Турист World Traveler (TheWorldTraveler)
World Traveler
был 25 декабря 2023 13:26

Ереван — Армения Октябрь 2015

Вступление

Сложно определиться при написании отчёта, отнести его к «культурно-познавательному» или к «лечебному туризму». Предоставлю вам возможность самим решить, прочитав описание поездки на выходные в столицу Армении — старинный город Ереван.

Приготовление

Виза

Чем нравятся бывшие советские республики — в большинстве из них не требуется никаких виз. Лететь в Армению не сложнее, чем в какой-нибудь Волгоград.

Транспорт

С билетами было продолжение эпопеи «банкротство Трансаэро». Всё-таки «Аэрофлот» нашёл свободные места, время вылета почти не изменилось, планы удалось сохранить изначальными.

Из аэропорта в центр города такси стоило 5000 AMD, из отеля в центре города в аэропорт - 2000 AMD (нет монопольного сговора). По городу ловили такси за 1000 AMD.

Проживание

Заранее бронировали на «Booking.com» отель «Minotel Barsam Suites», рекомендовать его не буду, всё было средненько, да запах сигаретного дыма никак не выветривался в номере.

Питание

В первый день посетили кафе «La Bohème» (ул. Пушкина, 52/1), средненький вариант на случай полного оголодания и отсутствия альтернатив. На следующий день пообедали в кафе «Don Fish» (ул. Вагарш Вагаршян, 12), специализирующемся на варёных раках - и это было сумашедше вкусно.

Деньги

В отеле, ресторанах и на экскурсиях рассчитывались карточкой. Для такси — только наличные. Валютный курс примерно: 1000 AMD = 135 RUB.

Вещи

На второй день планировался полёт на дельтаплане, поэтому взяли дополнительно немного тёплых вещей для гор.

Поездка

Список посещённых стран и мест

Армения

Ереван

От Москвы до Еревана почти три часа лёта прямым рейсом «Аэрофлота». Самолёт был забит полностью, потому что армян в России живёт больше, чем в самой Армении. Пограничный контроль проходится быстро, багажа нет. На выходе из аэропорта покупаем местную сим-карту за 500 AMD (70 руб.). Такси до центра сторговываемся за 5000 AMD (700 руб.). Это почти в два раза дороже, но уже ночь, не хочется терять времени в борьбе с «шашечной мафией», тянет спать.

Экскурсия на завод Ной

Единственный большой плюс у отеля был в месторасположении. Пешая доступность до самых главных достопримечательностей Еревана — коньячных заводов! Начинаем с «Ноя».

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

Вход возможен в составе туристической группы. Покупаете на месте билеты на определённое время (экскурсии повторяются каждый час) и с другими туристами и гидом проходите внутрь. Билеты делятся на обычные (около 2500 AMD или 320 руб.) и с дегустацией (дороже на 1000 AMD или 130 руб.).

Начинается тур с общей информации о заводе, о его богатой истории. Например, на территории происходили сражения во время войны, названия которой я не запомнил, и наши земляки держали оборону. Сохранились несколько русских пушек той поры.

Экскурсия проходит внутрь завода, где хранятся бочки с крепким янтарным напитком. В воздухе ощущается дурманящий коньячный вкус, это не преувеличение, он действительно опьяняет с каждым вдохом. История завода тесно переплетается с именем русского промышленника Шустова, выкупившего в 1899 году мануфактуру у прежнего владельца. Вложив немалые деньги, он добился исключительного качества и получил статус Поставщика Императорского дворца Российской Империи. Ещё Шустовым был придуман хитрый маркетинговый ход: специальные стильно и дорого одетые молодые люди ходили по лучшим ресторанам Европы, заказывали самой дорогой еды и «шустовский коньяк». Если его не оказывалось, мужчины с недовольством покидали заведение. Хозяева ресторанов после этого требовали разузнать, что это за коньяк, и включали в меню. К сожалению, революция разрушила дальнейшие планы развития завода.

Мы продолжаем экскурсию. Этажи уходят вниз, словно в угольной шахте. Можно спуститься по лестнице или воспользоваться лифтом вековой давности. Бочки становятся всё больше и старее, это винные погреба. На заводе хранятся не только коньячные спирты, но и креплёные вина «Мадера» возрастом более ста лет. Для дегустации желающим разливают по бокалам «Мадеру» 1924 года.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

На некоторых бочках нанесены надписи, к какому великому событию необходимо приурочить их открытие. Например, бочка 50-летней выдержки, которую планировалось откупорить в 2017 году к вековому юбилею октябрьской революции. Союза давно уже нет, а она всё ждёт своего звёздного часа.

Наступает кульминация, ради которой покупает билеты значительная часть аудитории — коньячная дегустация. Гид обучает, как правильно держать бокал, как оценить возраст по каплям: чем старше коньяк, тем дольше стекают его следы по стенкам. Одна секунда примерно соответствует одному году выдержки. Для определения качества необходимо капнуть коньяк на ладони, растереть и дождаться, пока руки подсохнут, затем похлопать. Если ладони прилипают друг к другу, значит, в коньяк добавлен сахар, что недопустимо. Каждому гостю предлагаются два бокала с коньяком 10-ти и 20-летней выдержки, фрукты и шоколад. По окончании тура можно приобрести подарочные бутылки в магазине завода. Вывозить из Армении разрешено по два литра алкоголя на человека. И не забудьте про ограничения на ввоз алкоголя в Россию.

Экскурсия на завод Арарат

На выходе с завода «Ной», даже не успев проветриться, в трёхстах метрах перед собой видим вывеску «Арарат». Конкурент находится прямо через дорогу — очень удобно! Спешим к ним на экскурсию, чтобы сравнить, где лучше спаивают туристов.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

На «Арарате» экскурсии разделяются по языкам, расписание лучше уточнять заранее. Проводятся с 9:30 до 18:00 каждый день. Нам слушать очередную спиртосодержащую историю не хотелось, и мы попросили включить нас в итальянскую группу, которая ушла десять минут назад.

Послушали про «манифисенто» и «белиссимо», однако в целом тур достаточно нудный, это понятно и без знания языка. Есть бочки с мемориальными табличками и подписями известных людей. Самая весёлая у Медведева — кривая и косая. Подписывал её Дмитрий Анатольевич, видимо, уже после дегустационных сетов. Фотографировал на телефон для инстаграма: здесь.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

На стене напротив Александр Друзь взял минуту на размышление над вопросом: «Пить или не пить?» По-моему, надо пить. Армянский коньяк столетие назад выиграл Гран-при во Франции и ценится в мире благодаря наивысшему качеству. Говорят, что сэр Уинстон Черчилль заказывал себе «Арарат» целыми ящиками.

На витринах стоят пыльные бутылки 80-ти — 120-летней выдержки. Попробовать их не дают, зато в самый дорогой билет стоимостью 10000 AMD (1300 руб.) входит дегустация трёх сортов коньяка — 10, 20 и 30-летнего возраста.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

В отличие от «Ноя», здесь нет никаких закусок, выпил — и на выход, зато коньяк более выдержанный. В целом первая экскурсия понравилась больше: интереснее, насыщеннее, содержит больше информации, а посещение подвалов со старинными бочками и вовсе уникально. Поэтому, если выбирать между двух, «Арарат» показался менее предпочтительным.

После замечательных экскурсий решили осмотреть город. Достопримечательностей в Ереване совсем немного. Для начала дошли пешком до «Ереванского Каскада». Фонтаны не работали, возможно, осенью их отключают; шёл ремонт части сооружения, и объективно оценить мы его не смогли.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

Рядом с «Каскадом» находится остановка фирменного автобуса «Bus City Tour», который за 3000 AMD (400 руб.) обещает показать самые интересные места города. Увы, за целый час ничего не приглянулось. Вышли на Площади Республики с «Поющими фонтанами». Их называют самыми красивыми и необычными, но, если вы видели аналогичные в Лас Вегасе или Дубай, то новых впечатлений не получите.

Поужинали в первом попавшемся кафе «La Boheme» на ул. Пушкина, более-менее сносно, и отправились спать. На следующий день предстоял ранний подъём: я заранее договорился о полёте на параплане. Организаторы находятся в «Hostel Glide» (Galents Street, House 16, Yerevan 0033, Armenia). В 9:30 утра группой из четырёх человек выехали на гору. По дороге инструктор остановился купить популярных армянских лепёшек, готовящихся в необычных круглых чанах.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

Мечта о полёте на дельтаплане преследовала меня несколько месяцев, но в этот раз ей не суждено было сбыться: неожиданно налетели тучи, заморосил дождь, и низкая облачность разрушила планы. Подождав около часа, были вынуждены собраться и вернуться в город.

Чтобы подсластить горечь пилюли, водитель заехал в старинную армянскую церковь по дороге. К сожалению, не знаю ни её названия, ни месторасположения.

Рядом проходит глубокий, красивый каньон с небольшой речкой внизу, которая прорезала его в течение сотен тысяч лет.

Армения, 2015: праздник желудка в Ереване

День мог окончиться на минорной ноте, если бы инструктор не рассказал о малоизвестном, но прелестном кафе, где основное блюдо — севанские раки! Я их очень люблю, периодически дома покупаем и неплохо готовим, но в этом месте их варят со специальными приправами и травами. Вкус не передать никакими словами! Уж на что я знаю в раках толк, но здесь потерял дар речи. Изначально планировали съесть одну большую тарелку, но смогли остановиться лишь после… третьей! С холодным пивом — это было торжество вкуса. Как сказала позднее жена: «Я бы вернулась в Ереван ради одних только раков». На цифровой фотоаппарат красоту не запечатлел, есть фото на телефоне: здесь. Ни на каких картах заведение найти не удалось, вывеска совсем маленькая, таксисты его не знают, поэтому даю адрес и GPS координаты.

Кафе «Don Fish».
Адрес: 12 Vagharsh Vagharshyan street, Yerevan, Armenia
Телефон: +374 60 503050
GPS: 40.199409, 44.501678

Обратное такси из отеля до аэропорта обошлось всего в 2000 AMD (280 руб.), в два раза дешевле. Вызывали по телефону, предварительно поискав в интернете недорогие таксопарки. В магазине беспошлинной торговли приобрели коньяк «Ной» 0,5 л. 15-летней выдержки в подарок за 24000 AMD (3000 руб.) и вернулись домой. Выходные закончились грандиозным праздником желудков.

Заключение

Наверняка в Армении есть множество замечательных достопримечательностей. К сожалению, в самой столице нам не удалось найти ничего значимого и интересного. Кроме двух коньячных заводов и одного кафе, специализирующегося на раках. Они настолько подняли нам настроение, что мы совершенно не против возвращаться в Ереван снова, снова и снова.