешевле — вылетают в другие страны. В одни из июльских выходных я отведала еще пять достоинств бывшей столицы ВКЛ.

Техническая сторона

Белорусам для поездки нужна шенгенская виза (страна присоединилась к Шенгенскому договору в 2004 году). Получить её можно двумя способами: самостоятельно подать документы в посольство в Минске или обратиться в литовское консульство в Гомеле. Я пошла по простому пути и выбрала Гомель. Там за символические деньги мне заполнили документы, сделали фото и взяли отпечатки пальцев. Консульский сбор составляет 60 евро, сервисный — 15.

Совет: даже если у вас не было мульти-виз, смело подавайте заявление на год, скорее всего, получите полугодовую, а это при намерении путешествовать неплохое начало. С «мультиком» даже единожды съездив в государство, его выдавшее, можно отправляться в любую страну-участницу Соглашения.

Делают визу чуть более недели, узнать о статусе и местонахождении паспорта можно разными способами, в том числе и платными. Я же отслеживала процесс на сайте консульства.

По разным причинам в первую поездку в Вильнюс я собиралась одна. Статус не туриста, но путешественника предполагал, что заботы по поиску жилья и билетов туда-обратно лягут на мои, а не турагента плечи.

Определиться с жильем помогла приятельница — завсегдатай литовской столицы и неуёмная покорительница разнообразных мировых маршрутов (привет, Юля!). По её совету я забронировала через booking.com место в хостеле Jamaika, оплатив размещение по карточке прямо на сайте. Дело стало за билетами, и вот тут мы переходим к первому плюсу.

1. Быстрая и удобная дорога

Жителям Гомельщины по сравнению с соседями из других областей, конечно, сложнее оказаться в Вильнюсе. Но мой опыт показал, что дорога даже из самого далекого от Литвы региона может быть вполне комфортной и необременительной.

Для первого путешествия я выбрала поезд «Минск-Вильнюс», в пути который два с половиной часа. Можно ехать и на автобусе: билет почти в два раза дешевле, но и следует он дольше. Добавьте сюда прохождение границы, которое не в лучшую сторону отличается по продолжительности от лимитированного контроля на железной дороге, и решайте сами, что важнее: деньги или время.

Каждый день из Минска в Вильнюс отправляется несколько поездов. Выбрать и оплатить билеты с электронной регистрацией (при посадке вам нужен лишь паспорт) можно на сайте отечественной железной дороги. Поезда отличные, новенькие, в них много места и запросто можно размять ноги прогулкой или постоять возле окошка.

На границе в вагон вошли пограничники в форме и с приспособлениями для проверки паспортов, закрепленными на манер коробейников. «Что они будут делать?» — заволновалась девочка лет десяти. «Посмотрят, чтобы всё было в порядке», — успокоила мама. «Так мы же ходили к врачу проверяться, и он сказал, что всё в порядке!» — шепотом возмутился ребенок.

Когда до прибытия оставалось еще минут двадцать, я обратила внимание, что некоторые пассажиры начали накапливаться у дверей. Позже суть манёвра стала понятна: впереди ждал таможенный контроль, двигался который не так чтобы быстро, и нахождение в начале очереди закономерно экономило минут 30–40. Что ценно, если вы запланировали вечером вернуться в Минск.

Мой хостел находился в пяти минутах ходьбы от вокзала. Сервис booking.com перед поездкой прислал путеводитель по городу с картой, которой можно пользоваться и без интернета. Правда, это не очень помогло — с картами у меня хроническая беда, — и минут 40 я кружила возле заветного приюта одинокого путешественника. Пока пожилая литовка в ответ на просьбу сориентировать, не ответила: «Так вот же Jamaika, прямо за углом».

2. Открыточные виды и архитектура

Старый город — историческая и центральная часть Вильнюса — безусловно, красив. И в своей туристической прилизанности кукольных магазинчиков, и в несовершенстве старых, еще не отреставрированных зданий на вьющихся улочках — из каждой неизменно видны многочисленные шпили или купола.

Перед поездкой я прикидывала, в какие знаковые места наведаюсь, но понимала, что располагаю только сутками, и остановлюсь на паре-тройке целей. Однако Старый город полумиллионного Вильнюса оказался крошечным, как крыло бабочки, и за день я обошла почти все культовые строения. Только это, конечно, не значит, что вы «выполните миссию» и город вам наскучит. Совсем нет. Вильнюс как узор в детской трубочке-калейдоскопе: щелкая рычажками и шестеренками, всегда покажет что-то новое.

Гора Гедемина — ну как гора, скорее холм, высотой в 48 метров, с которой открывается с одной стороны вид на черепичные крыши Старого города, с другой — на хай-тек архитектуру новых районов. Торжественные «Ворота зари», узнаваемые кружевные формы Костела Святой Анны и величественные очертания Церкви святых Франциска и Бернарда, суровая «Бастея» — городское укрепление 16 века, Ратушная площадь и еще море чего встретится вам на пути без особого труда, стоит только ступить на мостовую. И уж коли вы путешественник, а не турист, то сосредоточенные толпы с экскурсоводами во главе могут только позавидовать вашей вальяжности и свободе выбора скорости и узора на карте личного маршрута.

3. Пир живота и аттракцион для рецепторов

Еда — одно из крепких доводов наведаться в литовскую столицу. Старый город изобилует кафе, закусочными, тавернами и ресторанами. Буквально у каждого своя идея и стиль. Например, в блинной у «Ворот зари» колонны из блинов и стулья в виде зеленых лягушачьих лапок еще не самые экзотичные элементы интерьера. Что касается меню, то здесь по демократичным ценам можно отведать множество вариаций блинов с разными начинками, а еще натуральных напитков всех мастей, названий которых вы, как и я, скорее всего, не будете знать.

AJ Sokoladas — шоколадный ресторан по улице Pilies (по пути к Костелу Святой Анны) — моя любовь, шок и страсть навсегда. Черный горячий шоколад, подаваемый в небольшой чашке белого фарфора и со стаканом хрустальной воды, — самое невинное из местных искушений. Но, как говорится, «лучшие друзья девушки — это шоколадки», поэтому не отказывайте себе ни в чем. И не забудьте про гостинцы: трюфели ручной работы подойдут идеально.

Самый волнующий прием пищи настиг меня в Jurgis ir Drakonas -аутентичном месте, запрятанном в молчаливых улицах Старого города. Настолько запрятанном, что я дважды прошла мимо, не разглядев табличку выше уровня глаз. Жгучий гаспачо, раскрывающийся на языке, кажется, сотней специй и трав. А после блюдо из зелени, овощей, сыра фета, киви, карамелизированных орехов и еще пары неподдающихся идентификации ингредиентов перевернули мои представления о том, как далеко в дебри гастрономической эйфории могут завести рядовые кушанья — суп и салат. Кстати, согласно многим отзывам, в заведении готовят лучшую пиццу в городе.

Главные вильнюсские сувениры — янтарь, лён, керамика. Ну, и красочные магнитики, конечно. Со льном у нас и самих порядок, а вот янтарь можно не только купить, но и поглазеть бесплатно на фантастические скульптуры из этой окаменевшей смолы в Музее янтаря, что недалеко от Костела Святой Анны.

4. Люди

В Вильнюсе много русскоговорящих, в сервисе — почти все. Так, на рынке, что возле хостела, у меня случилось дежавю: речи местных торговок по смыслу и по фонетике легко считывались белорусским ухом. Но молодежь частяком вредничала и на вопрос «Рашен, инглиш?» предсказуемо делала выбор не в пользу первого. Как рассказал коренной вильнюсчанин (вильнюсец?), был момент, когда в школах раздавали листовки с информацией о том, как действовать, если на страну нападет Россия. Тревожное отношение прибалтов к россиянам не новость.

Белорусы же — другое дело. Литовцы любят поболтать с «братьями-белорусами» — формулировка про родственников не моя, одного из собеседников. Расспрашивают, как мы живем, сокрушаются, что в Литве крупного производства почти не осталось: западные компании выкупили большинство заводов, а после ликвидировали их, забрав долю на рынке (то же произошло и с нашим «Речицапиво»). Сейчас основа экономики — частный капитал и инновации. Инвесторов в виде «добрых дядь с Запада» уже не ждут, наелись. Из названных плюсов — возможность учиться в Европе и путешествовать без ограничений.

Чем упоителен Вильнюс, так тем, что здесь одинаково легко найти компанию как для интеллектуальных разговоров о финансовых тонкостях, так и для загулов по ночным заведениям. Коих в Старом городе много, но не до обременительного — стоит свернуть с оживленных улиц, как вот тебе и тишина, и уютное местечко с травяной «гарабатай» да свечами на столе.

Персонажей здесь воз и маленькая тележка. Например, зарисовка: супермаркет, тихое утро, туристов ноль, лишь парочка местных покупает продукты, да небритые лица подтягиваются за элексиром для опохмела. К кассе подходят две фигуры, кажется, женского пола: волосы взлохмачены, обе в черном и в такого же цвета очках на пол-лица. Из карманов выглядывают бутылки пива, в руках сэндвичи из кафетерия.

Приглядываюсь и вижу, что черные балахоны на барышнях не так просты, тут же обнаруживаются и часики швейцарских брендов, маникюр и губы, сделанные по канонам индустрии. И когда в завершение утреннего натюрморта к ним, выныривая их изобилия полок, присоединяется балтийский полубог — высокий блондин с нереально правильными чертами лица, одетый в нечто подиумное — я окончательно понимаю, это не бомжи. Это золотая молодежь, которая перекладывает после оплаты бутерброды и пиво в бумажный пакет от Gucci.

5. Атмосфера

Наверное, самый важный пункт. Вильнюс обволакивает, он пластичен и как будто дрейфует в океане времени. Здесь всё замедляется, становится легким, невесомым. Самое острое, что со мной случилось в городе, — это тарелка гаспачо в Jurgis ir Drakonas.

Вильнюс, каким я его осязала, сладкий: по улицам неиссякаемо плыл сдобный аромат от церквей, кондитерских, духов. Это было первое сольное путешествие, но одиноко не было ни минуты. Ощущение простоты и доброжелательности города перманентно следовало за мной. Вильнюс укутывал-убаюкивал. Даже погода с переменчивым небом случилась именно такой, какой требовалась: солнечной для хороших снимков и настроения, облачной, когда уже устала и нуждалась в прохладе.

Может, это белорусская кровь в венах вспомнила, как тесно переплетена история города с нашей — Франциск Скорина, Винцент Дунин-Марцинкевич, Франтишек Богушевич и многие другие, отзвуками имен которых заполнены вильнюсские здания и переулки.

Заключительный пункт в правилах проживания хостела Jamaiкa гласит: «Будь свободным, дружелюбным и уважительным — позитивные приключения ждут тебя — улыбнись!». И, кажется, девиз справедлив для всего Вильнюса.