Турист Игорь Шихов (Horynych)
Игорь Шихов
был 13 января 2020 11:08

Великобритания Май 2007

Великобритания — не самое популярное направление у российских путешественников. И тому есть уважительная причина: виза. Точнее, сложность ее получения. Тут и повышенные требования к платежеспособности потенциального гостя и необходимость личной явки для собеседования, да еще и дактилоскопирования, что многих отпугивает. Конечно, не потому, что «пальчики» могут всплыть по какому-нибудь делу, просто, это вся эта процедура влечет за собой необходимость дополнительного визита к представителям Ее Величества в Москве. Для нас, провинциалов, это выливается в дополнительные расходы…

Складывается впечатление, что если Вы не являетесь беглецом типа Березовского или Бородина, либо не можете оплатить своим детям обучение в Оксфорде, Вам в Британии не очень-то и рады. В то же время, наблюдая за тем, во что превращает «старую добрую Англию» всяческий понаехавший сброд, невольно вспоминаешь слова Вовочки из старого анекдота: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу…»

Впрочем, прокатка пальчиков была введена уже после описываемых событий, а третья по счету британская виза избавила нас от необходимости ехать на собеседование в первопрестольную… Кстати, при получении второй визы мы нагло не явились на подобную беседу. И когда сотрудники консульства спросили моего приятеля (который пришел отдуваться один за всех): «А где господин Шихов?», тот, не растерявшись, ответил: «У него очень много работы…»

В Уэльс мы поехали после того, как Ольга начиталась книги Дугласа Монро «21 урок Мерлина». В голове прочно засели кельты, друиды и древние барды, не говоря уж о Мерлине с королем Артуром. Везде виделись знаки судьбы. Например, наш авиарейс имел номер 333. «Ну и что…», — легкомысленно скажете Вы… А между тем, тройка для друидов цифра особая — это трижды повторенный урок, да и вообще, они считали, что через тройку происходит выражение всего в мире…

В гостях у Мерлина

И хочется верить древнему барду, который пел: «Никакая нить памяти не ведет меня, но я хорошо знаю этот путь. С каждым шагом растет чувство, что все мне здесь знакомо. Штрихи какой-то забытой жизни бесшумно плетутся рядом…».

Жить нам предстояло на юге Уэльса, в графстве Кармантершир. В сельской местности, что называется «на природе», на клубных курортах, взятых по обмену через Interval International. Причем, практически обе недели мы пребывали в одном месте: первый курорт, возле городочка Лохарн (Laugharne) отделяли от второго, около поселка Пендин (Pendine) всего-то 9 километров.

Кстати, оба местечка имеют какие-никакие, но, достопримечательности. В Лохарне, кроме развалин старинного замка есть еще лодочный домик Дилана Томаса. Этот знаменитый поэт (мне все время хочется, да простят меня литературоведы, назвать его «валлийским Есениным») провел здесь последние четыре года жизни (1949—1953 гг.) и похоронен тут же, в Лохарне. А если Вам не хочется заходить в музей, расположенный в этом доме, можете полюбопытствовать, как жил Томас, заглянув в окно «письменного сарая», где поэт творил. Вся обстановка в сарайчике, к которому можно запросто подойти по лесной тропинке, говорит о том, что хозяин где-то здесь, он просто вышел на минутку, хлебнуть виски…

В гостях у Мерлина

Скажете, что никогда не слышали этого имени? И, наверное, будете неправы, сами того не подозревая: некто Роберт Циммерман уже более полувека назад взял себе в качестве псевдонима имя поэта (а затем оформил как фамилию вполне официально) и теперь мы все знаем его как легендарного Боба Дилана.

Поселок Пендин тоже связан со знаменитостями, правда, несколько другого плана. В свое время здесь проводили заезды гоночных автомобилей. Да-да, прямо по пескам, которые обнажаются во время отлива.

В гостях у Мерлина

Малкольм Кэмпбелл и Джон Пэрри-Томас с 1924 по 1927 годы установили 5 мировых рекордов скорости. К сожалению, эти покатушки закончились печально: 3 марта 1927 года во время заезда на скорости 250 км/ч на гоночном монстре Babs, построенном Пэрри-Томасом, оборвалась цепь и практически снесла ему голову. Рекорд скорости тогда устоял, но инженер и гонщик занял 3 место в рейтинге изобретателей, погибших от своих изобретений…

Сегодня о тех рекордных заездах напоминает мемориальная доска, им же посвящен и «Музей скорости» в Пендине. И ведь не зря гоняли именно здесь, места просто удивительные — идеально ровная и плотная поверхность: идешь по песку, не оставляя следов!

На морском берегу мы можем находиться бесконечно, тем более, на таком, как в Уэльсе. Конечно, тут не искупаешься мае, но, притягивает другое — поразительные перемены ландшафта. Казалось бы, совсем недавно, утром, мы наблюдали за местным рыбаком, который вытаскивал на скалу пойманную рыбину, а к обеду море сбежало на сотни метров, обнажив тот самый гоночный трек. «Мы стояли на плоскости…», — так и вертится в голове строчка из песни БГ…

В гостях у Мерлина

Не менее интересно наблюдать за тем, как прилив заходит в устье реки Таф и она начинает течь в обратную сторону… Любители длительных прогулок, попав в эти края, понимают, что они оказались там, где надо — не обязательно идти по пляжам Уэльса (хоть они и считаются самыми протяженными в Европе): вдоль всей береговой линии национального парка Пемброкшир-кост есть пешеходный маршрут. И пусть Вы пройдете только несколько из сотен километров, всех этих лесов, прибрежных скал, птичьих гнездовий Вам вполне хватит, чтобы понять, что не настолько уж и урбанизирована старушка Европа, как у нас это принято думать…

Ну, а поскольку мы не «настоящие» туристы (в смысле, не те, которые с рюкзаками ходят), нам больше по нраву передвижение на машине. Что, кстати, само по себе может являться приключением — едешь всего 60 км/ч, а кажется, что несешься, как тот самый Пэрри-Томас: узкие, извилистые, ныряющие в лощины и взбирающиеся на холмы, сельские дорожки порой впрыскивают в кровь изрядную порцию адреналина. А если еще учесть отсутствие обочин на дорогах и «неправильное» левостороннее движение, то в зеркале заднего вида мы частенько наблюдаем «хвост» из местных машин. Но, при этом никто, естественно, не сигналит замявшемуся водителю — здесь, ведь, не Италия…

Мне нравится, что в Европе огромное количество разнообразных «объектов туристического внимания». Т. е., достопримечательностями их, вроде бы, не всегда и назовешь (природные объекты и музеи местного значения, фермы, где городской житель может, наконец-то убедиться, что молоко берется «из коровы», воссозданные поселения аборигенов — от древнейших времен до начала индустриальной эпохи, и т. д. и т. п.), но, заглянуть туда бывает вполне интересно. Здесь более подходит слово «аттракция».

В гостях у Мерлина

Так вот, если приехать, скажем, в любую точку Британии, то количество аттракций в радиусе 50 километров не позволит вам заскучать в течение как минимум недели. А на информационном стенде нашего клуба было больше сотни всевозможных буклетов, листовок, журналов и газет, посвященных местным аттракциям (тут не на 2 недели, на 2 месяца хватит).

Вот в подобной газете мы и вычитали, что неподалеку, в замке Карью (Carew) в течение нескольких дней будет отмечаться 500-летие Великого рыцарского турнира (в 1507 году в нем насчитали более тысячи участников).

Но, поводом к поиску информации об этих событиях послужила неожиданная встреча, когда по дороге куда-то мы неожиданно увидели людей в красивых старинных нарядах, от мала до велика, неспешно едущих вдоль дороги верхом на лошадях. Их сопровождал народ, одетый попроще — явно, крестьяне и ремесленники, с ними же лучники и пехотинцы. Мы, конечно, же, развернулись и поехали за ними…

В гостях у Мерлина

Дорожка привела нас к замку Карью, походив по которому, точнее, по тому, что от него осталось, мы попали на поляну, где развлекались лучники. Мы тоже решили присоединиться, благо сделать это несложно — за 1 фунт мы получили десяток стрел и смогли в меру своей криворукости попробовать подстрелить оленя или атакующего супостата. И даже в кого-то попали…

В гостях у Мерлина

Но, конечно, не ради этого на поляне были разбиты шатры и играла кельтская музыка. Кого-то ждем… Публика в нетерпении… И вот, солидный дядька (похоже, местный вельможа) объявил о прибытии «официальной делегации». Появился важно шествующий епископ со свитой, после встречи которых и начался турнир лучников. Причем, женщины лихо выпускали стрелы наравне с мужчинами, ни в чем им не уступая.

Кульминацией сего действа стала мини-спектакль «а-ля Вильгельм Телль», главную роль в котором сыграла ничего не подозревающая девочка, приглашенная из числа зрителей. Ей положили на голову яблоко и поставили спиной к арбалетчику, изображая подготовку к стрельбе. После того, как тот сымитировал выстрел из арбалета, «вельможа» быстро снял с головы ребенка яблоко, тут же кинув перед оцепеневшей от страха девчушкой другое яблоко, пронзенное стрелой. Зрители в бурном восторге, девочка слегка в шоке…Британский юмор…

В гостях у Мерлина

А на следующий день, полистав газетку про юбилейные торжества, мы решили вернуться на продолжение праздника, ибо нам предстояло увидеть главное событие — рыцарский турнир.

То, что мероприятие весьма серьезное, стало ясно при подъезде к замку Карью. Мы-то сперва немного волновались — как туда подъехать, где запарковаться… Но, все было уже продумано без нас и к тому же, безупречно подготовлено. Путь к месту событий был обозначен указателями, а при въезде на парковку (для нее отвели громадную зеленую поляну), каждую машину встречали организаторы и не просто указывали, куда встать, а буквально провожали до конкретной точки стоянки. В результате такой четкой работы, без всякой разметки на поле были аккуратно запаркованы сотни машин.

Заплатив 8 фунтов за вход, мы получили по браслету, чтобы беспрепятственно покидать территорию мероприятия и заходить снова. Было довольно прохладно, и периодически капал дождик, но, это не мешало зрителям разворачивать привезенное с собой все необходимое для пикника, включая столы и стулья. При этом, посиневшие от холода дети бегали вокруг совершенно раздетыми, что нисколько не волновало родителей. Наши мамашки, наверное, с ума бы сошли, глядя на полуголых карапузов в колясках.

В гостях у Мерлина

А на большом лугу кипела жизнь средневекового Уэльса: барды пели, ремесленники что-то там точили на своих станках, плели из лозы, вязали. И, конечно, с радостью рассказывали и показывали все свои секреты — мужчины демонстрировали оружие, а женщины рукоделия. Актеры играли комедию, над которой, наверное, смеялись 500 лет тому назад, танцы в исполнении знатных особ тоже были весьма любопытны: кавалеры, явно знающие себе цену, грациозно (насколько позволяли животы) выводили в круг дам, преисполненных изящества…

В гостях у Мерлина

Конечно, одежда участников реконструкции заслуживает отдельной похвалы — и крестьянские льняные сарафаны и бархатные платья прекрасных дам. Да и остальная атрибутика тех лет была сделана очень качественно.

В гостях у Мерлина

Какой же праздник без буфета? Пожалуйста, подходите… Однако, поддержание жизненных сил и праздничного настроения обеспечивалось исключительно безалкогольным ассортиментом. И даже у расположившихся на газоне компаний предательски не выглядывали горлышки из корзинок для пикников. Хотя, погода явно была «за»…

Местные жители (те, которые средневековые) тоже не страдали отсутствием аппетита, да еще и на свежем воздухе. Они жили своей жизнью, явно без оглядки на окружающих — в лагере горели костры, на которых что-то готовилось, столы сервированы старинной (а какой же еще?) посудой. Народ ел, пил и отдыхал, не обращая никакого внимания на зевак, заглядывающих им в тарелки…

В гостях у Мерлина

Те же, кто пришел за более серьезным зрелищем, чем лозоплетение, сосредоточились в центре, где в преддверии турнира состязались охотники — на полном скаку они метали копья в оленьи чучела.

В гостях у Мерлина

Но, «разогрев» публики на этом не закончился: в бой пошла пехота. Валлийцы против англичан. Лязг доспехов, звон мечей и яростные крики командиров… И вот, когда мужики до упаду намахались железяками и даже женщины устали подносить кувшины с водой умаявшимся воякам, на поле битвы выскочил резерв со свежими силами — мальчишки довершили разгром англичан под одобрительные крики зрителей.

В гостях у Мерлина

Время уже давно перевалило за полдень — где же гвоздь программы? А вот он! Точнее, они — на ристалище выезжают рыцари, среди них даже одна весьма симпатичная дама, которой сверкающие доспехи очень идут.

В гостях у Мерлина

Поддерживаемые своими болельщиками, рыцари бесстрашно несутся друг на друга… Удар! И во все стороны летят щепки сломанных копий. То, что осталось, оруженосцы везут герольдам. Вообщем, это были настоящие соревнования, со своим регламентом, объявлениями, комментариями — как это и бывает на спортивных состязаниях. На дождь уже никто не обращает внимания, настолько все были увлечены этими потоками энергий, раз за разом сшибающихся на ристалище.

В гостях у Мерлина

В итоге, слава Богу, никого не убили и не покалечили, хотя, мероприятие это довольно опасное: в свое время на турнире был убит их основатель — Жоффруа де Прейли. Да и запретили турниры в 16 веке после того, как король Генрих II погиб в результате попадания в глаз щепки от сломанного копья (которых, кстати, сегодня было в изобилии). Но, у нас все обошлось, победитель турнира получил свой заслуженный шлем, а разгоряченные участники турнира потом еще долго и радостно общались со своими поклонниками, о чем, наверное, только могли бы мечтать фанаты наших спортивных звезд.

Пушечный салют при завершении праздника дал сигнал к «отступлению на исходные позиции», так что, после того, как все быстро и аккуратно разъехались, руины замка у пруда снова погрузились в свой многовековой сон…

В гостях у Мерлина

Что для нас Южный Уэльс? Это не только тщательно оберегаемые природные красоты — это и Сент-Дейвидс, имеющий статус самого маленького города Великобритании, но при этом располагающий громадным собором Святого Давида и очаровательный курортный городок Тенби, и обилие антикварных лавок, и найденный нами «Coetan Arthur» — Артуров камень в Гауэре… Который, правда, оказался каким-то другим валуном, но, судя по фотографиям оригинала, «наш» камень выглядел более внушительно.

А сколько еще впереди… Поэтому, при слове «Уэльс» Ольга всегда оживляется и я нисколько не сомневаюсь, что если я вдруг скажу: «А поехали в Уэльс!», не пройдет и секунды, как услышу в ответ: «Поехали!!!»