Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 19:19

Тайнань — Тайвань Июнь 2016

Тайнань город столичный, это я серьезно, именно здесь на протяжении долгого времени находилась столица Тайваня, а сейчас здесь просто культурная столица:) До прибытия на Остров голландцев, столицы здесь не было ни какой, да что там столицы, на Тайване вообще городов не было. Что касается культуры, то она может и была, но в очень зачаточном состоянии. Оно ведь как, вот я у профессора про индейцев спрашиваю:

— Каду (индейское племя) были каннибалами?

— Конечно были, все техасские индейцы были каннибалами.

— А почему ты слюной брызгаешь, когда рассказываешь о погубленной белыми высочайшей и изысканной культуре?

— Они когда ели людей, они эстетствовали (Правда в этом месте он ржать начал, т. е. не все потеряно, просто каждый зарабатывает как умеет.)

В районе Тайнаня стояла небольшая фактория где китайцы, без особого рвения, вели менную торговлю с местным населением.

Культурная столица

Реально жизнь здесь закрутилась после того как сюда причалили, в июле 1622 года, первые голландцы. Тайнань стал их центральным портом и базой для экспансии на остров. По всей видимости, даже название Острова Тайвань, произошло из искаженного голландцами слова Тайнань. Правда, для самого форта они с трудом придумали редкое для голландцев имя — Зеландия.

По не понятным для меня причинам Голландия выпала из советской исторической географии. В Европе было много важных стран, но Голландия в их число не входила. Путешествуя по миру я понял, что ее недооценили по ошибке. Сильная страна была и люди в ней были умелые и трудолюбивые, не зря первые русские немцы были голландцами.

Культурная столица

До сих пор, вылезешь на берег, где ни будь в самой богом забытой дыре, а там дом из аккуратного, тонкого, красного кирпича. Он как привет от старых знакомых, я всегда лезу, чтобы его рукой погладить, это как поздороваться. Знаете почему по всему миру этот кирпич? Его как балласт на корабли брали, обратно обычно было что везти.

На Фармосе голландцы, для начала разговора сцепились с испанцами. Те пытались создать альтернативную базу чуть южней Тайнаня в Келунге. После победы над испанцами Голландская Восточно-Индийская Компания объявила себя единственной властью на острове. У голландцев был интересный бизнес план, попытаться через Тайвань стать торговыми посредниками между вечно враждующими японцами, китайцами и корейцами.

Культурная столица

Очень важным элементом освоения района являлось массовое переселение голландцами китайский крестьян с материка в район Тайнаня. Здесь великолепные земли, которые до сих пор кормят весь Тайвань и переселив сюда трудолюбивых китайцев, голландцы не только обеспечили едой себя, но и снабжали фруктами и овощами все проходящие мимо корабли.

Были построены ремонтные доки для судов, складские помещения и большой порт. На месте бывшего голландского порта сейчас организован музей форта Зеландия. Мне было очень интересно, здесь ведь транспортное плечо просто великанское, месяца три суда из Голландии шли. Мы в восьмидесятых просто замучились с поставками во Вьетнам, когда на Белом Тигре разведку начали, а они в семнадцатом веке ни чего, строились, работали, просто позавидовать можно организации труда.

Культурная столица

Интенсивное развитие Тайнаня продолжалось не долго. На форт Зеландия напал китайский пират Коксинга. Китайские пираты, они всем пиратам пираты. Как и все остальное в Китае, пиратство принимало очень масштабные формы. Коксинга высадился на остров с более чем двадцатипятитысячной армией. После девятимесячной осады командир форта Фредерик Койотт вынужден был капитулировать перед до смешного превосходящими силами противника.

Официально Коксинга объявил, что захват Острова произведен с целью создания базы для поддержки военных действий династии Мин против манчжурских захватчиков Цин, реально грабил проходящие суда. После победы в континентальном Китае часть армии династии Цин в 1683 десантировалась на Тайвань и присоединила его к Китаю.

Культурная столица

Отношение к образу Коксинга на Тайване двойственное. В какой то момент, видимо это был период послевоенного всплеска патриотизма, Коксинга был чем то типа Ильи Муромца. Во многих храмах выставлены принадлежащие ему ценные вещи совершено диких размеров.

Двое моих не хилых детей с трудом смогли поднять якобы его алебарду, о том чтобы ей хоть как то сражаться не было и речи. Сейчас он всем надоел и народ подозревает его в связях с китайским коммунистическим режимом:) Остров на своем веку пережил самые разные формы правления и остался при мнении, что худшая из них была родная пекинская. В отсутствии богатырей рожденных на Тайване, в патриотизме решили обходиться мирными образами.

Культурная столица

Противостояние тайваньских граждан китайскому режиму в той или иной мере присутствовало постоянно. Так в 1721 году восставшие крестьяне из соседних деревень перерезали тайнаньски гарнизон и захватили город. Следом восстание вспыхнуло по всему Тайваню и только прибывшие с материка значительные военные силы сумели подавить сопротивление тайваньских крестьян. В наказание их заставили строить стены вокруг городов, которые в дальнейшем обеспечили безопасность гарнизонов.

После Второй Опиумной Войны Тайнаньскому порту, после двухсотлетнего перерыва, было разрешено принимать европейские суда. Жизнь в Тайнане существенно изменилась. Англичанами были восстановлены портовые сооружения и таможня. Группа французских инженеров, нанятая губернатором Тайваня, начала процесс создания нового для востока города. Была выполнена перепланировка, проведено телеграфное сообщение, организован вывоз бытовых отходов и даже кое-где появилась такая роскошь как уличное освещение.

Культурная столица

В 1895 году Остров захватили японцы. К своему удивлению я часто слышал от современных жителей Тайваня, положительную оценку японской оккупации. С их точки зрения настоящими безжалостными оккупантами разорявшими Остров были пекинские взяточники. Кое-в чем можно и согласится за время японской оккупации Тайнань превратился из китайского села в современный город.

В 1915 году в Тайнане была построена канализационная система, первый раз я был в Пекине где то 1995 году, в ста мерах от центральной улицы люди выливали ночные горшки в канавку посередине дороги и радовались, что она у них есть. При этом правление японцев, как обычно, отличала неоправданная жестокость. С кого то дуба, они целыми племенами уничтожали местных аборигенов, которые по идее были абсолютно аполитичны.

Культурная столица

После войны американцы задержались на Острове очень не на долго, т. е. базы военные конечно оставили, но администрировать даже не пытались. Кредитовали охотно и помногу. Обычно подконтрольные восточные страны дают значительно более высокий возврат чем внутренние инвестиции. Развитие Тайнаня с самого начала пошло очень успешно. Окрестности города одно из самых плодородных мест в мире, конечно начала активно развиваться пищевая промышленность.

Обратите внимание, что все фрукты на деревьях в мешочках, все и везде, а арбузы и дыни в коробочках, все и везде…

Большая часть современного города не сильно отличается от новых районов Мюнхена или Атланты, хорошо удобно и рационально. При этом видно, что очень жестко не хватает места, заняты даже все крыши.

Культурная столица

В городе и пригородах есть что посмотреть. Очень понравился даосский храм на месте сражения голландцев и войска Коксинга. Как всегда ярко и образно.

Интересны природные достопримечательности. Вызвал безусловный интерес Три Хаус. Здесь перевести очень трудно, дело в том что по американски три хаус — это домик на дереве. Такие домики обычно американские папы строят для своей малышни. Здесь все получилось наоборот огромное дерево оседлало дом. Оно бы конечно давно его раздавило, но люди включились в игру и постоянно усиливают конструкцию. Выглядит все это очень забавно.

Культурная столица

День закончили интересным путешествием на лодках по каналам в манговых зарослях. Мангры они самые умные деревья, они каким то образом умеют опреснять воду, поэтому им досталось самое лучшее место для жизни, берег моря, и воды и солнца у них полно.

Обычно в мангровых зарослях воняет и я очень жалею туристов, которых возят туда на экскурсию, особую жалось вызывают любители понырять в этой теплой и вонючей воде. Здесь почему то все было в порядке, вообще ни какой вони, ноль. Покатались с огромным удовольствием, особенно после того как целый день по городу ходили.

Культурная столица

Вопрос из зала, от людей у который на осмотр всего Тайваня есть неделя: «Нам обязательно нужно ездить по Тайваньским городам?». Ответ не однозначный… Скажем так, природа на Тайване волшебная, а города можно посмотреть, тоже интересно и для общего образования полезно.