Турист xl105
был 29 февраля 9:48

Александровац — Сербия Сентябрь 2016

Жупска берба

Из всего что мы не знаем о Сербии — мы ничего не знаем о Сербских винах. А между тем вина Сербии и, шире, вообще Балкан, это, знете-ли, очень и очень. Я не буду касаться Македонских и Хорватских вин, все равно их не найти в России, кроме некоторых, не самых лучших образцов. Попытаюсь немного рассказать о Сербских винах. В России Сербские вина (те, которые можно найти в продаже) можно пересчитать по пальцем одной руки: 1) Вина Жупы в основном в ПЭТ-упаковках. Не имеют ничего общего с нормальными винами из Жупы; 2) Подрум Александрович из Тополы — действительно выдающиеся вина по совершенно негуманной цене; 3) Кое-что из винарни Чока из Субботицы; 4) вина под маркой «Царь Лазарь» от завода «Рубин» из Крушеваца. Это все. Все из того великого количества отличных вин. Причем, как правило, для Российского рынка вина делают по тех. заданию покупателей из России т. е. дешево и сладко. Короче, шмурдяк.

Впервые мы оказались в Александровце три года назад. Нас пригласили на экскурсию в Александровац с посещением музея вина и двумя винными домами: Будимира Здравковича и Саши Николича. Сам музей вина не очень впечатлил, но вот виноградники рядом засаженные всеми сортами, которые культивируются в Сербии, как говорится «внушают».

Сербия! Сербия! Жупска берба!

Вот эта здоровая труба ни что иное, как пушка для разгона туч из которых мог пойти град.

На фото справа виноградный пресс времен Австро-Венгрии. Ныне австийцы торгуют его за любые деньги, ибо это единственный сохранившийся экземпляр. В музее мы дегустировали коньяк от лоз которые вымерли 30 лет назад. В жару коньяк как-то не очень идет, но вот именно этот — это шедевр.

Ну, а потом поехали к Будимиру Здравковичу, по простому деде Буда.

Сербия! Сербия! Жупска берба!

Зоран, Душан — наш друг и переводчик, дед Буда и Гвоздан — директор галереи «Вина Жупы».

На производстве.

Ризница. Здесь хранятся лучшие вина, продаются они только на заказ и только через 20 лет выдержки.

Сербия! Сербия! Жупска берба!

Постоянными покупателями являются Джонни Депп, Сальма Хайек, Эмир Кустурица.

А это уже другой подвал с ракией.

Сербия! Сербия! Жупска берба!

И если сердце Сербского виноделия Александровацкая Жупа, то дед Буда символ и хранитель традиций Сербского виноделия.

На следующий год мы уже самостоятельно поехали в Жупу, предварительно договорившись с Душаном. И были мы на маленькой винане Милованович, где вино средненькое, но зато уж ракия так ракия. Мы дегустировали семилетней выдержки. Ракия выдерживается в дубовых бочках.

И на винарне братьев Райковивичей. Братья Райкович это такойже символ виноделия как и дед Буда.

Справа — диплом World Wine Dekanter 2013. Милош Райкович еще в 1933 году удостоился похвалы Александра Первого за вино, изготовленное из сорта Рскавац (местное название Прокупца). К восьмидесятилетию получения этого признания, внуки Милоша выпустили вино высшего качества из того же сорта винограда и назвали его «33». Это одно из самых дорогих вин в стране, которое было награждено бронзовой медалью «Decanter World Wine Awards» в Лондоне, как первое вино из Сербии в ценовой категории вин премиум-класса.

Вот так, год от года, зрело желание посетить главное событие года в Александроваце — Жупску Бербу, праздник сбора урожая. И в этом году все сложилось.

Надо сказать что серьезные производители праздник, как правило игнорируют, но это не значит что праздник многое теряет. Нет — очень весело и аутентично. Главную закупку вина я планировал именно там. Была у нас мысль прогуляться с нашим старым другом Душаном, так к нему со всей Сербии чуть ли не все родственники приехали. Но зато купили керамическую посуду для запекания. Напробовались всяческой ракии, каковая преобладала на витринах. Попробовали мяса быка с вертела, ну и, главное развлечение, вино из фонтана. Ехать за рулем на такое действо, себя не уважать. На такси 20 евро туда и обратно столько же. По десять евро с человека — недорого. По дороге видели фазанов, они паслись в кукурузе, а потом удирали в лес и не летели, а бежали.

На дальних подступах.

Уже выступили.

Товарищи из Мачката. У них мы закупились пршутом, колбасой и прочей сланиной. Наша подруга Милка, облила презрением продукты из Златибора, в очередной раз сказав, что лучшее мясо в Нови Пазаре. Зато цена на пршут была в 2–2,5 раза ниже чем в магазине.

Котлетный король.

Ну еще одну рюмочку.

Македонцы.

Сербия! Сербия! Жупска берба!

Бык на вертеле. Почти съеден.

А здесь из мяса быка делают бургеры. 200 динар.

Главная развлекаловка — винный фонтан. Праздник продолжается 5 дней, а фонтан работает только в пятницу и субботу.

Винарня Рашкович, у них мы купили розовое. Очень легонькое вино.

Винарня Симич. Их каберне не уступает каберне от Радовановича.

Напоследок расскажу в двух словах об одной удивительной встрече. Отдыхал в это время во Врнячке один известный музыкант, саксофонист, мировая величина. Назовем его С. Г. Очень интересный человек и собеседник. Фотографии я размещать не буду по его просьбе. Просто представьте. Вечер, полутемный ресторан и только он и я с супругой. Совершенная игра и великая музыка. Ну, пожалуй на этом и закончим.