Турист Сергей Кожевников (geberit)
Сергей Кожевников
был 25 октября 2012 10:25

Иордания Октябрь 2010

Поездка в Иорданское хошемитское королевство сложилась несколько случайно. В очередной раз, решив поехать к Красному морю подумалось вдруг: А ведь не только Египтом богато Красное море. Вспомнилось что несколько лет назад, будучи в Табе — я смотрел с интересом на противоположенный берег и слушал гида — он говорил, что на протяжении буквально 40 километров там сходятся 4 государства — Египет, Израиль, Иордания и Саудовская Аравия. Почему всегда Египет — спрашивал я сам себя. И вот решено — теперь это будет что-то новое — пусть подороже (соотношение цена /качество для меня у Египта высокое), но разнообразнее. Бронируем отели по пути следования через booking.com. ком и вот поездка вырисовывается:

Прилет Иорданскими Авиалиниями в Амман. Были и другие варианты — но по ряду причин выбрали именно этот способ. Хотя один из них меня долго манил — прилет в Каир, ночевка, посещение пирамид, а на следующее утро в Амман. Но оказалось это значительно дороже. Вечером легкий осмотр района отеля (Hotel Ibis) и поиск агентства для организации трансфертов по стране.

На следующий день посещение музея археологии и храма Геркулеса и в Аммане и переезд к Мертвому морю. Там двое суток в отеле Dead Sea Spa и переезд в Петру через гору Небо и Мадабу (Карта Иерусалима из мозаики). Два дня в Петре (Edom Hotel) на осмотр и далее переезд к Красному морю. Теперь 6 дней пляжный отдых (Coral Bay) и снова в Амман, ночевка и утром отлет в Москву.

Так и вышло — в самолете было достаточно комфортно, а вмонтированный в спинку экран позволил даже насладиться полетом. Когда пилот объявил, что мы идем на посадку, то мы взмолились — «ну не так быстро, покружи еще, пожалуйста». Захватила игрушка боулинг, в которой невозможно было сделать не только «Strike», а даже «Spare». Четыре человек на протяжении 2 часов бились-бились, а рекордом оставался результат 68!

Амман.

Зелень (два ряда деревцев) была видна вдоль дороги из аэропорта в сам город Амман. Причем в наступающей темноте были видны группы и семьи отдыхающие в этих хилых посадках и жарящие шашлыки. Да уж, подумал я, если нет лесов, то и два деревца у оживленной и пыльной дороги будет прекрасным местом расслабиться. Я даже спросил у портье отеля- является ли этот вид отдыха популярным в Аммане. Ну не совсем так отвечал мне дипломатичный и сверхвежливый портье — вчера по этой дороге проходил марафон, и болельщики по окончании решили сразу и поесть на природе. А парки и озера у нас есть, не без гордости продолжал он. Я поверил ему на слово.

С утра решили попробовать позавтракать не в гостинице. Время около 10 и мы вышли в город Амман. Даже закусочные с надписями «снеки 24 часа» только-только раскладывали прилавки и нанизывали на вертел курятину. То есть завтрак только в гостинице и точка. Не всегда это удобно — на обратном пути, в день вылета в Москву весь холл ресторана был битком забит группами туристов говорящих на французском (вероятно это французы озарила догадка) «Не факт» — сказал внутренний голос — бельгийцы могут тоже хотеть есть с утра…

Иордания. Попытка разнообразить отдых на Красном море

В противовес Вьетнаму, где все практически ездят на мопедах — в Иордании этот вид транспорта не в фаворе. Не видели за день ни одного — только на машинах. В Аммане нет общественного транспорта — но на такси не дорого- за 3 динара (150 рублей) таксист вез нас минут 30 по городу, потом 1,5 часа ждал и затем отвез обратно в гостиницу. На обратном пути проехали мимо небольшого, но красивого магазина «Harley-Davidson» — т. е. по теории вероятности существует такая возможность и теоретически кто-то покупает здесь мотоциклы хотя бы иногда. Такси недорогое только там где есть конкуренция и неподалеку от Аммана. На Мертвом море заказать такси к водопадам стоит не менее 70 динар. Дело в том, что все машины стартуют из Аммана, а затем к Мертвому морю — оттуда к заказанной точке, и в конце концов возвращаются в Амман.

Толи это жара толи недостаток влаги, но в городе совсем мало зелени. Дома лепятся друг к другу. Большой муравейник и все тут. Говорят в Аммане практически нет светофоров — так спроектированы развязки, что просто по правилам все едут и проезжают. Да затруднения все равно бывают по вечерам и утрам, но честь и халва (или хвала) местным проектировщикам за такое оригинальное решение.

Во время посещения Цитадели и археологического музея поразил следующий факт — в древние времена местные люди внезапно умершего ребенка хоронили прямо в комнате под полом. Чтобы все члены семьи находились рядом. Еще одно- на территории Иордании находят поселения датируемые 4–5 тысячелетием до рождества Христова. В России захоронения намного моложе насколько я помню.

Иордания. Попытка разнообразить отдых на Красном море

По дорогам удивляют здания вместо крыши у которых столбы бетонные устремлены в небо. Некоторые здания в один этаж, некоторые в два, есть и в три, но все равно вместо крыши столбы. Оказывается, это чтобы выросшие дети не уезжали, а достраивали дом вверх, когда настанет время организовать свою семью. И часть дома уже готова и к маме (теще) на блины не так далеко бегать.

Мертвое море. В ресторане отеля на Мертвом море был даже поджаренный бекон- тот кто бывал в арабских странах понимает мое изумление. Отель был самый плохой вероятно на Иорданской части Мертвого моря- всего 4 *. Остальные несколько отелей уровня 5 *. И тем не менее нам он понравился и если судить по группам туристов с рюкзаками появляющимися на пляже каждый день — это одна из популярных точек остановок маршрутов по Иордании. Говорят только в нашем отеле (Dead Sea Spa) дают бесплатно грязь для натирания (в соседних грязь это только часть недешевой специальной процедуры) — мажься пока влезет. Я встретил группу соотечественников которые натирались не этой бесплатно предлагаемой грязью, а самой натуральной- ее выковыривали из берега сами. В ней поменьше было солевых кристаллов, которые корябуют нещадно кожу при неумелом первом натирании. Потом эти царапины начинают болеть, а когда лезешь в соленую воду то на теле видны красные полосы, повторяющие движения ваших (или не ваших) рук. Кстати рядом с этим местом и берут грязь для отеля, но выкопанная своими руками как-то мягче и приятнее.

Мухи. Да уж. Это настоящий бич Мертвого моря — очень назойливые — некоторые покупают пологи и лежат на берегу под ними, чтобы мухи не достали. Особенно если с детьми. Меткое замечание по поводу мух на Мертвом море сделал наш водитель (по пустыне Вади Рам) бедуин Джимми — достаточно открыть дверь машины и уже миллион мух внутри. Я где-то в 1000 раз правдивее этого водителя, так как я сказал бы поточнее, и без не нужных преувеличений — дверь откроешь и только тысяча мух влетает мигом.

Иордания. Попытка разнообразить отдых на Красном море

Море приятное — плавать в нем смешно, но немного боязно. Брызги, попавшие в глаз очень жгут и надо быстро промыть глаза предусмотрительно прихваченной пресной водой. Много усилий тратится на повороты тела- как пробка барахтаешься и с трудом поворачиваешься. Некоторым даже трудно встать на ноги из горизонтального положения и просят помочь.

Что еще удивило — нет ни одной лодки, ни одного катера. Когда я спросил у бегающего по берегу моря менеджера отеля (кстати, немец — вот откуда такой высокий уровень) — а почему бы не отправить за уплывшей на середину моря иностранкой катер — он как-то быстро и печально ответил «нет тут катера». Не видно было лодок и с Израильской (противоположенной) стороны моря.

Посещение горы Небо. Интересное местечко. Оказывается, после того как Моисей водил 40 лет евреев по пустыням, они устали и начали роптать. Одним из первых стрелочников нашей эпохи оказался Моисей, так как именно его решил наказать бог за эти роптания. «Здесь ты и умрешь» сказали Моисею «и могилу твою не найдут». (Найти ее будет наверное очень трудно, я пытался и даже подкапывал что-то ногой, но не нашел). Но бог все-таки слегка сжалился перед смертью Моисея и дал ему орлиное зрение — чтобы тот смог увидеть напоследок конечную цель столь долгого похода- землю Ханаанскую Моисей эту землю увидел, а я нет (гид соседней группы так и сказал всем — «Вы отсюда эту землю не увидите»). Но зато я кажется увидел верхние этажи высоток Аммана, которые находились в километрах 40. Чур, чур меня, вот оно — орлиное зрение — а что если и меня похоронят где-то тут и еще 2000 лет никто не найдет моей могилы? «Ничего, ничего страшного» — успокоили меня. Похоронить тут без проблем (особенно если не перестану жадничать) и потом, при необходимости, быстро найти мою могилу пообещала жена.

Иордания. Попытка разнообразить отдых на Красном море
Мадаба. Осмотр древней мозаики большого впечатления не оставил — ну молодцы, конечно, в V веке постарались и выложили карту — ну тогда это было что-то — а сейчас картой мало кого удивишь — первоклассники рисуют карты и тоже неплохо получается. Понравились только рыбы со страхом плывущие подальше от Мертвого моря — соленость его всегда пугала живые организмы. Кто-то в древности уловил не хуже Дроздова выражение ужаса на не слишком выразительных рыбьих мордах и отобразил это чувство очень похоже.

Петра. Отель Edom в поселке Вади Мусса (Долина Моисея) оказался, сурпрайз-сурпрайз, соответствующим своей невысокой цене. Таким же был завтрак и вообще все. Но расположен около входа в Петру, что не маловажно, особенно на обратном пути. Мы с раннего утра вместе с огромной группой ломанулись в этот комплекс и скоро почувствовали, что все остались позади. Цена ежегодно повышается за посещение Петры и на текущий момент составляет 50 динар с человека (что нимало). Одними из первых мы пробежались по всем достопримечательностям, указанным в бесплатной брошюрке.

Казна конечно впечатляет. Дырки от пуль вызывают интерес — оказывается, что бедуины были уверены, что Казна полна золота и только не знание места, где золото спрятано, стоит на пути к бедуинскому счастью. Понадеялись на удачу и палили, ожидая, что вдруг прольется из нее золотой дождь. Не вышло, дождь, похоже, даже не начал накрапывать.

Удивила встреча с занимающейся бегом трусцой девушкой. Она бежала по комплексу в обычной для этого одежке- шортах и маечке, плеер в ушах. Вход в комплекс Петра в тот момент стоил 40 евро- или эта девушка работала в нем, или 40 евро ей было не жалко, или другого такого места во все Иордании для пробежек не найти, или еще чего, но все равно удивительно. Петра является национальным достоянием Иордании и отчеты о количестве посетивших ее туристов, а также денег полученных от входных билетов сообщаются ежегодно всему иорданскому народу. Российским аналогом этого могла бы быть встреча бегуна трусцой в греческом зале Эрмитажа. Пробежавшись по всему этому кладбищу- а я очень скоро понял, что перед нами просто кладбище набатейцев — просто так они хоронили кости умерших (что стало с мясом умерших, даже думать не хочу), мы решили пойти каким-либо альтернативным путем еще куда.

Иордания. Попытка разнообразить отдых на Красном море

На обратном пути (кстати некоторые участки не показались мне уж очень безопасными) мы встретили пару русских, которые гуляли уже второй день и сказали нам что вот Монастырь произвел на них большое впечатление. И его надо обязательно посмотреть. Вот Монастырь то нас и убил. Мы лезли и лезли вверх. Каждый поворот надеялись будет последним. Мимо проносились ленивые американцы на ослах и просто ослы (уже без вероятно выпавших по дороге американцев), а мы все ползли, стонали, но ползли вверх. Многие туристы спрашивали у спускавшихся счастливчиков — ну скоро там? Получали дипломатичный ответ — «уже близко!» и так повторялось многие часы (по крайней мере мне так казалось). Мы дошли до Монастыря живыми — да неплохо, но наслаждаться красивым видом лучше все-таки не в полуобморочном состоянии. Если упростить результат, то он таков — мы за полдня прошли маршрут рассчитанный наверное на 2 дня. На пути в отель ноги начало сводить судорогой. Зайдя в номер я попытался набрать горячей воды в ванну, но обнаружил что затычки почему-то нет. Не страшно -пятка то у меня сегодня с собой, вспомнил я как-то очень удачно. Но это чувство было обманчиво. Накупавшись и напарившись в горячей ванной, я решил выпустить воду. Пятку вынул из отверстия и начал с удивлением наблюдать, как вода из трапа на полу сначала заполнила весь пол в ванной, а потом хлынула в номер и похоже еще и в номера внизу. Засунул пятку обратно в сливное отверстие — не помогло, вода и не думала уходить из помещений. В результате ковровое покрытие сохло полдня — но снизу не прибегали, и то хорошо.

Вади Рам. Вернувшись с гор Петры мы все-таки из последних сил добрели до агентства и заказали на следующее утро джип, чтобы он нас провез по пустыне Вади Рам и затем завез в наш отель в Акабе. Нам пообещали джип выпуска 2010 года, и мы его получили. Вдобавок мы получили веселого водителя бедуина Джимми, сносно говорившего по английски. Джимми понравился — он был весел и сговорчив — сразу от отеля разогнавшись до 130 км в час, он внял нашим мольбам и снизил скорость до позорных 80 км/ч. При этом с плохо скрываемым сожалением частенько поглядывал на трусливых туристов (нас) и говорил — клиент, конечно, всегда прав. Джимми водил восемь лет лошадь для туристов по Петре, знал ее каждый уголок и сейчас заканчивал учебу в университете, чтобы стать дипломированным гидом. Наш опытный бедуин провез нас какой-то верблюжьей тропой в пустыню (сэкономил для нас по 15 динар с носа за посещение). Дикий арбуз, который мы встретили в этой пустыне просто просился в рот, но наш водитель уверил нас, что он не вкусен. Джимми напоил нас кофе у своего друга бедуина, объяснил что если человек больше не хочет кофе, то он должен вернуть чашку слегка покачивая ее- иначе его не поймут, и по законам гостеприимства обязательно подольют еще кофе в чашку. Гид объяснил что это подходит только для кофе -стакан из-под чая, нарзана, текилы, водки и др. можно возвращать без покачивания. Сама пустыня понравилась, красивы разноцветные пески и скалы из песчаника. Напоминали чем-то горы в американских фильмах про индейцев. Но я бывал в разных пустынях и сказать, что я просто был поражен не могу. Красиво и все.

Акаба. Отдых на море Hotel Coral Bay. Отель чем-то напоминал шриланкийский. Никаких спортивных развлечений и анимации. Все-таки арабский менеджмент чувствуется сразу. Ну не привыкли они по настоящему заботиться о туристах (очень на наших похожи в этом). Наверное считают — море есть — что вам еще надо. В перспективе такой бизнес обречен. Море неплохое, но почему-то бедноватое на рыб. Я правда несколько раз видел морскую черепаху. Кораллы очень красивы. В каждой поездке я пытаюсь найти что-нибудь неизвестное и на это раз удалось. Видел то ли червей толи миног, которые высовывались изо дна и покачивались на глубине 3–4 метров. Крылатки позировали особенно успешно. Проплывал вдоль берега метров по 300, но всегда в одну сторону. В другую была военно- морская база — ну ей богу похоже на Шри Ланку. За вход на наш пляж отель брал с не проживающих здесь туристов 15 динар (17 евро) при этом давали полотенце и лежак — не дешево. Последние несколько дней становились все прохладнее и ветер усиливался. Тут не угадаешь — погода переменчива в это время- конец октября-начало ноября. Дорога обратно в Амман была утомительна- пытаясь сэкономить, я заказал частное такси. Упс- машина вместо белоснежной Camry о которой я договаривался 7 дней назад внезапно оказалась потрепанной кореянкой и я вынужден был 5 часов задыхаться в смердящей бензином Хенде. Ну не ожидал я от импортного автомобиля чисто советских запахов в салоне. Водитель не владел английским и периодически курил. Окно открыть было нельзя, так как на заднем сиденье тут же начинала замерзать жена. Сильно хотелось в туалет, но по трассе (даже Королевской дороги) их было не больше, чем на трассе Москва-Тула. Попробуйте их найти на нашей трассе ради интереса. Но, слава богу все когда-нибудь заканчивается и на следующий день мы улетели в Москву.

Итого.

Советую ли я посетить Иорданию? Не уверен. Люди здесь дружелюбны и приветливы. Любители старины и святых мест здесь могут найти много интересного, но вот остальное- не очень. Сервис арабский. Как-то по-русски поднимают цену на все, что может купить глуповатый турист. Страна бедная, туризм приносит основной доход, но как нерачительные хозяева, здесь пытаются доить эту дойную корову слишком часто.

Так и подохнуть может ведь. Хотя разок посетить эту страну наверное можно, учитывая все ингредиенты.