Турист sorrylex
sorrylex
был 29 января 2011 9:58

Будапешт — Венгрия Май 2007

Начну традиционно: собирались на майские праздники в Италию, но, как всегда, дотянули до последнего и на Шенген претендовать уже не могли. В турагентство («Южный ветер», дочка Тез-Тура) я пришла за 8 дней до предполагаемого вылета со словами: отправьте нас куда-нибудь в Европу, хоть в какой-нибудь Будапешт! Девушка-оператор очень обиделась на это мое высказывание, ведь, по ее словам, Будапешт – один из лучших городов Европы! Убедила. Поездка, как ни странно, обошлась очень недешево, вопреки рассказам о дешевизне Венгрии в целом и ее отелей в частности.

Виза делается очень быстро, проблем с билетами тоже нет, и вот, ранее утро, любимая кафешка в нелюбимом мною Шереметьево-II и регулярный рейс Аэрофлота «Москва-Будапешт», совмещенный с рейсом авиакомпанией Malev. Лететь на новеньком Боинге всего часа два, и вот мы уже выходим из аэропорта Фарихедь (Farihegy) прямо к заказанному из Москвы такси.

Так как времени на скрупулезный выбор отелей у нас не было, а начало мая – традиционно высокий сезон в мадьярской столице, выбирать мы могли всего лишь из двух приличных «четверок» - одна на острове Margit и одна в центре Пешта (Zara Boutique Hotel). Были еще номера в отеле Gellert на Будайской стороне, но от него мы отказались по причине очень высоких для Восточной Европы цен. Может быть, зря, т. к. жили мы прямо напротив этого отеля (на другом берегу Дуная), несколько раз гуляли мимо него, и пару раз облизывались на термальные бассейны прямо в большом дворе отеля с видом на холм Геллерта и панораму реки. Кроме того, слышала, что в этом отеле – лучший в Будапеште термальный SPA и отличный сервис в целом.

Ворошмарти

Но и в Zara Boutique Hotel**** нам понравилось. Гостиница находится в самом центре Пешта, на пересечении Vaci utca и So utca, в шаге от набережной, в доме постройки XIX века. Номер очень (!!!) маленький, в прямом смысле – не развернуться! Только кровать и комод с телевизором, некое подобие полки, крошечный стенной шкаф и маленькая ванная комната, но интерьер номера – очень стильный! На удивление хорошие завтраки, свежайшая разнообразная выпечка, много фруктов, гастрономии и т. д., все, как мы любим, а выбор сыров не уступал по разнообразию люксембургскому Sovitel! Отзывчивый персонал, чего не скажешь об остальных венграх (об этом позже).

Check-in в этом отеле аж в 14.00, а приехали мы в 12, поэтому, оставив багаж в luggage room, идем знакомиться с городом. Первым делом, естественно, на набережную Дуная – совершенно потрясающий вид! Будапешт, помимо всего прочего знаменит своими необыкновенно красивыми мостами, и как раз к одному из них, мосту Свободы, мы и вышли. Мост этот был построен при Франце Иосифе к тысячелетию Венгрии и взорван отступавшими немецкими войсками во время Второй Мировой войны. Восстанавливали его, как и весь город, при активном участии советских инженеров. Перейдя по этому мосту на Будайскую сторону, можно попасть к подножию холма Геллерта и парку, но эту прогулку мы решили оставить на вторую половину дня, а сейчас пошли изучать окрестности отеля в Пеште.

Наверное, все об этом знают, но на всякий случай повторю: Буда и Пешт когда-то были двумя разными городами, разделенными Дунаем, со своими городскими центрами и планировкой. До сих пор это хорошо заметно в исторических центрах двух «городов» - помпезный, монументальный Пешт более всего мне напомнил наш Питер, а невысокая уютная Буда – Вену (которая, кстати, находится в двух часах езды на поезде от Будапешта, при желании можно съездить). Но был и еще один город, о котором, к своему стыду, не знала – Обуда, т. е. составных частей у Будапешта три!

Базилика Св.Иштвана

Когда-то у венгров была идея превратить свою столицу в самый блистательный город Европы, и, учитывая историческое противостояние с Австрией, затмить его блеском Вену. Не уверена, что это удалось реализовать, но особую атмосферу и изюминку города почувствовать можно!

Конечно, очень хотелось как можно быстрее увидеть и знаменитый Парламент, и Королевский дворец, и Рыбацкий бастион, и бульвары, но в те первые несколько часов мы просто погуляли по старому Пешту – центральной улице Ваци, набережной, проспекту Сечени. Улица Ваци (Vaci utca) ничем особо не запомнилась, кроме, пожалуй, небольшой сербской церкви посередине, а вот набережная... Дунай, по оказанному на меня впечатлению, может сравниться разве что с Невой! Его набережные удивительно точно и гармонично продуманы, выверены, каждый из мостов находится именно там, где и должен быть, это понимаешь сразу.

Королевский дворец в Буде и Парламент в Пеште, находящийся под охраной ЮНЕСКО, находятся почти напротив, составляют две как бы доминанты города, а по набережным то тут, то там неожиданно встречаются интересные скульптуры – то мадьярских борцов за свободу, то различных персонажей то ли фольклора, то ли еще чего – девочек, мальчиков, животных и т. д. Там же располагаются самые дорогие рестораны города, кормят вкусно, а вид на Дунай с лихвой морально компенсирует все затраты!

Опера

Очень понравилось на площади Vorosmarty, одной из центральных площадей города. Там довольно много для столичного города зелени, уютно, там же находится старейшая кондитерская Венгрии, Gerbeaud, где любил пить кофе сам Франц Иосиф! Здесь-то мы и обедали в первый день, и в последующие дни пару раз заходили в это местечко просто попить кофе.

После заселения в отель идем-таки к подножию холма Геллерта. Холм этот, с женской статуей на вершине, виден почти из всех центральных районов города. Туда можно попасть пешком от моста Свободы у отеля Gellert (что мы и сделали), или от белого моста Эржебет. Второй способ более легкий, но мы этого, как водится, не знали, и полезли «напрямки» через огромный симпатичный парк. Подъем действительно очень тяжелый, по крайней мере, нам он показался таковым, но забравшись наверх мы, говоря прямо, обалдели от открывшихся видов!

Город лежит внизу, как на ладони, прекрасно видны все мосты, Парламент, Базилика Святого Иштвана, Будайская сторона, просто дух захватывает! Именно оттуда получаются лучшие фотографии, и мы провели на смотровых площадках среди зелени больше часа, не выпуская из рук фотоаппараты. Холм назван по имени христианского священника-миссионера Геллерта, заколоченного язычниками в бочку с гвоздями и сброшенного с обрыва в Дунай. Огромная статуя Геллерта находится напротив моста Эржебет, а от статуи течет водопад, символизирующий слезы по невинно убиенному священнику.

Майские праздники в Будапеште

Оттуда рукой подать до Цитадели – крепости времен Габсбургов, построенной для подавления восстаний венгров, участившихся к середине XIX века. Место для строительства было выбрано идеально – отсюда прекрасно простреливалась вся центральная часть города, чем и воспользовались засевшие здесь немцы в сорок пятом году. Кстати, насколько я помню, Будапешт – единственный кроме Берлина город, медаль за который называлась «За взятие». Все остальные были, например, «За освобождение Вены», Праги и т. д., но «За взятие Будапешта» (т. к. венгры воевали на стороне немцев).

Цитадель, как мне показалось, ничего особенного собой не представляет, разве что небольшое количество военной техники времен войны может представлять интерес. Недалеко отсюда и находится та самая гигантская статуя женщины, символизирующая Свободу (видимо, от фашистов). Изначально статуя была посвящена разбившемуся на самолете «кормчему» Венгрии, фашисту, и женщина держала в руках пропеллер от самолета, после войны к ее подножию поставили статуи советских солдат, а в руки дали колос пшеницы, но после развала Восточного блока статуи убрали.

Тот, первый день мы по традиции попытались завершить шопингом. Магазины, на мой взгляд, не заслуживают особого внимания, в плане моды мадьяры существенно отстали и от Европы, и от нас – даже в недорогих сетевых магазинах, типа Zara, Motivi и т. д. встречаются вещи сильно предыдущих коллекций. Например, в 2007 году, когда Москва давно забыла о жуткого вида длинных носах у туфель, такой обувью были завалены все центральные магазины Пешта. То же и с одеждой. Может, мой взгляд субъективен, вероятно, он вызовет реакцию «совсем зажрались», но для себя в венгерской столице не нашла ничего. Зато мы отлично поужинали добрыми порциями знаменитого гуляша на набережной Дуная у отеля Sovitel, запивая его знаменитым вином Tokai!

Майские праздники в Будапеште

Следующий день начался с прогулки по Центральному рынку, благо, он находился совсем недалеко от нашего отеля. Рынок этот – историческое сооружение, построен был в конце XIX века и представляет собой здание, чем-то напоминающее ГУМ. Купить там можно как традиционные венгерские сувениры (подобия рушников, паприку, колбасы, вино), так и овощи, фрукты, мясо и т. д.

Обязательно стоит купить венгерские колбасы – это что-то потрясающее! Очень вкусные, долго хранятся, и выбор огромный. Кроме этого на втором этаже рынка, в совершенно непрезентабельного вида палатке в розлив продаются венгерские вина отличного качества по смешным ценам! Это очень удобно, если хочешь привезти вино в качестве сувениров, но не знаешь, какое именно выбрать – можно взять 100-грамовый стаканчик «на дегустацию».

После рынка поехали на метро в сторону знаменитой Площади Героев (метро Hosok Tere). Кстати говоря, будапештское метро – старейшее в континентальной Европе и довольно милое. Станции ничего особенного не представляют, а вот вагончики миниатюрные, я бы даже сказала – крошечные по сравнению с нашими. Система контроля, как и в основном в Европе, рассчитана на сознательность пассажиров – турникетов нет, но, в отличие, например, от Праги, контроллеров пару раз мы все-таки видели! В метрополитене – три линии, все они пересекаются на станции Deak ter.

Парламент

Площадь Героев была разбита при Франце-Иосифе в ознаменование 1000-летия перехода венгерских племен через Карпаты и основания венгерского государства. У подножия колоны, доминанты площади, находятся несколько конных статуй тех самых венгерских вождей, которые и повели когда-то мадьяр за собой, на берега Дуная, а в коллонаде расположены статуи других знаменитых венгров. К своему величайшему стыду, я не запомнила ни одного исторического персонажа из представленных там, кроме, разумеется, святого Иштвана (т. е. Стефана), крестившего Венгрию.

На этой же площади находится Музей изящных искусств со знаменитым собранием картин – Рафаэль, Гойя, Эль Греко, Тициан. Очень хотелось посмотреть, но в тот день (подозреваю, не только в тот) музей был закрыт без объяснения причин, такое впечатление, что на реконструкцию.

Прямо за площадью расположен парк Варошгилет (ничего выдающегося, просто милое место, советую зайти и просто погулять по зеленым лужайкам – отличный антистресс. Там же находятся купальни Сечени), а рядом виднеется замок с «неприличным» для русского уха названием Вайдахуняд и знаменитой статуей Анонимуса. Судя по протертым коленкам эта статуя – традиционный для многих европейских городов фетиш, на котором надо непременно посидеть/дотронуться/потереть и т. д. (вспоминаем невского Сфинкса, пражского Яна Непомнуцкого, римскую статую апостола Петра, лондонских «Граждан Кале» и т. д.). Замок же был также построен к 1000-летию венгерской государственности, внутрь мы не заходили, ибо было лень, но около пофотографировались.

Майские праздники в Будапеште

Главной нашей целью в тот день были не замки и парки, а знаменитые термальные купальни Будапешта. В городе их много, самые известные – в отеле «Геллерт», а также «Сечени». Вот в Сечени-то и лежал наш путь от Площади Героев. Оговорюсь: скорее всего, мой рассказ об этих купальнях вызовет негодование многих, бывавших там, но это исключительно мой взгляд и мое восприятие.

Цену за посещение, к сожалению, не вспомню, да она наверняка изменилась с 2007 года, учитывая кризис. Билет покупается на определенное количество часов, по-моему на два, и, если ты пробыл в купальнях меньше оплаченного, на выходе «неиспользованные» деньги возвращаются. Внутри нас ждал полный совок: облицованные грустным бело-серым потрескавшимся кафелем стены, унылая неуютная обстановка, характерные запахи. После небольших переговоров в стиле сурдопереводчиков с «хранителем ключей от купален», получаем ключики от раздевалок. Кабинки и у меня, и у мамы удалось закрыть с третьей попытки, у мужа в мужском отделении она не закрылась вовсе, и его ценные вещи пришлось забрать мне.

Вода поступает в купальни прямо из термальных источников, коих в этой местности великое множество, разнообразной температуры (полная аналогия с Камчаткой). Заходим в первый зал – большое помещение, все в клубах пара, посередине – бассейн с горячей (примерно 42-45 градусов) водой, по бортикам которого расселись «купальщики» (все сплошь венгры, ни одного туриста). Т. е. все бортики облеплены, зацепиться не за что, а настолько горячая вода не вызывает желания весело резвиться посреди бассейна.

Буда

Потоптавшись минуты две под тяжелыми взглядами местных (привет 56-му году!), вылезаем и идем дальше. Бассейнов этих в Сечени – очень много, включая открытый (наиболее крупный), во всех – одно и то же, только температура воды различается. Кроме бассейнов там есть что-то вроде «термальных бань», т. е. небольших комнат с очень высокой температурой воздуха и парой скамеечек по бокам. Понимаю, что термальные купальни – это не развлечение, а, скорее, лечебные процедуры, но как-то в Сечени уж очень уныло и неинтересно, в тех же купальнях «Геллерт», по-моему, как-то поприятнее.

В общем, в Сечени мы пробыли от силы час, а потом пошли в расположенный рядом Зоопарк. Вот там мне очень понравилось! В этом зоопарке звери не сидят в тесных клетках, а находятся в просторных вольерах, и ограда этих вольеров сделана таким образом, что не возникает ощущение «зверь в неволе», да кажется и сами звери себя не чувствуют так! К оградам можно подходить, и чувство такое, что можно протянуть руку и погладить зверя. К тому же, помимо традиционного «набора» зверей, в венгерском зоопарке можно увидеть и непривычные для нашего глаза виды, например, крошечные забавные обезьянки, миниатюрный полосатый кошачий медведь и т. д. А часть зоопарка под названием «Скотный двор», где представлены домашние животные – вообще сплошное очарование!

В принципе, будучи в Венгрии, помимо Будапешта стоит съездить еще в два места – в излучину Дуная (городки Эгер, Сентендре, Вышеград и др.) и обязательно на озеро Балатон. К сожалению, времени на излучину у нас не было, а вот на Балатон мы поехали (единственная экскурсия, которую пришлось покупать у курирующей турфирмы).

Рыбацкий бастион

Балатон – самое крупное (или одно из крупнейших) пресноводное озеро Европы. Находится оно в полутора часах езды от Будапешта, в местечке с уникальным климатом. Судите сами: из города мы выезжали в отвратительную погоду, все небо было затянуто препротивными тучами, моросил дождик, всем своим видом обещавший моросить до самого вечера, и было довольно холодно и мерзко. Но на подъезде к Балатону как будто картинка переключилась – над озером было почти ни облачка, сухо и даже жарко!

По дороге из Будапешта заехали в городок с непроизносимым названием Сехешфехервар. Городок этот – один из древнейших в Венгрии, когда-то здесь проходили коронации мадьярских королей. Знаменит он и замком Боривар, спроектированным и построенным одним скульптором для своей жены. Там же недалеко находится и завод знаменитых на весь Восточный блок автобусов Икарус.

На самом Балатоне находится несколько крошечных курортных городков, по берегам озера раскидано множество отелей, баз отдыха, лечебниц и т. д. Само озеро нежно-голубого цвета, насыпать бы белого песочка, и будет полное ощущение, что находишься где-нибудь на Мальдивах! Купальный сезон начинается в середине мая, но мы, естественно, не могли не «помочить ноги», и могу с уверенностью заявить – и в начале мая можно плавать!

Королевский дворец

Нашим пунктом назначения на Балатоне был городок Тихань, с его древним бенедиктинским монастырем, основанным аж в XI веке. Там, в Тихани, мы и провели остаток дня, бродили по крохотным улочкам, заходили в многочисленные сувенирные магазинчики, обедали в таверне напротив собора, и просто загорали на лавочках на берегу Балатона. Самое смешное, что за несколько часов, проведенных на озере, я ухитрилась загореть, вот что значит уникальный местный климат!

Следующий день мы начали с прогулки по Будайской части города, с Крепостной горы, на которой находится Королевский дворец. Во дворце – несколько музеев, говорят, интересных, но подтвердить или опровергнуть не могу – не были. Едва выйдя на смотровую площадку перед дворцом, я поняла, что опять долго не смогу отсюда уйти – виды, виды, виды.…Вообще, сама Буда понравилась мне намного больше Пешта – своими уютными улочками, церквушками, памятниками, ресторанчиками и т. д.

Провели мы там целый день, но даже этого показалось мало! Обязательно стоит посмотреть площадь Троицы с традиционным для почти и костел Матвея, естественно, Рыбацкий бастион (хотя эта широко разрекламированная постройка показалась мне какой-то инсталляцией, неестественной. Кстати говоря, Крепостная гора совершенно потрясающе выглядит и с теплоходиков, которые в ассортименте ходят по Дунаю, и ночью, подсвеченная со всех сторон. Вообще, отвлекаясь, стоит сказать, что ночной центр Будапешта – великолепен, там одна из лучших подсветок Европы! Спускались с холма мы уже вечером, на фуникулере. Пропустить его остановку невозможно, она очень хорошо видна у Дворца, приедете на нем к мосту Сечени, еще одной «знаменитости» Будапешта.

Холм Геллерта

Последний, пятый день, мы без особой цели бродили по городу. Для начала – Парламент, одно из красивейших зданий, да и Европы доселе виденных мной! Здание это – огромное, перед фасадом – несколько интересных скульптур и милый скверик с лавочками в тени деревьев. Внутрь Парламента можно зайти (мы не ходили), судя по статьям в путеводителю, внутри находится главная реликвия Венгерского государства – корона Святого Стефана. После Парламента пошли к Базилике Святого Иштвана (Стефана) – главному собору города. Собор этот стоит на невнятного вида площади, с несколькими кафешками по бокам. Внутри собор красив, но довольно стандартен для Европы, там же хранится рука короля Стефана.

Оттуда дошли до проспекта Андраши (Andrassy ut), который идет от площади Эржбет до самой Площади Героев – длинная «респектабельная» улица, с помпезными барочными зданиями в районе Белварош и симпатичными виллами ближе к Варошгилету. На проспекте находится Венгерская государственная опера, а также примерно посередине располагается что-то вроде местного «Бродвея» - театры, ночные клубы и т. д.

Площадь Героев

От Hosok tere доехали на метро до Dear ter, попили кофе на площади Vorosmarty, погуляли еще по вечерней набережной Дуная и улице Ваци, и, кинув прощальный взгляд на город, отправились в отель собирать вещи, назавтра мы улетали обратно в Москву.

Резюме:

В Будапешт обязательно стоит съездить, лучшее время, на мой взгляд – поздняя весна – лето, когда город «одет» в цветущие вишневые деревья, многочисленные цветочные клумбы и жасмин. А панорама Дуная, внесенная в списки ЮНЕСКО, будет смотреться еще более выигрышно при безоблачном синем небе. Это действительно один из красивейших городов Европы, с одной лишь оговоркой – под «городом» в данном случае стоит понимать несколько районов исторического центра Буды и Пешта.

Чуть в сторону – и лоск Европы, которым пытается гордиться Венгрия, спадает, и обнажается неприбранная, грязная, неуютная начинка бытовой жизни города. Соглашусь, что подобное есть во многих городах Европы, но в Будапеште этой «начинки» слишком много и она слишком неприглядная (напоминает окрестности площади Omonia в Афинах, если кто был). Город, да и страна в целом, мягко говоря, небогатые. По этой же причине стоит выбрать отель в центре, невзирая на цены, дабы не портить впечатление от города.

Венгерская кухня – на любителя, слишком жирная, и мало овощей, честно говоря - разочаровались. Из салатов подаются, почему-то только стандартные капустно-морковные с невообразимым количеством уксуса. Стоит попробовать знаменитый гуляш, который, в отличие от подаваемого у нас «второго» является супом! Сервируют его, как правило, в котелках, порции большие, и после уже ничего больше не хочется.

Сехешфехервар

Из супов мы также ели фасолевый, но это уж точно для мясоедов – он с большим количеством сала. Горячие блюда – все сплошь из свинины в разных видах, тушеная, жаренная, шницеля и т. д. Зато в Будапеште много кофеен, чувствуется близость Вены, причем многие из них существовали еще в XIX веке! Кофе варят хороший, а к нему подаются действительно потрясающие пирожные и выпечка, ничуть не уступающие римским. Очень понравились блинчики, их готовят почти везде, но мои любимые – в кафе Gundel.

Про магазины уже писала выше, в основном они находятся на улице Ваци и ничего особенного из себя не представляют, глазу зацепиться не за что. Duty Free тоже не блещет, но там довольно неплохой выбор национальных сувениров – салями, паприка, Palinka, вина и т. д.

Отдельный рассказ – об отношении венгров к русским. События 1956 года наложили отпечаток на это самое отношение, и куда больший, чем на чехов 1968 год. К сожалению, в последние годы «революция 56-го» активно культивируется в народном сознании венгров, снимаются фильмы, издаются книги, устраиваются выставки, в которых обличаются не только Советы (что, в принципе, понять можно), но и Россия (нам вспоминают даже времена Николая I, который, аж в XIX веке помог Францу-Иосифу подавить венгерское восстание).

Майские праздники в Будапеште

На проспекте Андраши открыли «Дом террора», музей советской оккупации, рассказывающий об «ужасах» режима, советским войскам вменяется в вину «разрушение города при штурме 1945-го года». При всем при этом венгры отчего-то забывают свое нацистское прошлое, поддержку Гитлера в войне, а также то, что Будапешт был полностью восстановлен как раз усилиями советских инженеров и солдат, что современная инфраструктура страны во многом создавалась при «ужасном советском строе», а из стран Восточного блока Венгрия считалась самой процветающей.

Возможно, это только нам так «повезло», и все остальные сталкивались исключительно с дружелюбием местного населения по отношению к русским, но мы встречали и презрение, и пренебрежение, и высокомерие, и откровенную неприязнь только из-за русской речи и наших российских паспортов. В Чехии, так же пострадавшей от действий Советов, ни разу не чувствовали себя настолько неуютно, как в Венгрии. Каждый раз, сталкиваясь с подобным, мы думали: если следовать их логике, то немцев мы вообще не должны пускать в Россию, а если и пустим, то периодически публично казнить пару «фрицев» на Лобном месте, для выражения нашего «несогласия» с гитлеровским вторжением в 41-м году!

Балатон

В итоге именно последний пункт «смазал» в целом положительное впечатление о Будапеште. Сама я не жажду туда вернуться, но съездить на несколько дней всем посоветую!