Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 16:54

Тутаев — Россия Август 2016

В этом году мы впервые познакомились с Романовым-Борисоглебском (Тутаев), причем заглянули туда дважды: в мае и в августе. Волга делит городок на две части — Романовскую и Борисоглебскую. В ходе майской поездки мы побывали на Борисоглебской (правой) стороне и, соответственно, оттуда могли обозревать живописные весенние панорамы противоположного берега. А спустя три месяца нам довелось оказаться в левобережной части — в Романове. Не спеша побродили по его старинным — почти деревенским — улицам, заглянули в древние храмы, полюбовались на волжские просторы и симпатичный Борисоглебский берег, где размещается архитектурное чудо — Воскресенский собор.

Начну с краткой практической информации — быть может, она кому-нибудь окажется полезной. Не беда, что Тутаев разделен Волгой на две части, беда в том, что между этими частями города нет никакого моста. Зимой жители перебираются по льду, а летом каждый час ходит паром, куда берут и автомобили. Если же нет необходимости в перевозке машины, то можно воспользоваться еще одним вариантом переправы — услугами частных перевозчиков на лодках-моторках.

Спуск к парому

Через Тутаев по обоим берегам реки проходят автомобильные дороги — они связывают Ярославль с Рыбинском. Качество покрытия на них среднее, но никаких особых проблем при движении по этим дорогам, что по левому, что по правому берегу, не возникает. Различие лишь в том, что дорога справа (Р151) пошире и попрямее, а слева — более узкая и извилистая.

Для тех, кто въезжает в город с Романовской стороны, советую припарковаться на улице Ушакова (46 57.879028, 39.547622).

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Это как раз напротив Крестовоздвижеского собора, который слывет и наиболее значимой достопримечательностью, и местом зарождения Романова.

Далее можно прогуляться пешком по набережной или по параллельным улицам, ведущим в северном направлении, заглядывая по пути в храмы и другие примечательные строения.

И еще про жилье. В обеих поездках по Ярославской области мы останавливались на ночь в гостиничном комплексе парк-отель «Спасское». Он располагается на левом Волжском берегу около села Спасс — на расстоянии 15 км от Рыбинска и 40 км от Тутаева. Ранее я уже рассказывала подробнее об этом месте в заметке По Верхневолжью: Дёмино-Рыбинск.

Город Романов наречен в честь князя Романа, однако не совсем ясно — о каком князе идет речь. По летописным свидетельствам город был основан в 1280-х годах угличским князем Романом Владимировичем Святым. На высоком волжском берегу «супротив Борисоглебской слободы» был построен кремль (детинец) и заложена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста Господня.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Но времена были неспокойные — в XIII—XIV вв. город не раз подвергался разрушительным набегам новгородских ушкуйников и ордынцев. Тогда в судьбу города вмешался еще один Роман — ярославский князь Роман Васильевич — он в 1345 году заново отстроил «городок Романов во имя свое».

В середине XV века в романовских землях появилась новая владелица — княжна Мария Ярославна — жена Василия Темного и мать Ивана III. По её указанию вокруг древнего городища были насыпаны мощные земляные валы, увенчанные по гребню рублеными стенами. Укрепления сгорели в 1622 год, а сами валы сохранились и по сей день.

Романов и Борисоглебская слобода не раз попадали в отечественные летописи. В 1563 Иван Грозный пожаловал Романов ногайским татарам-мурзам — «на кормление». Они несли службу по охране восточных границ государства и, в тоже время, контролировали денежные сборы.

Романовская дружина отмечена в летописях Смутного времени — она в составе ополчения Минина и Пожарского соучаствовала в борьбе с польскими интервентами.

В Петровскую эпоху получили известность изделия романовских мастеров и ремесленников. На всю Россию прославились, как сейчас говорят — бренды города — романовские гвозди, суда — «романовки», романовский лук, романовские овцы.

В 1822 году указом Александра I Борисоглебская слобода и Романов были объединены — появился город Романов-Борисоглебск.

Одна из ключевых достопримечательностей Романова городища — Крестовоздвиженский собор, «что в валах» (1658 г.).

Первоначально на месте каменного храма стояла деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Во времена Ивана Грозного деревянный прототип принялись заменять на каменный — вначале его сделали одноглавым, со шлемовидным верхом, без колокольни. После завершения Смутного времени храм перестроили. К 1658 году появилась шатровая колокольня, новые главы, два придела с каменными шатрами и паперть.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

С 1930-го по 1992-ой год Крестовоздвиженский собор был закрыт, но до закрытия в нем находилось большое количество икон XVII века. Теперь в соборе вновь проводятся регулярные богослужения, и туда следует заглянуть — хотя бы для того, чтобы увидеть фрески, выполненные ватагой величайшего мастера древнерусской живописи Гурия Никитина.

Роспись собора происходила в два приема. В 1650-х гг. артелью костромских художников под руководством Василия Ильина при участии Гурия Никитина была расписана паперть. Спустя почти двадцать лет фрески появились и в главном храме. В этот раз бригаду изографов возглавил сам Гурий Никитин.

На столбах внутри храма изображены лики святых греческой и русской церквей, а на стенах — библейские сюжеты. Некоторые из них неплохо сохранились — «Вселенские соборы», «Апокалипсис», «Древо Иесеево». Многие другие фрески требуют реставрации.

Внутри собора стоят несколько стендов с интересными материалами о фресках и их создателях, а также ящик для сбора пожертвований на дальнейшую реставрацию — храм восстанавливается «всем миром».

После осмотра собора мы походили по бывшему детинцу. Здесь можно взобраться на сохранившиеся валы и сделать очень антуражные снимки собора.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

С запада Романово городище имело естественную защиту — крутой береговой склон. Тропинка, ведущая к берегу, идет мимо дома Зацепиных — в начале XIX века здесь была обширная дворянская усадьба с многочисленными дворовыми постройками.

На противоположном берегу видна белокаменная Благовещенская церковь.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Особенность ландшафта Романовской стороны — крутые волжские берега, изрезанные многочисленными оврагами — … город стоит на семи холмах, семи оврагах и семи ключах… Даже улицы здесь именуются: 1-я Овражная, 2-я Овражная…

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Южнее валов расположена Вознесенская (Леонтьевская) церковь 1795 г. Ранее здесь тоже стоял деревянный храм XVI века. Он был возведен в честь святого Леонтия Ростовского. По имени церкви и вся окружающая местность получила в народе название — Леонтьевка.

Все исторические уголки города соединены между собой тенистыми патриархальными улочками — здесь легко проникаешься несуетной атмосферой провинциального городка.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Через маленькую речку Медведку в 1911 году построили каменный мост-виадук. На карте он позиционируется как достопримечательность. В день нашего путешествия местные коммунальщики занимались подновлением и подкраской моста, загромождая своими приспособлениями все хорошие ракурсы — поэтому мост на наших снимках отсутствует…

В Романове сохранилось значительное количество памятников гражданской архитектуры XIX и даже XVIII века.

На центральной городской площади — площади Ленина — находится здание пожарной части 1912 г. Романовская пожарная каланча удостоилась сыграть кино-роль — именно она изображает каланчу Старгорода в гайдаевском фильме «Двенадцать стульев».

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Соседствующий с каланчой памятник вождю мирового пролетариата выглядит каким-то мелковатым … по сравнению со своим пьедесталом.

Между площадью Ленина и берегом разбит сквер — здесь остались скульптуры из советских времен, но есть и современные архитектурные формы, например, детский городок.

На дорожке, спускающейся от сквера к берегу, попадается небольшой участок, освобожденный от дерна — там обнаруживается ровная каменная укладка — так в купеческие времена выглядели местные мостовые.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Среди романовских зданий примечателен дом нотариуса В. Ф. Маслока (1862 г.) Сам особняк кирпичный, но декоративные украшения придают ему вид русского деревянного терема.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Самый узнаваемый прибрежный уголок города — ансамбль Казанской-Преображенской церкви (1756—1758 гг.) с колокольней.

Церковь возвышается на площадке, устроенной из валунов и булыжников на береговом склоне. По преданию, для укрепления береговой линии, всех прибывающих в город торговых людей обязывали свозить сюда камни. Огромные валуны можно разглядеть и с противоположного берега.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Ранее на этом месте располагался небольшой монастырь. В 1588 году местный житель Герасим принес из Казани в Никольский храм этого монастыря чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

Рядом с Казанской церковью, за очередным оврагом, начинается Кустодиевский бульвар — уютная набережная Волги в обрамлении березок, кованой чугунной ограды и симпатичных купеческих особнячков.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Отсюда, со смотровых площадок Кустодиевского бульвара, открываются приятные панорамные виды противоположного берега.

Воскресенский собор

А как этот бульвар выглядел в XIX-начале XX века можно увидеть на картине «Гуляние на Волге» Бориса Михайловича Кустодиева. В те времена эта набережная была весьма оживленным местом.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Спасо-Архангельская церковь построена на средства прихожан в 1746 — 1770 гг. — опять же на месте сгоревших деревянных церквей. Так как в Романове большинство населения придерживалось старообрядчества, то в 1855 году эта церковь стала соответствовать старообрядческим (единоверческим) канонам.

Далее на прибрежном холме возвышается Троицкая церковь «на погосте» 1783 г. Это уже северная окраина Романова.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Покровская церковь (1654 г.) располагается также в северной части города, в отдалении от берега, а потому не видна с реки. Храм сравнительно приземистый, с небольшой главкой и пристроенной шатровой колокольней. Колокольня украшена нарядными поливными изразцами. Покровская церковь оставалась действующей в советское время и потому сохранила все свое убранство. В храме имеется редкая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Прибавление Ума». К ней обращаются за помощью в учебе и за избавлением от душевных заболеваний. Икона двухсторонняя — на тыльной стороне написан образ Спасителя.

На периферийных улицах каменные дома сменяются деревянными.

По Верхневолжью: Романов-Борисоглебск. Романовская сторона

Среди них немало интересных с затейливыми резными узорами на ставнях. И почти у каждого дома имеется свой палисадник, радующий буйным цветением георгинов, мальвы и флоксов… Или красными гроздьями рябины… Или зреющими тыквами…