Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 9:03
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Иерусалим — Израиль Апрель 2009

Крестный путь

Крестный путь — один из самых популярных у христианских паломников и туристов маршрут по Старому городу. Местные власти сделали его увлекательным, так как пометили, так называемые, стояния — особые места последнего крестного пути Христа на Голгофу, специальными металлическими табличками, которые закреплены на стенах домов. Так что, повторяя за Христом его крестный путь, вы не ошибетесь и не потеряетесь, если будете следовать по этим табличкам.

Первые девять стояний отмечены на улице Виа Долороса. Последние пять — находятся на территории Храма Гроба Господня.

Первое стояние и первая станция, упоминаемое в Евангелии, — когда Пилат приговаривает Иисуса к смерти. Вторая станция — бичевание Иисуса. Две последующие станции не упоминаются в Библии: когда Иисус падает первый раз, и когда он встречает свою мать. Пятая станция — принятие креста Симоном Кириняином. Шестая и седьмая и девятая станции, не упоминаемые в Евангелии, когда Святая Вероника вытирает лицо Иисуса и когда он падает во второй и третий раз. Восьмая станция — обращение Иисуса к женщинам Иерусалима. Десятая, одиннадцатая и двенадцатая станции — распятие. Тринадцатая и четырнадцатая — миропомазание и положение в гроб.

Нынешняя версия Крестного пути появилась в середине и конце XIX-го века фантазиями католиков — итальянского архитектора и польского скульптора. Православная церковь этот путь не признает. Однако многие православные христиане повторяют этот путь, а паломники — с иконами и молитвами. Я был этому свидетелем, когда прошел от первой до последней станции. Обстановка на протяжении всего пути, прямо скажем, не очень соответствует священности места и действия. Паломники продираются через узкие торговые улицы, заполненные покупателями и праздными туристами. Большинству из них безразлична эта процедура. Надо иметь соответствующий настрой, чтобы, не обращая внимание на неподобающую обстановку, сосредоточиться на страстях господних и попытаться их заново пережить в своем воображении…

Базилика Святой Анны

Базилика Святой Анны находится в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима в самом начале Крестного пути недалеко от Львиных ворот. Считается, что она была построена на месте дома Святых Иакова и Анны — родителей Девы Марии, и что именно здесь Дева Мария и родилась. По этой причине — место святое, так как связано с Рождеством Богородицы. Церковь была возведена во времена правления Иерусалимом крестоносцами. Ее связывают с именем королевы Мелисенды. Для нас это имя ассоциируется с известной принцессой Милисентой из любимого фильма «31 июня». А в нашей семье это имя имело еще одно продолжение. Поэтому для меня церковь, построенная на пожертвования исторической королевы с таким именем, особенно дорога. А еще в связи с тем, что моя мать, в детстве некрещеная и носившая имя, которого нет в святцах, в пожилом уже возрасте крестилась под именем Анны…

Сейчас эта церковь католическая, хотя какое то время использовалась как медресе.

Часовня Бичевания

Католическая часовня Бичевания францисканского монастыря находится в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима на Крестном пути — Виа Долороса. Считается, что ее построили крестоносцы в XII-ом веке на том месте, где происходили известные евангельские события во время страстей Господних. Позднее там была конюшня. Нынешнее здание построено в середине XX-го века.

На фронтоне здания можно увидеть рельефные изображения десяти предметов, имеющих отношение к суду над Иисусом и страстям Господним:

розги; таз, в котором Пилат «умыл руки»; терновый венец; колонна бичевания; крест с надписью INRI «Иисус Назарянин Царь Иудейский»; петух с тремя звездами — символ троекратного отречения Петра; святая лестница, одна перекладина которой — копье сотника Лонгина, другая — трость с губкой, смоченной уксусом; бич; клещи для выдирания гвоздей и три гвоздя (два для рук, один — для ног).

Монастырь Сестёр Сиона

Католический монастырь Сестёр Сиона находится в восточной части Мусульманского квартала Старого города Иерусалима на Крестном пути — Виа Долороса. Он был возведен относительно недавно — в середине XIX-го века на том самом месте, где по преданию Понтий Пилат произнес фразу «Esse Homo» — «Се, человек». Частью монастырских построек является знаменитая арка «Esse Homo», пересекающая Виа Долороса. Именно по этой арке вы и найдете монастырь.

Темница Христа

На Виа Долороса — Крестном пути рядом с монастырем Сестер Сиона можно увидеть здание греческой православной церкви. Над ее входом имеется надпись по-гречески, по-английски и по-русски: «Темница Христа». Церковь построена на месте той самой тюрьмы, в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва. В церкви можно увидеть углубление в скале с каменной скамьей, которая олицетворяет собой темницу Христа. Рядом находится темница Вараввы.

Церковь Христа Искупителя

Лютеранам не досталось места в Храме Громе Господня. Поэтому рядом с Храмом в конце XIX-го века построена немецкая лютеранская Церковь Христа Искупителя. Она стоит на месте старого храма Святой Марии Латинской. Это строительство пролоббировал Германский императорский дом и на освящение церкви приезжал Император Вильгельм II.

Колокольня церкви видна отовсюду в Старом городе, в отличие, скажем, от Храма Гроба Господня, купол которого существенно ниже этой колокольни.

Церковь Святой Елены

Подземная церковь Святой Елены находится в Христианском квартале Старого города Иерусалима на нижнем уровне Храма Гроба Господня. Считается, что первый храм был построен при императоре Константине на месте обретения Святой Еленой Истинного Креста, но был утрачен. Второй храм построили крестоносцы в XII-ом веке. Он тоже был утрачен. Нынешняя церковь принадлежит армянской церкви. Ее купол выходит на поверхность земли, через него проникает свет в подземелье.

Темная лестница из железных ступеней ведет к пещере Обретения Креста. Вдоль неё на стенах можно увидеть вырезанные на стенах кресты, оставленные воинами-крестоносцами и паломниками.

В нашем Новом Иерусалиме под Москвой есть почти точная копия этой церкви.

Коптская церковь Святой Елены

Наряду с хорошо известной армянской церковью Святой Елены, находящейся в Храме Гроба Господня, в Иерусалиме существует еще и коптская церковь Святой Елены. В отличие от той «подземной», она находится в примыкающем к верхней части Храма городском квартале. Я нашел ее случайно, когда, обходя Храм, пытался найти удобный ракурс для его съемки. Коптский священнослужитель обрадовался, когда увидел меня, заглянувшим в церковь. Немногие паломники и туристы находят эту церковь в запутанных улочках старого города. Он показал мне вход в подземелье, которое вело к цистерне Святой Елены. Именно по этой причине здесь была построена эта коптская церковь.

Эфиопская деревня Дир-А-Султан

Как известно, Храм Гроба Господня делят между собой шесть христианских конфессий. Одна из них — эфиопская. Мы мало знаем об этой древней конфессии, которая зародилась, как утверждают еще в IV-ом веке. Среди шести конфессий Храм Гроба Господня она — самая бедная. Ей принадлежит дворик на крыше Храма Гроба Господня, и эфиопские монахи, проживающие здесь, называют его Дир а-Султан (царский монастырь) в честь царя Соломона. Он считается родоначальником династии эфиопских царей. Согласно их версии, царица Савская после визита к царю Соломону родила сына. Он, повзрослев, тоже посетил Иерусалим и вернулся на родину с Ковчегом Завета, который хранится до сегодняшнего дня в эфиопском городе Аксуме.