Турист Ольга Кленкина (Olga1978)
Ольга Кленкина
был 27 сентября 2019 7:57

Гарни, Горис, Ереван — Армения Ноябрь 2016

День третий: Гарни-Герард-музей Параджанова

Выбрались из города в 10.00 и поехали в сторону Гарни (в целом, времени немного не хватило, надо было выехать часов в 9)

Гарни — языческий храм, единственный, оставшийся целым после принятия Арменией христианства.

Неделя в Армении (ч.2)

Мне немного непонятна его история с точки зрения психологического рисунка персонажей: царь, бросивший в темницу Григория Просветителя, заболел. Его сестра посоветовала Григория освободить и просить об исцелении. Царь освободил, исцелился и уверовал. А потом подарил этот храм своей сестре (христианке, видимо?), и она его сохранила (единственный в Армении!)… непонятно, но ладно. Храм стоит в красивейшем месте: над изгибом каньона горной реки, на самом «языке». Он развалился в 17-м веке, поскольку блоки кладки скреплялись между собой свинцом, который был нужен для пуль. Кладку начали долбить, свинец нагревать и выливать, в итоге храм не выдержал такого издевательства и рухнул после небольшого землетрясения. Однако 75% его камней — подлинные, они возвращены на место и храм снова очень красив. Чтобы подчеркнуть христианизированность места, рядом поставили небольшую церковь, которая почти полностью разрушена. В двух шагах — раскопки дворца и небольших римских бань с немудрящей мозаикой. Интересно только то, что в раскопе показано устройство пола бань — система глиняных «блинов», на которые клали пол, и, благодаря которым, пар равномерно распределялся по всему помещению.

Вообще, позволяя себе философское отступление, в таких местах понимаешь, чем отличалась христианская церковь от языческой, насколько языческий храм вписан в пейзаж и является его частью, и насколько христианский храм выделяется из пейзажа и тянет за собой… душу. Исключение, на мой взгляд, составляют только церкви Ирландии, но там и христианство… своеобразное).

К земному и насущному: около входа небольшой рыночек: варенье, пастила, сухофрукты и т. д. Цены 1000–2000 драм за банку. Здесь продают и ореховый пирог «гата». Вкусно, но в Герарде будет вкуснее.

Не знаю, почему, но в Герарде у меня было чувство, что это монастырь-воин.

Неделя в Армении (ч.2)

Он находится в конце ущелья, дорога заканчивается тупиком на парковке монастыря (рынок: сухофрукты, керамика, потрясающая гата!). По дороге виден яркий металлический крест, установленный в скалах.

Это подарок российских летчиков, а сделан он из отслуживших самолетных крыльев. Причём, привозили и устанавливали летуны его самостоятельно, при помощи местного скалолаза. Название монастыря — от названия копья сотника Гая Кассия, которым было пронзено тело Иисуса Христа (один из фильмов Индианы Джонса про это). Гай Кассий передал наконечник Фаддею, и, потихонечку, реликвия добралась до Армении. Всего в мире их три, но, разумеется, тот, который лежал здесь — самый подлинный). Он попал в монастырь

Неделя в Армении (ч.2)

в 13-м веке, а потом был перенесён в Эчмиадзин. Но, знаете, если бы я хотела спрятать священную вещь — я бы сделала это здесь.

Однако самое потрясающее, что есть в Герарде — это вырубленные в скале церкви. Передать словами это нельзя. Микеланджело говорил, что сделать статую просто — берёшь камень, и отсекаешь все лишнее. Древние каменотесы Армении поступали ещё круче — они брали скалу, и отсекали все лишнее ИЗНУТРИ неё (все украшения, сложнопрофильные колонны, изображения животных и кресты — цельные, они часть скалы!),

Неделя в Армении (ч.2)

а только потом пробивали ход наружу! Работы велись сверху, от геометрического центра будущей церкви, и начиналось все с колодца, в котором помещался один каменотёс. Достигнув «дна» (т. е. будущего пола), он начинал расширять помещение и подключались помощники. Потом, когда всю породу помещения площадью метров 30 «начерно» убирали (через верх!) приступали к отделке. Причём отделывали на месте, не навешивая декор, а вырубая его прямо в скале. И последнее. Все это делалось в базальте, который является одним из самых твёрдых камней… просто фантастика. Место очень сильное, строгое, но доброжелательное.

Прочее:

Через мостик можно пройти дальше по ущелью, но мы не ходили.

Вход на территорию монастыря бесплатный.

Вывод: это место однозначно надо посетить, по сравнению с ним Петра в Иордании просто отдыхает!

Музей Параджанова.

Я, вообще, про Параджанова знала только то, что он был, снял несколько фильмов и сидел за гомосексуализм. Честно перед поездкой попробовала посмотреть «Цвет граната», и через 20 минут, пожав плечами, выключила.

В музей пошла только по настоянию гида. И какое же у меня было сильное впечатление!!! Он, наверное, не художник. Может, и не коллажист. Но то, что я там увидела, имеет такой эмоциональный заряд, что он пробивает навылет даже через столько лет! Коллажи из стекла — цветы, рыбки, петухи — просто потрясают. Нам очень повезло с гидом — нас водила по музею жена директора, и ее тонкость и интеллигентность подачи информации сильно украсили нам экспозицию. Но самое главное, за что, наверно, ему можно и нужно поставить памятник — это человек, которого жизнь била, как могла. И все-таки, у неё ничего не вышло! А значит, такое в принципе возможно, и, чтобы увидеть это воочию, в музей надо сходить.

День четвёртый: Цахкадзор-Дилижан-Севан

Сегодня день получился самый невыразительный. Сама дорога к озеру Севан не очень интересная — лысые, невысокие горы, а все у дороги застроено, точнее, недостроено частными домами. На глаз, процентов 70 домов незакончены, и провалы окон и серые цементные стены производят гнетущее впечатление. Около недостроев — мусор, ржавые остовы машин, в общем — тяжело как-то.

Цахкадзор — горнолыжный комплекс под Ереваном. Если бы не было зияющих оконных проемов и недостроенных стен — вполне себе Швейцария. Но к впечатлению от неё самой посещение ничего не добавило, хотя прокатились на канатке вполне себе приятно.

Неделя в Армении (ч.2)

Причем, такой канатка стала благодаря очередному меценату, который приехал, посмотрел на этот подъемник

ужаснулся, и поставил новейший и современнейший. Очень удобный, кстати!

После осмотра Цахкадзора мы заехали в небольшой монастырь неподалеку. Вот такой:

Неделя в Армении (ч.2)

Потом дорога минут 30 до Дилижана. Вдоль всего озера продают рыбу (стоящий на обочине мужик разводит руками, как бы говоря: «Вооот такая рыба». Если судить по рукам, то киты просто скромно курят в сторонке.) Вообще, ловить в Севане сетями запрещено, но… Как говорят местные: «А то у нас прокурор рыбу не ест!». Поэтому полиция все знает, все видит, и ни на что не реагирует)

Виды по дороге симпатичные, но не потрясающие. В самом Дилижане новодельный «старый центр» с сувениркой (6 домов), и все.

Неделя в Армении (ч.2)

Показали ещё вид сверху на уникальную школу. Действительно, впечатляет, но не настолько, чтобы туда ехать.

Потом опять на Севан обедать. Вот сюда

Неделя в Армении (ч.2)

И это — реально впечатление дня. Севанский сиг на угольях — это потрясающе! К нему дают ещё мацони, 3 салата, облепиховый сок (фантастически вкусно) с дополнительными пол-литра белого и чай с пахлавой (ох, как вкусно!) все встало в 17 000 драм (2200 рублей, примерно)

Последней точкой дня был монастырь княгини Мириам на полуострове на Севане

Неделя в Армении (ч.2)

Легкий ветер, тяжёлые камни монастыря, синее озеро и заснеженные горы! Стебель и сталь, солнце и лёд, ветер и камень, время и миг — почти все, что есть в мире, сошлось на крохотном полуострове пресного озера Севан…

В храме стоит уникальный хачкар, условно называемый «Христос с косичками». На хачкаре действительно выбит Иисус Христос на кресте, у него узкие глаза и монгольские косы. Считается, что такие изображения делались для того, чтобы монгольские завоеватели опознавали изображенных людей, как «своих» и не разбивали памятники.

Неделя в Армении (ч.2)

Из практического — пройдите по дорожке, вымощенной плитами, а потом по траве до развалин на самом верху холма. Там — просто здорово!

Просьба) если кто-то поедет по нашим стопам, то смотритель храма собирает 10-тирублевые юбилейные монеты. Если у вас завалялась парочка — то почему бы не сделать хорошему человеку приятное?)

На высоте около монастыря работает каменотёс, но вещи, которые у него были, достаточно крупные. Внизу маленький рыночек с картинами и простенькой ювелиркой.

Вечером погуляли по площади Республики с замечательной подсветкой.

Неделя в Армении (ч.2)

Дорога на юг: Хор-Вирап-Норванк-Караундж (армянский стоунхендж)

Получился армянский парадокс: чем дальше на юг, тем холоднее). Но — погода от Бога, а настроение каждый себе создаёт сам. Мы решили, что наше — ничто не испортит, и Бог немного улыбнулся нам с погодой). Занесло какой-то циклон (по мнению нашего гида — из Турции, поскольку вся гадость может прийти только из Турции)), и ясное солнышко сменилось упорным туманом.

Хор Вирап — это монастырь на месте древнего города, построенного, по легенде, освященной Плутархом, знаменитым карфагенянином Ганнибалом. Раскопов самого города нет (или гид о них не знает, поскольку на одной из информационных табличек упоминание о нем есть), показывают только монастырь.

Неделя в Армении (ч.2)

Он знаменит своим потрясающим видом на Арарат, но туман был такой, что не видно было турецкой пограничной вышки в трёх километрах

Монастырь известен тем, что в его темницах 13 то ли лет, то ли месяцев, томился Григорий Просветитель, тот самый, кто крестил армянского царя Трдата, а потом — и всю Армению. Вообще, с царем у него были сложные отношения: мальчики вместе учились за рубежом) (в Римской империи), а потом (или до этого) отец Григория убил отца Трдата. В конце цепочки: царский венец Трдата, приглашение Григория ко двору, фавор, вскрытие «порочащих связей» по двум направлениям: родство с убийцей отца и приверженность христианству, заключение в темницу, болезнь царя — Григорий излечивает царя, крестит его и весь народ. В темницу до сих пор есть лаз.

Неделя в Армении (ч.2)

Сейчас-то это небезопасно, а уж как выжил человек после того, как его туда сбросили с высоты 3-хэтажного дома… кормила его в темнице женщина христианка, и окно, через которое она это делала, показывают до сих пор.

С видом на Арарат мы обломались (густой туман), но нагляделись на немаленькую гипсовую статую мстителя, стоящую на соседнем холме. Гид сказал, что сделал его местный «парень». Ничего так, местный парень, изваявший пятиметровую примерно гипсовую статую.

Дальше примерно час до Нораванка. Последние километров пять по ущелью — просто красота! Монастырь небольшой, прилепившийся к скале в конце длинного ущелья

Неделя в Армении (ч.2)

Сами архитектурные детали ничего не добавляют к уже известному

но интересна «двухэтажная церковь» с куполом, поддерживаемом 12-тью колоннами (на одной есть изображение Христа, на другой — Богоматери). Вход на второй этаж — внешний, по уууузеньким ступенькам у входа внизу — могильные плиты. На вопрос: «Кто похоронен?» Гид ответил с ноткой философичности: «Монах говорит — кто наверх лезет и падает — тут и хороним». Как вы понимаете, мы немедленно полезли наверх)

Неделя в Армении (ч.2)

В соседней церкви есть два барельефа: святая Троица (сложная символика, особенно интересен образ Святого Духа, слетающий из бороды Бога-Отца в рот Адама; и, показавшийся нам более интересным барельеф с охотой князя.

Поели в монастырской трапезной (во внесезон нужен предварительный заказ). Вкуснейшая курица, запеченная в земляной печи на угольях,

с видом на ущелье

и домашним вином (про абрикосовую водку вообще молчим) — красота!

Дальше — длинный путь по горам (я горы обожаю, мне было красиво и неутомительно), примерно час — час пятнадцать до «Армянского Стоунхенджа».

Это, я скажу вам, да…

Вообще, это мегалитическая обсерватория

Неделя в Армении (ч.2)

примерная ровесница Стоунхенджа. Я была в кругу друидов во Франции, в Ньюгрейндже в Ирландии, но это намного мощнее по энергетике. Описывать там почти нечего, камни и камни, но, пройдя по большому кругу вокруг рухнувшего дольмена энергетику я ощутила мощнейшую

И это было одним из сильных впечатлений поездки.

Если пройти к краю лощины, то можно увидеть внизу очертания доисторического города с круглыми родовыми домами — арами, от которых, по легенде, и произошло название Армения.

А дальше… дальше начался туман, дождь и холод. А что поделаешь — ноябрь, понимаешь)