Турист World Traveler (TheWorldTraveler)
World Traveler
был 25 декабря 2023 13:26

Тбилиси — Грузия Октябрь 2015

Вступление

Путешествия по странам бывшего СССР продолжились выходными в Тбилиси. Не знаю, кто пел «В Питере — пить», но человек явно не гастролировал по Грузии!

Приготовление

Виза

Взаимоотношения наших двух стран успокоились, и можно свободно лететь из России в Грузию без всякой визы.

Транспорт

Изначально были куплены билеты авиакомпании «Трансаэро», махнувшей на прощание рукой тысячам обескураженных пассажиров. Обязательства по перевозкам взял на себя «Аэрофлот», попытавшийся тихонько поменять бизнес-класс на экономический, но после десятка минут телефонных скандалов проблему утрясли.

Из аэропорта и в аэропорт доезжали на такси за 25 — 30 GEL. По городу передвигались пешком.

Проживание

Могу порекомендовать «Citrus Hotel», великолепные 4 звезды, лучшее соотношение цена/качество. И вкуснейшие завтраки с разнообразием блюд и спиртовых градусов.

Питание

В первую очередь советую посетить несколько винных магазинов — «винотек», и как следует надегустироваться в них вина и чачи. Поужинать советую в одном из ресторанов на горе Мтацминда у выхода из фуникулёра. А раскрученный «В тени Метехи» разочаровал полностью, слишком задержался в 90-х годах.

Деньги

В отелях, ресторанах и магазинах принимаются банковские карты. Для таксистов и чаевых стоит приберечь наличность.

Вещи

Необходимо взять одежду, фотоаппарат и хорошее настроение — всё остальное Грузия вам предоставит.

Поездка

Список посещённых стран и мест

Грузия

Тбилиси

Осенью 2015 года шло банкротство одной из крупнейших российских авиакомпаний «Трансаэро». Было не известно, сохранятся билеты или будут возвращены деньги. Каждый вылет словно рулетка — повезёт или нет. За день до вылета вы получали информацию от «Аэрофлота» о предварительном согласии на перевозку при наличии мест и номер нового рейса, затем ехали в Домодедово и в отдельном окошке пытались выбить билеты. Некоторым везло, и они тут же улетали, но затем предстояло аналогичное испытание на обратном пути. Нам удача улыбалась, хоть и не без боя. Бизнес-класс «Аэрофлота» сильно уступал в комфорте аналогичному от «Трансаэро». Жалко, что теперь остался один монополист.

Аэропорт Тбилиси не слишком большой и достаточно современный. Сняли в банкомате наличные деньги с карточки, одну из купюр разменяли на мелкие, купив бутылку воды в «Бургер Кинге», и пошли воевать с таксистами. Цены заламывают от 50 GEL до центра, но стандартная такса в два раза ниже. Ночью мы сторговались за 30 GEL (850 руб.).

Магазин Витотека

Утром был первый выход в город. Отель удобно расположен, мы дошли пешком до известнейшего винного магазина «Винотека». Главное, что отличает его от других — фасад, украшенный весёлыми коллажами и надписями, популярными и известными в интернете.

Внутри рядами стоят разнообразные вина — белые и красные, сухие и сладкие, терпкие и мягкие. Продавцы дают вдоволь продегустировать любой напиток и рассказывают о его особенностях. Насколько я смог запомнить, грузинские вина отличаются от французских тем, что во Франции виноградный «жмых», мезгу, извлекают из бочек, после чего идёт процесс брожения и ферментации. Грузины мезгу оставляют, пока она до конца не отдаст весь свой вкус и аромат. Поэтому грузинские вина обладают более насыщенным букетом и разнообразием оттенков. Есть бутылки, произведённые по классической технологии, можно сравнить и выбрать, что понравится именно вам. Мы остановились на грузинском варианте приготовления вина.

После дегустации не обязательно что-нибудь покупать. Многие этим пользуются, устраивая «алкотуры» по подобным винотекам, прилично «набираясь» в процессе. Мы не могли устоять перед действительно качественными винами, и набрали несколько бутылок — и себе, и в подарок. Одну из них бережём до сих пор для особого случая. Говорят, изначально Сталин предпочитал «Хванчкару» всем прочим винам, но однажды попробовав «Усахелаури», навсегда изменил пристрастия. Сомелье отмечают двуликость этого вина: пьётся как полусладкое с нотками вишнёвого варенья, но остаётся на нёбе сухим послевкусием.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Приобретённых бутылок было так много, что пришлось возвращаться в отель и выкладывать их. В благодарность за большую покупку, нас угостили ещё одним грузинским напитком — ядрёной 60-градусной чачей. По сути это бренди с местными особенностями. Опрокинутая рюмка сильно обжигает рот, после чего физически чувствуется, как горячительная смесь наполняет вены теплом, согревая замёрзшие на октябрьском морозе конечности. Даже если бы в Грузии не было никаких достопримечательных мест, сюда стоило бы приехать ради вина и чачи.

Гора Мтацминда

Но Тбилиси сильно изменился и похорошел за последние годы, нельзя упустить возможность полюбоваться его красотами. Погода ненастная, хмурая, мы решаем забраться повыше и увидеть вечерний город целиком. Доходим до модного фуникулёра, ведущего на гору Мтацминда. Билет стоит 3 GEL (50 руб.) в один конец.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Есть промежуточная остановка у Пантеона, где захоронены видные деятели искусства. Это одно из самых известных мест в столице. Для россиян он интересен в первую очередь тем, что здесь покоится Александр Сергеевич Грибоедов. Погиб он во время персидского бунта в российском посольстве в Тегеране, а похоронен был в Тифлисе рядом со своей женой Нино Чавчавадзе.

Именно после Грибоедова появилась традиция хоронить здесь известных грузинских поэтов, писателей, актёров. Всего 48 захоронений, и по многим надгробьям несложно догадаться, какой профессией был занят человек при жизни.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Рядом с кладбищем стоит храм Святого Отца Давида и Преображенский храм, похожий на колокольню.

Мы вновь возвращаемся на фуникулёр, чтобы доехать до самого верха, где разбит парк развлечений для детей и подростков, и расположены четыре ресторана. Мы отдали предпочтение национальной грузинской кухне. Не знаю, почему многие её так хвалят — никакое блюдо мне в душу не запало. Тесто и мясо — чуть ли не единственные составляющие почти всех рецептов. Возвращаемся к полуночи в отель и готовимся ко второму дню в Тбилиси.

Крепость Нарикала

Сегодня мы идём к «сердцу» города — крепости Нарикала. До неё можно подняться на новеньком фуникулёре. В некоторых кабинках сделан прозрачный стеклянный пол, через который получаются забавные фотографии.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Крепость существует как минимум с IV века, ей почти две тысячи лет. В разное время была захвачена и арабами, и монголами. На её территории в церкви Святого Георгия тбилисские молодожёны обмениваются любовными клятвами и отпускают в небо голубей. Здесь же стоит монумент Мать Карли как символ одновременно грузинского радушия к друзьям и воинственности к врагам. Вид с крепости в хорошую солнечную погоду непередаваемый.

Мы спускаемся вниз по лестнице и ищем следующие достопримечательности. Первая из них совсем рядом с выходом из фуникулёра — церковь Метехи. Она была построена в конце XIII века. До этого на холме располагался дворец, не переживший вторжения монгольских захватчиков в 1235 году.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Можно прогуляться по пешеходному «Мосту Мира» через реку Кура. Сооружению итальянского архитектора всего семь лет, но он успел стать одним из символов Тбилиси и особенно выгодно смотрится в вечернее время, когда включается подсветка.

Мы направляемся в Старый город. Пешим туристам будет несладко: всё те же проблемы, что и у многих соседей — полное наплевательство на ПДД и отсутствие инфраструктуры для пешеходов. Переходов крайне мало, автомобили на них никого не пропускают и стараются натурально задавить. Я переходил дорогу по «зебре», когда к ней подъехала старая «Волга». Вместо того, чтобы притормозить, водитель продолжал спокойно ехать на меня. Остановился буквально в сантиметре, когда я повернулся и замахнулся рукой.

Абанотубани

Ругая диких грузинских водителей, мы дошли до «банного квартала» или «абанотубани». Именно здесь зародился древний Тифлис, и отсюда началось строительство столицы. В квартале расположены старинные «Серные бани», обладающие уникальной историей. Они описаны во многих литературных произведениях, их посетителями были сотни известнейших людей, например, Александр Дюма-отец и А. С. Пушкин.

Грузия, 2015: винные выходные в Тбилиси

Если продолжить путь мимо бань по пешеходной дорожке, то попадёте в небольшое ущелье с симпатичным водопадом. Оно незаслуженно игнорируется туристическими путеводителями, но хорошо известно местным жителям, любящим отдохнуть на лавочках под шум падающей воды.

Последний день в Тбилиси выдался насыщенным на эмоции. Вечер мы скоротали в ресторане «В тени Метехи» — одном из самых популярных заведений столицы. Сюда любят заезжать и туристы, и местный бомонд. Честно скажу, ожидания не оправдались. Большое, просторное заведение с массивным балконом, с которого открывается чудесный вид на реку. Но ресторан морально устарел, застрял в 90-х годах: аляпистые интерьеры, оглушительная живая музыка с репертуарами Михаила Круга и Миши Шуфутинского в исполнении местных певцов, нескладные танцы подвыпивших гостей и вялое обслуживание сонных официантов.

Утром перед вылетом мы вспомнили, что существуют лимиты на ввоз алкогольной продукции в Россию. К счастью, на двоих еле уложились в дозволенные рамки. Хотя по прилёту в «зелёном коридоре» ни у кого не вызвали интереса.

Заключение

Из всех бывших закавказских республик СССР я поставлю Грузию с её столицей Тбилиси на первое место для туристической поездки на выходные. Здесь найдётся, что посмотреть, найдётся, что выпить, и найдётся, чем закусить, если вы любитель местной кухни. Люди, за исключением водителей, милые и дружелюбные, а безвизовый режим и близкое расположение максимально упрощают поездку сюда. Подгадайте по прогнозу хорошую погоду, найдите недорогие билеты — и обязательно прилетайте. Вы не останетесь разочарованными.