Турист Сергей Волков (Serg_Volk)
Сергей Волков
был 14 февраля 2023 19:52

Улан-Батор, Хархорин — Монголия Июль 2015

Ближе к обеду мы завершили осмотр достопримечательностей буддийского комплекса Эрдэнэ Дзу. За вторую половину дня нам предстояло успеть ещё многое. Гид уточнила место расположения памятников Бильге-кагана и Кюль-тегина, и уже через час-полтора, проехав по степным дорогам километров пятьдесят, мы достигли заветной цели нашего путешествия — древнетюркских памятников правителей Второго тюркского каганата, расположенных прямо на берегу р. Орхон.

На просторах Монголии. Часть 2

Перед нами раскинулась просторная степная долина, окруженная мелкими сопками, а в центре этой долины, обнесённая железным забором, одиноко стояла поминальная стела, посвящённая бесстрашному древнетюркскому полководцу Кюль-тегину.

Частично разрушенная молнией во время грозы во второй половине прошлого века, стела из голубого мрамора, более трёх метров в высоту, в настоящее время стоит не на родном постаменте — камне-черепахе, а покоится на отпиленном куске камня от находящегося неподалёку от памятника камня-жертвенника.

На памятнике Кюль-тегину его брат Бильге-каган в том числе начертал и эти строки:

…Если бы не было Кюльтегина, все бы мы погибли

Скончался мой младший брат Кюльтегин…

На просторах Монголии. Часть 2

В 500 метрах к юго-востоку от памятника Кюль-тегину находится место погребения правителя каганата — Бильге-кагана, на котором стоит только этот жертвенный камень.

А сам восстановленный из почти небытия памятник Бильге-кагану находится в стоящем неподалёку музее, построенном в рамках совместных монгольско-турецких археологических раскопок.

Рядом с памятником находится и его древнее основание, выполненное в виде черепахи.

На памятнике Бильге-каган начертано:

…Став каганом, я многое изменил.

Сделал богатым бедный народ

приумножил малый народ.

В моих словах правда лежит!

Слушайте это беки тюркский народ!…

На просторах Монголии. Часть 2

Рядом с памятником находились и другие многочисленные артефакты.

Во время археологических раскопок были обнаружены дорогие драгоценные изделия, которые прежде не встречались при исследовании в Монголии комплекса памятников тюркских каганов и людей благородного рода. Среди находок особенно выделялась золотая корона, украшенная драгоценными камнями и узорами цветов, выполненных из тонкого золота, и другие искусно выполненные золотые и серебряные изделия.

На просторах Монголии. Часть 2

Уже вечерело. Нам удалось реализовать главную задачу данной поездки, и теперь можно было отправляться в обратный путь. До ночи мы должны были добраться до очередного степного отеля. И нам это удалось сделать, преодолев довольно приличное расстояние по практически сплошному бездорожью.

День выдался длинным, наполненным многочисленными картинками и впечатлениями. И как же было приятно принять душ, и вытянуться после долгой и сложной дороги на удобной и мягкой кровати!

Наступил третий день нашей поездки. Ранним утром мы покинули гостеприимный степной оазис, и выехали в направлении Улан-Батора, где нас ждали новые тур.объекты и приключения!

Пять часов пути, мы достигли Улан-Батора, и сразу направились в буддийский монастырь Гандантекчинлинг, или сокращённо — Гандан.

На просторах Монголии. Часть 2

На осмотр достопримечательностей монастыря у нашей группы ушло два часа.

Во время посещения мы даже стали невольными свидетелями свадебной церемонии.

На просторах Монголии. Часть 2

После чего мы побывали в краеведческом музее Улан-Батора, где мне удалось «подпольно» сделать несколько фото космических пришельцев — метеоритов, и скелет динозавра!

На просторах Монголии. Часть 2

Короткий обед в местном ресторане, и снова в путь!

Перед нами Дворец-Музей последнего монгольского хана — Богдо-гэгэна VIII.

На просторах Монголии. Часть 2

Он состоит из летнего и зимнего дворца, и из множества других построек.

Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Улан-Батора. Иностранцы буквально на каждом шагу.

На просторах Монголии. Часть 2

А наша культурная программа этого дня после Дворца Богдо Хана продолжилась посещением концерта с выступлением национальных коллективов и прощальным ужином в местном ресторанчике.

И хотя в этой поездке мы проехали не 3379 км, как, к примеру, главный герой книги «Прогулка по лесам» Билл Брайсон, а только 1 000 км, поездка наша безусловно удалась! Увиденное в пути по совокупности произвело на меня неизгладимое впечатление. Её динамика, огромные расстояния, разнообразные артефакты и многочисленные достопримечательности, приятные события и полная свобода передвижения, рождали во мне бурю эмоций и восторга от увиденного и пережитого за эти дни. Всё пережитое зародило во мне мечту вернуться в Монголию вновь, побывать и в новых для меня местах этой страны, и снова испытать замечательную бурю положительных эмоций, которые дарит увлечённому путешественнику эта страна и эта земля.

На просторах Монголии. Часть 2

Спасибо всем вам, уважаемые читатели, путешественники и все, кто обратил внимание, прочитал этот мой рассказ о Монголии! Всего вам доброго! И удачных всем путешествий!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия