Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 12:29

Тулум — Мексика Март 2014

Тулум я посетила в предпоследний день нашего пребывания в Мексике. Мои попутчики наотрез отказались ехать — посмотрели Чичен-Ицу и хватит! Пирамиды везде одинаковы! И сколько раз я не объясняла, что Тулум — это не только пирамиды, но и прекрасное море — уникальное сочетание(!!!), мне так и не удалось убедить их. Ну нет, так нет. А я твердо решила посетить этот город. Тулум меня манил! Почему? Ну во-первых, пирамиды — эти древние сооружения восхищают, удивляют и позволяют прикоснуться к истории загадочной цивилизации майя, во-вторых — виды с руин на море, и в третьих…в-третьих опять пирамиды — строения из гигантских плит, даже с использованием современных техники построить что-то подобное сложно, как это можно было сделать в те давние времена — вопрос…и на него нет ответа…

Существует три различных места с одинаковым названием: Тулум. Все они находятся рядом друг с другом. Современный город, где живут индейцы, расположен вдоль шоссе. Курортная зона Тулум Плайя тянется по побережью Карибского моря, имеет отличный выбор ресторанов и клубов и насчитывет десятки гостиниц, большинство из которых коттеджи, построенные в традиционном стиле майя с соломенными крышами. Руины Тулума — третье, наиболее посещаемое место археологических раскопок.

Тулум — город древнего народа майя, возведенный в доколумбовую эпоху. Когда процветала цивилизация, это место называлось Сама — «рассвет», так как он ориентирован на восход солнца над Карибским морем. Современное название «Тулум» означает «ограждение» или «стена».

Это один из наиболее сохранившихся городов цивилизации майя. К 900 годам цивилизация майя начала приходить в упадок, крупные города на юге были заброшены. Тулум образовался примерно в 10 веке и к 13 веку оставался единственным городом-государством майя, который достиг высокого уровня развития. Став крупным центром торговли и морским портом на побережье Карибского моря, он контролировал морскую торговлю от Юкатана до Гондураса. К приходу испанцев город не был покинут, население его составляло около 600 человек. Большая часть жителей жила за пределами оборонительных стен, а внутренняя часть служила резиденцией для правителей, священников, местом проведения культовых обрядов. Тулум оставался заселенным еще примерно 70 лет после завоевания испанцами, а затем был заброшен. Но местные майя продолжали посещать храмы вплоть до начала 20 века, пока посещающих руины туристов не стало слишком много.

Тулум — своеобразный город-государство майя, ставший одним из последних оплотов цивилизации этого удивительного народа.

И как можно не посетить такой замечательный город?

На автовокзале Канкуна рано утром я купила билет на автобус ADO, туда-обратно — около 200 песо. Трасса — отличная, транспорта мало. От Канкуна до Тулума — 130 км.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Два часа с небольшим — и я в Тулуме. Для того, чтобы попасть на руины, нужно выйти на первой остановке в Тулуме, отсюда начинается дорога в Тулум-руины длиной около 2-х километров. До руин можно подъехать на импровизированном паровозике с разноцветными вагончиками.

А можно и пешком. Решила идти пешком, тем более, что времени у меня было достаточно. С обеих сторон дороги — заросли пальм и каких-то диковинных тропических деревьев, в которых прячутся небольшие птички голубого цвета.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Первое, что видишь, подходя к археологической зоне Тулума — каменную стену, служившую защитой города от нападения. Эта высокая стена делает город уникальным. Обычно майя не укрепляли свои города-государства, не строили фортификационных сооружений.

А вот в Тулуме стену построили, как оборонительное средство против нападения кочевых племен с севера, правда, в конце существования города. Обшая длина стены — около 1 км, высота 3–5 метров, толщина — до 8-ми метров. В стене имеется 5 проемов — проходов для доступа в город: по два с северной и южной стороны и еще один — в западной стене. Причем пройти через каждый проход может только один человек, настолько они узкие. Город укреплен каменной стеной с трех сторон на суше.

А со стороны моря город прикрывают труднодоступные 12-метровые отвесные скалы. Такие оборонительные сооружения делают Тулум одним из наиболее известных укрепленных городов майя и свидетельствуют о том, что Тулум занимал важное место в цивилизации майя.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

В сравнении с другими городами майя территория археологических раскопок в Тулуме занимает не очень большую площадь, поэтому Тулум очень удобен для осмотра. Здесь можно неспеша осмотреть все достопримечательности, ничего не пропуская. Везде проложены дорожки, по которым можно дойти до любого сооружения. По белоснежным дорожкам можно бродить целый день, представляя, как много лет тому назад здесь ходили индейцы майя — таинственные и загадочные люди.

В Тулуме много растительности, зеленые пальмы являются колоритным обрамлением древних сооружений, построенных из белого камня.

Хотя я и приехала в Тулум рано, желающих осмотреть руины было предостаточно. Некоторые сетуют, что в Тулуме много туристов, а по мне так это даже хорошо. Можно присоединиться к экскурсии и послушать экскурсовода, что я и сделала, потом, правда, засмотревшись на Эль-Кастильо, потеряла группу с русскоговорящим гидом. Можно самостоятельно осматривать руины, при этом постоянно находясь в людском море и ощущая себя единым целым с теми, кому, как и мне повезло попасть в этот чудный город. Можно просто сидеть на траве вместе с туристами разных национальностей, наблюдать за игуанами, которые настолько привыкли к людям, что даже не убегают от них. Можно запросто попросить любого туриста сфотографировать тебя на фоне руин и тебя сфотографируют раз десять, как ты захочешь… И знание (или незнание) языка роли не играет. Ты даже не чувствуешь, что приехал один, ты — вместе со всеми и все — вместе с тобой.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Охраняют руины симпатичные охранники — игуаны, их здесь ну очень много

В старинном городе расположены развалины жилых домов, сторожевые башни, храмы и крепость. По некоторым развалинам можно только догадываться, что тут было раньше, другие хорошо сохранились.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Архитектура Тулума типична для городов майя, характеризуется ступенями к зданиям, которые расположены на небольшом постаменте. Дверные проемы, как правило, узкие, если здание большое, его поддерживают колонны. Верхнюю половину стен обычно украшают карнизы. В комнатах имеется одно или два небольших окна и алтарь у задней стены. Перекрытие было или сводчатым, или состояло из близколежащих друг к другу деревянных балок.

На главном проспекте города находится Храм Фресок, который хорошо сохранился, как внутри, так и снаружи. Он считается самым интересным храмом по части старинных росписей с характерными сюжетами из жизни майя, фрески изображают змей, бога Дождя Чаака и Иш-Чель, богиню плодородия, радуги, деторождения, медицины и ткачества. Считается, что это наиболее сохранившиеся росписи на всем полуострове Юкотан. Возведен храм в 15 веке.

Храм Фресок включает в себя две галереи — на первом и втором этажах. Статуи в нишах, изображающие майянского «Спускающегося бога», расположены по фасаду. Также на фасаде изображен классический профиль майя: лоб и нос находятся на одной линии, в семьях элиты майя было принято деформировать череп у новорожденных детей, на их череп закрепляли специальную доску, так с помощью деформации формировался этот своеобразный профиль, по которому отличали представителей «голубой крови».

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

На стенах храма до сих пор видны красивые фрески в стиле тольтеков. Эти фрески были раскрашены яркими цветами, но большая часть цветных орнаментов просто выгорела на солнце.

Храм возводили как астрономическую обсерваторию, поскольку ориентирован он на запад, и у центральной колонны, находящейся внутри него, можно наблюдать интересные световые эффекты в дни зимнего и летнего солнцестояния.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Напротив Дома Фресок располагается Дом Чультун. Дом стоит на платформе, наверх ведет лестница. Искусственная цистерна для сбора дождевой воды, называемая чультун, находится в области юго-западного угла платформы. Вход дома обрамляют две колонны. Внутри здания сохранилась скульптура Нисходящего бога в нише. Скорее всего, в доме жили знатные горожане.

Самый известный монумент Тулума — Эль Кастильо — это крепость, храм и маяк одновременно, построена на более старом здании, крыша которого поддерживалась колоннами и перекрытиями. Этот храм строился в несколько этапов, циклами в 52 года. Самая молодая часть храма — его верхушка.

Это самое высокое строение в Тулуме, высота самого храма более 7 метров. Находится на скале высотой 12 метров над Карибским морем и занимает центральное место на территории четко спланированного города. Кастильо далеко видно, как со стороны моря, так и со стороны побережья.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Перед боковыми крыльями Кастильо построено 2 святилища с алтарем, они невысокие, войти туда человек не сможет. Предполагают, что в этих святилищах жители города оставляли подаяния.

Крепость Эль-Кастилио служил маяком для торговых кораблей. Вдоль берега растянут коралловый риф — второй по величине на Земле — с единым местом разрыва как раз напротив маяка. В дневное время солнечный свет пробивался через окна первого этажа, а в ночное время в храме зажигали огни и через отверствия в верхней части храма свет образовывал дорогу на морской глади — проход через риф к морю. Проход в центре рифа настолько узкий, что без светового указателя подплыть к берегу просто невозможно. А еще рассказывают, что отверстия в верхней части маяка разделяет каменная перегородка, по обе стороны которой горели огни. Оба огня видны, когда судно идет прямо на маяк, иначе — перегородка закрывает один из огней.

Над каменной лестницей пирамиды на фасаде три входа, а в проемах между ними — изображения извивающегося пернатого Змея Кукулькана. Замок использовался майя для проведения церемоний и религиозных праздников, в центре комплекса сохранилась площадка, возможно, для проведения танцев.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Эль-Кастилио, как и другие сооружения Тулума, закрыты для посещений, так как руины очень и очень древние, а желающих попасть внутрь великое множество. Впрочем, вполне достаточно осмотра пирамид снаружи. Здесь такая невероятная энергетика, что просто гуляя по городу, ощущаешь ее, растворяясь в древности, которая окружает тебя со всех сторон.

Слева от Эль-Кастильо — храм Спускающегося Бога, представляет собой довольно скромное здание небольших размеров, имеет всего одну комнатку с алтарем. Однако этот храм считается одним из самых красивых строений Тулума. На здании выделяется красивейшая скульптура бога, который спускается головой вниз. Стены здания отклонены от вертикали, но это не от времени, а так было задумано заранее.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Внешние стены были расписаны изображениями богов Солнца, дождя и маиса, обрамленных телами змей. В разные периоды времени солнце, освещая стены храма, отражается множественными бликами, видимыми на других пирамидах. Возможно, жрецы майя так общались между собой.

Напротив Эль-Кастилио древний архитектор расположил два жилых помещения: Большой Дворец и Дом Правителя.

Большой Дворец или Дворец Халач Виника, служил резиденцией правителя или другого знатного человека. Здание расположено на платформе, на которую можно взойти по лестнице. Вход обрамляют 4 круглые колонны. Маленькие квадратные окна расположены в верхних частях стен, причем не только наружных, но и тех, что разделяют внутренние помещения. Комнаты во Дворце больше, чем в других строениях города. Здесь также, как и в других сооружениях, находится фигура с изображением Нисходящего Бога, качественно исполненная. Судя по многочисленным скульптурным изображениям и фрескам, Тулум являлся важным центром почитания Нисходящего Бога.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Дом Правителя или Дом Колонн расположен напротив Дворца. Построен на невысокой платформе. Это одна из наиболее крупных резиденций знати в Тулуме. Возможно, здесь, а не во Дворце, размещался царский дом. Сооружение большое, 85 метров в длину и 35 метров в ширину.

Еще одно очень интересное сооружение — храм Ветра, его предназначение и сегодня поражает и восхищает. Храм располагается на скале, практически на берегу моря. Таинственное племя майя построило его в качестве предупреждения надвигающегося урагана. Едва ветер усиливался, как храм начинал свистеть — ветер проходил через специально проделанные отверстия в верхней части храма. Чем сильнее ветер, тем громче свист. Именно благодаря храму Ветра жители узнавали о скором урагане и укрывались за городской стеной. Самое интересное, что и по сей день храм продолжает выполнять роль оповещателя приближающегося урагана, говорят его свист был слышен в 1995 году, когда на побережье случился ураган Роксана.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

А это Дом Сенотэ — сооружение, построенное над сенотэ — колодцем с водой. Служило жильем для высопоставленного лица. В задней комнате находится алтарь, где майя проводили религиозные церемонии.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Сенот, над которым расположен дом, давал жителям древнего города воду.

В городе замечен феномен, который случается два раза в год: в день весеннего и осеннего равнодействия тени от всех построек делят город ровно по диагонали. Как маянцы это спроектировали — загадка. Многие дома разрушены почти полностью, но тень два раза в год делит город пополам.

Когда вот узнаешь такие факты, видишь древние сооружения, тебя невольно посещает мысль: кто же такие эти люди — майя? Откуда у них такие знания, изобретательность? Они знали математику, астрономию и письменность, строили гигантские пирамиды, среди майя были отличные хирурги, мореплаватели. Откуда они появились и куда ушли, оставив нам множество тайн и загадок?

То, что майя были гениальны, подтверждает месторасположение города. Это ж надо выбрать такое место для города — удобное расположение, защита скалами, вертикально уходящими вниз, и главное для нас, туристов, окружающая красота.

А теперь идем на море! Такого бирюзового цвета моря нет нигде!

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Пляж — одна из достопримечательностей древнего города. Отсюда начинали свой путь индейцы майя на остров Косумель, чтобы там продолжить исполнение своих религиозных обрядов.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Сюда в удобные бухты шесть-семь сотен лет назад причаливали большие индейские лодки с рыбой, фруктами, тканями и драгоценностями, а затем они доставлялись во внутренние районы материка.

А теперь здесь прекрасные пляжи, которые считаются лучшими из пляжей Мексики. Бирюзовая чистая вода, мелкий белоснежный песок, солнце практически круглый год — это все о пляжах Тулума. Пляжи тянутся на много километров и влево — вдоль отелей, и вправо — до заказника Сиан-Каан.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Говорят, что на этом пляже черепахи откладывают свои яйца. Черепаший пляж с высоты.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Полюбоваться на удивительно-красивое Карибское море можно со смотровой площадки.

А потом по крутой лестнице спуститься к белоснежным пляжам.

Легкий морской бриз дует с Карибского моря. Настроение замечательное! Я просто поражена величественной красотой этого прекрасного места! Дух захватывает от такой красоты!

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Между морем и руинами растет множество экзотических растений. Прогулка по зеленой зоне — то, что надо в жаркий день. Хотя надо сказать, во время моего посещения Тулума было не так уж и жарко, по небу гуляли облака, дул приятный ветерок…

Почти на выходе встречаю такую странную зверюшку, миролюбивую, не боящуюся многочисленных представителей рода человеческого. Как выяснилось, называется этот милый зверек носуха.

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Пора покидать удивительный город Тулум.

Тулум, ты меня на разочаровал, я получила даже больше, чем ожидала: эмоции через край, яркие неописумые впечатления, неповторимые воспоминания о древних руинах и прекрасных видах на лазурное море.

За каменной стеной меня ждал современный мир, а стена — это как хрупкая граница между прошлым и настоящим…

Кто в Тулуме не бывал, тот Мексику не видал

Опять пешком дошла до шоссе, где находится остановка автобуса на Канкун. До отхода автобуса на Канкун еще оставлось некоторое время. Я успела побродить по магазинам, купить кое-какие сувениры, пообедала в уютном ресторанчике с хорошей местной кухней, потом посмотрела представление индейцев. Про это представление написано много и есть много фотографий на эту тему, поэтому повторяться не буду. Размещу только одну фотографию, которая мне очень нравится: «Потомок великих майя отдыхает». Мне кажется, индеец и не знал, что его могут сфотографировать, поэтому он не позирует, как они обычно это делают, когда разыгрывают представления или фотографируются с туристами.

Вот и закончилось моё путешествие в Тулум. Жаль было расставаться с таким удивительным городом, который подарил мне прекрасную встречу с древними руинами и лазурным морем…

Будете в Мексике, обязательно загляните в Тулум, уверяю вас, не пожалеете…