Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Аюд — Румыния Май 2015

Можно долго разрабатывать маршрут поездки по часам, но когда в ваши планы вмешается природа, все полетит кувырком. Мы уже пять дней в Румынии, и не было ни одного дня, чтобы ни шел дождь. А сегодня с утра на землю опустился плотный туман.

Машина медленно плывет по молочной реке, дальше вытянутой руки ничего не видно. За 30 км километров пути до следующего города видимость почти не прояснилась, двигаться дальше бессмысленно, ведь ехать мы должны по горной долине. Поставили машину и отправились на прогулку по древнему Аюду (Aiud).

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Самым сильным впечатлением стала древняя цитадель. Появившаяся из тумана, со своими башнями и мощными стенами, с остроконечным шпилем церкви, она скорее напоминала сказочный замок. Улица была пустынна, и я бы не удивился, если бы в тот момент, из ворот вышли рыцари или выехала королевская карета. Цитадель была заложена на фундаменте римских развалин при основании города в 14 веке и сейчас это, одна из наиболее хорошо сохранившихся трансильванских крепостей.

В городе есть музей естественных наук, основанный в 1796 году и старинная библиотека, собирающая книги с 1662 года. Много ли больших городов могут похвастаться таким приданым? А Аюд — небольшой город с 30000 жителей, о котором в путеводителях несколько строчек написано. Да и мы сюда случайно заехали.

Поторопимся на соседнюю площадь. Православный Собор Святой Троицы плывет навстречу, как огромный корабль. Высокий, нарядный, он бросает вызов своему окружению и не остается сомнений, кто здесь властелин человеческих душ.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

По периметру площади стоят разноцветные дома, не лишенные очарования и шарма. Их бы покрасить и отреставрировать, и площадь закружилась бы в разноцветном цветном хороводе. Но это головная боль всех румынских мэров. На реставрацию больших городов деньги наскребают и маленьким достаются крохи. Даже в туристических городах, стоит уйти в глубину улиц и праздник заканчивается. На поддержание культурного наследия нет денег. А вот церковь здесь не бедствует, впрочем туристу это только на руку. Внутри храм аскетичный, но фрески, устремляющиеся вверх праздничным фейерверком, придают ему с одной стороны праздничности, а с другой домашности.

Я не люблю храмы, которые давят на тебя, а вот в этом месте, мне комфортно и душевно.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

И самое главное, что сегодня мы здесь одни, только мы с женой, да строгие лики святых, вопрошающие к нам.

Самое время помолиться за души людей, погибших в здешнем румынском Гулаге.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

В Аюде была тюрьма, в которой с 1947 — по 1964 годы, было уничтожено множество людей из бывшей патриотической элиты страны: инженеры, ученые, певцы, музыканты, неугодные режиму. Сейчас на окраине города построен памятник политическим жертвам и скромная церковь.

Аюд знают уфологи всего мира. В 1974 году рабочие, которые чистили дно реки Муреш, нашли на глубине 10 метров три артифакта. Два из них после исследования учеными были классифицированы как кости мастодонта (предка современных слонов), жившего около 20000 лет назад.

Третья находка напоминала по форме топорик. Когда ее очистили от слоя песка, ученые удивились — предмет был металлический. Еще большим было изумление, когда был исследован состав сплава данного предмета. Предмет на 90% был выполнен из алюминия, кроме алюминия в его состав входили медь, кремний, цинк, свинец, олово, а также никель, висмут, кобальт, серебро. С одной стороны -алюминий, металл, широко распространенный на земле. Но в чистом виде он в природе не встречается. А выплавлять его начали только в 1883 году.

У алюминия есть свойство, соприкасаясь с воздухом покрываться тонкой антикоррозийной пленкой. По толщине пленки можно определить возраст того или иного изделия. Толщина окисной пленки на «Аюдском топорике» составляет миллиметр. А это по возрасту примерно несколько сотен тысяч лет! И аналогичных образцов в природе практически не существуют. Гипотез учеными выдвигалось много. Самая распространенная из них- предмет занесен на землю из космоса!

Однако вернемся из космоса на землю, хотя туда нам предстоит попозже снова подняться. Славу Всевышнему! Пока были в храме, туман рассеялся, значит новые дороги впереди.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Путь в соляные шахты города Турды (Turda sault mines) лежит в красивой долине в Карпатах.

Удивительно, насколько компактна Европа. Карпаты, образующие дугу протяженностью 1500 км на востоке Центральной Европы охватывают территории Словакии, Польши, Украины, Австрии, Сербии, Венгрии, Чехии.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Повезло и Румынии, Карпаты занимают 30% ее площади.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

По дороге встретили женщину, которая что-то собирала в придорожном кювете. Неужели уже грибы пошли? Ответ крестьянки был неожиданным.

Оказывается, местные жители едят крупных улиток. Не успели выяснить, деликатес это для них или добавка к рациону, отвлекла окружающая природа.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Карпаты горы очень старые, с плоскими вершинами, живописные и манящие.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Не менее интересно проезжать вдоль деревень.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

По официальным цифрам уровень безработицы в стране 47%. Но как говорят сами румыны, на деле, число безработных значительно выше. В таких условиях: «Что потопаешь-то и полопаешь».

Сельчане пашут и ездят на рынок на лошадях, бензин в Европе дорогой, а запасы нефти, которым располагала Румыния, были выработаны к 90-м годам прошлого столетия.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Еще больше колориту поездке добавляют монастыри.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Подавляющее большинство жителей -православные и истинно верующие. Европейские гей- парады здесь не в тренде. В небольшой стране около трехсот монастырей. Монастыри располагаются в красивейших местах на природе, год от года появляются новые.

Вот только фотографировать не смей, пока не внесешь пожертвование. За тобой непременно проследят до ворот несколько пар глаз и в решающий момент остудят горячую голову.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Соляные пещеры, куда мы спешим, находятся рядом с городом Турда и в 35 км от крупного города Трансильвании Клуж Напока.

Производство соли в этой шахте началось в 1035 году. Из-за конкуренции с соседними шахтами в 1935 году она была закрыта. К слову о конкуренции. Румыния, обладающая богатыми запасами соли, в настоящее время этот продукт закупает добровольная жертва европейской интеграции.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

За сотни лет под землей образовались многокилометровые тоннели и залы.

После второй мировой эта шахта использовалась как склад для хранения сыра. А потом чиновники решили, что неплохо будет ее использовать, как музей и одновременно место для оздоровления народа.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Парк развлечений обустроили в большой пещере на глубине 400 метров и людей сюда доставляют теми же лифтами, которые использовались для выработки соли 100 лет назад.

Даже в летнюю жару здесь прохладно 12–14 градусов, одевайтесь потеплее, если захотите спуститься.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Для удобства посетителей поставили столы, где можно поиграть в настольные игры, а дети делают уроки. Есть большой амфитеатр, где можно проводить концерты.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Шахта подсвечена, создается ощущение некоторой таинственности и мистичности.

Есть даже небольшое озеро, где можно покататься на лодке.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

Для детей -колесо обозрения.

Пещера многоэтажная, и когда сверху смотришь вниз, то эффект подсветки, делает нижний этаж похожим на межпланетную станцию.

О Румынии, где под землей зажигают звезды, с любовью

На сайте музея написано, что он входит в 22 самых зрелищных музеев мира. Пожалуй, я не соглашусь с этим утверждением, я не заметил в оформлении ничего, что может удивить.

Большинство людей приходит сюда за здоровьем. Давно проверено, что длительное нахождение в соляных пещерах может помочь в полном излечении легочных и даже сердечных болезней. Проверено на себе. В соляной шахте очень легко дышится. Я спустился туда с головной болью, а через 2,5 часа поднялся на поверхность свежий, как огурчик. В любом случае, решать будете вы. Билет стоит 20 лей, по курсу 2015 года примерно 5 $. Он действителен весь день.