Турист RunJump
RunJump
была 12 сентября 2022 17:25

Эльбрус — Россия Август 2014

Эльбрус… задумка предпринять путешествие к вершине этого снежного великана пришла мне в голову внезапно! На тот момент мой опыт туристических походов был очень скромен, а с альпинизмом я еще не сталкивалась. И тем не менее идея покорить Эльбрус меня увлекла. Было принято решение совершать восхождение с туристическим клубом N с южной стороны на западную вершину (5642 м). Подруги мигом приняли приглашение в поход, собралась целая компания! Ведь это восхождение на Эльбрус (Ошхамахо на местном языке, в переводе «Гора счастья»). Но труден путь к счастью… и в течение полугода, прожитых всеми нами в предвкушении похода, из желающих взойти остались только мы вдвоем с подругой.
К походу требовалось укрепить физическую форму, чтобы в пути ничто не мешало наслаждаться природой и думать о вечном. Как раз начали открываться беговые клубы в городе, которые я систематически и с удовольствием посещала. В беге ориентировалась на рекомендованную турклубом дистанцию 10 км, что очень помогло в походе. Необходимое снаряжение и личные вещи (порядка 40 позиций) были подготовлены заранее и упакованы в один туристический рюкзак на 60 литров. Все было собрано, мы морально и физически готовы — в путь!

День 1.

Двухсуточная поездка по железной дороге — и нас встречают Минеральные воды, а также наш инструктор Сергей. Вместе с ним группа участников похода насчитывала 22 человека. Первой фразой нам сообщается, что на протяжении 5 дней сотовая связь с цивилизацией будет отсутствовать.

Мы делимся этим с родными и близкими, пока микроавтобус мчит нас до Баксанского Ущелья и поселка Верхний Баксан. На стоянке выкладываем вещи в заброску — все то, что не понадобится на трекинговом этапе похода — ура, наши рюкзаки становятся вдвое легче! Эта мысль оставляет нас в приподнятом настроении, я в порыве выкладываю из рюкзака все теплые вещи.

Перед нами платформа на рельсовом ходу, но мы не ищем легких путей и с рюкзаками за плечами и парой пакетов продовольствия в руках поднимаемся по ступенькам сбоку от нее. Это первые метры восхождения, всего каких-то 300 ступеней вверх!

Располагаемся на поляне, назначаются дежурные на обед. Мы тем временем гуляем по тропинке вдоль обрыва над бурлящей рекой, кто-то сидит и читает, кто-то уже расстелил пенку и прилег. Замечаю, что в нашей группе много фотографов, они уже начинают свое повествование первыми кадрами.

После принятия пищи садимся в кузов ГАЗ-66, советский внедорожник несет нас ввысь на высоту 2200 м к ущелью Адыр-Су. По пути проходим паспортный контроль. Высаживаемся у альплагеря Уллу-Тау, разбиваем палатки, подкрепляемся, отходим ко сну. Здесь наша первая ночевка под журчанье ручья.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

День 2.

Наутро после умываний, зарядки и очередного приема пищи собираемся кружком вокруг инструктора. Он оглашает план на весь день. Нам предстоит акклиматизационный марш-бросок на высоту 3000 м на Кичкидарскую ночевку (по названию вершины в хребте Адыр-Су). Восходим с перерывами на отдых через каждые 40 минут. Наверху нас ждет скалистый рельеф, ставим лагерь, прижимаем камнями «юбки» палаток, чтоб временный дом не сдуло во время сильного ветра.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Приготовив обед (очередь дежурства дошла и до нас) и подкрепившись им, отправляемся через гору к озеру, где купаемся в леденящей воде. Внимательно слушаем рассказы Сергея о том, сколько жизней унесли коварные склоны Эльбруса, об опасностях, подстерегающих альпинистов на пути. Здесь я понимаю, что нам предстоит серьезное испытание.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Затем погода резко портится, набегают черные тучи и по пути обратно через гору нас уже настигает ливень. Соседи по палатке, утеплившись и надев непромокаемые плащи, выходят в непогоду готовить ужин. Тент за ненадобностью был оставлен в альплагере, поэтому дежурным приходится стоять под проливным дождем над чанами. В это время я, изрядно промокшая, кутаюсь в спальник в надежде согреться, начинает бить мелкая дрожь по телу. Вспоминаю свои теплые вещи, оставленные в заброске. В следующий раз не побоюсь лишних граммов за спиной и возьму хотя бы флиску или даже курточку, здесь бы явно не помешала! Так я избежала трудовой повинности, спасибо ребятам, что сами справились и не вытащили меня из палатки. В эту ночь дождь лил, не переставая, наутро тоже ничего не изменилось.

День 3.

Уже согретая спальником и спящими соседями по бокам, я тоже вышла нести вахту, совместно мы приготовили кашу на завтрак. Дождь стих, весь лагерь свернулся в пару десятков рюкзаков. Впереди нас ждал спуск обратно в лагерь Уллу-Тау. Спуск проходил быстрее, нежели восхождение, но привалы все равно делали, через 1–1,5 часа. Нагрузка на колени чувствовалась еще больше.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

В лагере теплее, есть душ, даже магазин — до которого не успеваю добежать, т к наши дежурные уже приглашают к столу! Здесь даже есть стол! И тент установили над ним — и не зря, похоже непогода опустилась с тех высот. Под тентом себя чувствуем очень уютно, так проходит день и вечер. После ужина нас ждали вечерние посиделки у костра под аккомпанемент гитары — приятное завершение приключений! После мы укладываемся в свои теплые спальники и засыпаем, шум ручья уже не доставлял неудобств.

День 4.

На следующее утро, уже подкрепившись, собираемся в круг, Сергей нас пересчитывает-полный комплект! Снимаемся с лагеря, пакуем рюкзаки, берем палки — и отправляемся на высоту 3000 м к ледовому озеру. Инструктор предупреждает, что в тех местах погода ощутимо прохладнее. Но что делать, если теплые вещи в заброске?! Воспринимаю как факт и выдвигаюсь в путь. Кажется, этот переход значительнее длиннее, наша группа растягивается по склонам, на привалах много уставших лиц, но все благополучно добираются.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Разбиваем лагерь — это действие у нас уже отработано и получается на раз-два. Ждем блюд от дежурных. Ночью был заморозок, чувствую холод земли через пенку, подкладываю «сидушку» вторым слоем и засыпаю. Хорошо, что в палатке размещение друг к другу плотненькое, поэтому я даже не примерзаю к земле, просыпаюсь свежим утром.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

День 5.

Совершив обычный ритуал (умывание, завтрак, сбор вокруг Сергея), спускаемся вниз и загружаемся в микроавтобус, который доставляет нас в долину Азау. Здесь появляется сотовая связь, мы очень рады и пишем всем, как замечательно провели все это время. Здесь же мы получаем нашу заброску, и после критического взгляда инструктора на то, в чем мы собираемся покорять Эльбрус — в местном прокате окончательно экипируемся на восхождение «до зубов». А после нас ждут водные процедуры, многие заказывают сауну. Сергей традиционно ведет нас в уютный ресторан, там подают шашлыки, хичины и многое другое на всякий вкус. Часть группы уходит на ночевку в деревянные домики, но мы сладко спим в своем палаточном, грезим об Эльбрусе. Ведь с завтрашнего дня мы уже будем на его склоне!

День 6.

Наутро нас подхватывает микроавтобус с уже знакомым водителем и отвозит к канатной дороге. Личных вещей стало почти вдвое больше, ведь на вершине может быть до -25 С и к этому нужно быть готовыми! К тому же каждый берет с собой запас воды, т к на склонах — ледники. Дежурные будут топить снег для приготовления пищи. А для этого ко всему прочему понадобится еще много газовых баллонов, которые тоже берем с собой.

Преодолены две подъемные дорожки на фуникулерах и канатная, и вот мы высадились на приюте «Бочки», высота 3800 м. Погрузив все вещи на ратрак, мы надеваем альпинистские ботинки и кошки.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Гуськом медленно восходим на высоту 4200 м. Под ногами рыхлый снег, совсем не то, что на трекинге. Вдобавок ощущается высота, в области висков давит, наваливается усталость и клонит в сон. Из последних сил ставим палатку на пике скал на место, открытое всем ветрам! Внизу печально известный ледник, трещины на нем достигают глубины в 120 м. Мы тщательно закрепляем палатку, в душе притаился страх, что этой ночью нас вместе с ней может унести.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Все свободное время между обедом и ужином посвящаем сну. Если альпинист не восходит — то он спит! Ощущаем себя настоящими альпинистами. Наступает первая ночевка на скалах, привычный шум ручья заменяется биением ветра о покровы палатки, она раздувается в разные стороны. Неизвестные силы удерживают дуги палатки от того, чтоб они не затрещали по швам! Но усталость дает о себе знать и мы засыпаем.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

День 7.

Для нас седьмой день был также днем творений. Проснувшись, мы стали наблюдать начало нового дня в горах. Можно долго смотреть на небо, плывущие по нему облака, горы. Перед нами предстал во всей красе Главный Кавказский хребет!

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

В этот день нас ожидал радиальный выход к подножию скал Пастухова на высоту 4600 м. Это была генеральная репетиция восхождения, участок пути, который еще раз предстояло пройти. Мы надели по 2–3 слоя одежды (одежда должна отводить влагу от тела, согревать и быть ветрозащитной), альпинистские ботинки, кошки, балаклаву и горнолыжные очки, снарядили штурмовой рюкзак термосом с горячим чаем, бутылкой воды, небольшим подкреплением и выдвинулись в путь. До скал мы добрались за 2,5 часа, был один привал.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Наверху инструктор подробно познакомил нас с трассой восхождения. Всю трассу от места нашей ночевки (4200 м) до западной вершины (5642 м) можно условно поделить на несколько этапов, каждый из которых нужно проходить по-своему и держать в голове все нюансы, с которыми можем столкнуться на пути. После каждый из нас отработал прием зарубания палками в ледник на случай, если сорвемся с трассы, и нас понесет вниз по леднику. Получив одобрения Сергея за технику зарубания, мы спустились в лагерь. Дальше все зависело от погоды, наша подготовка к физическим трудностям восхождения и акклиматизация на высоте была завершена, оставалось просто ждать. Ждать, когда как минимум вершины освободятся от тумана и предстанут нашему взору.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

По плану восхождение было намечено на 00–01 час ночи, достигнуть вершину следовало до 12 часов дня. Эти временные рамки обусловлены характером погоды на Эльбрусе, на спусках большой риск сорваться при непогоде и плохой видимости. А к вечеру, как нам уже удалось наблюдать, погода постоянно портилась, поднимался ветер, появлялись грозы и метели. Этим вечером, отходя ко сну, мы не знали, будет ли у нас скорый подъем, сборы в путь и само восхождение, либо нет. И никто этого не знал, инструктор в течение нескольких часов исследовал небо. Необходимо, чтобы погода продержалась 15 часов: этого времени будет достаточно на подъем и спуск. А ведь ошибка в предсказании погоды могла стоить жизни, не только метеоролога, как в Средние века, но и всех участников. Но гора сказала «Нет».

День 8.

Нас разбудили дежурные, пригласив на завтрак. Весь день дул шквальный ветер, пики Эльбруса представали нашим глазам туманными. Где-то часов с 8 дня по склону мерным шагом начали спускаться альпинисты. Эльбрус с недавних пор открыт массовому туризму, поэтому здесь движение по склону, как по автобаму. Напомню, что большинство восхождений осуществляется с полуночи, к полудню альпинисты оказываются на вершине, а в 12–16 часов дня можно наблюдать спуск покорителей с позиции нашего лагеря (высота 4200 м). Но не в такие ночи, как эта. Спускающимся альпинистам не посчастливилось покорить Эльбрус, на участке «Косая полка» они вынуждены были повернуть обратно вследствие непогоды. «Человек среди гор ничтожно мал».

Днем небо прояснилось, что дало нам надежду на восхождение. Большая часть нашей группы предприняла экскурсионный выход к стелле, установленной в память защитникам Эльбруса времен ВОВ, и к знаменитому «Приюту 11-ти», когда-то месту благополучной ночевки на высоте 4130 м первых 11 альпинистов. Ныне здание представляет собой гостиницу овальной формы.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Мы с Настей решили беречь силы для восхождения и остались отсыпаться в лагере. Нашей палатке полагалось дежурство на ужине, после которого времени на сон не останется перед возможным восхождением. После того, как трудовые обязанности были успешно выполнены и очередные блюда из риса приготовлены (в наше дежурство постоянно выпадал рис, вследствие чего у некоторых участников развилось к нему неприятие), мы еще раз перепроверили содержимое штурмового рюкзака и с большой уверенностью в скором восхождении, побрели в палатку. Там я попыталась собрать свои мысли и настроиться на покорение вершины. Но после 23 часов я периодически падала в сон, бороться с ним становилось все труднее. Слышались завывания ветра, прерывистые рассуждения инструкторов, видимо, о погоде. Разбудил нас Сергей в 1:30, заявив, что восхождения не будет, и мы можем спокойно спать эту ночь. Эмоций не было, в горах все воспринимается спокойнее. Мы сняли верхнюю одежду, так как были практически на «низком старте», и уснули, укутавшись в спальники.

День 9.

Еще один день в режиме ожидания и сбережения энергии. Конечно, наутро было немного горько на душе, что восхождение не осуществилось. День разбавился перерывами на принятие пищи, сон, скорее, даже на попытки уснуть. Мучительное ничегонеделание мне далось с трудом. На высоте солнце очень активно, днем палатка буквально раскаляется, чувствуешь себя как в парной. Большую часть времени лежим в палатке, раскрыв оба входных тамбура ветрам. Тут мое внимание привлекают две пары бегунков на молниях тамбура, их движения от порывов ветра рисуют в моем воображении ноги бегущего горного козла (мы их часто встречали в Приэльбрусье, в позднее время они спускались на наши высоты 2800–3000 м в поисках еды). Я сообщаю свое видение соседкам, мы вместе смеемся. Так как заняться все равно нечем, то мы еще какое-то время наблюдаем эту картину. Весь день лагерь живет своей сонно-монотонной жизнью, а тем временем распогодилось, и на позднем ужине Сергей сообщает, что в 00:30 собираемся у подножия лагеря на восхождение!

Восхождение (ночь 9).

Всей группой уже в полночь мы стоим на месте сбора, теплоодетые, с зажженными фонариками, укомплектованные кошками и рюкзаком со всем необходимым на восхождение. Мы так долго ждали и вот, наконец, нам выпал шанс! Сергей проверяет надежность закрепления кошек на горных ботинках у каждого, описав круг. Метеорологические условия: температура воздуха в районе нуля, ветер отсутствует. В направлении вершин устремляется множество глаз, но ночь настолько черна, что даже не различить силуэтов фигур. На бесполезное ожидание еще одного инструктора, кажется, сотрудника МЧС, ушло некоторое время, и вот на часах 00:55, мы выдвинулись в путь.

Идем стройной шеренгой, с минимальной дистанцией друг с другом, позволяющей не сбить свой темп при остановках впередиидущего. На восхождении дыхание и темп ходьбы должны быть едины, это сберегает силы. Ведь подъем физически труден, а запасы сил ограничены. Например, набор высоты в 200 м при хорошем темпе движения проходится альпинистами за час. Мы, полные решимости, проходим первый час пути, под ногами рыхлый снег, в котором вязнут ноги, приходится некоторые шаги повторять несколько раз. Останавливаемся на привал, замечаю, что группа растянулась незначительно. Мы усаживаемся, первым делом проверяем закрепление кошек на ботинках, затем наливаем в крышки-кружки горячий чай из термосов, переводим дух. Если на подъеме соблюдалась полная тишина, здесь местами вспыхивают разговоры, но они тоже краткие и на пониженных тонах. К слову сказать, очень пониженное давление в горах, на этой высоте порядка 450 мм рт. ст. (при норме 760). Отдых длится 20 минут, затем мы вновь строимся в шеренгу и выдвигаемся в направлении вершины.
На этом этапе уклон становится круче, появляется сильный боковой ветер, метет снег.

Температура постепенно понижается, с какой-то высоты по лицу начинают бить льдинки, с такой силой, что остаются царапины. Еще темно, но я надеваю горнолыжную маску, радует, что она с желтыми фильтрами. Восхождение длится томительно долго, глаза устают наблюдать картинку передвигающихся стоп соседа впереди, силы на исходе, прошел еще час пути. Мы взбираемся все выше и выше. Ветер постоянно относит опорные палки в сторону, я с трудом их устанавливаю в нужные места. Да что палки, ноги передвинуть сложно, их тоже сдувает. Ощущение, что меня всю может так подхватить и унести, далеко, на какой-нибудь ледник, грозящий провалом в глубокую трещину. Прокручиваю в голове урок по зарубанию палками, это на всякий случай, в душе появляется страх, что он может вот-вот наступить.

Наконец, перед глазами появляется сравнительно горизонтальный участок, мы делаем привал. За спиной 1,5 часа ходьбы, мы у скал Пастухова (высота 4800 м). Проверяем кошки и отдыхаем. Погодные условия совершенно испортились, всем понятно, что на вершине они еще хуже. Сергей предлагает либо повернуть с этой точки, либо дойти до участка «Косая полка» (5100 м). Ведь погода на Эльбрусе непредсказуема, пока мы будем восходить (ориентировочно 1,5 часа), ветер может стихнуть, тогда можно будет продолжить путь к вершине. Мы принимаем бой, и наша шеренга трогается в путь. Страх быть унесенной ветром не проходит, я укрываюсь за широкой спиной соседа, идем без дистанции, шаг в шаг. Какое-то время мы так движемся, затем сосед отходит в сторону (кажется, накрыла горная болезнь, что в порядке вещей на такой высоте). Я нехотя встаю вперед, за мной еще колонна людей.

Тяжело. Отмечу, что четкой тропы восхождения нет, есть условно дорога, область ледника, шириной, наверное, в 2–3 полосы, по которой обычно передвигаются альпинисты. Поэтому если отстаешь от предыдущего, приходится поднимать голову и искать направление движения. Через какое-то время и огромные усилия я настигаю головную колонну во главе с инструктором. Проходим еще несколько метров и делаем привал. Высота 5000 м. Погода, увы, не наладилась, дальше двигаться бесполезно. Мы, кроме всего прочего, делаем памятные фото. Время около 5 утра, брезжит рассвет.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Отдохнув, начинаем спуск. Усталость сказывается, временами кошки цепляют друг друга. От инструктора я слышала, что на этих высотах спуск безопасен, в леднике нет трещин, поэтому через какое-то количество «дяди Стёпиных» шагов, усаживаюсь на снег и начинаю скатываться вниз. Уклон хороший, что позволяет, оттолкнувшись, проехаться несколько метров. Около 7 утра я возвращаюсь в лагерь. Восхождение окончено. Из последних сил открепляю кошки от ботинок, поднимаюсь к нашей палатке, снимаю ботинки. Уже легче. Отпиваюсь горячим чаем и наслаждаюсь шоколадным батончиком, который сберегался для вершины, или седловины, или плато. Но здесь в палатке у него тоже замечательный вкус!

Мы сделали все, что могли! Все, что позволила нам погода, прошли большой путь, видели рассвет на 5000 м. Я уверена, что это было испытание для каждого, и благодарна всем за тот единый порыв, с которым мы все-таки вышли на третий этап, хотя в тот момент я чувствовала колебания своей силы воли. Выглядываю из палатки — уже светло, взору предстают обе вершины, освободившиеся от тумана. Как красивы и, увы, недосягаемы сегодня пики Эльбруса!

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

День 10.

Лагерь погружается в сон. Затем мы укладываем вещи в рюкзаки, и вот уже нет лагеря. 11 часов дня, нагруженные под завязку, мы начинаем спуск к приюту «Бочки». Там нас уносит вниз канатная дорога, мы пересаживаемся в микроавтобус, который возвращает нас на землю, в долину Азау. Здесь мы пользуемся благами цивилизации, посещаем кафе, водные процедуры, сувенирные лавочки, в которых ко всему прочему предлагают домашнее вино и чурчхеллу. Ночуем последнюю ночь в «своей» палатке.

День 11.

Наутро нас ждет вкусный завтрак за круглым столом на природе, мы делаем общую дружную фотографию, обмениваемся контактами.

Летнее восхождение на Эльбрус с турклубом

Вновь собираем вещи, прощаемся с инструктором. Впереди — 3-х часовой переезд на микроавтобусе до Минеральных Вод, откуда каждого ждет своя дорога. Кидаем прощальные взгляды на горы через окно микроавтобуса.

Наши дни.

И вот уже Кавказ далеко, но впечатления свежи.