Турист Александра Баянова (My_itchyfeet)
Александра Баянова
была 11 мая 2017 9:53

Гамаррррррджоба, Грузия! Бареф дзес, Армения!

Армения, Грузия Май 2016

День 5. 25 мая 2016 г. Тбилиси.

Этот день был полностью отведен для подробного знакомства с Тбилиси. Во время подготовки к поездке мы прочитали кучу отчетов и обозревателей. И в итоге у нас родился свой пешеходный маршрут, состоящий из 2 частей. 2 части — чтобы можно было в случае чего легко скорректировать планы и прервать, а затем продолжить прогулку, если бы по каким-то причинам мы не успели бы пройти его за 1 день.

Пешеходный маршрут по Тбилиси (часть 1). Обозначения: А – Цминда Самеба, B – кафе «Воды Лагидзе», С – Парк Рике, D – мост Мира, Е – Церковь Сиони, F – Исторический музей Тбилиси, G – Церковь Метехи, Поездка на канатной дороге до крепости Нарикала, H – Крепость Нарикала, I – монумент «Мать Грузия».
Пешеходный маршрут по Тбилиси (часть 2). Обозначения: А – Вифлеемская улица, B – Площадь Свободы, С – Старая стена, D – Антиахийская церковь, Е – Театр – музей Резо Габриадзе, F – Дом Юстиции, G – Красивая парадная на ул.Атонелли, H – Рынок на Сухом мосту, I – Площадь революции роз, J – Парк Мтацминда и поездка на еще одном фуникулере.

За один день мы успели полностью пройти этот маршрут, но не стали подниматься на гору Мтацминда. Поездку на фуникулере и посещение местного парка развлечений мы оставили на вечер другого дня, поскольку нам так было удобнее.

Итак, по порядку. Начали мы с самого известного Собора в Тбилиси — Цминды Самебы. Он настолько огромный, что его видно практически с любой точки города, к тому же он крайне тяжело помещается в объектив фотоаппарата.

Это новострой с довольно интересной и скандальной историей. Вся территория очень ухоженная, много красивых укромных уголков. Где-то разбит небольшой садик с розами, где-то построен птичник с павлинами, фазанами и лебедями. Очень много скамеек, где приятно просто посидеть и понаблюдать за посетителями. В общем мирное и тихое место.

Еще один интересный момент — когда мы зашли внутрь, мы совершенно неожиданно стали свидетелями грузинского хорового пения. Несколько человек, прогуливавшихся в соборе, вдруг собрались вместе и стали петь очень красивые и тягучие церковные песни. Судя по тому, что одеты они были как мы, у каждого в руках была сумка и свои личные вещи, это были туристы откуда-то из других уголков Грузии, может быть какой-то хор. Но их пение, и сложившаяся общая атмосфера — только усилили положительные впечатления о Соборе. Это был один из тех неожиданных моментов, что очень надолго остаются в памяти.

Также на территории храмового комплекса обитают павлины, которые не упускают возможности проявить и свои голосовые таланты. Кричат громко, много и настойчиво. И получается грузинский храм с налетом джунглей. Интересненько.

Следующим пунктом в нашей программе было посещение кафешки «Воды Лагидзе». Расположена она прямо на входе на территорию Цминды Самебы (3 арка справа от центральной на фото), и известна своими необычными лимонадами, производимыми уже несколько десятилетий. В меню в основном лимонады и хачапури, а также мороженое с разными сиропами. Чем необычен их лимонад? Вкусами, которых здесь хоть и не очень много, но зато они очень оригинальны (сливочный и шоколадный, например). Этот завод был очень известен в советское время, не теряет он популярности и сейчас. Но на наш скромный вкус лимонад этот — не очень, как-то даже неловко говорить.

Мы всю поездку упивались местными бутылочными лимонадами со всякими разными вкусами, вот они действительно прекрасны. А Воды Лагидзе — это, наверное, для искушенных ценителей!

Дальше мы прогулялись до парка Рике. Сам парк — новый и довольно большой. Но, конечно, его архитектура несколько спорит с расположенным рядом старым городом. Парк получается некой переходной зоной от исторического центра к современным отстроенным зданиям и кварталам.

Гуляли-гуляли, и не заметили, как оказались возле знаменитых серных бань. Запах, конечно, умопомрачающий! Но место — красивое, эти купола, вырастающие прямо из земли, смотрятся очень необычно. Внутрь мы не пошли, так поклонниками бань — не являемся, но те, кто там были — отзываются об этом месте только с восторгом!

Рядом с банями располагается еще одна достопримечательность — водопад в самом центре города. Мы дошли до него в другой день, но, если честно, какого-то особого исторического или культурного значения этот водопад не несет. Чувство прекрасного — не будоражит.

После серных бань мы вернулись обратно в Парк Рике, чтобы прокатиться на Канатной дороге до Крепости Нарикала. На нее можно забраться и пешком, но было достаточно жарко и мы предпочли туда ехать на канатке, а обратно — спускаться самостоятельно.

Для проезда на этой канатной дороге Вам обязательно потребуется карта, по которой Вы ездите в метро. Проезд стоит 2 лари на человека. Наличными оплатить канатку нельзя, Вы можете только положить деньги на эту карту. Иными словами, если у Вас еще этой карты нет — Вам все равно придется сначала купить эту карту, и только потом положить на нее деньги для проезда. Хитро.

Нашими попутчиками по канатке были пара из России и грузинская пара.

Грузин не мог не привлечь нашего внимания. Суровый внешний вид вкупе с ростом за два метра просто поражали. Еще больше поразило то, что он решил начать с нами диалог (в Грузии это вообще в порядке вещей- внезапный диалог), в ходе которого выяснилось, что он Сван, и привез свою женщину посмотреть столицу. В общем то, его горное происхождение многое нам объяснило. В дальнейшем, мы неоднократно замечали людей, очень похожих на нашего нового знакомого. Видимо, горцы Сванетии- все, как на подбор. Неудивительно, что они прославились, как могучие воины.

Сама по себе канатная дорога очень современная. Большие, комфортные вагончики довольно быстро доставят Вас на вершину холма. Даже если есть очередь — она движется быстро, поэтому стоять по полчаса в ожидании свободного вагончика — не придется.

С вершины холма открывается красивый вид на город. Очень интересно, что несмотря на обилие современных построек — панорама Тбилиси не выглядит разрозненной. Все дело в том, что облик города все равно стараются сохранить таким, какой он есть. Несомненно, в Тбилиси есть не только маленькие жилые дома, но и обычные многоэтажные панельные и кирпичные кварталы. Вот только они построены все в одном месте, и вынесены так, что их видно не отовсюду.

На фото выше, кроме футуристических построек виден Дворец Президента, который как две капли воды похож на Дворец Н.Назарбаева в Астане. Или Астанинский президентский дворец похож на Тбилисский. Все они, короли бывших Советских республик, думают одинаково.

Мост мира, эти две странные трубы, которые еще строятся, и мы не поняли, что это будет, плюс Дом Юстиции — это самые спорные постройки в Тбилиси. Очень много людей, как туристов, так и жителей Тбилиси, относится к ним крайне негативно. Мы приступа негодования не ощутили, тем более, что вечером все это очень красиво подсвечивается, но и бури незабываемых эмоций эти новострои у нас не вызвали. Классический Тифлис, все-таки, лучше.

За крепостью Нарикала расположен Тбилисский ботанический сад. Туда мы не пошли, так как жена запланировала один день на посещение Ботанического сада в Батуми. Я — крайне посредственный любитель флоры, поэтому решил, что одного ботанического сада мне вполне хватит. Точнее даже не так — любовь к природе, безусловно, у меня есть, но вот к ботаническим садам я отношусь скептически. Ну лес и лес. У нас, в Тюмени, лесов в избытке.

Сама Крепость Нарикала — достаточно небольшая. Сложена из маленьких красных кирпичиков, которые со временем разрушаются. Судя по путеводителю ее пытаются реставрировать. Каких-то особых мест внутри крепости нет. Как мы поняли, главный интерес здесь представляет вид, открывающийся с высоты на Тбилиси и монумент Мать Грузия.

Вид на Крепость с самой высокой ее точки

Спускались из крепости мы пешком, наслаждаясь красотой и уютом маленьких тбилисских улочек.

Прогуливаясь по улочкам Тбилиси № 2

Дальше мы двинулись в сторону Театра марионеток и кафе Резо Габриадзе. Несомненно, это необычное здание! При этом билеты раскупают как горячие пирожки!

После Театра марионеток и старой стены начинается более современный город. Большие проспекты, красивые, по-европейски оформленные фасады, фешенебельные отели — все это здесь.

После знакомства с Домом Юстиции начинаешь понимать, почему многие грузины уважительно относятся к Саакашвили (но при этом совершенно не поддерживают его конфликт с Россией). По всей стране он создал сеть таких домов Юстиции, во всех крупных городах. Суть проста — здесь за 5 минут любой житель страны может получить любой документ — от свидетельства о рождении до ИНН, открытия ИП или регистрации прав собственности. Скорость получения документов настолько велика, что в день Дом Юстиции может принять до 15 тысяч человек. А теперь вспомните, что мы вынуждены проходить целые квесты в попытке получить какой-нибудь документ в нашей стране. Это, не говоря об огромных очерединах и отсутствию порядка… Есть к чему стремиться, в общем.

Само здание местные жители прозвали «опятами», ну сходство просто очевидно!

Прогулявшись по рынку возле сухого моста, мы направились к Площади Революции Роз. И вот здесь надо сделать небольшое лирическое отступление, или «Пешеходы в Тбилиси — не должны существовать».

Во всяком случае для этого сделано практически все. Здесь никто даже не подумает не то, что пропустить пешехода на пешеходном переходе, но даже не притормозят. Светофоры, на которых можно перейти дорогу расположены крайне редко. Очень распространены кольца, вместо перекрестков, которые опять же не дают шанса перейти дорогу пешеходам.

Тротуары неожиданно могут превратиться в обычный бордюр, и там уже сам выбирайся, как хочешь. В итоге, понаблюдав за местными жителями и другими туристами — метод перехода дороги в Тбилиси один: закрываешь глаза, бежишь и молишься. Чем громче молишься, тем больше шансов, что тебя пропустят, благо страна — очень религиозная.

В общем, пока мы шли по направлению к Площади Революции Роз, рассматривая город, мы не заметили, как ушли вниз, по берегу Куры. А искомое место располагалось наверху, на холме, отделенное двумя восьмиполосными дорогами. Еле-еле перейдя их (пришлось даже на мост забраться), мы наконец достигли Площади. И все было только ради одного — ради вот этой фотографии:

На этом, мы решили закончить этот день, посвятив вечер ленивым посиделкам в кафе под бокальчик вина. Поскольку мы знали, что нам в Тбилиси предстоит еще один свободный вечер, посещение горы Мтацминда мы решили перенести именно туда.

День 6. 26 мая 2016 г. Монастырь Давида Гареджи — Сигнахи — Бодбе.

Наша экскурсия по Тбилиси была пешеходной, поэтому мы успели отдохнуть от машины. На следующий день у нас была запланирована поездка в монастырь Давида Гареджи, городок Сигнахи, и монастырь Бодбе.

План маршрута выглядел следующим образом:

План маршрута Тбилиси – Давид Гареджи – Сигнахи - Бодбе
План маршрута Тбилиси – Давид Гареджи – Сигнахи - Бодбе Обозначения: А – наша гостиница в Тбилиси, B – монастырь Ниноцминда, С – Сагареджо, D – монастырь Давида Гареджи, Е – Сигнахи, F – Монастырь Бодбе

Здесь необходимо дать пояснения. Гугл прокладывает маршрут до монастыря Давида Гареджи не так, как советуют ехать все побывавшие там люди. Гугл рисует через Рустави (синяя линия AD), но мы знали, что поедем через Сагареджо (синяя линия AC, и далее белым цветом от Сагареджо на карте нарисована дорога до точки D). С гуглом в итоге договориться не получилось, поэтому маршрут был нарисован коряво. Ехали мы, как и планировали, через Сагареджо. Карту прикладываем, чтобы у других людей хотя бы было представление где все эти места находятся.

Эта часть Грузии — регион Кахетия. Мы зацепили его буквально совсем чуть-чуть, потому что был выбор — или посмотреть, как следует, Кахетию, или ехать в Армению. Наш выбор пал в пользу Армении, потому что мы сильно сомневались, что когда-нибудь поедем туда специально.

Давид Гареджи был одним из людей, принесших в Грузию христианство и монашество. Поэтому посещение данного монастыря представляло для нас большой интерес. К тому же само расположение храма впечатляет — на горном хребте, служащим границей между Грузией и Азербайджаном.

Добраться до самого монастыря нам труда не составило. Есть участок дороги при подъезде к монастырю, где дорога превращается в грунтовку. Но она проезжаема. Кроссоверам она вообще не доставит проблем, мы на нашем X-trail легко проехали весь путь. Седанам, наверное, в паре мест, будет не слишком уютно. Туристические группы ездят сюда исключительно на Деликах, уверяя, что дорога плохая и трудная. За все путешествие у нас сложилось впечатление, что грузины несколько драматизируют по поводу ситуации с качеством и сложностью проезда некоторых дорог.

Единственная проблема, свойственная, впрочем, всем дорогам в Грузии, малое количество указателей на туристические достопримечательности. К примеру, на монастырь Давида Гареджи за всю дорогу мы насчитали 3 указателя. Если бы их было чуть больше — ехать было бы спокойнее.

Сама по себе дорога — очень красивая. Рельеф и природа несколько отличаются от грузинских. Чувствуется близость Азербайджана.

Сам монастырь довольно небольшой, но говорят, что весь комплекс построек — длинный и тянется далеко вдоль хребта. Что-то частично выстроено на горе, что-то вырублено прямо в скалах. Мы приехали в 10 утра, народу было не очень много, все туристические группы подтянулись где-то к 12 часам.

Местные обитатели

Так как монастырь — действующий, не вся территория находится в открытом доступе. Поэтому находясь непосредственно на территории монастыря достаточно сложно составить представление о нем в целом. Но если забраться повыше — то на монастырь открывается очень красивый вид. Древние постройки, кельи в скалах, умопомрачительная природа вокруг… Тишина и благодать!

Также это место привлекает туристов тем, что, поднявшись на гору, можно прогуляться по азербайджано-грузинской границе. Сразу надо сказать — подъем сложный. Тропинка, конечно, протоптана, но она то каменистая, то скользкая травяная. В общем, пока мы поднялись до вершины, мы истратили все силы и запасы воды. Воду, кстати, надо брать с собой. Здесь с едой и водой может возникнуть напряженка, потому что есть только 1 маленький киоск. По времени мы поднимались и спускались почти час. Но, открывающиеся виды, конечно того стоят!

Сама граница представляет собой железный рельс, тянущийся вдоль всего хребта. Другие путешественники говорят, что граница патрулируется азербайджанскими пограничниками. Сдержаться не было никакой возможности, поэтому в Азербайджане мы побывали. Пусть недолго и недалеко, но факт остается фактом.

И еще один важный момент для людей, кто соберется посетить это место в конце мая. Территория монастыря — обжитая и ухоженная. Подъем до границы же Вы осуществляете на свой страх и риск. Поэтому следует иметь в виду, что на протяжении всего подъема водится всякая разная живность. В конце мая у гюрзы (местная гадюка, которая считается одной из самых ядовитых змей в мире), которая там водится — брачный сезон, и они достаточно активно выползают к вам под ноги, посмотреть кто это тут пришел такой смелый. Мы находили упоминания о таких встречах в других рассказах перед путешествием, но не восприняли это всерьез. На самом же деле, как только мы начали приближаться к вершине — мы убедились, что эти рассказы — правда. Помимо того, что мы слышали, как змеи шевелятся в кустах и камнях, они выползали к нам прямо под ноги и начинали метаться. К сожалению, доказательств в виде фото, у нас нет, поскольку, когда змея мечется перед тобой на тропинке — мысль достать фотоаппарат — самая последняя, которая приходит в голову (хотя с тюменскими гадюками фотосессии регулярно удаются, но гюрзы- угрожающие какие-то). Короче говоря, будьте осторожны!

Видимо, мы попали в очень удачный день, так как, периодически, то тут, то там раздавались протяжные вопли туристов из разных стран, недвусмысленно намекающие на встречу с неприятной живностью.

Испытав некий испуг, мы быстренько спустились и поехали обратно на дорогу к Сигнахи. Пасторальные пейзажи с зелеными бескрайними лугами и пасущимися овечками и барашками быстро нас успокоили.

Идиллическая картина

До Сигнахи доехали с ветерком. В этот день в городе был какой-то праздник, поэтому половина улиц в центре города была перекрыта. Оставив машину на первой же попавшейся парковке, мы отправились гулять по городу.

Сигнахи славится тем, что он был специально отреставрирован для туристов. При этом город старались сделать похожим на маленькие типичные итальянские городки. Зачем это надо было гордой и самобытной нации — нам не понятно, но получилось красиво.

Панорамный вид на Алазанскую долину

Весь Сигнахи — это милые маленькие улочки, крепостная стена, опоясывающая весь город, красные крыши, а также умопомрачительные виды на сердце виноделия в Кахетии — Алазанскую долину. Именно здесь растет половина всего винограда Грузии.

Что делать в этом городе? Прежде всего, необходимо обязательно прогуляться по городской крепостной стене, сохранившейся со стародавних времен. На саму стену, а также на башни можно без труда забраться по специально предназначенным для этого ступеням.

Еще нужно обязательно пройтись по романтичным улицам города и уловить его атмосферу: спокойную, неторопливую, никуда не спешащую.

Ну разве не романтично?

Весь город вполне можно осмотреть за полдня, это с учетом обеда и отдыха. Но, безусловно, вид на Алазанскую долину вносит Сигнахи в список обязательных к посещению мест.

На обратном пути в Тбилиси мы заехали в еще один известный монастырь — Бодбе. Монастырь знаменит тем, что на его территории находятся мощи Святой Нино — просветительницы Грузии, а также целебный источник, в котором можно совершить омовение.

Бодбийский монастырь

В Тбилиси мы вернулись где-то около 7–8 часов вечера. При этом мы нигде не торопились, никуда не бежали, везде находились ровно столько времени, сколько нам хотелось. То есть весь маршрут спокойной проходится за 1 день, без спешки.

День 7. 27 мая 2016 г. Мцхета — Концерт Робби Уильямса

О, этот день мы ждали с особым нетерпением. Еще в Тюмени мы случайно узнали, что 2016 год в Грузии — год развития культуры и массовых мероприятий. При государственной поддержке были организованы и проведены несколько культурно-массовых мероприятий, в том числе концерты мировых звезд — Робби Уильямса (в Тбилиси) и группы Maroon 5 (в Батуми).

Концерт Робби Уильямса был в Тбилиси как раз в тот день, когда мы были здесь. Поэтому, долго не раздумывая, мы решили купить билеты, как только они появятся в продаже. В результате билеты мы купили еще в Тюмени через интернет, еле-еле найдя наполовину русский, наполовину грузинский сайт, где эти билеты продавались. При этом их стоимость крайне демократична: ~900 руб./чел (стоячие места возле сцены). Место проведения концерта — Динамо Арена Тбилиси, местный футбольный стадион. Концерт должен был быть с размахом, ничего не скажешь!

Ну и поскольку начало концерта было запланировано на 17–00, у нас была первая половина дня, чтобы еще что-нибудь посмотреть. Мы решили в это время съездить в Мцхету, раз уж она находится практически в пригороде Тбилиси.

Первой нашей остановкой был монастырь Джвари, тот самый, который был воспет Лермонтовым.

Вид на монастырь Джвари издали

Сам монастырь — небольшой, многие строения достаточно сильно разрушены. Это место привлекает туристов тем, что по приданию именно здесь Нино Каппадокийская установила Крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Помимо очевидной исторической ценности, это место также знаменито тем, что со стен монастыря открывается потрясающий вид на слияние 2 рек — Кура и Арагви. Мы, конечно, тоже не упустили случай сделать фото «как с магнита».

Виды, конечно, потрясающие. Надо сказать, что мы все время нахождения в Тбилиси ждали, когда же Кура приобретет нормальный цвет, а не этот коричневый. Но этого так и не случилось, в самом Тбилиси Кура — точно такого же цвета, как на фото. Кстати, вот этот городок с красными крышами на правом берегу — это и есть Мцхета.

Возле монастыря налажена торговля всяческими сувенирами, перекусами и водой. Все это сопровождается музыкальным аккомпанементом дедушки с гармошкой, который безошибочно определяет нацию подъезжающих туристов, и в зависимости от этого играет то калинку-малинку, то хава-нагилу (эдакий гармонист- интернационалист).

Вдоволь насмотревшись на сам монастырь и природу, его окружающую, мы поехали в Мцхету. В этом городе, несмотря на наличие парковок — припарковаться крайне сложно. Парковочки маленькие, и все забитые. Оставлять машину где попало, не зная можно ли тут останавливаться — нам не хотелось, поэтому мы сделали 2–3 круга по городу, пока, наконец, не отыскали место. Дальше по Мцхете мы передвигались пешком.

Почему-то именно из Мцхеты у нас очень небольшое количество фотографий, хотя городок нас очень впечатлил. Мы невольно сравнивали его с Сигнахи, потому что общая «цветовая гамма» этих двух городов — практически одна и та же. Но в Мцхете ощущения все же другие, здесь есть этот налет древности и старины, хотя все домики и церкви также были отреставрированы. Это какое-то «дыхание древности», как мы его прозвали. Чувствуется, что городу много лет, и у него есть своя длинная история, полная событий.

Улочки Мцхеты

Ну и отдельно хочется сказать про еще одну «достопримечательность» Мцхеты — крепость Бебрисцихе. Как правило, она есть во всех путеводителях и рассказах, многие советуют ее к посещению. Так вот, если у Вас не очень много времени, или Вы уже утомились — туда смело можно не ездить. Все, что осталось от этой крепости — полуразрушенные стены, внутри которых все заросло травой. Внутри там совсем смотреть не на что, а снаружи остается смотреть только вид на речку и монастырь Джвари на горе. В общем, вот это место все еще нуждается в реставрации и никакой культурной ценности на данный момент не представляет.

Вид с крепости Бебрисцихе

Мы оставили себе немного времени, чтобы пообедать и отдохнуть перед концертом, и к 17–00 подъехали к стадиону Арена. И дальше главный фейл заключался в том, что сам концерт начался только в 21–00. То есть мы 4 часа просто все сидели на стадионе и ждали, пока стемнеет. Почему на билетах нельзя было указать начало хотя бы в 19–00 — не понятно. То есть мы, конечно, готовы были ждать, и понимали, что без задержек такие мероприятия не начинаются. НО! 4 часа — это слишком. Даже для Робби Уильямса.

Интересно, что многие приехали из России СПЕЦИАЛЬНО на этот концерт, прямо туры, оказывается, такие продавали: пятница — концерт, суббота/воскресенье — туристическая программа, и домой.

Но, несмотря на то, что многие к 21–00 уже начали злиться, что концерт не начинается и нам никто ничего не объявляет, как только шоу началось — все сразу забыли про свой негатив. Уж что-то, а шоу было великолепно. Чего стоило только одно вступление и выход главного героя… а уж его приветствие «Гамаррррррррджеба, Джорджиа!» — это просто нечто.

Фото с концерта Робби Уильямса

Наши фото с концерта — отвратительного качества, поэтому позволим себе вставить несколько фотографий, опубликованных на официальной странице мероприятия ВКонтакте.

Фото из интернета

Даже несмотря на то, что ярыми поклонниками мы не являемся, атмосфера на концерте трогала всех-всех. И сам Робби оказался не старым спившимся наркоманом, а очень приятным артистом с мощной доброй энергетикой. Он действительно старался, после каждой песни вел со зрителями диалог, или рассказывал какую-нибудь историю из жизни, шутил. Смотреть на него было крайне приятно. Он даже спел одну из песен дуэтом со своим отцом.

Короче говоря, удовольствия от концерта мы получили просто массу!

На этом мы заканчиваем 2 часть отчета. Дальше мы направились в далекую и прекрасную Армению!