Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:11

Куско, Ольянтайтамбо, Агуас-Кальентес — Перу Январь 2008

Ну, вот - в нашем долгом путешествии «Вокруг Южной Америки», которое началось 20 декабря 2007 года, наступил последний высокогорный этап - знакомство с "затерянным" городом Мачу Пикчу.

Мы оставили позади Бразилию, Аргентину, Чили и Боливию и уже неделю путешествуем по Перу. Эта страна оказалась очень богатой на различные памятники древней архитектуры и культуры. Здесь мы увидели жизнь индейцев племени Урос на озере Титикака и познакомились с достопримечательностями древней столицы Инков - города Куско и его ближайших окрестностей — Саксайуаман, Тамбомачай, Пука Пукара и Кенко.

После экскурсии на соляные копи и террасы Морай, дорога привела нас прямо в Священную долину, в которой находились еще более интересные достижения той индейской эпохи - крепостные сооружения Ольянтайтамбо и самый знаковый объект Инков — "затерянный" город Мачу Пикчу (на языке кечуа Machu Pikchu - "Старая Гора").

Почему "затерянный"? Да потому что его так и не нашли испанцы! Они и представить себе не могли, что в этих неприступных горах можно было построить что-то стОящее. И Мачу Пикчу был обнаружен только в 1911 году американским исследователем Хайремом Бингхемом. Конечно, местные жители знали о нем и раньше, но делиться этим секретом с европейцами не спешили.

Но даже сейчас до Мачу Пикчу добраться нелегко, так как из-за сложного рельефа автомобильная дорога все еще не построена, а есть только одноколейная железнодорожная ветка, идущая по узкой полоске берега бурной Урубамбы.

Вокзал в Агуас Кальентес

Приехав поездом из Ольянтайтамбо (60 км), устроились в отеле городка Аквас Кальентес (Aquas Calientes), выросшего как гриб после дождя из-за громадного туристического спроса после объявления Мачу Пикчу в 1983 году памятником ЮНЕСКО. Ажиотажа этому месту добавило и присвоение "затерянному" городу в 2007 году звания "Новое чудо Света" - как раз в год начала нашего путешествия вокруг Южной Америки ...

Основной магистралью Аквас Кальентес, расположенном на высоте 2040 метров над уровнем моря, является улица Пачакутека, соединяющая главную площадь города, которая находится у вокзала и горячие источники наверху ущелья. Здесь, что ни дом - то отель! Есть в городке и сувенирный рынок для туристов. Устроившись, стоит посетить ванны и бассейн с горячими источниками, спускающимися прямо с гор.

Статуя Пачакутека на центральной площади Агуас Кальентес
Кафедральный собор в Агуас Кальентес

Исторический комплекс Мачу Пикчу, который находится на высоте 2430 метров над уровнем моря, начинает свою работу с шести утра и к этому времени от железнодорожной станции Аквас Кальентес туда поднимается первый автобус с туристами. У нас билеты были заранее куплены и после завтрака мы без проблем приехали наверх. Эта дорога длиной восемь километров идет крутым серпантином до входа в заповедник. Билеты на вход в него нужно покупать в городке - наверху их не продают! Кстати - нужно обязательно не забыть взять с собой и паспорта - проверяют!

При желании на Мачу Пикчу можно подняться и пешком по идущей через джунгли древней каменной лестнице. Заблудиться на ней невозможно, так как она оборудована указателями. Подъем по вертикали - около 400 метров. Это немало.

Когда мы были там в середине января 2008 года, ограничений на количество туристов не существовало. А в 2011 году на посещение Мачу Пикчу ввели лимит - не более 2500 человек в день.

Выйдя на смотровую площадку, все ахнули, увидев наяву картину, знакомую ранее только по фотографиям - классический вид археологического комплекса Мачу Пикчу. Низкая облачность и туман придавали этому месту дополнительную загадочность.

На заднем плане - гора Уайна-Пикчу

Более живописного места я, пожалуй, и не встречал - кругом горы, похожие на высокие огурцы и очень сложный рельеф. По окружающим Мачу Пикчу двум глубоким ущельям мчится быстрая Урубамба. Делая крутой зигзаг, река огибает эту горную гряду вместе с виднеющейся в туманных облаках Уайна-Пикчу (Гора Молодости).

Место для города было выбрано очень удачное и из ущелий, по которым течет река, его совершенно не видно. Так что инки были не дураки и знали где нужно строить. А о сложностях строительства в таких условиях, несмотря на отсутствие колес и всякого рода подъемной техники, они и не задумывались ...

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Есть предположение, что Мачу Пикчу построили инки, ушедшие после поражения из Куско. По другой версии, он был создан великим инкой Пачакутеком как священный горный приют за столетие до гибели империи. Испанцы не нашли его и он был обнаружен только почти сто лет тому назад. В нем жили несколько пастухов, поэтому он и сохранился в своей первозданности.

Если внимательно присмотреться к стоящим перед нами постройкам, то можно различить район храмов, жилой сектор, темницы и кладбище. Хорошо сохранился Храм Трёх Окон, служивший инкам во многих их ритуалах. Они верили, что солнечные лучи, падающие через окна храма на площадь, символизируют трех основателей империи инков, которые, согласно легенде, вошли в этот мир через эти самые окна.

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Исследователи полагают, что крыши всех строений того времени были сделаны из соломы и на одном из склонов восстановлены дома, в которых жили земледельцы, занимавшиеся обработкой террасных полей. Многие дома были двухэтажными.

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Город небольшой – около 200 зданий. В основном это общественные помещения – храмы, резиденции, склады. Полагают, что там проживало около тысячи человек, которые поклонялись богу Солнца Инти и занимались сельским хозяйством, выращивая на вырубленных в скалах террасах кукурузу, картофель, бобовые, авокадо и многие другие культуры. Наверно, и коку.

Всего на Мачу Пикчу можно насчитать около пяти гектар земель, расположенных на таких узких террасах, устроенных прямо на склонах гор. Прошедшие столетия доказали мастерство строителей - все террасы дожили до наших дней практически без изменений и разрушений.

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Мачу-Пикчу – один из центров религиозного государства. Только религиозность, на мой взгляд, могла быть мотивацией постройки такого города. Ведь почти все камни были обработаны и принесены снизу. Рабу было бы легче умереть, чем таскать такие камни наверх.

Уникальным было и то, что инки выстроили весь город без использования каких-либо скрепляющих смесей типа цемента. Мы видим, что все постройки держатся за счёт собственного веса! Удивительно, но даже частые в этих местах землетрясения не причинили им никакого вреда! Ученые объясняют это тем, что при строительстве инки оставляли в кладке камней специальные щели, а некоторые блоки ставили под углом ...

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

По заброшенному городу можно бродить часами, представляя себе, как здесь жилось тогда. Или сесть на краю пропасти и смотреть вдаль на необычные для нас формы гор, километровые обрывы. Далеко внизу летают орлы и где-то внизу шумит Урубамба. Неземная красота …

Самое культовое место Мачу Пикчу – вырубленный из скалы многоугольник – «Интиуатана» - место, к которому привязано Солнце. Всяк пришедший сюда считает своим долгом вытянуть руки и подпитаться от него энергией Солнца. И все туристы подолгу стоят у этого камня и наслаждаются аурой этого священного места.

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Неподалеку находится дом с бовольно большим пространством и многочисленными нишами в его стенах. Считается, что в них ставились золотые пластины, которые отражали попадавший на них солнечный свет. Сейчас пластин нет, а туристов удивляют и развлекают тем, что предлагают встать по одному человеку лицом к нише и всем вместе по команде прокричать: У-у-у-у!

В ответ возникает интересный акустический эффект и раздается эхо ...

Оригинальную архитектуру имеет и храм Кондора, вероятно названный так из-за определенного визуального сходства. Перед ним на земле находится большой камень, у которого хорошо угадывается высеченная из камня голова хищной птицы с клювом. Крылья стилизованы. Считается, что здесь мумифицировали умерших и готовили их к загробному миру. И инки верили, что туда их уносил кондор. Ведь он был для инков священной птицей.

Поэтому и неудивительно, что и Мачу Пикчу с высоты птичьего полета тоже похож на эту суровую птицу ...

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

Если присмотреться, то видно как по улицам естественным путем течет родниковая вода. Это лишний раз доказывает, что инки были мастера и в вопросах ирригации. Помимо простых акведуков они сооружали и фонтанные комплексы, в которых купались и совершали различные обряды.

Несмотря на облачную погоду, самые отчаянные из нас полезли на гору Уайна-Пикчу (2693 метра над уровнем моря), возвышающуюся над историческим комплексом. Многие называют ее еще "Сахарной" - по аналогии с таковой в Рио де Жанейро. Но штурм ее был не из легких - перепад высот около 300 метров, да и пропасти у тропинок вызывали немалую дрожь в коленках ...

Полтора часа подъема по такой крутой тропе и там, наверху, тоже можно увидеть руины жилищных и храмовых построек, вдохнуть глоток более свежего воздуха и вспомнить слова Высоцкого насчет того, что «ты счастлив и нем» ...

Именно за этой горой река Урубамба и делает свой крутой разворот на 180 градусов. На Уайна-Пикчу ведут два маршрута - один до половины, а второй до верха горы. И наши ребята были на самой высокой ее точке. Подъем по лестницам не очень простой, но стоит того! Практически весь день гора была скрыта облаками и те, кто поднялся на нее в этот день, попали еще и под дождик ...

Очень сожалею сейчас, что мы не пошли тогда туда, а просидели из-за моросящего дождика в ресторанчике. Тогда это показалось почему-то лишним. А сегодня для желающих подняться на Уайна-Пикчу введен лимит - не более 400 человек в день. И пускают группами - в 8 и 11 часов утра. Кстати, и билеты туда сейчас надо брать на сайте онлайн: machupicchu.gob.pe.

Мачу Пикчу. Очередное чудо Света

На спуске с Мачу Пикчу нас провожают местные мальчишки, одетые в тогу воинов-инков. Мы едем автобусом вниз по серпантину дороги, а один из них сбегает напрямик по крутой тропе инков и боевым кличем воина приветствует нас на повороте. На следующем повороте, пока мы проедем очередной зигзаг, он уже снова ждет нас и так бежит сломя голову вниз до самого поселка. Такой вот трюк.

Сначала мы думали, что на каждом повороте нас ждали разные мальчишки, но потом присмотрелись, и стали уже болеть за «нашего». Внизу шофер пускает его в автобус и он сначала трижды издает боевой клич индейцев и только потом принимает вознаграждения от умиленных туристов.

Встреча с "затерянным" городом закончена. Нас ждет поезд до Куско. Билеты на него ограничены и мы взяли их заранее. Такая бронь делается на перуанских сайтах http://ticketmachupicchu.com/ или https://zonasegura.incarail.com/. Стоимость билета от Аквас Кальентес до Куско сейчас составляет около девяноста долларов.

Удивительно, но небольшой городок Аквас Кальентес имеет два вокзала – на один прибываем, а со второго, который расположен повыше уровнем, отправляемся обратно в Куско. Мы, как нормальные люди, конечно пришли на первый, на который приехали, и сели в ожидании поезда в ресторанчике над бушующей Урубамбой. Спасибо нашему гиду Милошу, который знал где нас искать ...

В поезде проводники устроили шоу с перодеваниями и демонстрацией разной одежды. Мы тоже достали свои сувенирные обновки, купленные в Мачу Пикчу и продефилировали вдоль вагона. Три часа до Куско пролетели незаметно.

А утром нас ждет самолет, летящий в джунгли Амазонии.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия