Турист Наталья (Natalya_1987)
Наталья
была 23 февраля 22:50

Тбилиси, Сигнахи, Батуми, Кутаиси, Боржоми + 5 городов — Грузия Сентябрь 2016

Предыстория. Двум туристам из Казахстана, один раз съездившим отдыхать через турфирму за границу, очень быстро захотелось самостоятельности. Решено! В этом году — первое самостоятельное путешествие.

Страна была выбрана сразу — Россия. Это было идеальным стартом для начала: нет языкового барьера, невероятное количество достопримечательностей, величайшие города — Москва, Санкт-Петербург, Казань. Почти полгода длилась подготовка к поездке: карты, маршруты, транспорт, жильё. Последние деньки ожидания и мы наконец-то… в Грузии!

Как такое возможно? А всё очень просто, за месяц до поездки мы посмотрели фотографии Грузии и мысленно были уже там, а через месяц — уже и не мысленно. Да что мелочиться, поедем еще и Азербайджан (Баку) посмотрим!

Экспресс-переподготовка к поездке по Грузии заняла меньше месяца. Опять карты, маршруты, транспорт, жильё.

Жильё

Заранее не бронировали, искали на месте, точнее оно само всегда находилось. Гостевых домов в Грузии очень много, вы еще не успеваете из маршрутки выйти, а рядом уже «жильё» стоит! Шучу! Стоит тот, кто его предлагает: хозяева, брокеры. Отели заранее посмотрели на букинге, выбрали подходящие по цене и расположению, почитали отзывы, отметили на карте и со 100%-ной уверенностью, что там будут свободные номера просто ехали по адресу. Во всех случаях заселялись без проблем.

Билеты

С авиабилетами париться не стали — купили их в авиакассе (перелет Астана-Баку, авиакомпания Эйр Астана, в пути 3 часа, билет 118 000 тенге, это 336 $, приобретали за 5 дней до вылета). Из Баку в Грузию добирались на ночном поезде до Тбилиси (цена билета Баку-Тбилиси плацкарт — 32 маната, в Баку из Тбилиси — 40,27 лари плацкарт).

Карты

Использовали распечатанную карту Openstreetmaps с дополнениями из Google карт и приложение MAPS.ME. Полностью панорамных карт Грузии, где просматриваются все улицы, в интернете нет, поэтому приходилось довольствоваться точечными панорамами на картах Google.

Маршрут

Рождался в муках. Он никак не собирался, не прилаживался, не окольцовывался. В ходе поездки из маршрута по собственной глупости выпали Рача, Зугдиди, Сванетия: Местия, Ушгули (потом много раз пожалели об этом), т. к. побоялись дороги — горный серпантин очень плохо переносится. И вот наш план величайшего покорения Грузии стандартный маршрут на 19 дней (фактический, планируемый выглядел красивее и логичнее), цифры в первом столбце — числа сентября:

6 Тбилиси (на поезде из Баку)

7 Тбилиси — Сигнахи — Тбилиси

8 Тбилиси — Батуми (ночной поезд)

9–12 Батуми + окрестности

21 Тбилиси — Казбеги

22 Казбеги — Тбилиси

23 Тбилиси — Ахалцихе — Вардзия — Ахалцихе — Тбилиси

24 Тбилиси — Баку (ночной поезд)

2 туриста, о которых идет речь — я и моя мама (в дальнейшем — «мы»):

Казбеги

Ахалцихе

Вардзия

Более подробно — как доехать, что посмотреть и сколько стоит — в фотоальбомах.

Наши помощники в дороге:

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

Все остановки городских маршруток написаны только на грузинском языке. Без помощи местного населения разобраться нереально. Названия междугородных маршруток частично продублировали на английский язык.

В Тбилиси возле остановок висит электронное табло, можно сориентироваться какие маршрутки здесь останавливаются и через сколько прибудут.

Названия станций метро — только на грузинском языке.

Метро Исани.

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

В интернете нашли схему столичного метро на трех языках. Правда на метро так и не покатались, но для ориентирования по городу схема пригодилась.

То, без чего не обходится ни одно путешествие

Денежная единица Грузии — лари (копейки — тетри).

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

За 1 доллар на вокзале Тбилиси давали 2,29 лари. В городе в обменниках курс был 2,310 — 2,315.

Обменники найти не сложно, нужно ориентироваться на электронные таблички.

Бюджет

Часть печальная. Жили в Грузии из расчета 150 лари в день на двоих (в эту сумму входит проживание, питание, экскурсии), точнее выживали, потому что жить здесь — удовольствие не из дешевых.

Если сегодня ютишься в комнатке с хозяевами и на все экскурсии ходишь пешком — можешь себе позволить покушать в кафе. Если завтра планируешь поселиться в отеле в центре города и ездить на экскурсии на такси — запасись «Дошираком» сегодня!

Питание

Множество ресторанов, кафе предлагают большой ассортимент еды.

Первое, что нужно обязательно попробовать — хинкали. Цена в среднем 0,7 лари за штуку. Самые лучшие нам попались в Батуми в «Хинкальной № 1», расположенной на улице 26 мая. Говорят еще хорошие там же в Батуми в «Доме хинкалей» на улице Пушкина.

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

Хачапури по-аджарски. Цена от 7 лари.

Как говорили в передаче «Орел и решка»: в любом городе самая дешевая еда — в магазинах. По этому принципу и жили.

Цены на фрукты-овощи на рынке для ориентировки по ценам:

Что привезти

Сувенирный рынок Грузии очень разнообразен. Самые дешевые сувениры — на рынках.

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

Из съедобного обязательно привезите чурчхелу — это национальная грузинская сладость (готовят из нанизанных на нитку орехов в загущённом мукой виноградном соке). Самая дешевая — на Дезертирке в Тбилиси. С фундуком 1–1,5 лари/штука, с грецким орехом 2–2,5 лари.

Большой выбор приправ тоже не оставит равнодушными. Правда они своим запахом пропитают весь чемодан, во что бы их не завернули.

Грузинский чай брать не рекомендуют, говорят азербайджанский лучше.

Побыть в Грузии и не привезти домой спиртного — это просто невозможно. В интернете спиртное в Тбилиси советовали покупать в Tbilisi Mall. Это огромный 6-этажный торговый центр, находится на выезде из Тбилиси по дороге в Мцхету (доехать можно на маршрутке или на такси — от ж/д вокзала 15 лари), там можно купить всё. Цены там дешевле, чем в винных магазинах + предоставляют бесплатную дегустацию. Правда дают пробовать недорогие вина по 14 лари за бутылку. Дорогие не дают. Говорят самые лучшие вина — «Киндзмараули» и «Хванчкара»

Наши покупки в Tbilisi Mall (для лучшего ориентирования по ценам):

Вино «Киндзмараули» — 13,95 лари, вино «Хванчкара» — 29,50, коньяк «Sarajishvili» — 17,50.

Первое самостоятельное путешествие в Грузию через Баку

Бренди «Old Kakheti» — 19,95 лари.

К сожалению, чача не моя, моя была сразу же выпита папой, сфотографировать не успели (пришлось одолжить в интернете). Цена -13,95 лари. С его слов, очень вкусная штука. Брали со вкусом ореха. Таксист, везший нас в торговый центр, предлагал настоящую домашнюю чачу по 8 лари за литр. Брать такую в самолет мы побоялись.

Всё остальное спиртное пока не пробовали, поэтому о вкусе и качестве ничего сказать не могу.

Вот так мы, груженные покупками, ехали на поезде в Баку, а оттуда домой.

На этом и закончилось наше первое самостоятельное путешествие. «Первый блин» получился не совсем комом, но с комочками всё-таки был!