Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Сингапур Апрель 2016

Мои рассказы о Сингапуре:

Сингапур. Путешествие в будущее

Продолжу свой рассказ…

Мы пошли дальше, накручивая километры по опустевшим раскаленным улицам, пытаясь прятаться в тени огромных деревьев, чтобы окончательно не расплавиться на сингапурском солнышке…

Сингапур. Еще раз про любовь...

Я спешила на набережную, полюбившуюся мне еще в прошлый раз…

Вот уж где ничего нового и неожиданного я не думала встретить. В прошлый раз набережная была неторопливо пройдена, потом посмотрена с кораблика, а потом еще и вечером изучена до подробностей. «Воробушек» Ботеро был сфотографирован со всех сторон и даже на фоне двух изящнейших японочек очень юного возраста, смотревшихся на фоне птички раз в пять худее, чем на самом деле. А мальчики, прыгающие в парапета? Очень люблю эту скульптуру и готова смотреть и смотреть на схваченное мгновение детского счастья.

В общем, я знала куда шла и что искала. Но и набережная изменилась. Причал, с которого отправлялись прогулочные лодки я нашла совсем в другой стороне. Зато «Воробушек» оказался на месте и даже мальчики все так же весело сигали в мутную воду. Но куда делось все остальное и кто его передвинул! Прогулка превратилась в головоломку, где надо было найти знакомые скульптуры, переехавшие на новое место жительства. Нашла я все. А набережная выглядела обновленной, похорошевшей и помолодевшей.

— Мосты-то все на месте? — спросила я у Сингапура

— На месте. Их даже больше стало! — хихикнул Сингапур, отправляясь со мной к «Фуллертону», отелю, соединяющему времена прошлого и нынешнего Сингапура.

Сингапур. Еще раз про любовь...

Не знаю, может и справедливо место самого узнаваемого символа города занял отель «Marina Bay Sands», но мне милее старина «Фуллертон» — респектабельный, чинный, изысканный и благородный. Таких нынче не строят, загромождая улицы огромными стеклянными монстрами, без души и без легенды. Убрать бы от «Фуллертона» бесчисленные автобусы, подвозившие все новые и новые порции туристов, приглушить бы всю эту суету, так не подходящую его возрасту и статусу, раскатать бы красные дорожки, ожидающие именитых гостей, неспешно прибывающих к порогу, блистающих драгоценностями, обмахивающихся веерами и переносящими сегодняшний день в совсем иную эпоху…

Из мира грез меня совершенно бесцеремонно вырвала палка для селфи, описавшая лихой полукруг и тормознувшая о мою голову, улетевшую на крыльях фантазии. Последовавшее извинение на непонятном языке (ну, наверное извинились, не совсем же они селфанутые, чтобы еще и не извиняться) облегчения месту тесного контакта палки с головой не принесло, но в реальность вернуло. Не убили и ладно…

Наконец-то я увидела того самого Мерлиона, с которым не повезло встретиться в прошлый раз! Надо ж было так случиться, что в 2009 году над Сингапуром бушевала могучая гроза, щедро дубасящая толстыми молниями куда ни попадя. Одна из молний, совершенно зарвавшаяся и обнаглевшая от безнаказанности, шарахнула в Мерлиона, отколола здоровущий кусок его гривы, который упал на основание статуи, оставив на память большую трещину. Увидев последствия грозы, Мерлиона быстренько затянули в леса и приступили к основательной реставрации, делая статую краше прежней, подлечивая старые болячки и вообще, наводя полный марафет. Подошла я к Мерлиону в прошлый раз и увидела нечто закутанное и упакованное в строительные леса, а вокруг маленького Мерлиончика клубящуюся толпу желающих сделать фото на фоне.

Сингапур. Еще раз про любовь...

В этот раз Мерлион предстал во всей своей могучей красе, щедро орошая мелкой водяной пылью всех, кто осмелился подойти к нему поближе. Ну, а поскольку Сингапур никогда не был полюсом холода, то количество желающих погулять под освежающими брызгами превзошло все разумные пределы. Мерлион был так прочно оккупирован и вокруг него так лихо размахивали палками для селфи, что подойти к нему поближе я не рискнула, решив полюбоваться издали. И правильно сделала — большое видится на расстоянии.

Ночью, забравшись на лодку Marina Bay, я любовалась Мерлионом в ночи, сияющим красными глазами и выпускавшим неизменную струю воды, дробившую огни ночных подсветок. И толпа желающих рассмотреть символ города поближе не стала меньше, а даже наоборот, увеличилась и уплотнилась. Ну и когда любоваться им в одиночестве, спрашивается? Даже Сингапур не нашелся, что ответить…

А жара крепчала… Или мне так казалось. Еще вчера я пробегала по родному городу в куртке, мечтая о солнце и лете, а оказавшись в долгожданном лете, совершенно расплавилась на экваториальном солнце и готова была малодушно сбежать в отель, где кондиционеры обещали прохладу. И ведь сбежала бы! Но бодрая совесть, никогда не покидающая свой пост, намекнула, что впереди два морских дня, когда можно будет отсидеться, отлежаться, отоспаться и озвереть от вынужденного безделья, а потому давай, топай дальше и будет тебе счастье. Пока слабоволие и усталость вели внутренний диалог с любознательностью, неугомонностью и чувством ответственности, глаза тихонечко любовались заливом, скользящими по воде лодками и отелем, стремительно и безоговорочно занявшим место еще одного символа Сингапура — Marina Bay Sands.

Сингапур. Еще раз про любовь...

А ноги, напрямую подключенные к любознательности, несли меня дальше, чтобы посмотреть то, что в прошлый раз я увидеть не смогла, не потому, что поленилась, а потому, что не было тогда в Сингапуре знаменитых «Садов у залива». В «Cады» я бы пошла в обязательном порядке, в любую погоду, при любой усталости — мне очень хотелось увидеть своими глазами, как изменилась стройплощадка, которую я видела с высоты и какие чудеса успели там создать неутомимые сингапурцы.

Но до «Садов» и чудо-деревьев, которые можно было смотреть и в сумерках, и в полной темноте (это даже еще лучше, если успеть к началу шоу), я собиралась зайти в два купола-оранжереи, которые много чего обещали, если и не неожиданного, то наверняка красивого. К тому же, в прошлый раз я видела эти купола уже построенными и любопытство, как там все устроено внутри, меня откровенно терзало, толкая вперед.

Сингапур. Еще раз про любовь...

Очередь за билетами, пропускающими в купола, впечатляла. Но не испугала. И пока я решала, какой из куполов будет первым, шустрая девушка сунула мне в руки программку с рекламкой, определив мой выбор — сначала цветы, все остальное потом.

Мне повезло. Мне даже очень повезло! В Цветочном куполе проходила выставка тюльпанов из Голландии, ну и другие весенние цветы были представлены тоже, конечно. Но главными персонажами были тюльпаны. И я не могла даже представить, какое чудо я увижу внутри…

Сингапур. Еще раз про любовь...

Огромные поляны тюльпанов совершенно нереальных цветов занимали все пространство оранжереи. Сорта и цвета были изящно сплетены в картины, высажены по оттенкам, рассажены бордюрами и собраны в композиции. Тюльпановый рай, а может и тюльпановое королевство встретило меня и покорило с первого взгляда. Ароматные гиацинты, томные нарциссы, парадные фуксии, стыдливые ромашки были только фоном для тюльпанов. И не одна я пала жертвой красоты этой выставки. Количество туристов превосходило все пределы разумного, но странная вещь — никто не мешал почувствовать себя наедине с цветами и в памяти остались цветы и ничего лишнего. Видели бы всю эту цветущую и благоухающую роскошь! Какое это было счастье!!!

Только заходя на третий круг созерцания (передвигаться приходилось кланяясь каждому тюльпану, чтобы сфотографировать его с самого лучшего ракурса), я неожиданно сознала, что во-первых, здесь совсем не жарко, а очень даже комфортно да и фотоаппарат давно перестал запотевать, и ничто не мешает снимать цветы и во-вторых, как-то изменилось освещение, в сторону закатного. Тогда до меня дошло, что среди тюльпанов я хожу уже не первый час и пора уходить, наступив на горло своей песне. Муж поддержал мой благородный порыв, к тому же ему намного больше хотелось погулять во втором куполе…

Тропический лес обещан был во втором куполе оранжереи (в том, что повыше).

Сингапур. Еще раз про любовь...

Тут было еще свежее, уже до приятности, но влажности было больше — старался водопад, низвергавшийся из-под купола и с грохотом (как и положено порядочному водопаду) обрушивавшийся вниз. И здесь было невероятно красиво: тропические растения оплетали огромную гору, мостики проходили под и мимо водопада, совершенно дивные озерца украшали этажи, с высоты можно было полюбоваться заливом и Сингапуром, да еще и вверх вез быстрый лифт, а витая лестница вела вниз, что в конце насыщенного дня было просто подарком для ног. Было очень красиво и местами даже грандиозно, но не смог Тропический лес в моих глазах обскакать Цветочный купол, тому причиной были исключительно тюльпаны, моя огромная любовь в мире цветов…

Нигде я пока не видела такой красоты, да еще и созданной в такие рекордные сроки. Только Сингапур, поистине невероятный город, смог так удивить. А тюльпаны мне потом снились не одну ночь, раскрашивая сны своими чудесными бутонами в самые красивые цвета. Даже обилие впечатлений, пополнявшееся потом каждый день новыми чудесами, так и не смогло обойти тюльпаны, чтобы вытеснить их из моих снов.

И вот думаю я… Наверное, осенью в Цветочном куполе будут тыквы и все оранжево-золотое. А ближе к Рождеству появятся елки, Санты и прочая красно-зеленая радость, украшенная пусть и искусственным, но все-таки снегом. А потом весна и кто знает, что в этот раз украсит купол вместо тюльпанов… Надо бы вернуться в Сингапур и увидеть своими глазами, что еще придумают в этом фантастическом городе, чтобы удивить весь мир.

… И тут мы осознали, что надо ускориться… Шоу в «Садах», равно как и шоу у залива проходит строго по графику, а очередь в лифт, чтобы подняться на 58 этаж отеля, еще надо выстоять, да и место тоже было бы неплохо занять удобное, чтобы руки и головы не сильно мешали смотреть и фотографировать. И подумав-посовещавшись, мы решили поторопиться в отель «Marina Bay», чтобы с его высоты смотреть шоу и в «Садах», и у залива. Второго вечера в Сингапуре у нас не было, как и второй возможности увидеть всю эту красоту с земли… И мы ускорились.

Сингапур. Еще раз про любовь...

Сингапур приготовил маленькую приятность, чисто финансового плана. Покупая билет на лодку отеля, надо показать ваши посадочные талоны, если вы летели «Сингапурами». Скидка в 15% может и не самый крупный подарок, но приятный в любом случае, тем более в таком недешевом городе, как Сингапур. Жалко, что посадочный талон не дает право обойти очередь в лифты, потому как ждать пришлось долго, нервно посматривая на часы и поторапливая и без того сверхскоростные лифты.

Шоу супер-деревьев начиналось раньше, с него мы и начали. Наверное, внизу было еще интереснее. Но сверху был шикарный обзор, да и посмотреть на деревья с такого ракурса оказалось любопытно. А я пыталась сопоставить картинку пятилетней давности с тем, что вижу сейчас и совершенно не узнавала место — голая земля и мутная вода залива исчезли, как по мановению волшебной палочки, уступая место сказочным деревьям.

Сингапур. Еще раз про любовь...

То, что Сингапур вырос и стал больше, с высоты отеля было особенно заметно. Казалось, что не была я в этом городе несколько десятилетий, так поменялась картина города. Потом, дома, я сравнивала фотографии «до» и «после» и все равно не верила своим глазам. Когда они успели, как им удается так быстро созидать новое, сохраняя то, чем можно по праву гордиться и при этом бережно охранять природу? Воистину, Сингапур один такой. И ведь нет здесь ни нефти, ни газа, ни залежей золота. Воду питьевую и ту завозят из Малайзии. Как ему удается быть таким? Я не знаю… Но иногда я очень хочу жить в Сингапуре.

Мне очень нравится любоваться Сингапуром сверху. Не имеет значения, днем ли это, ночью ли — город найдет чем поразить, впечатлить и ошарашить. Построенный по всем законам фен-шуй, с полным согласованием между ландшафтами, архитектурой и учением о потоках энергии, он подпитывает тебя и дает сил, хватающих с избытком на очень длинный и очень насыщенный день…

Утренняя дымка стирает границу неба и залива, прячет за неверным маревом корабли, замершие на рейде в самом большом порту мира.

Горячее солнце полудня дрожит на глади залива, блестит на многочисленных зеркальных боках небоскребов, заливает все расплавленным золотом и если не случится дождя, то сверху можно рассмотреть даже далекие острова.

Ну, а вечер дарит красоту закатного неба и чудо человеческих рук — шоу огня и света, положенное на музыку. А в это время город стремительно погружается во тьму, зажигая свои яркие и теплые огни и начиная рассказывать сказки…

И опять я не успела прокатиться на колесе обозрения, чтобы увидеть еще и «Marina Bay Sands» с высоты, но я и не ставлю точку на своих путешествиях в Сингапур. К тому же город обещал еще много чего интересного…

Сингапур. Еще раз про любовь...

В ожидании начала шоу народ все прибывал и прибывал, лифты подвозили и подвозили новые порции жаждавших зрелищ. Серьезные фотографы с внушительными штативами и объективами, способными пересчитать все пятна на луне (по причине того, что солнце уже закатилось, не дождавшись подсчета его пятен), поглядывали свысока на меня и мою верную Соньку. Но я верила в Соньку, проверенную не одной ночной съемкой, мы с ней и без штатива управляемся, главное, место занять козырное. И пока город готовился к началу шоу, я полюбовалась красавцем-«Фуллертоном», толпой вокруг сияющего в ночи Мерлиона, подсвеченными «Дурианами» и даже нашла наш отель, дружелюбно подмигнувший всеми своими окнами.

Сингапур. Еще раз про любовь...

Где-то громыхала гроза, отправляя на землю молнию за молнией, сновали кораблики по заливу, огни разгорались все ярче, небо темнело все сильнее. Один-единственный вечер в Сингапуре — это ничтожно мало. Это так мало, что начинаешь себя ругать за вечную спешку, за невозможность растянуть границы отпуска, за желание впихнуть в одно путешествие много всего, за нехватку денег на все мечты…

Но все же это лучше, чем совсем ничего. И осознание того, что завтрашний отъезд нельзя отодвинуть хотя бы еще на одни сутки, разъедал душу печалью. И мысль о том, что в Сингапур можно прилетать каждые пять лет, чтобы по прилету совершенно не узнать город, поразиться переменами и начать его изучать заново, пришла в наши головы одновременно, равно как и мысль, что в следующее путешествие мы будем любоваться шоу с земли, чтобы не пропустить ни одной детали, а еще лучше с кораблика, чтобы попасть в самую гущу событий…

Сингапур. Еще раз про любовь...

Быстро пролетело шоу. И день подошел к концу. Вечер не принес прохлады, но это уже не имело никакого значения. Отстояв совершенно катастрофическую очередь к лифтам и поразившись, что здесь не принято пропускать вперед семьи с маленькими детишками, отчаянно зевавшими, громко ревевшими и всем своим видом протестовавшими против человеческого равнодушия, мы наконец-то спустились с небес на землю.

Вообще-то надо было подумать, где и чем поужинать. Но посовещавшись, мы решили, что не так и проголодались, чтобы менять зрелища на хлеб, что по дороге в отель купим какой-нибудь фрукт и бутерброд мужу, что чай есть в номере и что завтра нас начнут откармливать на корабле, так что мы сегодня запросто потерпим без разносолов. Забегая вперед скажу, что фрукты купить было не проблемой, а вот бутерброд мы так и не нашли, вместо них магазин предлагал необычайно разнообразный ассортимент суши и роллов, заменявших сингапурцам бутерброды. Пришлось довольствоваться фруктами, от роллов муж категорически отказался.

Время мы выкроили на прогулку по набережной, но сил уже почти не оставалось. Вспомнилось вдруг, какой сегодня длинный день, начавшийся еще в самолете и вместивший столько всего интересного и удивительного. В который раз подумалось, что надо было исхитриться, но выкроить еще хотя бы один день на Сингапур, да теперь ничего уже не поделаешь…

А город подмигивал огнями и звал гулять всю ночь напролет, обещая удивлять и удивлять. Ночью в Сингапуре безопасно, также, как и днем. То, что ничто тебе не угрожает, чувствуешь всей шкурой — никогда не дремлющая чуйка, готовая взреветь сиреной, предупреждая, что сейчас что-то может произойти, в Сингапуре отключается, уходя в режим глубокого сна. Не ищите на улицах армию полицейских, я их вообще ни разу не встретила в городе. А вот камер, фиксирующих каждый вздох и каждый взгляд, навешено великое множество и некоторые я разглядела только дома, рассматривая фотографии на мониторе. Если что натворите, те, кто следят за порядком, материализуются мгновенно, дабы наказать по всей строгости сингапурских законов. А законы там ого-го какие, вот и опасаются их нарушать те, кто не совсем законопослушен. В общем, гуляйте и ничего не бойтесь, пока силы не закончатся…

Прошлись в который раз по мосту ДНКа, останавливаясь на каждой из пяти вынесенных смотровых площадок, чтобы полюбоваться заливом и удаляющимся отелем, нашли под ногами вмонтированные в асфальт светящиеся буквы A, T, C, G, обозначающие аминокислоты, входящие в состав ДНК. Так и не вспомнила, разглядела я их в прошлый раз или прошла мимо, не зацепив взглядом…

Сингапур. Еще раз про любовь...

Потом бросили прощальный взгляд на всю эту красоту и на совершеннейшем автопилоте отправились в отель, по опустевшим улицам спящего Сингапура.

Сингапур. Еще раз про любовь...

Самые интересные и самые красивые сказки имеют несчастье быть очень короткими. Так получилось и с Сингапуром. Но в этот раз, в присутствии всех заинтересованных сторон — муж, я и сам Сингапур, мы дали слово, что обязательно вернемся…

Утро было совсем коротким. Потом огромный корабль тихонечко отходил от причала, Сингапур разворачивался за бортом, провожая нас в путь. Мелькнули гигантские деревья «Садов», огромное колесо обозрения и пропали, словно их и не было. Только лодка отеля долго-долго смотрела нам вслед, пока и сама не исчезла за горизонтом.

На обратной дороге я так и не смогла выйти из аэропорта — самолет опоздал с вылетом больше, чем на час, отобрав время у и без того не очень длинной стыковки, да и глубокая ночь, помноженная на огромную усталость, утихомирили мою непоседливость. Я так и не попрощалась с Сингапуром, а значит мне непременно надо вернуться в этот фантастический город, живущий в далеком и прекрасном будущем…

И несколько советов в самом конце…

— Такси в Сингапуре ни разу не роскошь. Это собственное авто роскошь, которая далеко не каждому по карману. Так что разъезжать на такси вполне можно себе позволить, если очень надо.

— Подземка в Сингапуре удобнейшая! Варианты покупки билетов надо предварительно рассчитать, чтобы решить, что выгоднее — разовый билет, чтобы добраться до далеко расположенного Ботанического сада и вернуться назад или вы все время будете кататься в вагонах подземки, игнорируя пешие прогулки.

— Сингапур самый безопасный город из всех, что я видела. Там действительно можно не опасаться ни за свои карманы, ни за свою жизнь. С вашей стороны потребуется соблюдать нехитрые правила, обязательные для всех и не требующие сверхусилий.

— Еда в Сингапуре совершенно безопасная. Везде! Захотелось есть — ешьте спокойно. Вот с выбором, где и что поесть, сложнее — очень уж много в этом городе вкусной и разнообразной еды, просто глаза разбегаются.

— Самая дешевая еда в Китайском квартале. Там же надо покупать и сувениры.

— Сингапурское солнце коварно и беспощадно. Даже очень хмурый день может наградить вас ожогами. Мажьтесь кремом с самым высоким фактором защиты и все будет в порядке.

— Дожди в Сингапуре дело привычное. Сингапурцы без зонтика, похоже, из дома не выходят.

— Больше пейте обыкновенной бутилированной воды. Климат Сингапура вызывает сильное обезвоживание и обмороки туристов случаются часто, сама видела неоднократно. Ну и голову хорошо бы прикрыть, очень уж темечко напекает…

— Туалетов в Сингапуре много, бесплатных и стерильно чистых.

— Помните, что в храмах надо вести себя соответственно. Где приняты какие правила, вам объяснят и лучше не ждать, когда вам ткнут в вашу ошибку, попросив на выход.

— Говорят в Сингапуре на «синглише», эдаком непонятном английском. Но даже среднего уровня английский сильно упростит вам жизнь.

— Обязательно посмотрите этнические кварталы — Китайский и Индийский. Вы увидите бездну национального колорита (особенно в Индийском), национальную кухню, специфические сувениры и прочие моменты, присущие жителям этих стран.

— Прокатитесь в кораблике по реке — ветерок, тенечек, виды города. Короче, масса удовольствия за приемлемые деньги.

— Не пропустите шоу у залива. Откуда его лучше посмотреть — решайте сами, красиво будет отовсюду.

— Обязательно поднимитесь на «Marina Bay Sands»! Шикарная панорама города вам гарантирована. Время подъема не принципиально, красиво будет в любом случае.

— «Сады у залива» — непременно идти! Лучше к началу шоу «Рапсодия», если конечно вы располагаете так свободно временем.

— Сингапурский зоопарк — удовольствие для детей и взрослых. Были в прошлый раз, в этот элементарно не хватило времени. Очень жалею… Не пропустите!

— Остров Сентоза — опять не попали… Ну хоть вы побывайте.

— Ботанический сад. Может и не обязательно, но весьма рекомендую. Особенно красиво в Саду Орхидей.

— Внимательно изучите дома, погуляв по сайтам интересующих вас мероприятий и мест, где и как можно получить скидку. Может и мелочь, а приятно, да и раскидываться деньгами совершенно не стоит.

— Хостелы в Сингапуре есть! Но цены сингапурские, вы ж понимаете…

— Улыбайтесь! Сингапур удивительно дружелюбный город и вашу улыбку оценят по достоинству.

И, на всякий случай, наш маршрут, вдруг кому пригодится…

1. Ботанический сад (на подземке, станция так и называется «Ботанический сад») плюс Сад Орхидей. Сад бесплатно, за орхидеи придется заплатить. Хорошо бы отвести на посещение целый день, но так мало кому везет, поэтому рассчитывайте минимум на четыре часа.

2. Китайский квартал. Время рассчитать сложно, практически невозможно. Много чего можно посмотреть, одни храмы съедят львиную долю времени, выделенную на квартал. Здесь же сувениры, здесь же обед. Если смотреть обстоятельно, километров намотаете немало…

3. От Китайского квартала пешком на набережную. Неспешно прогуливаясь посмотрели скульптуры, постояли у «Фуллертона», дошли до Мерлиона (большого и маленького, они рядом), посозерцали залив и отель «Marina Bay Sands» перешли по новому Юбилейному мосту, пешеходному, открытому к 50-летию Сингапура. Дальше мимо стадиона вышли на мост ДНК (он же Helix), обошли Марину Бэй и вышли к «Садам у залива».

4. «Сады у залива». Пока до заката было достаточно времени, поспешили в Оранжереи. Очередь за билетами двигалась быстро, но постоять все равно пришлось какое-то время. Цветочный купол заставил забыть о времени, и здесь мы очень задержались, к полнейшему моему удовлетворению. Облачный лес не менее интересен, бродили там долго.

5. Гигантские деревья «Садов у залива». Чем темнее, тем интереснее гулять под деревьями. Но пришлось поторапливаться, чтобы успеть к началу шоу подняться на »Marina Bay Sands».

6. Отель «Marina Bay Sands». Очередь в кассу была не очень большая, а вот очередь к лифтам двигалась медленно. Сначала посмотрели шоу «Рапсодия» супер-деревьев, потом поспешили на другой «борт лодки», ждать шоу у залива и любоваться ночным Сингапуром.

7. После шоу, опять отстояв очередь к лифтам, по мосту ДНК перешли на набережную. Дальше гуляли, пока ноги могли передвигаться.

В принципе, можно было втиснуть в этот день еще что-нибудь, но еще дома мы решили, что в Ботаническом саду мы торопиться не будем и строили маршрут с учетом задержки на фотографирование понравившегося и приглянувшегося.

Что осталось сказать… Я очень завидую тем, у кого открытие Сингапура только впереди. Вы даже не догадываетесь, какие вы счастливые люди. В Сингапуре надо побывать обязательно, он один такой на нашей планете.

И спасибо всем, кто гулял со мною по этому фантастическому городу!