Турист NatalyA (NatalyA)
была 17 мая 2019 12:00

Хельсинки — Финляндия Январь 2010

Что вы must eat (должны попробовать) в Финляндии:

1. Лапландский сыр Leipajuusto с морошкой. Похож на белые сильно подгоревшие блины). Продается в супермаркетах в сырных холодильниках, в разных нарезках и вакуумной упаковке. Обычно где-то рядом стоят баночки с морошковым джемом. Это — тандем. И это финская гордость. Его делают на маленьких частных сыроварнях на севере. Нежнейший молочно-сливочный вкус. Его аккуратно разогревают на сковородке и подают с морошковым вареньем. Сочетание вкуса и цвета — ммм… Кстати, малиновое варенье достойная замена морошковому, при его отсутствии:). Читала, что его режут на кубики, добавляют в кофе, а потом размягченные кусочки вынимают ложкой и отправляют в рот. Сама этот способ не проверяла:). Вот он на фото: http://www.juustoportti.fi/ — полюбуйтесь. Эх, обидно. Из чего варганят сейчас сулгуни — никто не знает. А ведь можно же делать хорошо…

2. Рыбу горячего копчения и рыбу холодного копчения. Что тут сказать — пробуйте… Не знаю, почему у нас притом же обилии озер, скажем в Карелии, морей и океанов — продают отвратительную рыбу. Предположим дело в расстояниях, но я жила за Полярным Кругом — за вкусным палтусом и жирной скумбрией ездили в Мурманск. В общем — финны уважают себя, уважают свою природу, и она платит им тем же. Не хочу перечислять рыбное разнообразие (купить можно на рынках, супермаркетах, рыбных хозяйствах на дорогах) — не хочу лишний раз расстраиваться. До сих не могу разобраться в способах копчения, где-то на решетке, где-то с одним ароматом, где-то с другим. На рынке напротив названия финской рыбы стоит флажок Suomi. Продавцы обычно говорят так (после того как спросят хотите ли вы посыпать вашу рыбу розовым перцем и укропом) — она ещё утром плавала. Стоит по разному, но недешево, конечно. Так что учитесь русские — как надо коптить и солить рыбу у финнов. Кстати, самые выгодные закупки совершают питерцы. Они знают хорошие рыбные хозяйства на трассах, там все свежайшее и дешевле, да и везти рыбные деликатесы до дома им недалеко.

Кстати, попробовать рыбу, можно в палатках на Рыночной площади. Обычно (летом точно) там продают сэндвичи с разными видами рыбы и на разном хлебе, а также жарят медальоны из розового лосося. …

3. Три вида икры — красная, желтая и зеленая. Когда-то давным-давно банки с красной икрой заслуженно считались эксклюзивным русским деликатесом. Сейчас качество продаваемой икры снизилось ниже плинтуса. То, что наши производители вытворяют с засолкой икры — это издевательство. Потому что икра не может быть ни жесткой, ни горькой, ни тем более пахнуть лекарством. Она же нежная и тающая во рту, её можно есть ложками, не замечая отсутствия хлеба и масла. Соли — чуть-чуть. Финны не рвут на себе финские пуховики и не кричат, что они производят одни из самых лучших в мире продуктов. Они молча работают в этом направлении. Кстати, красная икра бывает множества оттенков, размеров горошин и видов. Желтая мелкая — самая дорогая (около 120€/кг) — из ряпушки. Зеленая, по-моему — щучья. … Черную видела, но она белковая.

Не забудьте пожалуйста про особый хлеб, который особенно хорош с икрой и рыбой. Ищите черные-пречерные хлебные буханки на полках. Этот хлеб особенно ароматен, пахнет тмином и … лесом….

4. Консервы из медведя, лося, оленя, зайца. Хотите отведать медвежьей или лосиной тушенки или заячьего паштета? Ищите на полках супермаркетов жестяные банки. Кстати, колбаса из оленины и отбивные из сохатого — это абсолютно нормальные продукты, не из разряда птичьего молока. Так же естественно их покупать, как хлеб.

5. Запить эти деликатесы можно национальной финской водкой. (И покапать туда горькие слезы зависти). Причем не Finlandia-ей, а Kockenkorva-ой. Это самый почитаемый и высокоуважаемый в финском народе бренд. Алкоголь и финны — это вообще отдельная тема. Очень популярна тема обсуждения именно финского алкоголизма. Хотя, конечно, по сравнению с масштабами нашего оно несравнимо. Финны лояльно относятся к огненной воде. И они не так много пьют, как очень быстро пьянеют. Читала, что это врожденная особенность на уровне генов. И мне ничуть не жаль финских алкоголиков. А чего их жалеть. Сидят себе финские мужички в экологически чистой природе, пьют отличное качественное пиво или водочку, закусывают не бычками в томате, а золотистой жирненькой салакой (балтийской селедочкой). Всё путем.

5. Колбасу Lenkimakkara — которая переводится как «бежим по кругу» :). Это вареная колбаска средней толщины изогнутая в кружок. Дорогая, но вкуснаяяя….

6. Запеканка из брюквы. Помните сказку про репку? Так вот это почти брюква. Она очень сладкая, нежная и полезная. Финны её очень любят. Продается в отделах кулинарии или в формочках из фольги в отделе овощей в супермаркетах. Стоит попробовать однозначно.

7. Пирожное Prinsessaleivos — на вид рулет в зеленой или розовой сахарной помадной глазури. Внутри — нежность. Творожная. Ускользающая сладость. Пирожное Помадка. На вид — обычные тонкие квадраты под розовым слоем глазури, на вкус — … Обладает удивительной способностью заставлять себя постоянно хотеть и пробовать…

8. Пирожное Runebergintorttu — у финского Тютчева — поэта-романтика Йохана Людвига Рунеберга 5 февраля день рождения, в его честь поднимается финский флаг, а примерно с середины января финны начинают лакомиться поэтическим тортиком — восхитительной толстенькой башенкой-цилиндром, влажной от щедрой пропитки пуншем. Он выглядит очень элегантно — сверху красная застывшая лужица-глазок из малинового джема в белой обводке из сахарной глазури.

9. Карельские ржаные пирожки калитки — Karjalan piirakat. У них бывает разная начинка — рисовая и картофельная. Главное — их нужно перед едой разогреть (в микроволновке), а сверху намазать специальной пастой из соленого сливочного масла с рубленым яичком (приготовить заранее). Которая тает на горячем пирожке. Очень рекомендую.

10. Пирог «Рыбный петух» — Kalakukko. Выглядит смешно. Как будто взяли круглую ковригу черного хлеба, вынули мякиш и наполнили хлебную пещеру начинкой из рыбы. На самом деле финские хозяйки замешивают особое тесто из ржаной и пшеничной муки, на топленом сале и сливках. Начинка — фарш в основном из салаки, или ряпушки и окуня. Выпекают пирог в духовке. Очень оригинально. И очень вкусно. Продается в супермаркетах, на рынках. (Вот что пишет мой любимейший В.Похлёбкин: «Салака — это небольшая рыбка семейства сельдевых, с нежным, быстроварким мясом. Водится в Балтийском море и считается национальной рыбой финнов и эстонцев. Из салаки делают шпроты, и прочее, а также запекают со свиным салом в пелюрах из ржаного теста, что даёт очень вкусное блюдо, поскольку салака не имеет собственного жира, и от такого сочетания становится очень нежной, теряя одновременно «рыбий» запах).

11. Горячий глёгги — Gloggi. Появляется зимой. В супермаркетах самое большое число вариаций глёгги в пакетах и бутылках. Более «эксклюзивный» можно купить в магазине Pentik или на рынке. Вообще основа глёгги — виноградный или черносмородиновый сок. Обязательны пряности — имбирь, корица. Бывает алкогольный (с добавлением красного вина) и без. Бывает глёгги и светлым. Дома можно добавить изюма и миндальной стружки. Глёгги нагревают, чтобы стал горячий как кипяток, но не кипятят. Разливают в особые обычно прозрачные бокалы-кружки. Включают/зажигают свечи. И наслаждаются им вприкуску с тоненьким имбирным печеньем. Как ни странно, одно из самых приятных и «правильных» имбирных печений это шведское Anna’s. Пробовала финское потолще, покупала домашнее на ярмарке святого Туомаса, но пока конкурентов первому не вижу.

12. Лакричные конфетки. Это такие угольно-черные резиновые сладости со вкусом микстуры от кашля. Это понятно — ведь лакрица это солодка, лекарственное растение. Истоки необъятной финской любви и приверженности этим конфетам мне искренне была непонятна. Много раз я пыталась куснуть и выплюнуть хотя бы не сразу, но мне это не удавалось. Я практически поставила на них метку о несъедобности. Как однажды, насмотревшись на черные залежи в конфетном отделе супермаркета, я задумалась. Ну не могут же люди жевать совершеннейшую гадость, может, я пробую что-то не то и не так. Короче — сейчас перед вами новоявленная лакричная фанатка. Я начала с малого и осторожно. Выбор пал на тоненькие лакричные трубочки с шоколадной начинкой Suku Laku. Очень рекомендую для начинающих (:)). Далее перешла к лакричным Шкиперским трубкам — Kipparin Piippu (Skepparens Pipa). Они мягкие и приятные. Потом уже высмотрела разноцветно-яркую лакрицу из Порвоо — Poorvoon Lakritsi, причем поняла, что люблю с начинкой. Что-то в этом есть однозначно. Помните, что лакрица обладает противоотхаркивающим, мочегонным и слабительным действием. Последний эффект подтверждаю лично:).

Единственное, сейчас я написала про сладкие лакричные вариации. А есть еще и соленые… Вот это… Не нахожу слов… По силе термоядерного эффекта во рту способно полностью отрезвить матерого алкоголика. У меня только при малейшем соприкосновении языка с ядреной обжигающе кисло-соленой поверхностью буквально сворачивает набок челюсть и я становлюсь похожей на сынишку Симпсонов. :(Но знаю любителей… :)

13. Мороженое Ben&Jerry (www.benjerry.fi). Оно считается самым вкусным. Продаётся в красивых киосках. Один есть на центральным входе в Торговый центр/метро Kamppi.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки. Часть 5
Лучший подарок для финна — это книга.

Откройте для себя книжные магазины Хельсинки, оцените непревзойденное качество финской полиграфии, ассортиментную линейку и удобство выкладки книг для покупателя. Здесь всегда полно народа. А перед праздниками — вообще море. Финны любят дарить книги (и, наверное, получать тоже) — судя по количеству людей, оформляющих покупку в виде подарка (продавцы заворачивают в красивую оберточную бумагу с бантиком). Сюда заходят ещё за открытками и календарями.

Я книгофанат. Признаюсь, каюсь. Это мне передалось с генами. С детства такая. Поэтому всегда летела и лечу на книжные магазины как пчела на мёд. К тому же — я очень придирчива и разбирательна в чтении. Единственное, что не позволяет мне сделать значительный перевес багажа книгами — это их цены. Они сумасшедшие. Книга для финна — это, действительно, дорогой подарок.

Но какой выбор… Нашла здесь детскую сказку «Ветер в ивах» Кеннета Грэма — роняла слезы на великолепную обложку и на изумительные иллюстрации. У нас оторвала бы такую вместе с полкой. Но — таких — нет. Видела только черно-белые рисунки на желтой бумаге…

Серия про Мумми-Тролей, думаю, пополняет бюджет всей страны. Столько вариантов использования тувеянсоновских героев (и это только) в виде книг, раскрасок и прочего — невозможно просчитать. Детские книги — вообще отдельная тема. С такой любовью, с таким умом, фантазией и качеством сделаны… В книжном Стокманна есть русский стенд.

В Хельсинки не так давно открылся русский книжный магазин «Руслания» (www.ruslania.com). Будет возможность — сходите. Наши срисовали удобную выкладку у финнов, и на глаза попадаются довольно-таки интересные авторы. Много питерских и петрозаводских изданий. Есть газеты и журналы. Журнал «LiteraRus», который издаёт Людмила Коль стоит 12€. Цены тоже высокие.

Финско-шведское книжное противостояние.

Эта мысль мне открылась недавно. А ведь они соревнуются друг с другом, скандинавские соседи-то. Переходящее красное знамя передовика книжной индустрии пока прочно у Швеции. Но Финляндия не отстаёт и нажимает ей на пятки. Ах, у вас Астрид Лингред с Карлсоном. А у нас — Туве Янсон с Муми-Тролями. Ах, у вас Свен Нурдквист со старикашкой Петсоном и котёнком Финдусом. А у нас Маури Куннас со своими героями.

Я хотела сделать уточнение, что речь идет о «детской» литературе. Потом передумала. Это неверно. Взрослые покупают своим детям, маленьким родственникам и детям друзей эти книги. Потом охват героями этих произведений на душу шведского и финского населения почти 1 к 1, если не больше. На одного маленького финна или шведа приходится несколько этих персонажей в любом возможном воспроизведении: от детских сосок и чепчиков с нарисованными муми-тролями или финдусами до одежды, белья, игрушек, книг, канцтоваров, конфет и шоколадок, и прочего, и прочего, и прочего.

Кстати, Свен Нурдквист, который сам пишет и сам рисует — это новый национальный герой Швеции, а вернее его Петсон и Финдус. По-моему, он даже потеснил Лингред с Карлсоном и Пеппи Длинный Чулок. Их обаятельность — действительно заслуживает мирового признания. У нас серия его книг тоже издаётся.

Маури Куннас мне тоже нравится, но у него меньше юмора. И он немножечко более прохладный. Но в магазине мучилась выбором: купить пенал, карандаши, тетрадки с Финдусом или Поросенком Робин Гудом:) Вот в чем вопрос! :)

Финские блошиные рынки, комиссионки и секонд-хенды.

Все эти три точки связаны друг с другом — одним общим отношением финном к вещам — рационалистичностью. :) Настоящий финн использует приобретенную им вещь до упора. Например. Зачем покупать новый телефон, когда и этот ещё в отличной форме. Что? Приобретен лет — цать назад и таких больше не выпускают? Странно. Отличная ведь вещь, в рабочем состоянии. Надо отнести на рынок, продать, кому-то он явно пригодится, ну, не выкидывать же. :) Это я к тому, что настоящий финн расстаётся с вещью, только тогда когда утилитарность/изношенность доведена либо до состояния граммофона из прошлого века или состояния половой тряпки. :) И даже в этом случае, он её вряд ли выкинет, а отнесет в одно их трех перечисленных мест.

Нигде больше как на блошином рынке в Хельсинки я не встречала такого количества хлама. Иного слова не подбирается. :) Вместо того чтобы добежать до ближайшего мусорного ящика и избавиться от этого кошмара, финн приедет сюда, расставит столик, разложит своё «богатство» и будет продавать, причем не по 1 евро, а по вполне ощутимым деньгам:).

Я всё это пишу, чтобы вы поняли эту национальную черту финна. Не жадность! Рационалистичность помноженная на прагматичность, поделенная на практичность за абсолютным вычетом романтичности:).

В финскую комиссионку — сдаются поношенные вещи за деньги.

В финский секонд-хенд вещи принимаются бесплатно, но деньги за проданные, поступают в Фонд помощи жителям Африки.

В комиссионке значительно дешевле, чем в секонд-хенде.

Почему-то русские часто интересуются финскими «комками». :) Ходят легенды про выкопанные «потрясающие шмотки» и «все по 1 евро» :)

Это не так.

Проведя пару часов не в Парке Эспланаде и не набережной Финского залива, а помещении, забитом поношенным шмотьем, и, найдя, например, попользованные шторы «всего за 10 евро», вы можете не успеть порадоваться «замечательно-выгодной» покупке, а получить удар, увидев такие же новенькие в соседнем хозяйственном за ту же цену на распродаже.

Не спорю, есть люди — любители подобного «винтажа». Но надо иметь к этому склонность. Я пару раз мужественно, сдерживая порывы тошноты, пыталась поперебирать что-то. Горнолыжные комбинезоны, например, были какого прошлого века. Но в принципе хорошие, и сдающий их финн, явно подумал то же, что кто-то будет с гордостью носить подобный антиквариат. Но потом подняла глаза, и увидела странных людей, меряющих ношеные шапки и футболки, и даже обувь. И подумала «Господи, я-то что тут забыла?». И ломанулась на выход.

Немного интереснее рассматривать предметы посуды — фарфор, стекло и т. д. Но цены на них — почти как на новые. Поэтому теряется всякий интерес.

Ещё иллюстрация к финскому разумному и рачительному подходу ко всему — это то, что у них есть даже книжные комиссионки. Прочитал книгу, она лишняя на книжной полке — не выкидывай, отнеси в секонд-хенд, она найдет себе нового хозяина. В таких местах абсолютно реально выкопать отличные книги даже фотоальбомы всего за 3–5€.

Продолжение следует.

© www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.