Турист Ivan Ivanych (Ivan_Ivanych)
Ivan Ivanych
был 28 сентября 2017 19:45

Джейрах — Россия Июнь 2016

Ингушетия — не просто республика Северного Кавказа. Это место, где турист может открыть для себя неизведанные эпохи и исторические события, окунуться в прошлое с головой. Именно в нагорной Ингушетии существует величественный музей под открытым небом площадью более 60 тысяч гектаров — Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный заповедник.

Итак, начнем вначале с того, зачем сюда стоит ехать. Ингушетия — республика с богатым наследием. Сюда стоит ехать, чтобы познакомиться с великим искусством мастеров прошлого — строителей башен гIалгай. Величественные памятники, целые города, в которых сегодня никто не живет. В Ингушетию стоит ехать за безумно красивыми видами, словно перед тобой фоновые заставки из «Властелина колец». Здесь нетронутая природа, полезный воздух, кристальные родники, водопады и целый горнолыжный курорт.

Нереальная Ингушетия

Итак, теперь нужно определиться с безопасностью и понять, как доехать в это райское местечко. Туристы обязательно интересуются перед поездками в республики Северного Кавказа, как там обстоят дела с безопасностью, но во многих случаях их тревога безосновательна. В равнинной Ингушетии с безопасностью не все так просто, однако в нагорной части все с этим намного проще. Все дело в том, что практически вся эта территория представляет собой пограничную с Грузией территорию. Поэтому ее охраняют пограничники, которые запирают проход сюда с нескольких сторон. Чтобы пересечь границу региона, необходимо пройти паспортный контроль и пройти пограничный пост. Такой порядок действует и при въезде в КБР, и при поездке в Северную Осетию, и при пересечении границы Осетии с Ингушетией.

Чтобы попасть в горную Ингушетию, достаточно прилететь или приехать во Владикавказ. Примерно в 35 км от города находится граница региона — по поселкам Чми и Джейрах. Сюда ходит автобус три раза в день, но можно заказать такси. Второй путь сюда — это поездка через Магас, оттуда также ходят автобусы до курорта Армхи. По происшествию времени я даже не знаю, что бы для себя выбрал — первый путь или второй. Причина проста — осетины и ингуши очень не любят друг друга. Основная причина — осетино-ингушский конфликт 1993 года. Дело в том, что ингушей в 1944 году депортировали в республики Средней Азии, на свои земли они вернулись в 1960-е годы. В 1980-е годы начался конфликт, поскольку пока ингушей не было, осетины заняли Пригородный район, который они считали исторически своим. К распаду СССР ситуация обострилась, поскольку ингуши сделали попытку вернуть район на административном уровне. В ответ осетины ввели в район войска, им помогали казачьи отряды. Ингушам пришлось покинуть в спешке насиженные места. Сегодня представители одного народа нелицеприятно отзываются о народе другом, для туристов это не комильфо, поэтому нужно работать в данном направлении. Я приехал во Владикавказ в 3–30 ночи, темно, на автовокзале нет ни одного автобуса, к тому же для этого надо перебираться из одного автовокзала на другой. Таксист у вокзала ломит десятку, вешают лапшу на уши о чуть ли не состоянии военного времени, и о том, что по машинам с осетинскими номерами стреляют пограничники с ингушской стороны. Я его послал, узнал номер обычной службы такси, позвонил. По цене оказалось 650 руб до Джейраха. Мы не доехали до цели буквально километр, на дороге появился небольшой завал. Дальше пошел пешком. Вверху — клубы тумана и огромные орлы, впереди — силуэт старинной башни, внизу — воды горной реки Армхи.

Большинство фоток выше сделаны из гостиницы Армхи. Армхи — всесезонный курорт со своей канатной дорогой, несколькими гостиницами, домами для туристов, бассейном, кафе и рестораном. Номер стоит на одного 1500, на двоих 2300. Экскурсия по башенным комплексам (это действительно того стоит) — примерно 1400 рублей на человека. Поверьте на слово, если вы приедете в гостиницу, то обязательно закажите экскурсию! Есть спа-салон, тренажерный зал, отличное недорогое кафе в комплексе, причем за смешные деньги. Теперь поговорим о том, что же такое за чудо — ингушские башенные комплексы.

Нереальная Ингушетия

С раннего утра меня вежливо встретил администратор Али — улыбчивый и приятный в общении администратор гостиницы Армхи. Все рассказал, поселил раньше 12. Все отлично. Экскурсия по шабням Страна башен и легенд началась примерно с 13–00. Нас, туристов, повез подкованный в изучении истории своего народа ингуш Магас на Ниве. На другом транспорте 60 км по не самым подготовленным тропам трудно. Мы посетили несколько башенных комплексов, останавливались на красивых смотровых площадках, видели Вовнушки и Тхаба-Ерды. Коротко об истории этих сооружений: ингуши — известные на весь Кавказ строители. Башни в других регионах — дело их рук. Это сооружения разного плана: есть башни боевые — гала, есть полубоевые и жилые. Высота боевых башен-стрел с эркерами — порядка 30 метров. Здесь до выселения жили многие ингуши, но после депортации никто сюда не вернулся. Сегодня некоторые разрушенные памятники старины восстанавливают — в том числе на деньги региона и того рода, которому принадлежит башня. Это своего рода дело чести. На строительство башни отводился один год, если род не справлялся с его постройкой, то на него налагалось клеймо позора. Один из самых величественных башенных комплексов — величественные Вовнушки — финалист конкурса Семь чудес России, претендент на включения во всемирный список ЮНЕСКО. Это боевые башни нового образца с зубцами, построенные в узком проходе подобно таможне для сбора подати. Вовнушки означает — место строительства боевых башен. Комплекс словно врос в скалу, став ее частью.

В ходе экскурсии впечатлительные женщины лезли на пригорки рвать цветы и травы и делать из них букетики и венки. Также на полянах горной Ингушетии можно найти вкусную землянику.

Нереальная Ингушетия

Следуем дальше — башенный комплекс Эгикал. Один из самых хорошо сохранившихся — это настоящий небольшой город. Легенда гласит, что из Грузии прибыл в эти края Альберд, у него было три сына — Хамхи, Таргим и Эги. Эгикал можно перевести как отчий дом, младший сын по этикету должен был оставаться с родителями и охранять их старость. Эгикал сегодня — место, где можно найти и боевые башни, и жилые башни, и могильники. Некоторые из них относятся к 12–13 векам.

В Эгикале представлены самые разные строения — хранители древней эпохи. Это безмолвные старожилы прошлых времени, свидетели величия вайнахского народа, очевидцы борьбы местных племен с татаро-монголами. Ученые говорят, что после их набегов многие местные достопримечательности обезлюдели. Есть в Эгикале и свои могильники, как и во многих местах на Кавказе. Отсюда можно сделать вывод о том, что у местных племен был культ умерших.

Нереальная Ингушетия

Есть здесь и примеры удивительного письма, которое так и не осталось расшифрованным на сегодняшний день.

Мы движемся дальше. Башенных комплексов в округе множество, всего в заповеднике можно найти порядка 2000 различных памятников. Это пещерные памятники, башни разного типа, могильники, языческие и христианские храмы. Да, многие не могут поверить, но именно здесь был создан один из самых древних храмов на территории современной России — это христианский храм Тхаба-Ерды. Интересно, что ислам ингуши приняли примерно в 19 веке. Ранее часть их придерживалась языческой религии, однако были и христиане (они появились под влиянием соседней Грузии). Храм недействующий, однако он был освящен, и один раз здесь была проведена служба. Сегодняшние ингуши не христиане, однако они очень бережно относятся к наследию предков.

Нереальная Ингушетия

Жаль, но на этом экскурсия по удивительным местам закончилась. Мало кто знает, проезжая Ингушетию по пути в Грузию о том, что здесь есть на что полюбоваться туристу. День кончился, я немного был выжат после раннего утреннего приезда длиной 7 часов во Владикаваз и трехчасовой экскурсии. Пришел в номер, разделся и лег спать. Рано утром нужно было ехать в автовокзал, чтобы взять билет до КавМинВод. Надеюсь, вы открыли для себя заочно эту удивительную республику!