Турист Sveta@Vova from Siberia (SvetaRadko)
Sveta@Vova from Siberia
была 4 января 2021 15:58

Армения, Грузия, Азербайджан Июль 2016

Ararat View Apartment

Это путешествие возникло из вопроса:" А почему бы и нет?» Раз не удалось побывать там во времена СССР — может, это и к лучшему — то почему бы не проехать по Армении, Грузии, Азербайджану в наши дни, когда они стали самостоятельными «заграничными» государствами.

В Сибири довольно большая армянская диаспора. Многие переехали после катастрофических землетрясений в Спитаке, Гюмри. Занимаются ремонтом, держат маленькие кафе, радиорынок во власти армян… У меня много прекрасных друзей-армян. Когда они узнали, что мы с женой решили полететь в Армению, предупреждали, что это очень дорого. Действительно, в Ереван летает родная сибирская авиакомпания С7, но цены у них далеко не родные… На двоих я заплатил до Еревана (+ обратный билет из Баку) 52 тысячи рублей.

Рейс Новосибирск — Ереван напоминал отправку детей в пионерлагерь и детские летние ясли… полсамолета были армянские дети. В последние числа июня многие, вероятно, отправляли своих чад из Сибири на лето к родственникам в Армению. 4,5 часа нас пинали в спинку кресла детские ноги и оглушали крики и плач…

Прилетали в Ереван в полночь. Еще в воздухе, когда самолет кружил над городом, приметили разноцветный шпиль телевизионной башни (Кстати, самой высокой в Закавказье и 32-ой по высоте в мире — 311 м). По фотографиям с Booking.com наши апартаменты были с видом на нее. Кроме того. мы должны были любоваться видом Арарата, исходя из названия Ararat View Apartment.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Конечно, нас встретили. И хотя время было уже за полночь, привезли в супермаркет, где работает круглосуточный обменный пункт. Меняют всё на всё, в том числе, российские рубли. Здесь же решили купить немного продукутов на завтрак. И тут неприятно удивили цены — всё оказалось достаточно дорого. Да еще эти тысячи армянских драм! Впрочем, Ереван столичный город и соответственно цены в нем столичные… В апартаментах нас встретила интеллигентная, очень приятная в общении хозяйка Марина. Мы рассчитались с ней — 300 $ за семь ночей. В награду получили угощение — целую вазу знаменитых, прекрасных армянских абрикосов. Жилье оказалось на высоте — как в прямом смысле (11 этаж), так и в переносном — просторно, очень удобная кухонная зона, отдельная спальня.

фото с Booking.com

Так как разница во времени у нас с Ереваном 4 часа, проснулись рано. И на восходе солнца мы увидели величественный Арарат!

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Жаль, конечно, что нельзя сдвинуть высотку, которая загораживает вид. Но и без того, зрелище достаточно впечатляющее! И главное, это оказалось единственно утро, когда Арарат не был закрыт облаками. Повезло нам.

Кстати, еще про Арарат. Он находится на территории Турции. Перешел от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года, подписанных Лениным. Говорят, что в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, кто-то остроумно ответил, что на флаге Турции изображён полумесяц, но Луна тоже не является частью Турции.

А еще говорят, что со стороны Турции Арарат не имеет такого величественного вида, как с армянской стороны.

вид на телебашню из нашего окна днем

Мы давно уже путешествуем самостоятельно. Сами покупаем билеты, выбираем и бронируем жилье — отели или квартиры — сами организуем экскурсии. В Ереване мы нашли солидное туристическое агентство, изучили их предложения, разглядывая при этом карту Армении и читая про достопримечательности этой своеобразной страны. В результате получилось, что из восьми дней в Армении мы четыре дня будем ездить по экскурсиям. Мы сделали заказ и получили счет на 88 000 (- 5% за интернет заказ). Итого получилось 83 600 драм, или 11500 рублей, или 177 $. Дороговато, но экскурсии во всех странах стоят дорого. Пожалуй, это самая существенная часть туристических расходов.

Утром мы поменяли деньги в банке (курс обмена везде одинаковый) и расчитались за экскурсии. Впереди целый день знакомства с Ереваном и мы отправились бродить по улицам, скверам и паркам. Было жарко + 30С. Армянские хозяйки сушат белье за окном, заодно обжигающие солнечные лучи его дезинфицируют.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Солнце палит нещадно, хорошо, что в наших апартаментах предусмотрительно оказался зонтик.

Оперный театр.

В Ереване безчисленное множество памятников, уличных скульптур, инсталляций.

барабан был плох (железный), барабанщик бог!

Да, мы фотографируемся на фоне достопримечательностей, хочется, чтобы фотографии передавали и наши эмоции. Иначе можно было бы просто купить набор мертвых открыток с видами. Так что, извините, если на фотографиях покажется слишком много наших физиономий, хотелось совместить прекрасные виды с собственными воспоминаниями.

памятник персонажам фильма Мужчины Азату Шеренцу, Армену Айвазяну, Аветику Геворгяну и Фрунзику Мкртчяну
памятник персонажам фильма "Мужчины" Азату Шеренцу, Армену Айвазяну, Аветику Геворгяну и Фрунзику Мкртчяну
уличные художники собираются у памятника Мартиросу Сарьяну

В это утро планировалась и деловая встреча. Мы повстречались со знаменитым директором ереванского международного театрального фестиваля «HiFest», который прошел в Ереване уже 14 раз. С Артуром Гукасяном обсудили некоторые профессиональные вопросы, поговорили о фестивальном движении вообще. Самое прекрасное первое утро в столице Армении подарил нам Артур!

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Артур сообщил, что совсем рядом с этим кафе находится дом-музей великого Арама Хачатуряна. Жена, профессиональный музыкант-пианист, не могла пройти мимо. Музей большой и очень информативный. Очень милая армянская девушка провела нас по экспозициям, увлеченно рассказала о жизни и творчестве великого армянского композитора.

как трепетно прикоснуться к инструменту великого армянского композитора

На другой день начались наши экскурсионные поездки по Армении. Фирма предоставляет мини-автобусы, где помещаются 10–12 туристов, причем, из разных стран. Все гиды владеют, как минимум, армянским, русским и английским. Первая наша поездка на озеро Севан, гордость Армении. Находится на высоте 1900 метров, длина 75 км, ширина 8 км, температура воды в июле достигает + 20С.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Но должны сказать, что если вы были на Байкале, озеро Севан не произведет особого впечатления. Байкал более величествен, богаче в природно-ланшафтном плане. Армения всё-таки «страна камней». Она расположена высоко — 1000 метров над уровнем моря. Поэтому всюду вы видите камни, камни, камни… Достопримечательности, которые предлагают посетить турагентства, это, в основном, древние монастыри, развалины крепостей и полуразрушенные церкви. Посещение таких мест составило основу и наших четырехдневных экскурсий.

монастырский комплекс Айраванк IX век
монастырский комплекс Севанаванк IX век
в селе Аруч одна из самых больших церквей в Армении — Собор Св. Григория, построенный в 7-ом столетии.

Армяне вам не простят, если находясь в Армении вы не посетите монастырский комплекс Татев со знаменитой канатной дорогой. Путь туда не близкий — 5 часов туда, 5 обратно. Это 250 км от Еревана.

цветут маки
горный пейзаж из окна мини-баса

Канатная дорога «Крылья Татева» зарегистрированы в книге рекордов Гиннеса, рекордная длина дороги — 5 752 метра. Самая высокая точка — 320 метров! Дух захватывает и вызывает невольный вскрик, особенно когда кабина с 25 пассажирами переваливает через опору и устремляется в ущелье.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

монастырский пресс для отжима масла

За четыре дня экскурсий мы посетили также несколько бестолковую дегустацию вина на заводе Арени.

на заводе Арени
на заводе "Арени"
дегустация - много всего, только надо успеть вовремя подставить бокал, желающих целая толпа!

Побывали у языческого храма Гарни, в монастырском комплексе Гегард, в городе Гюмри, который также почти был разрушен во время спитакского землетрясения.

Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

И конечно, ежедневно гуляли по Еревану, удивляясь причудливым скульптурам-инсталляциям, которых в Ереване бесконечное множество. В основном, мы завтракали и ужинали в наших апартаментах, покупая еду в супермаркетах. Мы уже привыкли к ценам, научились в них ориентироваться. Мы посетили городской рынок. И мы не отказывали себе в удовольствии пообедать в каком-нибудь ереванском ресторанчике, наслаждаясь ароматными армянскими блюдами и хорошим вином.

Еще один день самостоятельных прогулок по Еревану мы посветили великим людям Армении. В воскресный день мы отправились в Пантеон.

армянский Пантеон
могила и надгробие композитора и дирижера Константина Орбеляна
надгробие Мартироса Сарьяна
могила и надгробие Сергея Параджанова
Неспешное путешествие русской пары по Закавказью, часть1, Армения

Мы поняли, что главное богатство маленькой Армении это её люди. Да, это знаменитые композиторы, художники, актеры… думали с об этом при посещении Пантеона в Ереване. Арам Хачатурян, Вильям Сароян, Мартирос Сарьян, Комитас, Сергей Параджанов, Фрунзик Мкртчян… а ещё А.Бабаджанян, и даже певица Шер и шансонье Шарль Азнавур, а еще Иван Айвазовский (Ованес Айвазов) Сколько армян раскидало по свету их трагическая история! Но самых теплых слов заслуживают сегодняшние простые жители Армении: радушные, готовые откликнуться на любую просьбу прохожего, среди которых по-настоящему чувствуешь себя дорогим и желанным гостем… Спасибо вам всем, наши армянские друзья, мы вас тоже любим!

И вот фирменный поезд «Армения» увез нас в столицу Грузии — в Тбилиси. Но это уже другая история…