Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Севан — Армения Сентябрь 2016

Итак, мы поехали через город Севан к одноименному озеру. В самом городе ничего примечательного кроме одинокой церкви замечено не было,

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

гораздо больше завораживал пейзаж за окном.

А когда мы подъехали к парковке и вдохнула полной грудью — поняла какие счастливые люди, живущие здесь.

Сначала мы решили подняться к монастырю Севанаванк.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Дорога к нему идет по ступенечкам вверх, не очень круто, идти минут 5 от силы.

Сначала через рынок, где продают всевозможное армянские сувениры,

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

потом уже на ступеньках продолжается стихийнапя торговля,

но наша цель монастырь.

Согласно историческим сведениям, в 305 году Григор Лусаворич, о котором я на днях рассказывала в материале про Гегард, на острове озера Севан на месте языческого капища основал скит и построил церковь Святого Воскресения. Она была разрушена при землетрясении 995 года. Возрождение монастырской жизни приписывается Католикосу всех Армян Месропу Егивардеци. Он построил церковь Сурб Аракелоц (св. Апостолов) и Сурб Аствацацин (Св. Богородицы), основал монашеское братство, открыл духовную школу и обогатил монастырскую библиотеку.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Во время монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разрушен. Восстановление началось в 1441 году после возвращения армянского патриаршьего престола в Эчмиадзин. Здесь была основана монастырская семинария, которая вслед за Татевским университетом получила название «семинария Восточного дома».

В 17 м веке монастырь существовал как скит, в 1661 году монастырь был отреставрирован на деньги братьев Читахянов из Тифлиса. В том же 17 м веке была построена базиличная церковь Сурб Мариам, которую снесли в 1930-е годы. С Мариам связана такая история. Она была дочерью царя Ашота I и женой сюникского царя Васака, и дала обет построить 30 церквей после смерти мужа. Так вот храмы на острове в озере Севан (тогда это еще был осмтров) начали строиться по ее инициативе.

Монастырь вновь стал действовать в 1990-е годы, открылась духовная семинария имени Вазгена Первого. Вот она, чуть ниже основного монастырского комплекса.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Монастырский комплекс включает в себя две сохраненных церкви, одну разрушенную церковь с притвором, кельи монашеской братии, множество хачкаров и надгробий.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Если посмотреть на план, то 1 это церковь Св. Апостолов, 2 — монашиские кельи и академия, 3-руины притвора Богородицы, 4- церковь Богородицы, 5-руины церкви святого Арутюна.

На деле это выглядит примерно так

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

А уж виды на озеро, которые открываются от монастырского комплекса — это отдельное огромное удовольствие.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Ну озеро Севан само по себе это огромное высокогорное озеро непередаваемой красоты. По преданию из него пили только звезды и боги. Есть несколько гипотез о происхождении озера Севан. Вероятнее всего, это озеро родилось несколько тысячелетий тому назад вследствие вулканических процессов. Вокруг озера найдено несколько десятков геометрических круглых кратеров, заполненных пресной водой. В Севан впадают 28 рек, а вытекает лишь Раздан.

Вода в озере чистейшая и прозрачная.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Можно прокатиться на кораблике.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Предположительно озеро получило свое название от того самого монастыря Сев ванк, это в переводе с армянского означает «Черный монастырь», и храм действительно сложен из черного туфа.

Вокруг озера сейчас образован «Национальный парк Севан» с четырьмя заповедниками, ибо там редкоф флоры и фауны пруд пруди. Прежде всего всем известная севанская форель, и еще какие то эндемичные рыбы. Кстати вокруг озера повсюду рыб-хозяйства, и на каждом шагу прногдается копченый сиг (очень вкусно 500 драхм за штуку). Кроме рыб там еще и птицы. Самый важный центр популяции Армянской Чайки

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

, а кроме этого лебеди, нырки и неведомая птица пор имени черноголовый хохотун. Сейчас придет Олег и покажет что это за зверь)

Вообще можно долго ехать дорогами вокруг озера — пейзажи меняются

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

, но один краше другого.

Столько чаек одновременно я вообще никогда и нигде не видела!

Кстати, Севан называют «Голубой жемчужиной» Армении, потому что это самое крупное озеро Кавказа.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Итак, мы почти вдоволь накатались по дорогам вокруг озера и конечно проголодались. Что нужно сделать обязательно? Ну конечно же поесть севанских раков!

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

А потом можно продолжить прогулку.

Озеро, чайки, раки и старинный монастырь

Да! И не забудьте повязать ленточку на древе желаний!