Турист Инна Морозова (Inna2355)
Инна Морозова
была 18 ноября 2022 13:51

Выборг — Россия Ноябрь 2016

Как-то так получается, что всю жизнь я мечтаю попасть в скандинавские страны, и всю жизнь уровень цен обламывает, а здравый смысл буквально кричит в ухо: «Оставь эту затею, ты не потянешь!». Поэтому, как только появилась возможность побывать, пусть и в бывшем, но все-таки шведском (и финском) Выборге, я уцепилась за нее всеми конечностями. Опытные люди уговаривали отложить эту затею до более теплого времени года (можно подумать я в Питер каждый месяц приезжаю), но, слава Богу, у меня есть Александра — хорошая подруга, историк, потрясающий рассказчик и человек, влюбленный в родной Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Так что заблудиться в снежной пелене или замерзнуть как Девочка со спичками мне не угрожало (да, да я помню, что Андерсен датчанин, а не швед).

Выборг встретил нас снегопадом. Видимо из-за погоды на улицах было довольно мало людей, а машины все стояли на парковках. Никто и ничто не мешало нам фотографировать, что для такого мизантропа как я огромный плюс.

В первую очередь мы пошли смотреть на драккары викингов, которые стоят на набережной, в двух шагах от вокзала. Корабли городу подарили после завершения съемок фильма 1985 года «И на камнях растут деревья». С тех пор они служат еще одной достопримечательностью.

С набережной открывается вид на Выборгскую крепость. Хотя, кажется, в Выборге нет такого места, откуда не видно башню Олафа)))

К парку Монрепо решили ехать на городском автобусе, а от остановки пройтись пешком.

Город, где на камнях растут деревья

Немного странно гулять по пейзажному парку в такую погоду. Но практически монохромная природа с налетом готики навевала вполне себе романтические настроения.

Расцвет усадьбы Монрепо связан с родом Николаи, которым она принадлежала на протяжении 150 лет, с 1788 года и до окончания Советско-Финской войны. Благодаря баронам усадьба стала настоящим памятником деревянного классицизма, а парк приобрел элементы, оттеняющие его северную красоту.

Город, где на камнях растут деревья

Первым делом мы поднялись на Левкатийскую скалу, к обелиску, установленному в честь погибших в войне 1812 года братьев жены Пауля Николаи — Августа и Карла Броглио.

Со скалы видны обледеневший залив, чайная беседка напротив и китайский мостик. И все это в окружении почти черных елей и сосен под снегом.

Город, где на камнях растут деревья

Возле усадебного дома малышня и взрослые устроили катания на ватрушках, а мы прошли к заливу. Думаю здесь очень хорошо сидеть летними теплыми вечерами. В ноябре мои стратегические части тела подмерзли.

Город, где на камнях растут деревья

В парке мы встретили несколько таких же бешеных туристов. Одна группа как раз вышла из чайной беседки.

О сгоревшем храме Нептуна теперь напоминают только табличка, фундамент и обгоревшее дерево. Зато отсюда открывается прекрасный вид на скалистый остров Людвигштайн с когда-то белоснежной, а теперь основательно ободранной капеллой.

Помимо капеллы, на Людвигштайне когда-то находился фамильный некрополь Николаи. Как рассказала Александра, процесс похорон выглядел так: процессия шла до переправы на остров, там покойного грузили в лодку и дальше его сопровождали только близкие члены семьи. Чужим вход на остров был заказан. Стараниями советских властей некрополь был разорен, и куда делись останки почивших баронов неизвестно.

Проход на остров запрещен, но при нас молодежь весело скакала по только установившемуся льду. По вполне понятным причинам, выразившимся в без малого 200 кг на двоих, мы от этой мысли отказались))

А пошли мы к источнику Нарцисс. Говорят, источник в чем-то помогает, но в чем конкретно и что для этого надо сделать, то ли попить, то ли наоборот плюнуть, Александра не помнит. Короче, рисковать не стали.

Город, где на камнях растут деревья

А вот те самые камни и растущие на них деревья.

Поставив в моем списке напротив «посетить Монрепо» галочку, идем к Анненским укреплениям, они же Анненкрон, датированным 18 веком и названным в честь императрицы Анны Иоанновны.

Так как в ноябре световой день короткий, а под снегом практически ничего не видно, долго мы не задержались, и пошли прямо к Выборгскому замку.

Город, где на камнях растут деревья

Единственный памятник западной фортификационной архитектуры на территории России был основан в 1293 году шведами в результате 3-го крестового похода в карельские земли. Земли на тот момент то ли принадлежали Новгородскому княжеству, то ли карелы были союзниками, как бы то ни было, но русские на протяжении нескольких веков стремились взять Выборг. Ничего не получалось, пока за дело не взялся Петр 1. В конце 19 века замок был перестроен и сохранил лишь наружные стены.

В центре замка возвышается башня святого Олафа с обзорной площадкой.

Говорят с этой площадки можно увидеть границу с Финляндией, но погодные условия не оставили шансов проверить так ли это.

К счастью именно в этот момент не было ветра, иначе меня снесло бы с этой башни, несмотря на габариты)))

Город, где на камнях растут деревья

Еще в замке живет кот, который считает себя хозяином и не пускает туда других представителей своего племени. Наглому рыжему котяре здесь посвящена целая выставка.

Напротив замка находится Ратушная площадь и соответственно старая городская ратуша. Перед ратушей установлен памятник основателю Выборга Торгильсу Кнутссону. В свое время памятник шведу установили только благодаря личному разрешению Николая II, а в 1948 году сняли и хотели отправить на переплавку. Он чудом сохранился, был отреставрирован и возвращен на место к 700-летию города. Зимой, в сумраке, заставленная машинами, площадь выглядит не слишком привлекательно, но судя по летним фото, она очень красивая.

На камнях в этом городе растут не только деревья, но и башни. Например, Часовая башня — еще одна достопримечательность Выборга. Стоит башня на большом камне, без фундамента. Сейчас она почти полностью закрыта лесами. Не знаю, каковы шансы, что ее сумеют сохранить. Судя по тому, что я читала, она уже рассыпается. Башня окружена старыми кирпичными стенами собора, частью которого оа когда то являлась. С одной стороны жаль видеть все это в такой разрухе, с другой стороны — не доломали же, как это любят делать в других местах.

Костел святого Гиацинта готическое каменное здание, обнесенное красивой кованой решеткой. Когда-то эта решетка ограждала тот самый собор с часовой башней. Самые старые стены костела датированы 16 веком. Второе свое название — Рыцарский дом, Костел получил после перестройки. Тогда в него заселилось дворянское собрание.

На мой взгляд, самая интересная достопримечательность Дом купеческой гильдии или Дом бюргера. Построен дом в 14 веке, из валунов и является образцом средневековой архитектуры и предусмотрительности. В таких домах не только жили и заключали сделки, но и держали оборону.

Рядом с домом сохранились еще кое-какие постройки.

Город, где на камнях растут деревья

И еще одно здание. выросшее прямо из камня. Дом на скале.

Следующая отметка прогулки — Круглая башня или «Толстая Екатерина». Одна из построек, сохранившихся со времен Выборгской крепости.

Ну и конечно рыночная площадь, со зданием городского рынка (когда-то самым большим зданием рынка в Скандинавии), в окружении красивых домов.

Прошлись мы и к двум соборам. К своему стыду, не помню, какой из них как называется.

Город, где на камнях растут деревья

Еще один кусочек городских укреплений — Башня Ратуши.

Ну и конечно же приятно просто пройтись по средневековым улочкам. В сочетании с падающим снегом они выглядят, как сошедшие со страниц старых скандинавских сказок. Хотя, повторюсь, жаль видеть стены этого города в таком обшарпаном состоянии.

Вот так, беспрецедентно продлив туристический сезон в Выборге, мы и вернулись к зданию вокзала.

Город, где на камнях растут деревья

Очень надеюсь, что когда-нибудь в бюджете найдется достаточно денег, чтобы восстановить этот город. И, возможно, в следующий раз я пройду по красивым и нарядным улицам старинного европейского города, принадлежащего России;))