Турист World Traveler (TheWorldTraveler)
World Traveler
был 25 декабря 2023 13:26

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Албания, Австрия, Босния и Герцеговина, Беларусь, Чехия, Хорватия, Венгрия, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Косово Июль 2016

Вступление

Моя жена боится летать на самолётах, поэтому автотуры даются ей гораздо проще и веселее. И в конце июля 2016 года мы снарядились в дорогу с конечной точкой путешествия в Косово, которое, как известно, Сербия.

Приготовление

Виза

У нас уже имелись годовые итальянские шенгенские визы, и по ним мы до этого были в Милане, поэтому проблем на границе возникнуть не могло. Никакие иные визы в данном случае не были нужны даже для балканских стран, не входящих в Шенген.

Транспорт

Маршрут был намечен достаточно длинный, пересекающий границы многих стран: из Москвы через Минск в Польшу, далее на юго-запад в Австрию, через Хорватию в Черногорию, оценить местный пляжный отдых, отправиться на юг в Албанию, оттуда в Косово. Затем в остальную часть Сербии в объезд через Черногорию, так как напрямую вроде не пускают, и Венгрией, Румынией, Польшей назад в Беларусь и домой. Единственным вариантом было отправиться на личном автомобиле-внедорожнике. Требуется лишь пластиковое свидетельство о регистрации и страховка «зелёная карта». Для Косово страховка приобретается отдельно на границе.

Проживание

Заранее никакие отели не бронировали, только первую ночь в Минске. Приезжали в очередную гостиницу и вечером искали следующий ночлег. Иногда и вовсе в пути по дороге ловили интернет в «Макдональдсе» и резервировали номер.

Питание

К сожалению, никаких действительно интересных гастрономических мест посетить не удалось. Планировали пообедать в ресторане «Onyx» в Будапеште, имеющим звезду от Мишлен, но заведение было закрыто на летние каникулы.

Деньги

Наличными почти не пользовались. Была какая-то мелочь с собой в районе 50 евро на чаевые и непредвиденные платежи без банковских карт. В остальном всегда рассчитывались «пластиком».

Вещи

Международное водительское удостоверение взял на всякий случай, но оно ни разу не потребовалось. Оформил за день до выезда «зелёную карту» на автомобиль.

В наличии были три разветвителя для прикуривателя и два инвертора из 12 В в 220 В, очень полезная вещь для использования в пути различной техники вроде зарядного устройства фотоаппарата или портативного компьютера.

Ещё автомобильный холодильник с вентиляторной системой. Охлаждает не сильно, но для того, чтобы попить в дороге прохладной воды, пойдёт. Овощи, мясо или молочную продукцию в нём долго не похранишь.

Остальные вещи стандартные. Большой плюс поездки на своём автомобиле из дома — можно не думать о перевесах багажа.

Поездка

Список посещённых стран и мест

Россия

Выезжать планировали пораньше, с рассветом, но получилось лишь в обед. У нас всегда так, мы привыкли. Первая ночёвка бронируется в Минске. Будний день, мы в Москве на другом конце от Минского шоссе. В этом случае дорогу из Москвы в Минск можно разделить пополам по времени: первую половину вы будете выбираться по пробкам из Московской области, а вторую — лететь до Минска с приличной скоростью. Я, конечно, утрирую, но не слишком сильно. Пробки адские.

Беларусь

Минск

Границы между Россией и Белоруссией вроде нет, но только для легковых автомобилей. У грузовых полноценный досмотр, они маневрируют, то съезжая с общей дороги, то возвращаясь на неё. Из-за этого пробки всё равно возникают, вечером поменьше, а днём можно и полчаса, и час простоять.

С пересечением белорусской границы меняется поведение местных водителей. В России они ведут себя как отмороженные: едут по обочине, проскакивают на красный свет — не боятся нарушений и наказаний, так как камеры видеофиксации не распознают белорусские номера. Зато в своей стране они сразу становятся прилежными, видимо, «батька» их гоняет за нарушение правил. Россиянам же следует соблюдать ПДД и там, и там. Белорусские гаишники любят отбирать российские водительские удостоверения даже по мелкому поводу вроде превышения скорости на 10–20 км/ч. Это противозаконно, но им закон не писан. Поэтому лучше не нарушать, иначе либо официально штраф на месте, либо домой без прав.

В отель заселяемся ночью в «Victoria Hotel Minsk». Очень неплохая гостиница: бесплатная парковка, хорошие номера и прекрасные завтраки. Сначала сняли больше денег, чем указано в брони, по своему внутреннему прейскуранту. На распечатку с более низкой ценой пожимали плечами. Позвонил в «Booking.com», сообщил о проблеме — те связались с отелем, и переплату вернули назад на карту. Других проблем не было, зато первый раз встретил, чтобы в отеле за шведским столом давали берёзовый сок. Беларусь умеет удивить!

Белорусская библиотека

На утро назначена культурная программа. Многие места мы видели в Минске несколькими годами ранее, но упустили Белорусскую библиотеку. Её футуристический дизайн привлекает многих иностранных туристов. Возле здания бесплатная парковка, что удобно автотуристам. Сначала обходим библиотеку вокруг, затем покупаем билеты и поднимаемся на лифте на крышу: отсюда можно осмотреть часть Минска с высоты. Только смотреть не на что: вокруг либо дома, либо идёт стройка домов, глазу не за что зацепиться.

На карте отмечены ещё несколько точек в городе для осмотра, они не слишком интересные, а муниципальные парковки на улицах платные. Мы не смогли совершить оплату: необходимо отправить смс на белорусский номер, и деньги спишутся с телефонного счёта, но у нас российская сим-карта, система её не принимала.

Что в Беларуси запомнилось — это тотальная чистота и ухоженность как больших городов, так и маленьких поселений. Я не являюсь поклонником правителей, пожизненно сидящих на троне, но надо отдать должное, в плане ухоженности Беларусь переплюнула не только Россию, но и почти все посещённые мной западные страны.

Недалеко от польской границы заскочили в «белорусские Мальдивы»: меловые карьеры, окружающие с двух сторон или пруд, или речушку с бирюзовой водой. То ли не сезон, то ли мы не доехали до конечной точки, но ничего похожего на райский остров не обнаружили. Только исполинские самосвалы размером с коттедж.

Польша

Варшава

К белорусско-польской границе в Бобровниках подъехали к вечеру. Машин было немного, белорусскую часть прошли минут за 30, польскую — за час. Поляки на этом переходе оказались самыми наглыми и неприятными пограничниками, что мне попадались. Девчонка в погонах лет 25-ти начала длительный допрос: куда едем, что за шенген у нас (итальянский), а были ли мы предварительно по этой визе в Италии, а сколько денег с собой, а покажите (лежат на карте), а дайте выписку с банковского счёта, и пусть она будет на английском, а сумма в рублях переведена в евро. У меня всё было, так что она сдулась и поставила штампы в паспорта. Затем польские таможенники с их порцией глупых вопросов: «Сколько литров вмещает бензобак вашего автомобиля?» Слышал, что ещё поляки придираются к сколам и трещинам на лобовом стекле, если они попадают в зону водительского дворника, и не пускают через границу. Будьте с поляками осторожнее: злые они, как собаки.

Вилянувский дворец

Доезжаем до Варшавы и заселяемся в отель «DoubleTree by Hilton Hotel & Conference Centre Warsaw», советую его гостям города на своих колёсах: и парковка бесплатная, и завтраки великолепные, из минусов лишь выезд до 11:00. На утро запланировано несколько мест, где не удалось побывать в прошлый раз. В первую очередь — Вилянувский дворец. За 5 PLN (80 руб.) с человека можно пройти в дворцовый сад с интересными скульптурами и выйти к небольшой речке, где есть возможность покататься на лодках. Чем-то место напоминает немецкий «Сан-Суси», только территория у польского дворца значительно меньше.

Улица Винни-Пуха и Пятачка

По дороге к центральной площади Варшавы фотографируем весёлую улицу Винни-Пуха и Пятячка. Раньше она звалась улицей Ленина, но при переименовании власти города предложили жителям выбрать новое название самостоятельно. По голосам победил Пух.

Президентский дворец

В центре города из-за решётчатого забора можно сфотографировать общий план Президентского дворца. К нему до сих пор приносят цветы и фотографии погибшего под Смоленском в авиакатастрофе президента Качинского.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Доминантой площади является колонна Сигизмунда III — самого популярного польского правителя.

Туристов повсюду толпы, карманники, по отзывам, тоже не дремлют, следите за своими вещами.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

В центре Варшавы ещё много красивых мест, но мы здесь были около трёх лет назад, поэтому поехали в следующий город по маршруту — Краков. Останавливались в «Hotel Dwór Kościuszko». Могу его рекомендовать для автопутешествий: тихий, небольшой, за городом. Отличное отношение к русским: нам дали номер улучшенной категории. Вечером поужинали в ресторане при отеле — вкусно и недорого.

Краков

Барбакан

Осмотр Кракова начинается с его центра, вход в который преграждает фортификационный барбакан.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Старый город по красоте не уступает варшавскому. Все дома отреставрированы, оштукатурены, покрашены.

Церковь Девы Марии

На меня Польша в плане туристических достопримечательностей произвела очень хорошее впечатление. Сердце Кракова — «Церковь Девы Марии». Величественное сооружение, не всякий объектив сможет захватить его целиком.

Голова связанного Эроса

Недалеко «валяется» голова связанного Эроса, бога любви. «Вы не знаете, кто это?» — спрашивают меня две молодые девушки. «Эрос», — отвечаю. «Рамазотти?!» — удивлённо поднимают они брови.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

По дороге назад встречается патриотичный отряд американцев, десантировавшихся в Кракове.

Памятник псу Джоку

С другой стороны Старого города стоит необычный «Памятник псу Джоку», посвящённый собачьей преданности. Пёс жил на Грюнвальдской площади почти год, терпеливо ожидая своего хозяина из больницы. Хозяин умер, но пёс не покидал своего места и стал любимцем жителей. Он регулярно сбегал из приютов для животных и погиб во время очередного побега, попав под поезд. Такой польский Хатико.

Концентрационный лагерь Освенцим

За городом находится печально известный на весь мир концентрационный лагерь Освенцим. Самое страшное, что когда-либо создавалось человеком. Один из моих дедов в начале ВОВ попал в плен и был заключен в концлагерь в Швеции, где условия были гораздо человечнее, и смог дождаться освобождения. Из Освенцима мало кому удалось вернуться домой.

Формально концлагерь разделён на три части: Аушвиц 1, 2 (Биркенау) и 3. Первый — небольшой и самый старый. Он слишком быстро заполнился пленными, и немцы решили построить второй лагерь — Биркенау в трёх километрах от первого. Громадная территория с бараками и домами смерти. Обычно, когда говорят про концлагерь Освенцим, подразумевают именно Биркенау.

Мы посетили первый. Почему-то в радиусе 2 км. от лагеря всё перекрыла полиция, парковаться было нельзя, только ставить автомобиль чёрт знает где и идти пешком. С большими рюкзаками и сумками не пускали внутрь, комната хранения не работала, пришлось вернуться назад на парковку, выложить рюкзак и снова идти назад: у поляков всё организовано через одно место.

Зато вход на территорию бесплатный. Но все бараки, здания, территории закрыты, можно лишь пройтись по улочкам — и на выход. Так мы и сделали, тем более, что были ранее в Дахау и видели, как устроены концлагери изнутри. Ряды колючей проволоки под напряжением и дозорные вышки. Корпуса для заключённых. Стена, возле которой проводились регулярные массовые расстрелы, со следами пулевых отверстий. Чуть далее — виселица для показательных казней и запугивания непокорных. И в самом конце — крематорий, где тысячами сжигали тела убитых людей.

На выходе из Аушвиц 1 стоял бесплатный автобус до Аушвиц 2. Но водитель объявил, что автобус идёт только в одну сторону, кому необходимо будет вернуться назад — то либо пешком, либо на такси. Очень странная организация туризма у поляков! Мы поехали на автомобиле, но и второй концлагерь был оцеплен полицией за 3 км. вокруг. Снова идти туда-обратно пешком желания не возникло, решили ехать дальше.

Совет тем, кто захочет посетить эти концлагери: приезжайте пораньше, хотя бы к обеду, и много вещей с собой не берите, оставьте массивные сумки, чемоданы, рюкзаки. Осмотр лучше начинайте с Аушвиц 2, а затем добирайтесь до Аушвиц 1.

Памятник псу Рексу

Перед тем, как покинуть Польшу, находим памятник ещё одному псу — Рексу. Те, чьё детство пришлось на 1970–1980-е годы, наверняка его помнят по весёлым польским мультфильмам. Я их обожал, когда был маленьким, поэтому не мог не заехать.

Австрия

Вена

В Австрию едем через Чехию. Неудобно: приходится покупать чешскую виньетку на 10 дней за 1300 руб. Думали доехать в этот день до Вены, но Польша отняла больше времени, чем прогнозировалось, ночуем в Брно в ужасном отеле «Vaka», повысившим, видимо, свой рейтинг поддельными отзывами.

Зато днём следующего дня мы уже в Вене. Особой цели посетить город не было: петлю в Австрию мы делаем ради жены, ей надо заехать в любимый конный магазин «Loesdau». Первым делом паркуемся у Дунайской башни. Хотел прыгнуть с неё на «тарзанке», но выяснилось, что аттракцион доступен лишь в выходные дни. Следуем дальше к центру города.

Собор Святого Стефана

Парковка в исторической части представляет большую проблему. Мест мало, и они все заняты. Случайно перед нами с парковочного места выезжает автомобиль, и мы встаём на его место. Иду проверить знаки: синий «P» присутствует, под ним что-то написано по-немецки, паркоматов нет. Спросить тоже некого, берём фотоаппарат — и за пять минут доходим до «Собора Святого Стефана». Даже в широкоугольный объектив собор толком не влезает, настолько он огромен. Крыша здания оформлена необычным геометрическим узором. Внутри просторно, массивные колонны с высокими арками, витражные окна, винтовые лесенки. Охрана разделяет тех, кто пришёл помолиться, от посетителей-туристов.

Возвращаемся назад к автомобилю и находим квитанцию о штрафе под дворником. За что — непонятно. Возможно, под знаком парковки на немецком была написана важная информация о тех, кому разрешается здесь оставлять свои автомобили.

Ближе к вечеру по пути в Хорватию закупаем в конном магазине всякую мелочёвку: в Москве эти же самые вещи стоят в 2–2,5 раза дороже. А тут ещё можно попробовать НДС на границе вернуть.

Хорватия

Загреб

Приезжаем в Хорватию к ночи, заселяемся в «Royal Airport Hotel». Ничего хорошего про него сказать не могу. Помимо всего прочего, даже поесть после 22:00 тут негде — ни в отеле, ни в округе ничего не работает, всё закрыто до утра. Ложимся спать голодными. Завтрак очень печальный, лишь забить клокочущее чувство в желудке.

Плитвицкие озёра

Едем к известнейшим «Плитвицким озёрам». К парку проложена хорошая, широкая дорога, но она идёт в объезд, и навигаторы предпочитают загнать вас на узкий холмистый серпантин. Обратите заранее на это внимание. Возле самих озёр большие парковки, есть два главных входа. Мы остановились у первого. Цены кусаются: 360 HRK на двоих (около 3600 руб.). Есть несколько пеших маршрутов по парку, мы выбрали второй, чуть больше самого маленького. Он проходит через основные красоты и длиной около 3-х км.

Парк «Плитвицкие озёра» вне всякого сомнения стоит посетить! Подгадайте хорошую солнечную погоду, и незабываемые впечатления вам гарантированы! Общий вид у входа в парк хоть на открытку печатай. Далее по ступенькам вниз — и выходим на тропу. Физически неподготовленным людям может статься немного сложновато. У озёрной воды нежно-бирюзовый цвет, словно вы не в Европе, а на Мальдивах. Тут и громадные водопады, и небольшие бегущие ручейки. Вода прозрачнейшая, очень тянет искупаться, но нельзя. В ней полно рыбы, тянет забросить удочку, но тоже нельзя.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Людей очень много, если хотите побыть наедине с природой, выбирайте более длинные маршруты. В основном все ходят короткой тропой. На выходе поужинали в ресторане при парке «Licka Kuca» с большим выбором рыбных блюд. Неплохо для утоления голода, а холодное безалкогольное пиво после двух часов гуляний по жаре — и вовсе спасительный нектар.

Сплит

Недалеко от Сплита находим отель «Rooms Ino» с высокими оценками. Подозрительно, но где наша не пропадала. Оказался худшим отелем за всю поездку: карточки не принимают, лифта нет, кондиционер не работает, спать в духоте невозможно, завтрак ужасно скудный, мы даже есть не стали. Вдобавок утром полностью отключилось электричество, из-за чего перестала течь вода, не работали электронные замки дверей, и кто вышел из номера, чтобы узнать, в чём дело, назад попасть уже не могли.

Поэтому выселяемся пораньше и едем на юг. Чтобы доехать из Сплита до Черногории, надо дважды пересечь границу с Боснией, которая каким-то образом умудрилась отхватить себе 8 км. побережья и теперь мешает всем автотуристам лишними паспортными контролями. Но отнимают пограничники совсем немного времени — около 10–15 мин.: лепят штампы не глядя, а иногда и сами штампы не ставят. Балканы! Тут такое повсюду. Зато граница Хорватии с Черногорией отнимает час: слишком всё медленно и скрупулёзно.

Черногория

Герцег-Нови

На пляжном отдыхе Черногории остановлюсь поподробнее. Чтобы найти нормальный отель по вменяемой цене, в летний сезон необходимо бронировать его сильно заранее. Либо через туроператора с их скидками. А лучше и так, и так. За день до заселения подыскать что-либо хорошее на побережье за адекватную стоимость почти невозможно. Впрочем, даже высокая цена не будет гарантией качественного пляжного отдыха, потому что в Европе почти все пляжи общественные. Отелям принадлежат в лучшем случае лежаки. Берег далеко не везде идеален, а людей столько, что яблоку негде упасть.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Словом, если вы отдыхали раньше на популярных морских островах вроде Доминиканы, Фиджи и т. п., Черногория вам вряд ли понравится для пляжного отдыха. Мы после долгих поисков заселились в «Hotel Delfin». Не идеальный, но хоть что-то. Можно выбрать либо BB, либо FB. Никто вообще не следит, что за люди приходят на ужин. Можно даже с улицы зайти. Причём в соседнем «Hotel Park Bijela» такая же ситуация, мы сами видели, как люди заходили с набережной поужинать, а затем шли к себе. Наверное, жители близлежащих домов демонтируют кухни в своих квартирах за ненадобностью. Кормят не слишком вкусно, блюд много, но они изо дня в день повторяются и сами по себе пресные. Зато можно баловаться бесконечным пивом, вином и шампанским.

При отеле есть небольшой галечный пляжик со своими шезлонгами. Для постояльцев с FB они бесплатные. Людей очень много. Берег крутой, сразу идёт глубина, да дно с крупными камнями. Детям и людям, которые плохо плавают, будет некомфортно.

Хорватия

Дубровник

Итого пляжный отдых мы не оценили, на следующий день вернулись назад в хорватский Дубровник погулять по нему. Снова прохождение границы, туда быстро, назад — 1,5 часа, потому что вечер воскресенья, народ домой возвращался.

Мост Франьо Туджмана

Сфотографировали живописный мост при въезде в Дубровник. Это единственный вантовый мост в городе, известен ещё тем, что горожане не смогли придти к единому мнению по поводу его названия, поэтому официальное второе имя — «Мост Дубровника».

Старый город

Оставили машину на маленькой платной парковке у входа в Старый город. Цены не гуманные: 40 HRK в час (400 руб.), и других вариантов нет, всё забито!

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

На входе зазывалы предлагают различные виды активного отдыха, но жара, похоже, сморила даже самых стойких из них.

Старый город небольшой, но крайне симпатичный и живописный.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Делаю вывод, что Восточная Европа начинает перехватывать туристическую пальму первенства у Западной, где, наоборот, всё погружается в миграционный мрак и мусорный хаос. Недалёк день, когда барышни будут мечтать увидеть не Париж, а какую-нибудь Прагу или Будапешт.

Очень жарко, в тени пытаются спрятаться не только люди, но и животные.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Атомные подводные крейсеры ВМФ Хорватии возвращаются в родную гавань с боевого дежурства.

Черногория

Герцег-Нови

И мы тоже возвращаемся на парковку, оплачиваем её по грабительскому тарифу и берём курс назад в Герцег-Нови, где европейские пенсионеры с удовольствием насыщают свои тела ультрафиолетом.

Национальный парк Ловчен

Но мы ещё молоды, мы за активный отдых, поэтому дорогу в Албанию разбавляем посещением Национального парка Ловчен близ Тивата. Из Герцег-Нови заезжаем на паромную переправу, сделанную по-чукотски: во-первых, многие хамы объезжают очередь и вклиниваются впереди; а во-вторых, чтобы попасть на паром, надо предварительно купить билет в отдельно стоящей будке, т. е. бросить автомобиль в очереди и шагать до неё метров 30–40, и карточки там не принимают.

Дороги в Национальный парк две, и навигаторы, если ехать со стороны Герцег-Нови, всегда выбирают хорошую, но очень длинную, в объезд горы. В то же время есть небольшая серпантинная дорога напрямик на вершину. Да, она сильно петляет, но зато с неё открываются потрясающие виды! Конечно, это не фьорд Гейрангер, но очень неплохо для Черногории, которую все воспринимают лишь как пляжную страну.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Въезд стоит 4 евро за автомобиль с двумя пассажирами. Приготовьте заранее мелочь, карточки не берут. Нам прохлаждаться некогда, ночевать должны в Албании. Дороги хорошие, позволяют прилично разгоняться, даже петляя меж гор.

Не все пляжи в Черногории общественные. Есть исключение — расположенный на искусственном острове отель «Aman Sveti Stefan». Он располагает собственным закрытым пляжем, но по цене от 800 евро в сутки. На свете есть много гораздо более экзотических и красивых мест, где за эти деньги вас оближут с ног до головы.

Албания

Леже

Крепость Леже

Чем ближе к Албании — тем более грязными и замусоренными становятся обочины. Верный признак того, что вы покидаете цивилизацию. На границе вялая очередь, занимающая порядка 40 мин. Для утренней поездки в Косово останавливаемся в ближайшем албанском городе Леже. Кроме как для марш-броска в непризнанный сербский край, этот город ни для чего больше не подойдёт. Заселяемся в единственный нормальный местный отель «Jolly Hotel» с бесплатным закрытым паркингом, хорошими номерами с балконами и очаровательным видом на старую крепость, да завтраки неплохие по меню.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Вечером в их ресторане можно вкусно поужинать. Цены после предыдущих стран смешные: 18 евро на двоих, чтобы наесться до отвала.

Утром едем в Косово. Евросоюз расщедрился и косоварам, и Албании на потрясающие бесплатные автомагистрали! При том, что они не входят в ЕС. На месте Польши с ещё ущербными нитками дорог я бы сильно обиделся. До Призрена долетаем всего за полтора часа. Почти перед въездом в город проходим границу. Косовары нормально относятся к русским, но просят оформить в отдельной будке ОСАГО, так как «зелёная карта» в этом сербском крае не действует. Минимальная стоимость — 15 евро, оформляется за 5 минут с российскими правами и СТС.

Косово

Призрен

Мечеть Синай-паши

Если в Черногории полно российских номеров, в Албании — считанные единицы, то в Косово мы были одни с триколором на номерном знаке. Паркуемся в сердце города недалеко от «Мечети Синан-паши». Прогресс сюда ещё не дошёл, паркоматов нет, бегают молодые бородатые мужики, помогают и взимают тариф по 1 евро в час.

Для начала делаю стандартную «открыточную» панораму основных городских достопримечательностей — старого каменного моста и мечети. Потом замечаю албанскую свадьбу и незаметно «щёлкаю» молодожёнов. Как видно, вполне светское мероприятие, невеста не скрывает лица, жених в жилетке и бабочке. Хорошо, что косовары не погрузились в религиозность.

Церковь Левишской Богородицы

Но Косово — сербская территория, и когда-то здесь было множество православных церквей. Увы, косовские дикари большинство из них разрушили. Агрессия была столь велика, что ООН вводила войска для охраны христианских памятников. Тем не менее, они плохо сохранились. На фотографии «Церковь Левишской Богородицы» — одна из самых старых и известных, построенная в 14-ом веке. С заселением края косоварами стала использоваться как мечеть, после 1911 года вновь как церковь, а сейчас она полностью закрыта и даже обнесена колючей проволокой. В будке рядом сидит полицейский для охраны. Следы разрушений видны невооружённым взглядом.

Албания

Леже

Печально, что религиозные распри так влияют на людей и создают столько агрессии. Я — атеист и не понимаю этого. К вечеру приезжаем назад в албанский Леже. Хотим оценить местный пляжный отдых. Говорят, что, если в Черногории пляжи в основном галечные, то в Албании — песчаные. Выбираем пляж с красивым именем Рафаэлло. Вечер воскресенья, люди возвращаются на машинах по домам. Дикарство албанцев выпирает наружу: ну почему арабы и близкие им народы всегда, во-первых, гадят и мусорят, и во-вторых, ездят как полные отморозки? Едем по двухполосной дороге, по одной полосе в каждую сторону, слева пробка. Находится масса идиотов, несущихся по встречной полосе вам в лоб, чтобы опередить других. Они самые умные. Из-за этого албанские власти через каждые пару километров выставляют дорожную полицию, которые не ловят нарушителей, а просто действуют отрезвляюще, заставляя лихачей возвращаться в свой ряд, что только усугубляет пробку.

Но вернёмся к пляжу Рафаэлло. Чтобы до него добраться, необходимо последние пару километров ехать по натуральной помойке! Тут вам и ржавеющие военные катера. И настоящие свиньи среди гор мусора! Как можно жить в райском месте и загаживать всё вокруг мусором?! Большого желания искупаться не было, сделал несколько фотографий на память, чтобы иметь представление, что такое албанский общественный пляж.

Вернулись в Леже, прогулялись перед закатом по основным улицам. Албанцы — мусульмане, но на них сильно повлиял советский режим, религия не задавливает светскую жизнь, женщины в хиджабах и бурках попадаются совсем редко. Девушки ходят с непокрытыми головами — чудовищный проступок для радикальных верующих! Забавный ребёнок гулял по улице с родителями: папа — брюнет, мама — крашеная брюнетка, а сын — пепельный блондин! Хорошо, что папа прогуливал в детстве школьные уроки биологии по генетике.

Мавзолей Скандербега

Утром фотографируем оставшиеся достопримечательности, тут их совсем немного, а из интересных и вовсе одна гробница национального героя Албании — правителя Скандербега, прославившегося восстанием и освободительной войной против турков. Покупаем в магазине по соседству сувениры и начинаем движение назад в Москву.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Через Косово в Сербию въехать нельзя: сербы не признают независимость края, и въезд туда с любой территории, кроме Сербии, считается нарушением законодательства с запретом на въезд. Поэтому из Косово мы возвращались назад в Албанию и прокладывали маршрут через южную часть Черногории в Сербию. Навигатор предлагал основную часть пути проложить по Черногории, сделав большой крюк в Подгорицу. А «Google Maps» сообщил, что можно хорошенько срезать через албанскую горную дорогу SH20 и приехать на два часа раньше. Окей, Гугл, мы тебе верим!

Сначала это была отличная асфальтированная дорога, петляющая в горах. Мы даже периодически останавливались ради фотографий.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Но затем начался какой-то ад: дорога оказалась недостроенной на протяжении 40 км! Асфальт кончился, осталась грунтовка с жуткими кочками, ямами. Её постоянно перегораживала строительная техника или каменные завалы, вынуждая простаивать по 20–30 минут. Под самый конец от тряски жену стало тошнить, она вышла из машины и пошла пешком. Вместо того, чтобы сэкономить 2 часа, мы потеряли кучу времени. Спасибо, Гугл!

Сербия

Копаоник

Наконец проехали границу с Черногорией, на которой сонный пограничник ждал целых 15 минут, пока древний модем соединится с интернетом и проверит паспортные данные. Немного прокатились и доехали до сербской границы. Дорога шла на Нови-Пазар. Было интересно, как сербы отреагируют на косовскую печать, но они её даже не заметили. Да и сербы были странными: чёрненькие, бородатые. Едем по дороге — вокруг горы мусора по обочине, страшные недостроенные дома, всё криво и косо. Ничего не понимаю: это свойственно арабским народам, а не сербам! И через каждые 300–500 метров стоят мечети. Женщины поголовно в платках и хиджабах. Ба! Да это такая же Сербия, как и Косово, даже хуже! Тут сербами и не пахнет! Одни мусульмане строгой религиозности! Наш отель через 30 км., начинаю беспокоиться, как тут жить, какой уровень сервиса нас ожидает, да и приём вряд ли будет тёплым. Проезжаем Нови-Пазар, затем Рашку — знак, популярный у россиян.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

После этого города всё резко меняется, мечетей не видно, появляются православные храмы. Обочины чистые, домики аккуратные. Ура! Мы въехали в «сербскую» Сербию. Но кажется мне, что Косово будет не последней потерей братского народа: в Нови-Пазар дела обстоят куда хуже.

Едем в горнолыжный отель «Grey Hotel Kopaonik». Сейчас не сезон, поэтому отели полупустые и снижают цены, чтобы хоть как-то отбиться до следующего зимнего сезона. Многие этим пользуются. Люди приезжают погулять по горам, подышать свежим воздухом, насладиться природой.

Отель великолепен! Горы в Сербии мне показались мелкими, но отель гораздо удобнее французских аналогов в Трёх долинах и им подобных. Большие двухкомнатные номера, бесплатный минибар, крытый бассейн, превосходные завтраки по меню. А в ресторанах за ужином стейки готовят так, что пальчики оближешь!

Днём на территории можно позаниматься верховой ездой, прокатиться на лебёдке, арендовать квадроциклы, велосипеды. Вместо одной ночи провели здесь две. Поинтересовались зимними расценками — в два раза выше, порядка 15 тыс. руб. Дороговато, а с учётом невысоких гор и малого количества трасс, подойдёт больше людям в возрасте. Хорошо катающейся молодёжи будет скучно.

Ниш

Башня черепов

Продолжаем путешествие по Сербии, заезжаем в небольшой город Ниш в центре страны. Слышал прежде жутковатую историю о башне из черепов, созданную 200 лет назад, когда турки разбили сербов, отказавшихся сдаваться в плен, и сложили из их черепов эдакую вышку. Если изначально черепов было несколько тысяч, то до наших дней «дожили» не более 60-ти. Поэтому выглядит башенка малость скуповато.

Белградская Крепость Калемегдан

В следующей точке маршрута, Белграде, посетили крепость, обрамляющую старый город. Входить в него лучше через «Ворота Темницы», которые сами по себе являются отдельной достопримечательностью: построенные в 1456 году, были самой защищённой частью стены, с обеих сторон их охраняли пушки, а внизу располагалась темница для пленных.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Внутри разбит небольшой садик, где можно погулять, отдохнуть на лавочке, быстро перекусить и попробовать себя в роли Робин Гуда.

Румыния

Тимишоара

Ночевали мы в Румынии, в отеле «Villa Vitoria», которая с какого-то перепоя нарисовала себе 5 звёзд и кучу поддельных положительных отзывов. Да, в Румынии много дельцов, накручивающих себе и звёзды, и рейтинги. По факту это была обычная 2-звёздочная гостиница разряда B&B.

Замок Корвинов

Нас здесь интересовал один из самых красивых дворцов мира — «Замок Корвинов». Он правда поразительный! Считается, что прекрасней всех замок Нойшвайштайн в Германии, но я бы поспорил: тот — искусственный, строившийся специально на публику. А Корвин — настоящий, с богатейшей историей, сменивший более двадцати хозяев, и каждый вносил какие-то свои изменения. В итоге замок получил органичное сочетание различных стилей из разных эпох. Внутри даже хранятся останки некоторых его обитателей. Рекомендую заехать, если будете поблизости. Только запаситесь наличностью: карты к оплате не принимают (банкомат есть на парковке), а входные билеты на двух человек с возможностью фотосъёмки обойдутся в 65 RON (1100 руб.).

Венгрия

Сегед

Ночуем в небольшом венгерском городке Сегед, очень милом и уютном. Оригинальное кафе, организованное на базе списанного трамвая.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Останавливаемся в «Dóm Hotel», неплохой вариант для ночлега: бесплатная парковка, вкусные завтраки, большие номера с балконами, и удобное расположение в самом центре города, от которого по утру рукой подать до Будапешта.

Будапешт

Туфли на набережной Дуная

Будапешт мы так же посещали несколько лет назад, но упустил в прошлый раз памятник «Туфли на набережной Дуная» — ещё одно жуткое напоминание о жестокостях фашизма. Во время войны немцы выстраивали 50–60 приговоренных к казни мирных жителей живой цепью, приковывая людей друг к другу, а после стреляли в некоторых из них. Тела, падавшие в воду, увлекали за собой живых, экономя патроны. Перед казнью с заключенных снимали обувь, которая в войну была ходовым товаром, и позже продавали туфли на черном рынке.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Пытались пообедать в мишленовском ресторане «Onyx», но обнаружили на двери записку, что весь персонал заведения ушёл на месячный отпуск. Вот хорошо живут!

Словакия

Бойнице

Замок Бойнице

Кое-как перекусив, к вечеру добираемся до Словакии, крошечного города Бойнице с известнейшим в Европе одноимённым замком.

Построенный в 1113 году, он знаменит многими историями и поверьями, и входит в топ-10 самых романтичных дворцов мира. Одна легенда гласит: жил-был молодой человек, который влюбился в графиню, но та отвергла его чувства, посчитав, что он недостаточно богат. Желая поразить возлюбленную и завоевать её расположение, мужчина принялся строить этот замок и отделывать роскошные комнаты. К сожалению, строительство затянулось на долгие годы, и к его окончанию графиня благополучно скончалась. В знак вечной любви страдалец соорудил на одном из шпилей терновый венец. Ну, а мораль такая: либо выбирайте себе возлюбленных помоложе, либо приглашаете нормальную строительную бригаду!

Ещё, по легенде, замок наводнён призраками и привидениями. Днём они прячутся, а появляются лишь к ночи. Поэтому в замке периодически проводятся ночные экскурсии с соответствующими костюмированными шоу, криками, запугиванием и прочей нечистью.

Сам замок построен на кратере потухшего вулкана, который средневековые умельцы приспособили под колодец. Если будете недалеко от этого места, советую посетить. На прилегающей территории всегда продаётся множество сувениров, национальных продуктов питания. Мы купили дорогую медовуху в подарок другу.

С проживанием выбор небольшой, отелей почти нет. Единственный достойный вариант — «Hotel Pod Zamkom». Есть к чему придраться: очень маленькие номера, обстановка уровня 3-х звёзд, полностью отсутствуют кондиционеры. Но это лучший вариант из худших, других не найти. Отель всегда заполнен, так как от него до замка ровно минута пешком, и, судя по припаркованной у входа «Tesla», владелец вряд ли будет что-то менять, ему и так хорошо живётся.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Дальнейший путь домой заворачивал на восток, следующим днём мы хотели небольшим крюком зацепить последний замок нашего путешествия на северо-востоке Венгрии. Вечером доезжаем почти до границы и останавливаемся в словацком Кошице в «Boutique Hotel Bristol». Мои самые высокие рекомендации этому уютному отелю. Всё было идеально от вкуснейших и разнообразных завтраков до прекрасного ужина в ресторане при отеле. Гостям с «Booking.com» предлагают бесплатный приветственный напиток. Разве что интернет был иногда немного нестабилен, да бесплатная парковка небольшая, может не быть мест, но нам хватило.

Венгрия

Мишкольц

Замок Больдогко

Утром вновь въезжаем на территорию Венгрии и спустя полчаса подъезжаем к «Замку Больдогко». Въезд автомобиля на территорию платный — 400 HUF (100 руб.), вход от 1000 HUF с человека (500 руб.) и выше. Приготовьте заранее наличные. Карты не принимают, и банкоматов нет.

Замок небольшой, но очень милый и уютный. В каждом грубом, неотёсанном камне чувствуется его древняя история, датируемая 1282 годом. Дозорная будка стала символом замка, её можно встретить на многих открытках и магнитах. Внутри расположили небольшой музей и подземелье с пыточными камерами. Детям будет особенно интересно.

Польша

По плану, вечером мы должны быть снова в Польше. Возвращаемся назад в Словакию и скоро пересекаем польскую границу. Дороги здесь, как я упоминал ранее, неудобные — по одной полосе в каждую сторону. И сумасшедшие поляки мало в чём уступают арабам по стилю вождения: если надо обогнать кого-то, просто выезжают на встречку и даже не смотрят, свободная она или нет! Полагают, что ты должен уйти на обочину. Мне так лоб-в-лоб летел грузовик, причём ещё перед обгоном было понятно, что он не успеет его завершить, но полякам всё равно. Вес автомобилей был неравный, пришлось уходить на обочину. Посигналил что есть силы барану, но они, похоже, неисправимы.

Ещё в дороге привлекло внимание военное кладбище с аккуратными рядами могил. Оказалось, что оно немецкое. Германия была педантичной во всём. Читая надписи, думаешь, за что погибли эти молодые ребята 18–25 лет? Ради идеи какого-то сумасшедшего они погубили и себя, и другие народы.

Европа, 2016: ударим автопробегом по европейскому бездорожью

Вечер хотели скоротать в спа-отеле «Hotel Duo Spa» с высокой оценкой по отзывам, но он оказался таким убогим и печальным, что не оправдал даже минимальных надежд. Лишь неплохой завтрак запомнился, больше ничего. Польша в итоге опечалила и полным неумением организовать удобную инфраструктуру для туристов, и плохими отелями, и безмозглыми водителями, и очень вредными пограничниками. Но старые города у них прекрасно сохранились, и стоят того, чтобы их увидеть.

Границу пересекали возле белорусского Бреста. Идиотизма хватало с обеих сторон. Очередь с польской стороны заняла 40 минут. Нам необходимо было поставить печать на документах с лошадиными покупками для возмещения НДС, но для поляков это стало целой проблемой. У них открыты пара окошек после паспортного контроля, куда стекаются все желающие вернуть налоги. Ждать можно и полчаса, и час. Придираются ко всем мелочам, например, что печать на счёт-фактуре должна быть синей, как и чернила ручки. Спустя ещё полчаса ожиданий обязательно нужно предъявить товар к просмотру. Словом, всё это так долго и муторно, что мы махнули рукой и встали в ещё более длинную очередь на белорусскую таможню.

Беларусь

Брест

Тут свои заморочки: оформление документов для проезда идёт очень медленно. Мы потеряли 2–3 часа в очереди. Везде надо бегать самому к различным окошечкам, сделать нормальные кабинки беларусы так и не догадались. На въезде дают какую-то бессмысленную бумажку с информацией об автомобиле, которую необходимо вернуть на выезде, иначе не выпустят. Багажник смотрят аж три (!) раза. Зачем?! Таможенники суют нос во всё: везёте фотоаппарат? А сколько он стоил? А сколько он сейчас стоит? А вы его декларировали? Совок полный.

Брестская крепость

Ни будучи пионером, ни во взрослом возрасте мне так и не довелось побывать в «Брестской крепости», о которой я читал ещё ребёнком в детских книжках. Она совсем рядом с границей, заезжаем в неё вечером. Парковка и вход бесплатные. Поражают массивные скульптуры белорусских бойцов. Фигуру умирающего солдата с каской часто встречал в детских книгах о войне. Брестская крепость — последняя достопримечательность в нашем списке на эту поездку.

Минск

Ночью доезжаем до Минска. В Беларуси отличные автомагистрали, очень быстро добрались до столицы. Завершу свои рекомендации отелем «Hampton by Hilton Minsk City Centre». Официально три звезды, но в нашей поездке он запросто переплюнет многие из тех, что рисовали себе пять звёздочек, когда не соответствовали и двум! Реально это хороший 4-звёздочный отель. Завтраки выше всяких похвал, парковка бесплатная, даже бутылочки с водой в номерах дают.

Следующим утром, как следует выспавшись, мы возвращаемся на родину. Дороги, увы, в России ощутимее хуже, чем у белорусов: я не люблю трассы без отбойников между встречными потоками. Да и шоссе проложено через множество населённых пунктов, только и успевай то разгоняться, то тормозить, то снова разгоняться. Почти к полуночи мы паркуемся у родного подъезда. Мы — дома!

Заключение

Я очень люблю поездки за границу на своём автомобиле. Чувствуешь себя словно дома, уютно, комфортно. Да, высокие затраты на бензин и есть риск нарваться на дорожных мошенников или воров и вандалов на парковках. Но пока каждый раз везло, и из поездок мы привозили лишь положительные впечатления.

Из посещённых стран, повторюсь, стоит побывать в исторических старых центрах польских городов, делая скидку на плохую туристическую инфраструктуру и придирчивое отношение паспортно-таможенной службы. Вновь понравилась Венгрия как столичными красотами, так и малоизвестными местами. Удивила Словакия красивым замком и поразила Хорватия Плитвицкими озёрами. Запомнился Национальный парк Ловчен в Черногории и курорт Копаоник в Сербии. Обязательно стоит посетить замок Корвинов в Румынии. Албания ничем положительным у меня не отметилась, а Косово расстроило плохим отношением к христианским историческим церквям. И нельзя не отметить чистоту и ухоженность Белоруссии. Учитывая её соседство с Россией и безвизовый проезд, отличный вариант для проведения в ней выходных или праздников.

Общий вывод — Восточная Европа становится гораздо привлекательнее и интереснее избитых и испытывающих миграционные проблемы западноевропейских стран.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия